Лучи и Жизнь-Качество-Явление



Итак, приступая к разговору о Лучах, мы сразу же оказываемся в области психологии и различных психологических влияний. Имея дело со вторым лучевым проявлением, с аспектом, называемым Качество, мы касаемся тех предопределяющих факторов, которые становятся причиной несметного числа дифференциаций в феноменальном мире. Качества, особенности, или типы, живой энергии (наше неадекватное определение слова «жизнь») определяют, или обусловливают, соответствующие аспекты и характеристики, выражаемые всеми формами четырех царств природы. При этом определяются, или обуславливаются, эманации отдельных форм, и в результате видоизменяющего влияния при контакте живого качества с подвергающейся воздействию субстанцией и с царством, являющимся фокусом внимания, порождается характерное явление, приспособленная к определенным 158] условиям активность и эманация каждой формы каждого царства природы. В своих предыдущих книгах я разделил Лучи на две группы:

Группа I..... Лучи-Аспекты, три главных Луча.

Группа II.... Лучи-Атрибуты, четыре малых Луча.

Три больших Луча, образующих всю совокупность божественного проявления, это Лучи-Аспекты, и тому есть две причины:

Во-первых, в своей совокупности они составляют проявленное Божество, воплощенное Слово. Они – выражение творческой цели и синтез жизни, качества и явления.

Во-вторых, они действуют во всех формах каждого царства и определяют главные общие свойства, которые обусловливают энергию, качество и само это царство. Благодаря им возникает все разнообразие форм, выражают себя различные виды жизни и на отведенном им плане существования исполняют свое назначение множество божественных агентов.

Могущественное присутствие творческих начал Бога ощущается благодаря этим трем потокам наделенной качеством жизни-силы. Вследствие их активности всякая форма наделяется тем внутренним эволюционным атрибутом, который в конечном итоге должен привести ее в соответствие с божественной целью, неизбежно сформировав такой тип сознания, который позволит феноменальной единице реагировать на свое окружение и выполнить, тем самым, свое назначение в качестве составной части целого. Это делает возможным развитие внутреннего качества и характерного излучения. Взаимодействие трех Лучей определяет внешнее феноменальное явление, притягивает единицу жизни в одно из царств природы и в одно из бесчисленных подразделений этого царства. Процесс отбора и селекции продолжается до тех пор, пока не оформится множество разветвлений в составе четырех царств, типов, групп внутри типов, семейств и родов. Так в своей изумительной красоте и последовательности предстает  перед 159]нашим пробужденным сознанием творческий процесс, и, потрясенные, мы преисполнены благоговения и ошеломлены созидательными возможностями Великого Архитектора Вселенной.

Перекладывая всю эту красоту на язык символов, то есть упрощая концепцию (что всегда и делают те, кто изъясняется символически), можно констатировать, что Луч I воплощает динамическую идею Бога, и так Всевышний начинает работу творения.

Луч II занят начальными разработками, или формулированем, плана, в соответствии с которым будет конструироваться форма и материализоваться идея. Так (благодаря второй великой эманации) появляются математически точные, структурно единые и геометрически совершенные чертежи. На передний план выходит Великий Геометр и делает возможной работу Строителей. Цифра, форма, число, последовательность – на них возводится Храм, чтобы вобрать в себя и выразить всю славу Господа. Второй Луч – это Луч Мастера-Строителя.

Луч III собирает активные строительные силы, и Великий Архитектор со Своими Строителями готовит материал, начинает работу построения и в конце концов (в течение эволюционного цикла) под руководством Бога-Сына материализует идею и цель Бога-Отца. Но эти трое являют собой такое же единство, как и человеческое существо, которое рождает идею, привлекает ум и мозг к ее материализации и пользуется руками и всеми природными силами для совершенного воплощения задуманного. Разделение аспектов и сил условно и используется лишь для лучшего понимания.

Читатели трактата, желающие получить от учения реальную пользу, должны приучать себя всегда мыслить категориями целого. Условные таблицы, тройственные и семеричные комбинации, 160] разнообразные классификации сил, представляющиеся исходящими от семи созвездий, десяти планет и двенадцати домов зодиака, нужны лишь для того, чтобы дать изучающему общую идею о мире энергий, в котором ему приходится играть свою роль. С позиций эзотерической психологии следует отметить, что именно по этой причине ни одна школа психологии не имеет правильного подхода к человеческой единице: они не рассматривают человека как синтетическое целое. Кроме того – из-за недостатка знаний и неразвитости интуиции – средний психолог редко проникает в сферы истинного качества и жизненных аспектов. Он более или менее точно исследует пациента с объективной стороны, но истинные источники феноменальной природы затрагиваются редко. Исследуются и классифицируются определяющие аспекты личностного Луча, составляющие сумму физических, эмоциональных и ментальных качеств, и здесь имеются значительные достижения. Физические реакции человека, его эмоциональные склонности и ментальные процессы – нормальные и ненормальные – понимаются сейчас гораздо лучше, чем двадцать пять лет назад. Однако, не имея более точного знания о лучевых качествах, не определив Луч души, не установив и не проанализировав его воздействие на Луч личности, практически невозможно понять истинную основу темперамента человека и реальную, субъективную причину множества его реакций, комплексов и тормозящих факторов. Когда психологи осознают, например, что именно качество и энергия души определяют, будет ли человек в какой-либо жизни интровертом или экстравертом, они направят свои усилия на установление такого баланса лучевых сил, который сделает человека способным выражать себя таким образом, чтобы путь во внешний мир был открыт и путь в мир внутренний также был очищен от помех.

Кто такой настоящий мистик, или интроверт, по своей реальной природе? Это человек, у которого сила, Луч, или качество 161] души так сильны, что управляют личностью. Погружение во внутренние миры эмоциональных желаний, ума и духовного видения составляет для него линию наименьшего сопротивления. В результате страдают его интеграция и выражение на физическом плане. «Притяжение» души пересиливает внешнее «притяжение» и человек становится мистиком-мечтателем. Я говорю не о практическом мистике, который движется к белому оккультизму. Возможно и противоположное состояние, тогда мы имеем чистого экстраверта. Луч личности фокусируется на физическом плане, а внутренняя притягательность души на время затмевается, иногда на несколько жизней. Если такое внешнее состояние, «притяжение» берет верх и все качества Луча личности сфокусированы в точке, получается либо то, что называют склонностью к самолюбованию и действиям напоказ, либо конструктивная высокоразвитая личность, обладающая гениальностью и творческими возможностями координированного физического, эмоционального и ментального выражения. Проявление такой координации будет направлено вовне, в мир действия, а не вовнутрь, в мир сущности, или души. Оба состояния подразумевают «гениальность, близкую к совершенству». Для посредственной оснащенности характерны неуверенность в собственных силах или фрустрация и комплекс неполноценности, способный перерасти в патологический эксгибиционизм. При развитой и утонченной оснащенности получается замечательный работник, способный трудиться в любых областях человеческой деятельности. А если, как иногда бывает, добавляется еще и склонность к интроверсии, побуждающая к познанию души и развитию интуиции, человек становится лидером, посланником богов, духовным властителем. Поэтому психологам в наши дни стоило бы (хотя бы на время) проявить интерес к гипотезам школы эзотерической психологии. От этого они бы только выиграли и уж точно ничего не потеряли бы.

162] Четыре Луча-Атрибута, обретающие свой синтез в Третьем Луче-Аспекте, производят большее многообразие качеств, чем три Луча-Аспекта. Чтобы внести большую ясность, можно в целом констатировать, что применительно к человечеству три Луча-Аспекта находят свое главное выражение в трех периодических проводниках:

Луч I..... Сила..................................... Жизнь............... Идеи................. Монада

Луч II... Любовь-Мудрость........... Сознание......... Идеалы............ Душа

Луч III. Активный Интеллект....... Явление........... Идолы.............. Личность

 

  Свое вторичное выражение они находят в трех телах, составляющих личность человека:

Луч I..... Сила.............. Идеи............ Ментальное тело.............. Цель. Жизнь.

Луч II... Любовь......... Идеалы....... Астральное тело............... Качество.

Луч III. Интеллект.... Идолы......... Физическое тело............... Форма

Лучи-Атрибуты, хотя выражают себя равным образом на всех планах, а также через периодические проводники и через три аспекта личности, главное свое выражение находят в одном из четырех царств природы:

Луч IV..... Гармония, Конфликт... 4-е царство..... Человеческое. Равновесие

Луч V...... Конкретное Знание...... 3-е царство..... Животное

Луч VI..... Преданность.................. 2-е царство..... Растительное

Луч VII... Церемониал, Ритуал.... 1-е царство..... Минеральное

Таковы главные сферы влияния этих Лучей в трех мирах, об этом позднее мы поговорим более подробно.

Применительно к человечеству четыре Луча-Атрибута находят широкое выражение в четырех аспектах личности, или в кватернере. Взаимосвязь между ними такова:

Луч IV..... Гармония через Конфликт...................... Физическое тело

Луч V...... Конкретное Знание................................... Эфирное тело

Луч VI..... Преданность............................................... Астральное тело

Луч VII... Организация............................................... Ментальное тело

163] Но помните, что взаимосвязь и взаимодействие носят синтетический характер на всех планах, как на бесформенных уровнях, так и на планах формы, и, следовательно, во всех состояниях сознания и во всей сотворенной вселенной.

Семь Лучей

Нам говорят, что в космосе существует семь великих Лучей. В нашей Солнечной системе действует только один из них. Семь его подразделений и составляют те «семь Лучей», которыми оперирует наш солнечный Логос и которые лежат в основе бесконечных вариаций в Его системе миров. Эти семь Лучей можно считать семью каналами, по которым движется все сущее в Его Солнечной системе, семью доминирующими качествами или модификациями жизни, поскольку Лучи формируют не только человечество, но и все семь царств. Фактически во всей Солнечной системе нет ничего – ни на одной ступени эволюции, – что ни принадлежало бы сейчас (впрочем, как и всегда) одному из семи Лучей.

Следующая таблица отображает характеристики семи Лучей[26].

№ Характеристики  Методы          Планета             Цвет

                                           развития                     (по А. Безант)

I......... Воля или................. Раджа-Йога............. Уран,.................. Пламя.

       Могущество                                   представляющий

                                                                                Солнце

II........ Мудрость............... Раджа-Йога............. Меркурий......... Желтый.

       Равновесие.                                                                            Розовый.

       Интуиция.

III...... Высший Ум............ Точность.................. Венера.............. Индиго.

                                           мышления.                                              

                                      Высшая математика.                      Голубой.

                                           Философия.                                    Бронзовый.

IV...... Конфликт............... Напряженная......... Сатурн.............. Зеленый.

                               борьба

       Рождение Гора[27] Хатха-Йога,

                                           самый опасный метод

                                           психического роста.

V........ Низший Ум............ Точность.................. Луна.................. Фиолетовый.

                                          действия.                                      

                                           Практическая наука.

VI...... Преданность......... Бхакти-Йога........... Марс................. Розовый.

                                          Потребность в объекте.                   Голубой.

VII..... Церемониальный. Церемониальные... Юпитер............. Яркий.

       Порядок               обряды.

                                      Контроль над                                         Светлый.                              

                                           силами природы.                              Голубой.

 

  Со временем станет очевидно, что каждое царство – элементальное, минеральное, растительное и животное – так же, как и человеческое, разделено на семь первичных типов, или Лучей, а поскольку индивидуализация (то есть переход из животного царства в человеческое) в настоящее время возможна только через связь с человеком, то во главе животного царства на каждом Луче должны стоять виды животных, восприимчивые к человеческому влиянию, которое и делает индивидуализацию возможной. Считается, что слон стоит во главе животных Второго Луча, а кошка и собака занимают то же положение на Четвертом и Шестом Лучах соответственно. Об остальных у нас нет информации за исключением того, что животных Первого Луча на земле больше не существует.

Мы должны смотреть на Лучи не только как на каналы, по которым движется все сущее, но и знать об их поочередном влиянии на мир. Каждый Луч имеет свои периоды максимального 165] влияния, которое в значительной мере испытывают на себе все – не только те, кто по природе своей принадлежит этому Лучу, но и представители всех остальных Лучей. Эти периоды включают в себя семь фаз, когда доминирует качество одного из семи основных Лучей. Влияние Луча особенно усиливается во время фазы его собственного подлуча (например, влияние Шестого Луча будет максимальным во время фазы шестого подлуча). Нужно обратить особое внимание на то, что термин «подлуч» служит лишь для обозначения более короткого периода влияния и не подразумевает никакого различия в природе Луча.

Нам говорят, что в наше время доминирует Луч Преданности (Шестой Луч), хотя время его уже на исходе. Он начал свою активность еще до рассвета христианства, а около семидесяти пяти лет назад (1860 г.) на передний план вышел его седьмой подлуч, влияние которого, конечно, перерастет во влияние уже собственно Седьмого Луча. Первым результатом влияния седьмого подлуча был Вселенский Собор в Риме (1870 г.) с его декларацией о непогрешимости папы. В Англии в то же время зародилось Трактарианское движение. Продолжающийся рост этого влияния отмечается и неуклонным ростом значения ритуалов и духовенства в различных церквях. Даже в римской церкви явно упрочивается авторитет священника во всем, что касается догм и практических вопросов. Таково воздействие седьмого подлуча на религиозную мысль, а о других аспектах мы поговорим позднее.

Нам также говорят, что религиозное возрождение в Англии по инициативе Уэсли и Уайтфилда было обусловлено влиянием шестого подлуча, и думаю, мы вправе сделать вывод о том, что появление Молиноса и квиетистов в Испании и Центральной Европе, Сен Мартена с его группой философов-спиритуалистов во 166] Франции и других странах может объясняться влиянием того же периода, когда Луч Преданности был усилен своим собственным шестым подлучом.

Из приведенных фактов можно, вероятно, заключить, что влияние каждого подлуча продолжается примерно от ста пятидесяти до двухсот лет.

Нам неизвестно, сколько раз в цикле основного Луча (может быть, семь раз?) происходит последовательная смена подлучей. Очевидно, не один, учитывая, что Шестой основной Луч действовал еще до зарождения христианства. Также ясно, что буддизм не мог быть, как одно время предполагалось, последним результатом периода Второго основного Луча, поскольку интервал между возникновением буддизма и христианства составляет всего пятьсот лет. Скорее, буддизм возник в период действия второго подлуча Шестого основного Луча. Пытаясь ретроспективно оценить влияния 5,4,3,2 и 1 подлучей, можно сделать следующие выводы. В период алхимиков и розенкрейцеров доминировал пятый подлуч; на эпоху флагеллантов и прочих фанатиков, с энтузиазмом предавшихся самоистязаниям и наносивших себе увечья, влиял четвертый подлуч; широкое распространение астрологии определялось действием третьего подлуча, а предшествующая эпоха гностиков могла быть результатом второго подлуча. Но это всего лишь предположения, так как, если даже это и верно для последнего примера, то в остальных случаях точного совпадения во времени нет, поскольку и алхимики, и флагелланты, и астрологи существовали в средние века более или менее одновременно.

Возникновение современного спиритуализма несомненно обусловлено влиянием седьмого подлуча и даже может быть уже предвестием Седьмого основного Луча. Интересно отметить, что 167] это движение началось с тайного общества, существовавшего еще тогда, когда в атлантическую эпоху последний раз доминировал Седьмой Луч.

Любая великая религия зарождается под влиянием того или иного Луча, но это вовсе не означает, что каждый следующий Луч непременно должен иметь своим результатом великую, широко распространенную религию. Мы слышали, что брахманизм это последняя великая религия, возникшая под влиянием Первого Луча; нам неизвестно, какая религия могла быть результатом последнего периода Второго Луча, но халдейскую, египетскую и зороастрийскую религии можно считать представляющими Третий, Четвертый и Пятый Лучи соответственно. Христианство и, возможно, буддизм были итогом влияния Шестого Луча. Мусульманство, имеющее столь многочисленных последователей, также находится под влиянием Шестого Луча, но это не великая коренная религия, а видоизмененное ответвление христианства, имеющее след иудаизма.

Лучи иногда делят на три группы, из которых в первую и вторую входят отдельно взятые Первый и Второй Лучи, а в третью – остальные пять. В этом случае говорят о трех Лучах, олицетворяющих разные Троицы. Согласно другому наводящему на размышления символическому описанию, три Луча используют соответственно три вида огня для зажжения жертвы на алтаре: электрический, солнечный и искусственный, или огонь трения.

Прежде чем рассматривать достоинства, недостатки и характерные черты, отличающие представителей разных Лучей, поговорим об источнике двух лучевых влияний, образующих доминирующий и видоизменяющий факторы в характере любого человеческого существа, а также о планетарном влиянии, или Луче личности, которое, в свою очередь, видоизменяет эти два больших влияния в течение любой отдельно взятой жизни.

168] Мы видели, что семь Лучей являются семью дифференциациями одного великого космического Луча, оказывавшего влияние внутри самой жизни нашего солнечного Логоса до того как Он начал создавать Свое творение. Теперь мы знаем, что божественная искра, божественный центр сознания каждого из нас исходит из высшего принципа нашего Логоса и, следовательно, потенциально содержит в себе все Лучи. Но после того как наш Логос образовал внутри Себя эти бесчисленные центры божественного сознания, каждый из них стал отличаться особыми атрибутами одного из Лучей. С момента ограничения (то есть отделения от абсолютного сознания Логоса хотя бы тончайшим дифференцирующим покровом) каждый из них в силу необходимости должен принадлежать одному из Лучей. Следовательно, можно утверждать, что само зерно нашей сущности, центральная искра божественности в каждом из нас находится на одном из семи Лучей, который может считаться первичным Лучом человека.

Необходимо помнить, что первое великое излияние Логоса оживотворило вселенскую субстанцию и заставило каждый атом материи внутри «кольца-не-преступи» Его системы вибрировать на одной из семи различных частот. Второе излияние вызвало образование молекулярных комбинаций, сформировав таким образом на каждом плане шесть подпланов ниже атомного, а затем последовало создание форм. И во время второго же излияния каждый божественный центр сознания соединился нитью бытия с атомом на каждом из высших подпланов атмического, буддхического и манасического планов – атомы, которым предназначено стать ядрами будущих тел, каждого на своем соответствующем плане. Эти три тела и составляют знакомую нам верхнюю триаду. Каждый атом находится под влиянием того или иного Луча, а упомянутые атмический, буддхический и манасический атомы принадлежат одному и тому же Лучу, хотя не обязательно – Лучу осеняющего центра сознания. Фактически, в большинстве случаев, 169] Луч центра сознания отличается от Луча триады. Первый корректирует второй. Первый является первичным Лучом (назван г-жой Безант «монадическим Лучом»), второй является вторичным, или индивидуальным, Лучом, так как манасический атом представляет собой ядро будущего каузального тела, в котором индивидуум переходит из одной жизни в другую. Конечно, это тело постепенно строится из частиц материи того же качества и типа, что и ее центральный атом. Когда через долгие века эволюции построение каузального тела завершается, с ним соединяется осеняющий божественный центр сознания, который тоже индивидуально эволюционировал в течение этих веков, и тогда бессмертное индивидуальное Эго начинает свое восхождение через человеческое царство. Таково третье излияние для каждой души. Влияние этого вторичного, или индивидуального, Луча является главным фактором на ранних стадиях эволюции, то есть в элементальном, минеральном, растительном и животном царствах. Но глубочайшее первопричинное влияние должно быть таким, которое затрагивает божественный центр сознания. Поэтому, когда вышеупомянутое соединение имеет место, и сущность становится перевоплощающимся Эго, первичный Луч становится и остается доминирующей силой.

Но следует упомянуть еще об одном влиянии. Это тот планетарный Луч, под влиянием которого рождается каждый человек. Конечно, нужно понимать, что так называемое влияние планеты есть в действительности влияние Иерархии, управляющей этой планетой. Этот личностный Луч является важным фактором в характере человека в продолжение той жизни, когда он действует. Я говорю о воздействии в течение одной жизни, но их, конечно, может быть и больше, если того требуют кармические условия, ведь момент рождения для каждого индивида устанавливается в соответствии с кармической необходимостью, и, должно быть, у каждого из нас – независимо от его первичного и индивидуального Лучей – имеются позади многочисленные воплощения под личностным влиянием каждого из семи Лучей.

Ныне действующий лучевой План и его Исполнители

170] В осуществлении Плана Бога для нашего мира Первый и Второй Лучи играют ведущую роль. Было бы интересно посмотреть, как этот План реализуется в настоящее время, так как обе лучевые силы – могущество-воля и любовь-мудрость – особенно активны сейчас. Все, кто действует по другим силовым линиям – как объективно, так и субъективно, – на время ограничили свои интересы и частично свернули предыдущую деятельность, откликаясь на нужды мира. Есть План, исполнение которого требует сейчас внимания и прямого участия всех отделов мирового правительства. Во всяком организованном начинании, в любой широкомасштабной работе всегда существует приоритет одних факторов над другими, и это никогда не выявлялось с такой очевидностью, как при осуществлении Иерархического Плана в настоящее время.

Если мы хотим, чтобы была достигнута цель, ради которой дается содержащееся в данном трактате учение, существенно важно, чтобы в массе общей оккультной информации и универсальных концепций содержались такие актуальные и представляющие живейший интерес сведения, которые наполнят данный трактат самым практическим смыслом.

В «Трактате о Белой Магии» я обозначил один из первых шагов, предпринимаемых Иерархией для претворения нового Плана. Этот План был предварительно сформулирован в 1900 году на одном из крупных собраний Иерархии, которые проводятся раз в четверть века. В 1925 году, на следующей большой координационной встрече, обсуждался новый, более детальный План, в 171] который были внесены необходимые изменения (обусловленные результатами мировой войны). Участники этого важного Совещания вынесли два решения.

Во-первых, было решено, что для достижения некоторых вполне конкретных результатов нужно на определенный период (то есть до 1950 года) объединить усилия всех членов планетарной Иерархии в одном направлении, и что в это время Великим необходимо направить Свое внимание на попытку расширить сознание человечества и постараться форсировать этот процесс, так чтобы как можно шире раздвинуть горизонты мышления людей, укрепить их веру и уверенность в себе и стимулировать рост знаний. Было решено, что определенные области сомнений и неясности должны быть прояснены.

Во-вторых, было решено еще теснее субъективно соединить друг с другом старших учеников, стремящихся и работников в мире. Для этого все Учителя установили субъективную, интуитивную, а иногда и телепатическую связь между Своими личными группами учеников. Так возникла Новая Группа Мировых Служителей.

Таким образом, вместо семи работавших в мире групп, которые действовали по семи главным силовым линиям – их место в схеме определялось их Лучом, – Учителя, Их ученики и испытуемые образовали три главных подразделения, с тем чтобы адекватно служить и содействовать решению проблем решать проблемы политического, религиозного и образовательного секторов человеческой эволюции.

В то же время Они организовали вспомогательную группу Мировых Служителей, которые взяли на себя функцию связников, интерпретаторов и посредников между внутренне действующей Иерархией и мыслителями мира, а также функцию представителей в каждой стране и в каждой группе. Так все группы, которые вдохновлялись желанием служить и которые (несмотря на технологические и методологические ошибки) приносили хоть 172] какую-то пользу своим собратьям, были вовлечены в поток духовной стимуляции для повышения их эффективности. Группы, в целом оказавшиеся кристаллизованными и сектантскими, не отреагировали на новый импульс, но в каждой из них, даже в самых омертвевших, нашлись те немногие, кто проявил заинтересованность.

Утверждение нового Плана автоматически повлекло за собой усиленную подготовку тех, кто по всем признакам отозвался на субъективные и интуитивно воспринимаемые влияния. Было признано целесообразным начать форсированными темпами развитие восприимчивости и некоторых потенциальных, но скрытых способностей человечества, и, кроме того, попытаться повысить чувствительность и духовную восприимчивость наиболее продвинутых его представителей до того уровня, который доселе был прерогативой немногих мистиков и интуитивных людей. Этот процесс идет уже несколько лет, и результаты превзошли ожидания. Война, опустошившая мир, расчистила кучи мусора.

В основном, План по замыслу его составителей охватывает три направления:


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!