Значение музыки в жизни человека



 Стиль как отражение мироощущения композитора. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

№№ тема Дата план Дата факт
11 Интонация как носитель образного смысла
22 Характерные черты русской народной музыки.
3 Основные жанры русской народной вокальной музыки.    
4 Многообразие связей музыки с литературой.    
5 Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре    
6 Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.    
7 Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки.    
8 Разнообразие камерной, симфонической и театральной музыки.    
9 Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Музыкальный фольклор народов России.    
10 Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.    
11 Многообразие связей музыки с литературой.    
12 Многообразие связей музыки с литературой.    
13 Творчество композиторов-романтиков (Э. Григ).    
14 Многообразие связей музыки с литературой.    
15 Многообразие связей музыки с литературой.    
16 Символика скульптуры, архитектуры, музыки.    
17 Символика скульптуры, архитектуры, музыки.    
18 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (А.П.Бородин).    
19 Многообразие связей музыки с изобразительным искусством    
20 Портрет в музыке и изобразительном искусстве.    
21 Портрет в музыке и изобразительном искусстве.    
22 Портрет в музыке и изобразительном искусстве.    
23 Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве    
24 Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).    
25 Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).    
26 Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).    
27 Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси)    
28 Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия (М. Равель)    
29 Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.    
30 Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.    
31 Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.    
32 Творчество композиторов-романтиков (Ф.Шуберт)    
33 Промежуточная аттестация. Итоговый тест по музыке.    
34 Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).    

Общее количество часов 34

                                                                                            

Класс

№п/п                                                                           тема Дата план Дата факт
1  Преобразующая сила музыки как вид искусства.             
2 Преобразующая сила музыки как вид искусства.    
3  Интонация как носитель образного смысла.                     
4 Интонация как носитель образного смысла    
5 Интонация как носитель образного смысла    
6 Интонация как носитель образного смысла    
7  Многообразие интонационно-образных построений.  Сила героической интонации.                                                                                
8 С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко                      
9 С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко                      
10 Воздействие музыки на человека ее роль в человеческом обществе            
11 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов).    
12 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов).    
13 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов).    
14 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (Н.А.Римский - Корсаков).                                                                                    
15 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (Н.А.Римский - Корсаков).                                                                                    
16 Древнерусская духовная музыка    
17 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка).                                                         
18 Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.    
19 Классическая музыка в современных обработках.    
20 Классическая музыка в современных обработках.    
21 Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды    
22 Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды    
23 Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (фуга, месса,реквием)    
24 Венская классическая школа (В. Моцарт).    
25 Венская классическая школа (И.Гайдн).    
26 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ( Г.В. Свиридов)    
27 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.С. Прокофьев)    
28 Стиль как отражение мироощущения композитора.    
29 Романтизм в русской музыке.    
30 Творчество композиторов-романтиков (И.Штраус)    
31 «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.    
32 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов ( П.И. Чайковский)    
33 Промежуточная аттестация. Итоговый тест    
34 Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.    
  Общее количество часов 34

                                                                           

Класс

          

№ п/п тема Дата план Дата факт
1  Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. (С.Прокофьев)    
2 Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. (Д.Шостакович)    
3 Круг музыкальных образов (лирические, драматические), их взаимосвязь и развитие.(Ф.Шуберт)    
4   Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические), их взаимосвязь и развитие.( М.Равель)    
5 Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические), их взаимосвязь и развитие.( М.Равель, Ф.Лист)    
6 Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические), их взаимосвязь и развитие.( Ф.Лист)    
7 Круг музыкальных образов (драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.(Бетховен, И.Бах)    
8 Круг музыкальных образов (драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.(Бетховен, И.Бах)    
9 Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.    
10 Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.    
11 Творчество композиторов-романтиков ( Ф Шопен,)    
12 Романтизм в русской музыке.(А.Скрябин, С.Рахманинов)    
13 Романтизм в русской музыке.(А.Скрябин, С.Рахманинов)    
14 Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки.    
15 Программная музыка. (М.Глинка)    
16 Программная музыка. (М.Глинка)    
17 Программная музыка. (Л.Бетховен)    
18 Программная музыка. (Н.А.Римский-Корсаков)    
19 Программная музыка. (П.Чайковский)    
20 Программная музыка. ( П.Чайковский)    
21 Программная музыка. (А.П.Бородин)    
22 Программная музыка. (А.П.Бородин)    
23 Программная музыка. (А.П.Бородин)    
24 Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).(Э.Григ,)    
25 Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).(Э.Григ,)    
26 Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки.    
27 Стиль как отражение мироощущения композитора (В.Моцарт)    
28 Стиль как отражение мироощущения композитора (В.Моцарт)    
29 Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.    
30 Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.    
31 Стиль как отражение мироощущения композитора    
32 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов    
33 Промежуточная аттестация. Итоговый тест.    
34 Стиль как отражение мироощущения композитора    
  Общее количество часов 34

Класс

№ п/п тема Дата план Дата факт
1 Может ли современная музыка считаться классической?     
2 И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко    
3 «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.    
4 «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.    
5 Классическая музыка в современных обработках. (Л.Бетховен симфония №5)    
6 «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. (А.Рыбников)    
7 «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. (А.Рыбников)    
8 Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ( А.Г. Шнитке)           
9 Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках    
10 Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках    
11 Электронная музыка.    
12 Современные технологии записи и воспроизведения музыки.      
13 Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.)    
14 Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.)    
15 Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.)    
16 Современная музыкальная жизнь    
17 Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века ( Дж. Верди).    
18 Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века ( Дж. Верди).    
19 Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века ( Дж. Верди).    
20 Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.    
21 Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.    
22 Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.    
23 Авторская песня: прошлое и настоящее.    
24 Авторская песня: прошлое и настоящее.    
25 Современная музыкальная жизнь.    
26 Мюзикл.    
27 Древнерусская духовная музыка. распев как основа древнерусской храмовой музыки.    
28 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).    
29 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).    
30 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,С.В. Рахманинов).    
31 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).    
32  Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.    
33 Промежуточная аттестация. Итоговый тест.    
34 Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).    
  Общее количество часов 34

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии и нормы оценок знаний учащихся по предмету «Музыка»

 

По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных триместров и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы. 

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,  допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Отметка «2»

Оответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.                          

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

Отметка «2»

Исполнение неуверенное, фальшивое.

 

Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Отметка «2»

Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.

Отметка «1»

Отказ от ответа.

Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

1. Учащиеся правильно излагают изученный материал;

2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

2. Допускает неточности в изложении изученного материала.

Отметка «2»

1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

2. Не справляется с поставленной целью урока.

Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;

Отметка «2»

Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.

Оценка тестовой работы.

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы

Оценка реферата.

Отметка «5»

1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
ей критическую оценку.

4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

1. Тема реферата раскрыта поверхностно.

2. Изложение материала непоследовательно.

3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Отметка «2»

1. Тема реферата не раскрыта.

2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.

Оценка проектной работы.

Отметка «5»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2.  Соблюдена технология исполнения проекта.

3.  Проявлены творчество, инициатива.

4.  Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2»

1. Проект не выполнен или не завершен.

Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Ведение словаря

3. Выполненное домашнее задание.

4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
     Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря)

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

 

Приложение 3


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!