Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу .



Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих.

Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Катафатическими (духовными) свойствами существа Божия называются такие свойства, которые «говорят о том, как Бог открывается в мире» [Алипий]. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Что мы говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы», т.е. Бог познается по Своим действованиям, или энергиям. В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания.

Сами имена Божии (катафатические имена) можно разделить на две группы:

- первая группа имен означает вечные силы и действия Бога , например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д.

- вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку , например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.

Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу.

Свт. Григорий Богослов писал: «Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна».

Эту же мысль повторяет и св. Иоанн Дамаскин, – «Божество, – говорит он, – просто и имеет одно простое и благое действие…». В гл. XIV св. Иоанн пишет:

«Божеское просияние и действие, будучи едино, просто и нераздельно пребывает простым и тогда, когда разнообраз ится по видам благ, сообщаемых отдельным существам».

Иначе говоря, множественность и дробность наших представлений о Боге связана с нашей ограниченностью , с ограниченностью наших познавательных способностей . Свойства существа Божия , о которых мы говорим во множественном числе , в Нем Самом сливаются . В Нем , т . е . в Боге , находится во внутреннем и нераздельном единстве то , что мы мыслим в раздробленном и множественном виде .

Вот как эту мысль излагает блаженный Августин:

«по отношению к свойствам, то же должно быть мыслимо и по отношению к субстанции. Нельзя поэтому сказать, чтобы Бог назывался духом по отношению к субстанции, а благим – по отношению к свойствам, тем же и другим. Он называется по отношению к субстанции… Для Бога быть есть то же, что быть сильным, или быть мудрым, и что бы ты ни сказал о Его простой множественности или множественной простоте, этим будет обозначена Его субстанция... Потому-то мы высказываем одно и то же, называем ли Бога вечным, или бессмертным, или нетленным, или неизменным. Так, когда мы говорит о Боге, что Он – существо, обладающее жизнью и разумением, то этим самым высказываем и то, что Он премудр».

Когда мы говорим, например, о человеке, то различаем саму природу или сущность и свойства, которыми она обладает. На пример, когда мы говорим о человеке и разуме человеческом, то понимаем, что это вещи разные: есть человек, а есть разум, который является атрибутом человеческой природы. Человек складывается из определенных свойств и качеств: разум, совесть, тело его и т. д., человек «слагается» из свойств и качеств. Когда же говорится о свойства Божиих , то должно иметь в виду , что в Боге нет зазора между самой природой и свойствами . Нельзя сказать, что Бог обладает, например, разумом, или, что Он обладает премудростью, что Бог слагается из разума, премудрости, жизни и т. д. Бог есть разум, Он весь есть премудрость, весь целиком есть любовь, т. е. все эти качества в Самом Боге сливаются воедино. Различие имен, посредством которых мы выражаем наше знание о Боге, обусловлено исключител ьно ограниченностью наших познавательных способностей. Короче говоря, в Боге нет разницы между свойством и субстанцией, то что мы говорим о свойствах, то, учит блаженный Августин, в равной степени нужно относить и к субстанции, свойства , различаемые нашим разумом , в Самом Боге сливаются в совершенное единство и тождество .

Истинность наших представлений о Боге.

К этому вопросу существуют два различных подхода: первый более характерен для западного богословия. Западная схоластика исходят из того, что Бог – существо абсолютно трансцендентное миру, и человек не может иметь никакого объективного, достоверного знания о Божественном естестве, т. е. все представления1 наши о Боге, все имена Божии, которыми мы оперируем, суть только наши эмоции и обусловленные этими эмоциями рациональные представления, возникающие у человека в процессе религиозной жизни. Никакого соответствия между нашими представлениями и самой Божественной природой нет, т. е. имена – это только форма нашего конечного  мышления о трансцендентном Существе, и они не заключают в себе ничего соответствующего самому Его существу. Близкие к этому взгляды высказывали Абеляр, Фома Аквинский, Дуне Скотт, а в Византии Варлаам Калабрийский и его последователь Акиндин.

Вопрос о достоверности наших представлений о Боге – это в сущности вопрос не теоретический. Прежде всего это вопрос веры или, точнее сказать, вопрос доверия. С одной стороны, доверия Священному Писанию и, с другой, доверия духовному опыту Церкви, опыту святых. Священное Писание говорит, что свойства и имена Божии это не просто некие фикции, которые возникают в нашем уме, но что за ними стоит некоторая объективная реальность. Так, апостол Павел в Рим. 1, 20 говорит, что « присносущная сила Его и Божество от сотворения мира через рассмотрение творений видимы ». Уже это должно убедить нас в том, что через рассмотрение творений можно составить некое объективное знание о Божественном естестве.

Кроме того, в Священном Писании о многих именах и свойствах Божиих мы узнаем из уст Самого Бога и странно было бы предположить, что Божество зачем-то вводит нас в заблуждение. Например, в Лев. 19, 2: « Аз есмь свет ». Бог усвояет Себе имя «Свет».

Господь Иисус Христос говорит (Ин. 3, 16), что Бог возлюбил мир, что Богу присуща любовь. Поэтому православное богословие в соответствии с духовным опытом подвижников Православной Церкви исходит из того, что свойства или имена Божии , суть действительные свойства , существенно и действительно существующие в Самом Боге , независимо ни от нашей мысли , ни от Его откровения в мире . Конечно, наши представления очень несовершенны. Апостол Павел говорит, что « мы видим гадательно , как бы сквозь тусклое 1 стекло ». Наши представления о Боге можно уподобить теням, которые отбрасывают предметы, насколько тень от предмета несоответствует самому пре дмету, настолько наше представление о Боге соответствует его существу, т. е. наше представление несовершенно и достаточно условно, но тем не менее этого знания нам вполне достаточно для достижения спасения.

Василий Великий говорит:

«Имена (имеются в виду имена Божии), взятые в собственном значении каждого, составляют понятие, конечно, темное и весьма скудное в сравнении с целым, но для нас достаточное».

 

Единство существа Божия .

Существо Божие ни по какому параметру нельзя разделить. Бог – абсолютно простое существо, Которое не имеет сложности ни в какой степени, так что мы не можем сказать, что Бог состоит из того-то и того-то (качественная характеристика).

[ Катихизис ]: «Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по числу, но всецело, единым в том смысле, что нет другого Бога», – разъясняет понятие «единый» применительно к Богу учитель Церкви IV века Руфин.

Таким образом, «единый» означает единственного в своем роде, подобного которому нет. В древнем символе Антиохийской церкви сопряжены оба значения, здесь говорится о вере «в единого и единственного Бога».

Очевидно, что монотеистическое представление о Боге может иметь смысл только в том случае, если под Богом мы понимаем существо абсолютное, самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином для Своего существования – существо, обладающее1 всей полнотой бытия и совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога, принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, которое было бы больше Его, равно Ему или меньше Его, значит тем самым уже отказать Богу в обладании всей полнотой бытия и совершенства, то есть в абсолютности. Архиеп. Макарий (Булгаков) писал:

«Если бы было много богов, каким образом сохранилась бы их беспредельность? Где существовал1 бы один, там, конечно, не мог существовать ни другой, ни третий».

Приведенные выше философские рассуждения, сами по себе корректные, для богословия не имеют самодовлеющего значения. Для богословия самое главное – то, что истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном Откровении :

« Видите ныне , видите , что это Я , Я – и нет бога , кроме Меня » (Втор. 32, 39).

« Итак , знай ныне и положи на сердце твое , что Господь Бог на небе вверху и на земле внизу , и нет еще кроме Него » (Втор. 4, 39).

« Сия же есть жизнь вечная , да знают Тебя , единого истинного Бога » ( Ин . 17, 3).

«... нет иного Бога , кроме Единого » (1 Кор. 8, 4).

Свойства естества Божия [Катихизис]

Бог есть Дух

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге: « Бог есть Дух , и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине » (Ин. 4, 24).

Что это означает?

« Слово « Дух »... понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие ».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!