В совершении каких литургийных действий может принимать участие диакон, по какой-либо причине служащий без приготовления?



Ввиду того, что иные диаконы, не приготовившиеся ко Святому Причащению, участвуют в совершении Литургии так же, как и приготовившиеся, «Руководство для сельских пастырей»» на запросы священников о том, не следует ли в этом случае отстранять диаконов от совершения некоторых литургийных действий, дает такое разъяснение: «Диакон, являясь в качестве сослужителя великого и страшного священнодействия — принесения Бескровной Жертвы, должен быть проникнут чувством глубочайшего смирения и с сознанием своего недостоинства предстоять Святой Трапезе Господней. Это чувство и это сознание в особенности должны быть присущи диакону, приступающему к Святой Трапезе без надлежащего приготовления. Вот почему у нас и без письменного закона, по долгу совести и по внушению чувства благоговения перед святыней, принято, что диакон, надлежащим образом не приготовившийся к участию в совершении Литургии, устраняется от некоторых литургийных действий, а именно:

1) он не выходит со священником перед Царскими вратами для чтения начинательных молитв перед Проскомидией;

2) перед «Благословенно царство» только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение у священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения «Благослови, владыко», произносит ектению и т.д.;

3) после Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно и священник к нему, а только таким же образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив простое благословение у священника, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения;

4) при возгласе священника «Победную песнь» не поднимает звездицу вместо него это делает священник;

5) равным образом и при освящении Святых Даров не подходит к Святой Трапезе и не поднимает Святые Дары при возгласе «Твоя от Твоих», а только по освящении Святых Даров совершает каждение во время пения «Достойно есть»; он не подходит к Святой Трапезе и во время причастна и после причащения священника не собирает частицы в Святую Чашу. Кроме того, в некоторых местах диакон, служащий без приготовления, не выносит Святые Дары после причастна и не возглашает «Со страхом Божиим и верою приступите». От такого образа действия, установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии» («Руководство для сельских пастырей», 1888 г.).

 

О совершении Евхаристии и причащении Святых Даров

Священник И.В. просил редакцию «Церковного вестника» разрешить следующие недоуменные вопросы касательно совершения Евхаристии и причащения:

1) После возглашения «Святая святым» диакон, входя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Можно ли назвать святым хлебом Агнца, уже пресуществленного в истинное Тело Христово? По-моему, нельзя. Верно ли мое мнение?

2) Недавно мне пришлось служить собором; и перед причащением служащих первый священник раздробил не только часть Агнца «ХС», но и другие части — «НИ» и «КА», и мы, священники, таким образом, причащались частицами ХС, НИ и КА. Между тем в Служебнике ясно сказано, что священники причащаются только от частиц ХС; частицами же НИ и КА — только миряне; следовательно, мы поступили против слов Служебника.

Но, с другой стороны, по учению Святой Православной Церкви все, приобщающиеся Тела Христова, соединяются с Господом Христом, как бы ни была мала крупинка Святого Тела и к какой бы частице Святого Тела она ни принадлежала. Таким образом, священники, причастившись частиц НИ и КА, все одного же Тела Господня причастились. Спрашивается: для чего же существует в Служебнике такое положение, по которому священники должны приобщаться одними частицами, а миряне - другими? И можно ли приобщаться священникам частицами НИ и КА?

3) Когда приготовляются запасные Дары (для больных), следует ли раздроблять и разделять и частицы 1С и ХС? Если не следует, то в таком случае запасными Святыми Дарами нельзя приобщать священников и диаконов (что иногда бывает); если же раздроблять всего Агнца с частицами 1С и ХС, то не противно ли это будет словам Служебника: «ХС же, часть, раздробляй священником и диаконом. Тыя же две части святыя, еже, НИ, и еже, КА, причастником да раздробиши на части малыя, едино будет довольно по разсмотрению твоему».

По каждому вопросу редакция дала особые ответы следующего содержания:

1) Хотя некоторые диаконы, ввиду приведенных оснований, заменяют указанные в Служебнике слова на «Раздроби, владыко, святый Агнец», но, думается, без нужды, ибо название освященных уже Даров хлебом мы встречаем не однажды в святом Писании: «Да искушает себе человек и тако от хлеба да яст» и проч. Здесь, как и в словах Служебника, имеется в виду внешний вид хлеба, а не его существенное значение.

2) Служебник имеет в виду постоянных на каждой Литургии причастников мирских, что видно из всего состава молитвословий, особенно из слов: «Со страхом Божиим и верою приступите». В то же время отцы Церкви желали отличить служащих священников от мирян в принятии Таинства чрез распределение трех частиц Агнца. Но если частицы НИ и КА, из-за отсутствия или малочисленности мирских причастников, оставались бы для потребления Даров диаконом, то не лучше ли их употребить для самого причащения священнослужителям, чтобы, хотя и при соборном служении, не одна только, но три четверти Агнца достигали своего прямого предназначения?

3) Последний вопрос — праздный или основывающийся на слишком внешнем понимании дела. Неужели лишь определенные частицы святого Агнца могут соединять мирянина или иерея со Христом, а не весь Агнец? Всего естественнее, чтобы на Литургии 1С и ХС получили свое предназначение, а НИ и КА разделялись для запаса. («Церковный вестник», № 51, 1888 г.).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!