Переход греха на весь человеческий род . Первородный грех . Действительность первородного греха , его всеобщность и способ распространения . Вменение первородного греха .



Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который « перешел от Адама на все человеческое естество , поелику все мы тогда находились в Адаме , и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас ». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи и злые движения сердца, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения» [Алипий]. «Под следствием же первородного греха Церковь разумевает те самые следствия, какие произвел грех прародителей непосредственно в них, и которые переходят от нас и на них, каковы: помрачение разума, извращение воли и удобопреклонность ее ко злу, болезни телесные, смерть и пр.» [Макарий (Булгаков)]. Этого закона тления и смерти «не избежала даже Божия Матерь, ставшая, как и прочие люди (кроме Христа), по своему рождению причастницей природы ветхого Адама» [Алипий].

Видимая сторона греха наших прародителей состояла в нарушении запретительной заповеди Божией не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас, – говорит блаж. Августин, – оставила праотцев благодать Божия». В человеке, первоначально чистом и невинном, явилось новое, несвойственное и чуждое ему прежде греховное настроение и внутренняя замкнутость от общения с Богом, Источником жизни [Ливерий Воронов]. Последствием грехопадения явилось как физическое повреждение человеческой природы, которое выражается в тленности человеческого естества и его смертности, так и нравственное повреждение, проявляющееся в удобопреклонности воли человеческой ко злу. Свт . Филарет ( Дроздов ) констатирует как несомненный факт то , что следствия греха прародителей перешли на весь человеческий род : « Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток , так от родоначальника , зараженного грехом и потому смертного , естественно происходит заражение грехом и потому смертное потомство ».

[Ливерий] Учитывая все это, можно сказать, что все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, хотя и сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Это прирожденная греховность (άμαρτια) со времен блаж. Августина известна под именем первородного греха(peccatum originale).

[Алипий] Слово Божие учит нас, что в Адаме « все согрешили», т. е. о всеобщности первородного греха: « Одним человеком грех вошел в мир , и грехом смерть , так и смерть перешла на всех человеков , потому что в нем все согрешили » (Рим. 5, 12); « Кто родится чистым от нечистого ? Ни один . Если дни ему определены » (Иов. 14, 4-5); « Вот , я в беззаконии зачат , и во грехе родила меня мать моя » (Пс. 5, 7). Зачатие и рождение – вот канал , по которому передается прародительская порча.

О действительности этого греховного состояния как бы от лица всех его носителей апостол Павел говорит: « Не понимаю , что делаю ; потому что не то делаю , что хочу , а что ненавижу , то делаю … но в членах моих вижу иной закон , противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного , находящегося в членах моих » (Рим. 7, 15, 19, 22-23).

Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, как за свой собственный грех, и первородный грех рассматривается прежде всего как порча природы , а не как грех , в котором повинны все люди . Но хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том , что все люди как происходящие от Адама : а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, т.е. противного Божественным установлениях состояния природы. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха. Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия [Алипий].

Лишь сообщение человечест ву Божественной благодати, препобеждающей осуждение и немощь естества, могло даровать человеку спасение от тяжкого закона рождения с его последствиями, страстностью и тлением. Этот новый поток Божественной силы, как подчеркивает апостол Павел, вошел и распространился в человечество таким же путем, каким тление и смерть перешли от первого Адама. Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, так Новый Адам – Христос, осуществив все, чего не достиг праотец, стал родоначальником нового человечества и распространил на него силу духовного безгрешного рождения, освободил его от греха, избавил от тления и приводит к конечной цели1 Промысла – обожению [Алипий].

Вменение первородного греха [Левшенко]

Надо различать личный грех Адама и первородный грех. Параптома – греховное состояние, отчуждение человека от Бога, трещина, которая прошла между Богом и человеком после грехопадения, то, что переходит на весь человеческий род. А мартия – это не сам грех, а следствие греха и одновременно неблагоприятное условие для потомства. Православное исповедание: « Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме , то как скоро он согрешил , в нем и все встали в греховное состояние , а посему не только греху подвержены , но и наказанию за грех ».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!