Второе направление, религиозное



Задача этого направления заключается в самом широком распространении понимания природы реальности и ускорении роста духовного сознания. Хотя в определенном смысле сгладить или устранить религиозные разногласия труднее всего, однако и в этом иерархическая работа достигла реального прогресса. Сегодня огромное количество людей непоколебимо верит в братство религий. Хотя повсеместно интеллектуально неразвитые массы почти или вообще никакого представления не имеют о вещах духовных, им легче поверить в единого Бога и принять идею универсальной веры, чем любую другую идею. Многие тысячи из них – либо откровенные агностики, либо вообще ни во что не верят, в то же время другие тысячи томятся под властью теологий. Тем не менее, внутри них есть тот зародыш духа любви, который по природе своей является всеобъемлющим и интуитивным. Любопытно, что в этом отношении бурлящие миллионы Востока представляют для Великих более серьезную проблему, чем народы Запада. Из-за своей повальной неграмотности широкие массы в Азии легко поддаются эксплуатации и оказываются под властью религиозных демагогов, пламенных пророков и реакционеров и, как следствие, совершенно не знают каково общее направление развития событий в мире религии.

Сейчас эта проблема активно решается учениками и работниками Второго Луча. Интересно отметить, что успешный слом старых барьеров и широкая духовная готовность на Западе являются, главным образом, следствием работы востоковедов Франции, Германии и Англии. Это они раскрыли Западу всю красоту 177] литературы Востока и тем самым соединили духовные истины всех веков с истиной христианства, показав, что все они в равной степени прогрессивны и ценны. Теперь массам людей в Индии, Китае и северной Африке предстоит осмыслить внутреннее значение своих собственных верований и ту роль, которую в единой великой религиозной программе играет христианство. Этим вплотную занимаются некоторые наставники на Втором Луче в Индии, Японии и Сирии.

В ближайшее десятилетие работа Братства Религий (внешние организации которого проявлены) значительно активизируется. И вскоре внутренняя структура всемирной веры настолько ясно обозначится во множестве тысяч умов, что к концу столетия неизбежно начнет появляться и ее внешняя форма.

В конце концов столь же четко определится и внутренняя структура Всемирной Федерации Наций, которая уже к 2025 г начнет принимать внешнюю форму. Но не спешите с выводом о том, что мы получим совершенную мировую религию и законченное сообщество наций. Не так скоро меняется природа. Однако сама концепция, идея получит всеобщее признание, одобрение и всеобщую поддержку действием, а при наличии всех этих условий ничто не сможет помешать появлению ее окончательной физической формы для нового цикла.

Третье направление, научное

Задача действующих в этом направлении – расширить сознание человека, так раздвинуть его горизонты, чтобы сделать возможным синтез осязаемого и неосязаемого. Это позволит человечеству вступить в новую субъективную сферу и достичь новых состояний осведомленности. Этому будут способствовать работники в области образования, науки и психологии. Великие дела 178] готовятся к свершению в настоящее время, и деятельность работников Третьего и Пятого Лучей никогда не была такой целенаправленной и такой результативной.

Я уже говорил и повторяю снова, что работники всех Лучей привлечены к решению одной высшей задачи – задачи, к которой вела и готовила вся христианская эра. Седьмой и Шестой Лучи заняты сферой управления и созданием нового синтеза, следовательно, сила всех работников этих направлений соединяется с энергией Первого Луча. Энергии стремящихся и учеников Третьего и Пятого Лучей направлены на работу по расширению человеческого сознания, прояснения скрытых чудес вселенной и ускорения раскрытия дремлющих в человеке способностей. Пробужденные, эти способности станут высшим соответствием нынешних чувств и выведут человека в мир, лежащий за покровом неведения и материи.

Как видите, работа по слому барьеров национально-групповой изоляции и сепаратизма настолько напряженная, что требует соединения энергий трех групп исполнителей. Поэтому семь групп работников организованы следующим образом:

1. В области политики....................... Первый, Шестой и Седьмой Лучи.

2. В области религии.......................... Второй и Четвертый Лучи.

3. В области просвещения................ Третий и Пятый Лучи.

Не забывайте, что хотя работа ведется в трех областях человеческого мышления и деятельности, в целом преследуется единая цель создания синтеза и энергичной подготовки к столь чудесному откровению, что подробно говорить о нем сейчас просто невозможно. Его правильная интерпретация зависит от внутреннего роста и просветленности. Этот рост ускоряется сегодня и облегчит понимание того, что ждет нас впереди. Помните, что 179] откровение редко приходит в том виде, в каком его ожидают. На человечество прольется свет, который изменит его быт, изменит его отношение ко всем сферам жизни в мире и положит начало новой эпохе, которая принесет с собой способность к групповому синтезу и сотрудничеству, а также новые ментальные способности, которые позволят уму одинаково легко функционировать в двух направлениях: вовне, в мире проявленных форм, и внутри, в мире синтеза, единства и духа. Появится новый подход к жизни и сменит ценностные ориентиры, ибо жизнь обретет дотоле неведомый смысл, понимание которого обогатит наш повседневный опыт. Вот на что направлены сегодня все силы истинных работников.

На предыдущих страницах я упомянул о необходимости рассеять некоторые сомнения и сейчас хочу вкратце осветить три основных вопроса, прояснение которых облегчит и ускорит приход новой эпохи с ее новыми цивилизациями, новыми науками и новой религией. В ближайшие годы людям наиболее консервативным придется задуматься над решением трех проблем, которые людьми интуитивными и просветленными будут считаться определенно решенными. Эти три проблемы можно считать тремя главными объектами внимания науки, политики и религии. Их разрешение ускорит и разрешение мировых проблем управления, веры и материи. Обратите, пожалуйста, внимание на значение и отличительные особенности трех последних слов.

Проблема идей

180] В конце концов, главная проблема управления в мире заключается в мудром приложении идей. Именно здесь выявляется могущество речи, так же как в религии или образовании ощущается могущество письменного слова, печатной страницы. В политике массами управляют ораторы, и никогда их влияние не было столь очевидным, как в наше время благодаря использованию радио. Великие идеи так и сыплются на общественность: теории диктатуры, коммунизма, нацизма, фашизма, марксизма, национализма, идеалы демократии. То одна, то другая группа мыслителей предлагает свои методы управления публике, которая даже не успевает разобраться в них. И расовая неприязнь, и личные предпочтения, и разного рода иллюзии обязательно найдут свое выражение, обманывая тех, кто не способен мыслить самостоятельно. Тот, у кого хорошо подвешен язык, кто владеет даром играть словами и способен выразительно озвучить людское недовольство, кто мастерски жонглирует статистическими данными, фанатик, предлагающий панацею от всех социальных зол, разжигатель расовой ненависти – никто из них никогда не останется без последователей. Такие люди без труда расшатывают общественное равновесие и приводят своих легкомысленных сторонников либо к скоротечным успеху и власти, либо к позору и забвению.

Во всей этой игре с идеями и под постоянным давлением на сознание великих концепций, лежащих в основе нашего эволюционного процесса, человечество развивает способность мыслить, выбирать и строить надежный фундамент. Благодаря эволюционному выдвижению этих идей происходит неуклонное приближение к свободе мысли (благодаря древнему методу эксперимента, отвержения и возобновления усилий с каждой новой концепцией), которая позволит человечеству строить в точном соответствии с великими мыслеобразами, положенными в основу нашего внешнего мира. Внимающие умы эпохи становятся все чувствительнее к этим прообразам, так что индивидуальные умы могут распознавать их и выводить из тьмы на свет дня. Именно 181] так будут открыты и станут доступны те истинные прообразы, что поведут человечество к его назначению, к тем более глубоким осознаниям, которые формируют расовые типы, и тому синтетическому пониманию, которое позволит принять идею Братства. Так действуют мысли, и проблема идей будет пониматься все лучше, пока, в результате, у нас не появятся обученные интуитивные работники и мыслители, способные непосредственно из мира концепций черпать (для пользы всей расы) идеи, которые будут служить моделью для построения. Я сознаю, что подобными заявлениями подвергаю себя риску быть обвиненным в преувеличении и утверждении невозможного, но время подтвердит истинность моих предсказаний. Структура, или устройство, мира появляется из определенных внутренних мысленных прообразов и строится на них. Именно эти внутренние прообразы вызвали нынешнюю волну экспериментов с управлением по всему миру. Но никто сегодня не учит проникать в мир образов и интерпретировать идеи, поэтому и возникают проблемы. Позднее, когда люди ясно увидят причину, они будут действовать мудро и тщательно готовить своих Наблюдателей и Связников. Это будут мужчины и женщины, у которых интуиция пробудилась по воле настойчивого интеллекта. Они будут теми людьми, чьи умы будут настолько преданы групповому благу и свободны от всякого чувства обособленности, что никак не будут препятствовать контакту с миром реальности и внутренней истины. Они необязательно будут «религиозными» в обыденном смысле этого слова, но будут отличаться доброй волей, высоким уровнем ментального развития и хорошо оснащенным умом. У них не будет ни личных амбиций, ни эгоизма, но будет любовь к человечеству и желание помогать ему. Такие люди и являются истинно духовными людьми.

Проблема Бога

182] Еще одна проблема и еще одно сомнение в человеческом сознании разрешится в мире религии. Факт существования Бога будет установлен и все сомнения человека в этом вопросе исчезнут. Этот Бог не будет ни национальным или расовым, ни христианским, индуистским или буддийским. Он не будет ни плодом творческого воображения человека, ни продолжением собственного сознания человека, но Божеством, Которое являет Собой суть жизни, совокупность всех энергий: энергии самой жизни, энергии любви, энергии интеллекта и активного опыта и той энергии, которая производит взаимодействие между видимым и невидимым. То будет Бог, вне всяких сомнений, трансцендентный, но в тоже самое время, несомненно, и имманентный. Бог, столь необъятный, что о Нем будут возвещать Небеса, и столь сокровенный, что самое малое дитя сможет узнать Его.

Вы спросите, как это возможно. Я дам простой, но столь научный и глубокий по значению ответ, что только реальное переживание описываемого позволит по достоинству оценить его. Выйдя из плоти, человек может увидеть и познать Бога, но и находясь во плоти можно увидеть Его внутренним оком. Физический глаз не способен воспринимать Божество, хотя знаки божественности есть во всем. Но есть око, развитие которого позволяет его обладателю наблюдать, как Бог действует на внутренней стороне Жизни, в Самом Себе и во всех формах, ибо «если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло».[29] И «во свете этом мы увидим Свет» и, значит, – Бога.[30] Божественность выражают три слова: электричество, свет и жизнь, а их синтез и есть Бог. Познав эти три как одно на своем собственном опыте, мы 183] познаем Бога. Мы уже пользуемся низшим из этих трех аспектов и все больше узнаем о нем. А правильное понимание электрических явлений вот-вот откроет нам второй аспект, свет, который даст ключ к новой эпохе – эпохе света, озарения и откровения. Эзотеристы, вероятно, поймут, что я хочу сказать, ведь им и предстоит учить человечество достижению истинного видения и использованию «чистого ока». Хотелось бы, однако, обратить ваше внимание на то, что большинство настоящих эзотеристов остаются за рамками того множества школ, что называют себя «эзотерическими».

Проблема бессмертия

Третье сомнение – сомнение в бессмертии – будет в скором времени развеяно наукой. Некоторые ученые примут гипотезу о бессмертии в качестве рабочей для своих исследований, которые они предпримут, готовые учиться, допускать и на основании повторяющихся свидетельств делать выводы, чтобы затем положить их в основу новой гипотезы. В недалеком будущем факт продолжения существования после смерти и факт вечного существования перейдет из разряда сомнительных в разряд бесспорных. В разрешении этой проблемы будет сделан огромный шаг вперед. Никто уже не усомнится в том, что, сбросив физическое тело, человек остается все той же живой сознательной сущностью, продолжая свое существование в сфере за пределами физической. Станет точно известно, что он по-прежнему жив и все осознает. Этот факт будет продемонстрирован несколькими способами. Развитие определенной способности внутри физического глаза человеческого существа (способности, которая была всегда, но очень мало использовалась) позволит наблюдать эфирное 184] тело, «двойника», как его иногда называют. Можно будет увидеть, что люди в этом теле находятся в определенной пространственной зоне, оставив свои мертвые, или разлагающиеся, физические тела. К тому же возрастет число тех людей, которые будут способны применять «чистое око», называемое иногда «вновь пробужденным третьим глазом»,  и также будут свидетельствовать в пользу бессмертия, поскольку без труда смогут видеть и тех, кто сбросил не только физическое, но и эфирное тело. Сам факт многочисленности достойных уважения свидетелей уже будет значительным доказательством. Важную роль сыграет также открытие в области фотографии, где сейчас проводятся исследования. Благодаря использованию ушедшими из земной жизни радио, с ними будет в конечном итоге установлено общение, которое перерастет в настоящую науку.

Как бы то ни было, некоторые предстоящие события сделают больше для снятия завесы между зримым и незримым, чем все, что до сих пор предпринималось в этом направлении. Об этом я могу сказать лишь, что в результате грядущего просветления и открытия определенного излучения человечество получит колоссальную стимуляцию, которая поднимет его на новый уровень. Человечество будет настроено на восприятие и на контакт, которые позволят ему видеть сквозь. В результате будет раскрыта природа четвертого измерения и объективное соединится с субъективным в один новый мир. Смерть утратит свои ужасающие черты и страх перед ней исчезнет.

Люди так отчаянно требуют света, так горячо молят об избавлении от нынешней слепоты, так страстно жаждут освободиться от окружающего хаоса, что склонны забывать о том, что с внутренней стороны осуществляются энергичные ответные усилия и «толчок» помощи со стороны Хранителей Плана и Их помощников. Их стремление помочь сейчас гораздо активнее, чем когда-либо прежде, поскольку человечество все настойчивее требует 185] реализации своего права на свет. Это требование вместе с откликом на него ждущей Иерархии неизбежно должны произвести мощные результаты. Стремление знать и побуждение учить безусловно взаимосвязаны, будучи частью естественного процесса сознательного развития. Следующие десятилетия ознаменуются событием со столь широкими и глубокими последствиями, что нынешняя эра будет казаться веками мрака. Наука глубже проникнет в сферу неосязаемого и будет работать в таких средах и с такими приборами, о которых нам сейчас абсолютно ничего не известно. Открытие потенциальных возможностей атома произведет революцию, и, работая с доселе неведомыми энергиями и формами жизни, науке придется многое пересмотреть. Спиритуалисты совершат открытие, благодаря которому значительно облегчиться контакт с теми, кто действует вне физического плана; группа медиумов будет действовать в качестве посредников между учеными на внутренней стороне жизни и теми, кто действует в физическом теле. Подлинно эзотерические школы выработают технику подготовки и развития новых способностей, которые подтвердят старые истины и превратят человеческие верования в полную уверенность. Благодаря стимулирующей и оккультно научной работе в религиозной сфере, человек обретет новое знание и пробуждение и достигнет того духовного подъема, который приведет человечество к Горе Преображения. Благодаря работе отдела управления люди придут к пониманию тех идей, которые помогут нациям сделать еще один шаг к осуществлению подлинной взаимопомощи.

Я попытаюсь объяснить вам глубочайшую задачу Братства, чтобы вы смогли подключиться к ее решению. Человечеству предназначено служить в качестве силовой подстанции, через которую к разным формам жизни дочеловеческих царств могут поступать определенные виды божественной энергии. Необходимо 186] правильное понимание и направление этих энергий, чтобы положить конец господству распада и смерти. Так люди смогут соединить высшие и низшие проявления Жизни, но лишь после того, как соединят (внутри себя) собственные высшие и низшие аспекты. В этом состоит и должна состоять одна из насущных задач всякой эзотерической подготовки. В человеке заключена способность свободно функционировать в обоих направлениях, с легкостью соприкасаясь с жизнью Бога, протекающей и через сверхчеловеческие, и через дочеловеческие формы. Такова цель этой задачи.

Следующие несколько лет будут отмечены интенсивным усилием со стороны Иерархии и со стороны Новой Группы Мировых Служителей. Эта работа рассчитана на определенный срок, после чего она прекратится и при условии ее эффективного выполнения работники займутся более масштабными делами. Если людям духовного и интеллектуального склада не удастся сейчас приступить к осуществлению Плана, перевести его из незримого в область зримого, то нас ожидает период трудностей и замедления роста, но полного крушения цивилизации, как предсказывают паникеры, не будет. Но не стоит предрекать неудачи и задержки в проведении планов, тщательно продуманных Наблюдателями на внутренней стороне. Учеников и стремящихся всего мира призывают сейчас к интенсивной работе – именно это обращение Великих я и стараюсь донести. Каждый нужен и потому с надеждой и уверенностью должен двигаться вперед. Иерархия работает сосредоточенно, стараясь сделать все для успешного проведения плана. Происходит более тесная интеграция Новой Группы Мировых Служителей, работа которой тщательно планируется. Лондон, Нью-Йорк и Женева – три центра ее активности, а в Дарджилинге и Токио идет собирание сил.

187] Я призываю мыслителей всего мира отказаться от сектантских и националистических взглядов и узких пристрастий и в духе братства работать в составе своей конкретной нации, считая ее интегральной частью великой федерации наций – федерации, уже существующей на внутренней стороне и ожидающей лишь активности мировых мыслителей, чтобы материализоваться на внешней стороне. Я призываю их принять участие в делах религии, работая в рамках той конкретной религии, к которой они относятся в силу своего рождения или собственного выбора, и считать все остальные религии частью единой мировой религии. Они должны рассматривать деятельность своей группы, общества или организации как нуждающуюся в их помощи только до тех пор, пока принципы и методы этих объединений служат общему благу и реализации Братства.

Прошу вас отбросить всякий антагонизм и антипатии, ненависть и расовые предрассудки, и стараться мыслить категориями единой семьи, единой жизни, единого человечества. Не нужно ни сентиментального, ни фанатичного отклика на этот призыв. Хочу напомнить, что до нынешнего печального состояния человечество довели ненависть и разделенность. Но точно так же хочу напомнить, что в мире сегодня достаточно освобожденных людей, чтобы изменить взгляды человечества и общественное мнение, если, мобилизуя волю, они сами постараются соответствовать тому, что знают и во что верят.

Призываю вас также не бояться идти на жертвы. Жертвуйте собой, своим временем, деньгами и интересами ради того, чтобы нести эти идеи всем окружающим и своей группе и пробуждать таким образом своих собратьев. Необходимы совместные действия, чтобы вновь и вновь повторять идеи братства и единства. 188] Старайтесь узнавать своих соратников во всех группах и поддерживать их. Прошу вас замкнуть свои уста для слов хулы и ненависти и говорить только в духе братства и групповых отношений. И очень прошу вас стараться, чтобы каждый день был для вас началом новой жизни, открывая перед вами новую возможность. Оставьте свои мелкие дела и печали, тревоги и подозрения ради исполнения неотложной задачи и распространяйте культ единства, любви и непричинения вреда.

Прошу вас также прервать отношения со всеми группами, стремящимися разъединять и разрушать, даже если они действуют из самых искренних побуждений. Присоединяйтесь к тем, кто работает во имя созидания, кто не воюет с другими группами и организациями и кто исключил из своего лексикона слово «анти». Становитесь на сторону тех, кто немногословно, но упорно строит новый порядок – порядок, который зиждется на любви, позволяет строить на импульсе братства и способен утвердить братские отношения, основанные на знании о том, что мы все без исключения и независимо от расовой принадлежности – дети Единого Отца, и кто приходит к пониманию, что нельзя больше действовать старыми методами и что необходимо дать шанс методам новым.

Если сами вы не можете ни учить, ни проповедовать, ни писать, направляйте свои усилия и деньги на то, чтобы дать такую возможность другим. Жертвуйте часами и минутами своего досуга, чтобы освободить других для служения Плану. Помогайте деньгами, чтобы работа представителей Новой Группы Мировых Служителей продвигалась быстрее. Вы тратите массу времени на пустяки. Многие из вас уделяют мало времени делу или не уделяют вовсе. Такая же ситуация и с деньгами. Отдавайте как никогда прежде и тем самым дайте возможность осуществиться материальным аспектам работы. Дающие от скудости своей высвобождают при этом великую силу. И работающие на внутренней стороне благодарны им – тем, кто отдает ценой больших личных жертв. Другие отдают лишнее и только если при этом не приходится чем-то жертвовать. Давайте покончим с таким положением. 189] Отдавайте по максимуму, по справедливости и с пониманием, чтобы ускорить наступление эпохи любви и света. Для меня не важно, кому и на что вы даете, главное – давать. Давайте мало, если вы не располагаете временем или деньгами, много – если имеете много. Работайте и отдавайте, любите и думайте, помогая тем группам, что строят, а не разрушают, любят, а не нападают, поднимают, а не ниспровергают. Не попадайтесь на удочку благовидного предлога о необходимости разрушения. Оно, безусловно, было необходимо, однако его цикл практически завершен, если бы вы только осознали это, и теперь за дело пора браться строителям.

Призываю вас прежде всего к более глубокой жизни. Заклинаю вас, ради своих собратьев укрепляйте контакт с собственной душой, так чтобы самим участвовать в привнесении света и в том, чтобы сделать откровение возможным. Вы сможете затем воспользоваться полученной новой информацией и этим новым светом, и тем самым станете способными указать путь поставленному в тупик искателю нашего времени. Те, кто не готов к предстоящим событиям, будут ослеплены светом и ошеломлены открывающимся чудом; они будут сметены живым дыханием Бога, и потому мы надеемся, что вы подготовите их к этому событию.

Прежде чем продолжить изложение, коснемся кажущихся противоречий, которые встречаются (и в дальнейшем могут встречаться) в трактате. В одном месте может быть сказано, что какой-то Луч проявлен, а в другом – что он не проявлен. Мы можем говорить о его влиянии на конкретное царство природы, а позднее упомянуть о первостепенном влиянии другого Луча. Но это лишь видимые расхождения, для объяснения которых необходимо правильное понимание Закона Циклов. Без постижения 190] этого основного Закона Периодичности (которое невозможно без развитого видения четвертого измерения) нелегко избежать того, что выглядит как противоречие. В то время как один Луч может находиться в воплощении и иметь первостепенное значение, главным циклом может управлять другой, и тогда первый из этих Лучей будет лишь временным аспектом данного цикла. Например, сейчас набирает силу Седьмой Луч Церемониальной Организации, а Шестой Луч Преданности уходит со сцены. Однако именно Шестой Луч проходит сейчас свой главный лучевой цикл, влияние которого полностью закончится не ранее, чем через 21000 лет. И тот же Шестой Луч вполне может считаться шестым подлучом Четвертого Луча Гармонии через Конфликт, который проявлен уже несколько тысячелетий и будет действовать еще 40000 лет. В то же время Четвертый Луч не проявлен, если говорить о его малом циклическом влиянии.

Я отлично сознаю, что все это совершенно сбивает с толку новичка в оккультизме, и только те учащиеся, кто способен в общем охватить материал и выделить самые основные положения, могут получить из этих инструкций истинное представление о том, что подразумевается. Если читатель блуждает в массе возможных толкований и сложностях сообщаемых подробностей, он не сможет ясно увидеть то, о чем говорится. Если же он отвлечется от частностей и будет рассматривать солнечный План в общем, то извлечет необходимые для сотрудничества сведения. Поэтому читайте конструктивно, а не критически, зная, что нелегко увидеть План именно так, как он существует в умах Строителей, работающих в теснейшем сотрудничестве согласно начальному Плану и в то же время целенаправленно и инициативно осуществляющих собственные начинания.

191]         3. Три главных положения

  Мы исследуем значение работы семи творческих Строителей, выражающих жизненный аспект и наделяющих качеством феноменальное явление, через которое проявляется Единая Жизнь. Именно качество во времени и пространстве определяет феноменальное явление – вот последнее из трех главных положений, из которых два предыдущих таковы:

а) каждая лучевая Жизнь есть выражение солнечной Жизни, поэтому каждая планета связана со всеми остальными планетами, оживотворяется энергией одной из семи солнечных систем и активизируется тройным потоком силы;

б) каждый Луч является приёмником и хранителем различных энергий, поступающих из разных источников.

К этим двум добавляем:

в) феноменальное явление во времени и пространстве определяется качеством лучевой Жизни.

В трех данных пунктах заключена основная суть учения этой части книги. Надеюсь, мне удастся донести до вас практическую важность правильного понимания этих довольно продвинутых оккультных положений. Например, из первого пункта ясно, что лучевая Жизнь является выражением солнечной Жизни. Рассматривая эту общую идею на примере личности, то есть, прилагая ее к отдельному человеку, видим, что каждая личность должна служить выражением солнечного ангела и, следовательно, связана со всеми остальными солнечными ангелами царства душ. Каждая личность оживотворяется энергиями всех семи групп солнечных ангелов и связана с жизнью планеты, жизнью Солнечной системы 192] и с внесистемной силой. Разве это не имеет жизненно важного, практического значения? Разве не стоит тщательно изучить это, обращая внимание на отношение личности к жизни и на то, насколько успешно солнечный ангел в данной точке времени и пространства (в конечном счете, это и есть все, что представляет собой личность) строит свое феноменальное явление и наделяет его своим качеством? Так мы убеждаемся, насколько важно с научной точки зрения изучать идеалы, концентрироваться на добродетелях и божественных качествах и интеллектуально анализировать божественные атрибуты великих сынов Божьих.

Далее, согласно второму положению, семь Лучей, каждый из которых является приёмником и хранителем приходящих из вселенной энергий, приводят нас к основной концепции о взаимосвязанности, взаимодействии, взаимозависимости, совместной ответственности и служении. Эти взаимоотношения, как известно, заложены в принцип Братства, который человечество сейчас начинает осознавать и обсуждать. Таким образом, одно из главных положений о строительных силах вселенной сегодня также получает реальное, практическое приложение в ментальной жизни и ментальной позиции человека.

Первое положение касается Эго, или солнечного ангела и достижения им своих целей.

Второе положение говорит о ментальном постижении, присущем «вдохновляемому» человеку – вдохновляемому свыше своим солнечным ангелом.

Третье положение, согласно которому качество определяет явление, говорит о необходимости контроля, или управления, жизнью чувств и желаний личности, так как от качества ее желаний зависит постепенное формирование явления.

Человек воистину имеет божественную природу, но качество солнечного ангела в течение эволюционного цикла выявляется медленно. Пока оно демонстрируется слабо и лишь от случая к случаю. Хотя вся совокупность особенностей человека в любой 193] жизни окрашена божественным качеством в зависимости от степени эгоического контроля или выражения, на ранних стадиях это качество почти до неузнаваемости искажается субстанцией. Эти три положения требуют тщательного размышления и даже медитации, ибо выражают как те законы, по которым действуют семь творческих Строителей, так и те, по которым может сейчас начать работу стремящийся.

Качество в мире явлений

Теперь мы рассмотрим определение слова «качество», которое воплощает второлучевой аспект. Этот второй аспект является обуславливающим Лучом и вторым проявленным аспектом божественности. Это аспект Христа или Вишну, это чувствующее сознание божества в форме. Я уже говорил, что мы будем обсуждать его выражение в мире феноменов, имея в виду мир внешних явлений и материальных форм.

Качество, выявляющееся в процессе проявления под импульсом божественной Жизни, это любовь, которая действует через посредство Закона Притяжения с целью осуществить конечный синтез в сознании. Не будем забывать, что задача нашего нынешнего эволюционного процесса заключается в раскрытии сознательной осведомленности. Весь эволюционный процесс нацелен именно на это.

В конечном счете, качество – это ни что иное, как природа такой осведомленности, отклик в терминах качества на ощущаемый контакт. Благодаря постепенному раскрытию механизма контакта (который сам является продуктом активного качества, определяющего жизнь составляющих форму клеток) диапазон контактов расширяется до бесконечности, и отклик живого существа на контакт становится все более ярким, более осмысленным и синтетически понимаемым. Отклик развивается в двух направлениях:

194] 1. Он ведет к освоению реагирующего аппарата и к разумному использованию механизма контакта.

2. Он ведет также к пониманию отклика индивидуального сознания на контакт с другим сознанием. Это достигается посредством механизма отклика. Аппарат отклика другого сознания может быть либо более, либо менее развит по сравнению с первым, который осуществляет контакт.

Именно взаимодействие между сознаниями, использующими механизмы контакта, дает понимание качества. Это взаимодействие позволяет понять, какая активность лежит в основе явления и мотивирует его. Экзотерическая наука выявляет и исследует аспект активности феноменальных форм, и все множество школ человеческой мысли, раздвигающих своими изысканиями рамки человеческого знания, заняты тем же. С их помощью мы все лучше понимаем интенсивную активность любой формы каждого царства природы и каждого атома и клетки этой формы. Наука вела нас от одной вершины достижения к другой, и сегодня мы погрузились в мир энергий. Нас учат представлять себе мир вибрирующих точек силы, из совокупностей которых состоят все формы жизни и которые демонстрируют нашему изумленному и потрясенному интеллекту планетарную жизнь как полную сумму всех известных форм. Каждая форма – это целая вселенная, и все эти формы – живые единицы, вибрирующие божественной активностью. Эту активность мы и называем «энергией» и не в состоянии пока проникнуть глубже. Энергия – это жизнь, но энергия – это также и смерть. Активность можно распознать и в органической, и в неорганической материи – в неизмеримом множестве атомных жизней, входящих в состав соответствующей структуры и находящихся в непрестанном движении. Колоссальное число живых структур встроено в еще более обширные и объемлющие формы, – и все это тоже находится в непрестанном 195] движении. Эти большие структуры, в свою очередь, оказываются вибрирующими организмами. Таким образом, сознанию человека открываются все те же жизнь и активность, движение и энергия, и всегда – связанность, предопределенность цели, расширяющийся синтез, План и Воля. И все это открывает нам наука, так как научное знание является показателем отклика человека через коллективный реагирующий аппарат человечества в целом на механизм осведомленности той большей Жизни, в которой мы живем и движемся и существуем – планетарного Логоса нашей Земли.

Эзотерические науки ведут нас вглубь формы или форм, позволяя выявить аспект качества. Надо иметь в виду, что оккультизм это в том числе и изучение сил, и что оккультист движется в мирах сил, которые одновременно являются мирами качества и тех наделяющих качеством энергий, которые ищут выражения через мир явлений. Достигнув этого выражения, они управляют активностью форм, образующих феноменальный мир. Есть энергии, лежащие в основе феноменов, производимых активностью атомных структур. Это латентные, невидимые и часто не ощущаемые энергии, они субъективны. У эзотерических наук одна цель – постепенное выявление этих энергий, чтобы опытный оккультист смог в конце концов работать в двойственном, но уже объединенном мире силы, являя собой ту творческую волю, которая управляет, соединяет и использует мир явлений и сферу качеств. Оба типа активных созидательных энергий должны контролироваться аспектом творящей Воли, или Жизни, чтобы функционировать как единое целое.

196] Поэтому стремящийся учится обращаться внутрь себя, исследовать мотивы, знакомиться с качествами, ищущими выражения во внешнем мире через посредство его внешнего механизма. По мере того как он преуспевает в этом, природа внешнего мира механизмов меняется, и он все больше узнает о качествах, которые борются за свое выражение через внешние формы. Так расширяется диапазон его сознательных контактов, и от экзотерического понимания мира феноменальных явлений он (в результате научного поиска) переходит к эзотерическому постижению мира качеств. Нельзя забывать, поэтому, о необходимости такого двойного осмысления и о том, что, когда человек учится «познавать себя», он автоматически учится познавать и качество, лежащее в основе всех явлений. Ищите это качество во всем. Вот что мы имеем в виду, советуя везде видеть божественность, распознавать ноту, издаваемую всеми существами, и отмечать скрытый мотив любого явления. Непробужденный человек видит форму, наблюдает различные виды ее активности и «судит по явлениям». Пробуждающийся стремящийся начинает ощущать за всеми формами еще не открытую красоту. Пробужденный ученик переносит свое внимание на мир качеств и все больше узнает о цвете, воспринимает новые диапазоны звуков, познает новый для себя развивающийся внутренний аппарат отклика, благодаря которому начинает соприкасаться с незримым, неосязаемым и неоткрытым. Он узнает о тех субъективных импульсах, которые обусловливают качество жизни и постепенно и медленно обнаруживают себя.

Именно к этой нераскрытой внутренней красоте ведет и культивирование добродетелей, рекомендуемое церквями, и использование исходной мысли в медитации, рекомендуемое оккультистами. И то, и другое служит полезным, конструктивным целям. Тот же принцип подразумевается в библейском трюизме «каковы 197] мысли в душе его, таков и он».[31] Духовный человек отличается от того, кто озабочен мирским и материальным, тем, что пытается работать с качественным аспектом жизни, тогда как второй фокусирует свое внимание на аспекте явления. При этом материалистически ориентированный человек может задействовать и задействует определенные качества, но это те качества, которые были развиты в течение эволюционного процесса божественной Жизни, проходящей цикл развития в дочеловеческих и человеческом царствах.

Каждое царство природы развило или продолжает развивать одно качество как основное и остальные божественные атрибуты – как второстепенные.

В минеральном царстве на первый план выводится качество активности, имеющее две крайности: тамасическое качество, или статическую инертную природу минерального мира, и качество радиоактивности, или излучения, – прекрасное, божественно совершенное выражение этого мира. Цель всех минеральных атомных форм состоит в достижении этой радиоактивности, способности проходить сквозь любую ограничивающую окружающую субстанцию. Таково посвящение, или освобождение, для всех минеральных явлений, так происходит организация всех форм этого царства под влиянием Седьмого Луча.

Растительное царство обладает таким качеством как привлекательность, или притягательная сила, выраженная в цвете, и его освобождение, или высший вид активности, демонстрируется ароматом у высших форм его жизни. Аромат связан с половой жизнью этого царства, преследующей групповую цель и призывающей на помощь посвящающий ветер и мир насекомых. Это не просто образное описание истины. Сама природа аромата, его цель и назначение заключаются в привлечении агентов для распространения и продолжения жизни растительного царства. «Стремящиеся» этого царства и наиболее развитые его формы, обладают и красотой, и ароматом и восприимчивы к скрытым влияниям 198] Тех, Кому поручено посвящение этих форм жизни и доведение их до желанного совершенства. Поэтому это царство находится под влиянием Шестого Луча Преданности, действие которого (символически говоря) «устремляет взгляд к солнцу, всегда обращает жизнь к его теплым лучам, вызывает смешение цветов и распространяет славу ароматного излучения».

Животное царство обладает качеством возрастающей инстинктивной целеустремленности, которое – в своей высшей форме – проявляется как приручаемость, или одомашненность,  наиболее развитых животных и их преданность человеку. У животных можно обнаружить устойчивую направленность к пониманию, поэтому они и тянутся к тем формам жизни, которые демонстрируют то, что для них желанно. Таким образом, через посредство человечества третье царство природы оказывается под влиянием Пятого Луча Конкретного Знания. Человек выступает здесь как фактор посвящения, ибо на него возложена задача вести животное царство к освобождению – освобождению в четвертое царство как сферу его дальнейшей активности. Растительное царство освобождается в совершенно иной эволюционный процесс и его жизни переходят в так называемую эволюцию дэв, или ангелов. Поэтому его агенты – запах и мир насекомых, как человек и вода – посвятители животного мира. Тайна освобождения животной природы сокрыта в «водной природе». Имеется в виду кровь, пролитие которой в эзотерическом смысле служит ключом к освобождению животного царства. И поэтому пролитие крови при умерщвлении животной формы человеческого существа в Великой Войне, например, тоже представляет собой определенные процессы посвящения в крупных масштабах. В этой войне на землю лилась кровь тысяч людей, и с точки зрения жизненной 199] цели были достигнуты определенные эзотерические результаты. Не легко человеку понять это, так как пока его осведомленность связана главным образом с формой, а не с качеством жизни. Людям трудно постичь божественную цель, лежащую в основе таких зол, как убийство животных и пролитие крови во все времена, как до, так и после появления человека. Но через «истечение воды красного цвета» придет освобождение, которое станет посвящением жизни этого царства в новые состояния сознания и осведомленности. Проблема кровопролития в целом, и в животном, и в человеческом царствах, уходит своими корнями в события, имевшие место во время начала «войны на небе», когда Михаил со своими ангелами были сброшены вниз и появилась наша планетарная система. Пока сознание человека не позволит ему через (еще не развитый у большинства) внутренний механизм отзываться на планетарное сознание и «открыть тайны Ветхого Днями», проблема боли, кровопролития, войны и страдания будет оставаться непостижимой тайной. Она будет разрешена – и это важнейший принцип, – лишь когда сам человек изменит процесс посвящения для животных с кровопролития на приручение и взаимную любовь. Когда менталитет человечества будет более развит, человек своей рассудительностью и правильным употреблением речи сможет устранять всякие недоразумения и изменит способ посвящения как для животного царства, так и для своего собственного животного тела.

Качество, выявляемое в четвертом царстве, это тот аспект синтетической любви, или понимания, который является интуицией. Интуиция есть качество ментальной материи, «читты», или умственного вещества. Человек тоже должен стать радиоактивным, и тогда возносящийся фимиам, или аромат, его жизни привлечет внимание посвятительных факторов, ожидающих, чтобы повести его к освобождению. 200] Такими факторами являются огонь и представители пятого царства природы. Возрастающая целеустремленность его животной формы должна уступить место динамической воле духовной сущности, избавленной от ограничений формы огнем жизни и посвящения. Таким образом он гармонизирует в себе все способы приближения и избавления, все достижения, и синтезирует в своей жизни устремления трех других царств.

Радиоактивность, аромат стремящегося, преданность другим человеческим существам (сублимация приручаемости) и «пролитие крови», или принесение в жертву жизни, выражение на земле (в минеральном царстве) преданности и половая жизнь растительного царства, а также жертва кровью животного царства приводят человека к вратам посвящения. Там ждет его огонь очищающий. Так четыре стихии – земля, воздух, огонь и вода – готовят его к великому освобождению и выявлению того качества синтетического постижения скрытой истины, которое мы зовем интуицией. В конечном счете, интуиция представляет собой отклик механизма на символический зов божественного качества, полностью выражающийся и воспринимаемый как озарение. Так и выявляются качества в полноте своей славы по мере того, как человек развивается сам и развивает внутри себя необходимый аппарат отклика, учась распознавать субъективные реальности, или божественные качества, стремящиеся к проявлению. А процессы проявления оказывают свое действие на постепенно пробуждающееся сознание человека.

 

 

Анализ Лучей и их Проявления

(из написанного ранее)

Очень много интересного можно было бы поведать об активности Лучей и ее результатах в низших царствах природы, но говорить 201] об этом подробно пока нельзя. Поэтому обзор сообщенных нам сведений – неполный и может дополняться без конца.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!