Следствия грехопадения : 1) в отношениях между Богом и человеком ; 2) в человеческой природе : дух - душа - тело , ум - чувства - воля .



Следствия грехопадения [Левшенко]

Этот вопрос надо рассматривать во многих планах. Прежде всего, по отношению к душе, к телу, к внешнему благосостоянию человеку. Таких следствий очень много.

Сам по себе грех – это некоторое действие человека после того, как он выбрал нечто свободной своей волей. Это действие начало в этом мире свою жизнь, потому что любое наше действие в этом мире имеет свое следствие, это следствие имеет свои следствия и т.д. Если вначале можно говорить о свободной воле как начале некоего причинно-следственного ряда, то дальше этот ряд уже не зависит от человека, а становится путами в его жизни, и не только в его, но и его потомков. Этот закон верен. Любой грех имеет следствие, как и любая добродетель. Грех сразу же несет в себе и наказание за грех, потому мы его и отличаем от добродетели. Но дело не только в этом. Есть еще и положительная сторона (положительная в смысле наказания, данного от Бога) – кроме того, что здесь есть собственное наказание, есть еще и гнев1 Божий в отношении греха. Поэтому можно говорить о двух сторонах греха: он производит сам по себе дурные последствия и отчуждает человека от Бога. А тем самым человек подвергается и гневу Божиему. А подвергаясь гневу Божиему, подвергается и наказанию. Но Бог есть любовь, поэтому это наказание всегда бывает таково, чтобы человек вернулся. Здесь нет полного отбрасывания человека – Господь помогает человеку, сколько может.

Последствия грехопадения, проклятие [Катихизис]

Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. По определению «Пространного Катихизиса», проклятие есть

« осуждение греха праведным судом Божиим , а от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам ».

Проклятие не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад. Последствия греха непосредственно из него проистекают, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божией, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Без положительного на этот счет Божественного определения противоестественные изменения сами по себе не могли бы стать законом для падшего естества. Кроме того, всемогущий1 Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы , искажении способа ее существования , а также в изменении внешних условий существования человека . Целью проклятия является не отмщение , а исправление человека через смирение его гордыни и приведение его к покаянию . Прежде всего, проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, в отчуждении человека от Бога как Источника жизни. Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Иными словами, Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве.

1) Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком [Катихизис]

До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек1 находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененная в природе человека самим актом его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения. И душа, и тело человека были «пропитаны» благодатью.

Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, « человек остановил в себе приток Божественной благодати ».

В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3, 10).

Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33, 20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (Рим. 5, 10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (Еф. 2, 3). Но объектом гнева Божия являются не сами люди как личности, а греховное состояние их природы, которое не может быть предметом благоволения Божия, ибо « невозможно общение между светом и тьмой » (1 Кор. 6, 14). Н. Н. Глубоковский писал:

« Греховность , как недолжное состояние природы человека , навлекает на себя гнев Божий »,

но

« Правда Божия <...> и в самом карающем настроении движется неисчерпаемым человеколюбием ».

Последствия грехопадения в природе человека

А) В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих – дух , душу и тело , между которыми до грехопадения имели место отношения строгого соподчинения. Дух был устремлен к Богу , душа находилась в подчинении духу , тело было послушным орудием души , и весь материальный мир , являясь как бы продолжением человеческой телесности , подчинялся своему владыке – человеку . Грех опрокинул эту изначальную иерархию.  Дух, разорвав свою связь с Богом , попадает в зависимость от души , отсюда возникает ложная духовность . Душа порабощается телом , здесь – источник страстей . Тело, в свою очередь , оказывается в зависимости от внешнего мира , порабощается вещественным началам мира сего . В отношении между составляющими человеческой природы вносится разлад: « Ибо плоть желает противного духу , а дух противного плоти , они друг другу противятся » (Гал. 5, 17).

Будучи тварным, человеческое естество не способно к бесконечной1 регенерации. Без благодатной помощи ресурс человеческой природы начинает истощаться, тем самым наше естество становится тленным. Свв. отцы использовали слово « тление » в двух значениях.

Во-первых, тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее). Так, после грехопадения в жизнь человека вторгаются телесные и душевные болезни, груд теряет творческую радость. Родовая жизнь, поражаемая различными страстями, искажается. Рождение детей становится для женщины мучительным и сопряженным с опасностью для здоровья и даже для жизни (Быт. 3, 16).

Во-вторых, тление (нетление) означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы. Следует иметь в виду, что и во втором значении понятие тления может относиться не только к телу человека, но в определенной степени и к душе, хотя последняя и не имеет элементарного состава. Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил – разума , воли и чувства 1.

Итогом этого процесса распада является смерть ,  самое главное и самое страшное следствие грехопадения. Согласно «Пространному Катихизису», от греха Адама произошла двоякая смерть:

« телесная , когда тело лишается души , которая оживляла его , и духовная , когда душа лишается благодати Божией , которая оживляла ее высшею духовною жизнию ... Тело , когда умирает , теряет чувство и разрушается ; а душа , когда умирает грехом , лишается духовного света , радости и блаженства , но не разрушается и не уничтожается , а остается в состоянии мрака , скорби и страдания »[12].

Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, ибо грех обладает свойством накапливаться, и если бы смерть не полагала предела земному существованию человека, то он, совершенствуясь во зле, в конце концов уподобился бы демонам. Попущение смерти и изгнание человека из рая, делающее недоступным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния.

Б) Следствия грехопадения явственно проявляются и в деятельности высших способностей человеческой души .

Человеческий разум омрачается, что, например, находит свое выражение в неспособности различения добра и зла. Ослабевают и познавательные возможности разума, особенно в части, касающейся познания предметов духовного порядка [Катихизис].

[Левшенко]: « Душевный человек не принимает того , что от Духа Божия , потому что он 1 почитает это безумием , и не может разуметь , потому что о сем надобно судить духовно » (1 Кор. 2, 14). Здесь мысль очень серьезная: духовное можно видеть только духовным оком.

Один из примеров, который часто приводится, это то, что проповедь о Христе распятом для иудеев соблазн, для эллинов безумие. Мы легко можем понять, почему иудеи находили это соблазнительным, а эллины – безумием. Обратное, по-видимому, понять невозможно.

Сердце оскверняется дотоле неизвестными чувствами: ненавистью, завистью, унынием и др [Катихизис].

[Левшенко]: Произошло повреждение сердца. И нечистые желания, и греховные влечения – это состояние сердца человеческого. В нем лежит все. Это наша привязанность к каким-то для нас дурным вещам: « От сердца исходят помышления злая убийства , прелюбодеяния , любодеяния , татьбы , лжесвидетельства , хулы » (Мф. 15, 19). Происходит разлад в человеческих чувствах, когда одни чувства берут верх над другими: « Ибо плоть желает противного духу , а дух – противного плоти . Они друг другу противятся , так что вы не то делаете , что хотели бы » (Гал. 5, 17). Этот текст говорит не о борьбе духа с плотью, а именно, о разладе в каждом человеке. А человек остается на месте. Более кратко все это можно выразить так: поврежден образ Божий в человеке. Он не исчезает, но повреждается основательно.

«Послания восточных патриархов»: «Веруем, что человек, падший чрез преступление, уподобился бессловесным скотам, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от Преблагаго Бога, ибо в противном случае сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком. Но он имеет ту природу, с которою сотворен, и природную силу свободную, живую, деятельную, так что он может по природе избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла». То есть даже в падшем состоянии свобода делать добро у человека остается. Образ Божий в человеке остается даже тогда, когда он попадает в геенну огненную. Человек лишается только Богоуподобления.

Воля увлекается противоестественными желаниями и становится удобопреклонной более к злу, нежели к добру [Катихизис].

[Левшенко]: Произошло расстройство воли. Прежде всего – в области нравственной свободы. Православное исповедание веры говорит: «Воля преклонилась более ко злу, нежели к добру». Откровение часто говорит о рабстве греху, о том, что человек потерял свою свободу и становится рабом греха: « Творяй грех , раб есть греха » (Ин. 8, 34); « Доброго , которого хочу , не делаю , а злое , которого не хочу , делаю 1» (Рим. 7, 19); « Итак , я нахожу закон , что когда хочу делать доброе , прилежит мне злое » (Рим. 7, 21).

Кстати, отсюда – требование евангельское о том, что необходимо усилие, чтобы приобрести Царствие Небесное: « От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется , и употребляющие усилие восхищают его » (Мф. 11, 13). Так что усилие, чтобы подняться над обыденной жизнью, причем с большим трудом, и есть необходимое для воли человека. Обретя духовность, обретаешь свободу («Познайте истину1, и истина сделает вас свободным»). Но для этого необходимы большие усилия – гораздо большие, чем когда ты пребывал в истине и мог познавать все ее оттенки.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!