Катафатические или духовные свойства ( имена ) Божии : премудрость , разум , всеведение , всемогущество , всеблаженство , благость , любовь , милость , святость ; правда .



Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Катафатическими (духовными) свойствами существа Божия называются такие свойства, которые «говорят о том, как Бог открывается в мире» [Алипий]. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Что мы говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы», т.е. Бог познается по Своим действованиям, или энергиям1. В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания.

Сами имена Божии (катафатические имена) можно разделить на две группы:

- первая группа имен означает вечные силы и действия Бога , например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д.

- вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку , например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.

Разум, Премудрость1 и Всеведение.

О Божественном разуме в силу нашей ограниченности мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим и, естественно, такие аналогии несовершенны.

В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание – вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают.

Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение . Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все.

Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу:

«... никто не знает Сына , кроме Отца ; и Отца не знает никто , кроме Сына » (Мф. 11, 27);

«... Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий ... и Божьего никто не знает , кроме Духа Божия » (1 Кор. 2, 10-11);

Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах:

« Ведомы Богу от вечности все дела Его » (Деян. 15, 18);

« Бог больше сердца нашего и знает все » (1 Ин. 3, 20).

О ведении Богом будущего говорится в Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29.

« Нет твари , сокровенной от Него , но все обнажено и открыто пред очами Его » (Евр. 4, 13).

Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования1.

Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения ,  т. е. премудрость – это всеведение по отношению к действиям , или разум в его обращенности к миру и человеку .

« Все соделал Ты премудро » (Пс. 103, 24).

В отличие от разума и всеведения премудрость имеет более энергийный характер. Этот энергийный характер премудрости, например, выражен: « Премудрость подвижнее всякого движения и по 1 чистоте своей сквозь все проходит и проникает . Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя » (Прем. 7, 24-25).

В Прем. 7, 14; 9, 17 о премудрости говорится как об одном из высших даров Св. Духа. Вообще в Ветхом Завете премудрость занимает совершенно особое место, о ней неоднократно говорится как о некоторо й личности, которая содействует Богу, соучаствует в Божественных делах, или даже иногда как о некотором самостоятельном субъекте действия.

Например, когда речь идет о творении, то1 говорится, что премудрость во время творения была при Боге «художницей», что она «веселилась пред лицом» Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31). В Прем. 8, 35 о премудрости говорится как об источнике жизни: « кто нашел меня , тот нашел жизнь ». В Притч. 9, 4-5 премудрость приглашает всех благоразумных « вкусить от трапезы », которую она уготовила.

В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, в 1 Кор. (1, 24) о Христе говорится как о премудрости Божией. В Кол. (2, 3) апостол1 Павел говорит, что « во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения ». Иначе говоря, именно во Христе откровение Божественной премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости.

Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называются в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного1 разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием « Нет мудрости , и нет разума ... вопреки Господу » (Притч. 21, 30).

Всемогущество.

Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

« Я Бог Всемогущий ; ходи предо Мною и будь непорочен » (Быт. 17, 1) – Бог говорит Аврааму

 « Бог творит все , что хочет » (Пс. 134, 6);

« Он делает 1 , чего хочет душа Его » (Иов. 23, 13);

В Лк. 1, 37 говорится, что у Бога не останется бессильным никакой глагол, то есть никакое слово, никакое желание Божие не останется неисполненным. Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нем.

В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом человек прикладывает некоторый труд, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет:

« Он сказал , – и сделалось ; Он повелел , – и явилось » (Пс. 32, 9)

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог «творит мыслью». Это означает, что в Боге разум и воля – одно. Это еще одно свидетельство того, что разделение Божественных свойств на свойства, относящиеся к разуму, воле и к чувствам, конечно, слишком натянуто, поскольку даже говор ить о различии в Боге между разумом и волей можно только условно.

Всеблаженство.

Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство.

« блаженство в деснице Твоей вовек » (Пс. 15, 11);

Блаженным называет Бога и святой апостол Павел в 1 Тим. 1, 11; 6,15.

Благость, Любовь и Милость.

Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и во вне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости.

Три свойства: благость, любовь и милость – очень тесно связаны между собой и, в сущности, являются различными аспектами одного и того же свойства. По существу любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам.

Любовь – одно из самых сокровенных имен Божиих. Не случайно евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Святитель Григорий Богослов говорит: «Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь» [Давыденков].

Бог неизменен в Своей природе – Он всегда есть Любовь, хотя Любовь есть не Сущность Божества, а действие благодати Святого Духа [Алипий]. Но само по себе неизменное действие Божественной Любви воспринимается1 разумными существами различно, в зависимости от состояния их воли. Св. Исаак Сирин пишет, что «любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников (в аду) и веселит собой соблюдших долг свой».

Милость Божия есть проявление благости и любви к падшему человечеству, особенно к грешникам, иначе говоря, милость – это как бы любовь по снисхождению, любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством, как долготерпение.

В Нагорной проповеди Господь говорит, что Его Отец « повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5, 45). В Премудрости Соломоновой сказано: « Ты всех милуешь , потому что все можешь , и покрываешь грехи людей ради покаяния » (Прем. 11, 24), а пророк Давид говорит: « Все пути Господни – милость » (Пс. 24, 10).

Святость.

Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может1 согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло.

Слово « Святый », как имя Бога , в Священном Писании встречается неоднократно, например, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: « Свят , Свят , Свят Господь Саваоф » (Ис. 6, 2).

Требование святости от твари : «... будьте святы , потому что Я свят » (1 Пет. 1, 16). О том, что Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла: « Мерзость пред Господом – коварные сердцем ; но благоугодны Ему непорочные в пути » (Притч. 11, 20).

Само слово «святый» – по-еврейски «кадош» – буквально означает отделенный, несоизмеримый, т. е. несоизмеримый ни с чем тварным. Но для библейского образа мысли характерно приписывать свойства святости и всему, что так или иначе причастно Богу, тому, что соприкасается с Ним. Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, и закон и храм, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю.

Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава.

« Бог есть свет , и нет в нем никакой тьмы » (1 Ин. 1, 5).

Именно потому, что Бог есть Свет и не причастен тьме, Он требует святости от тех, кто желает общения с ним: «... святы будьте , ибо свят Я » (Лев. 19, 2). О том, что Бог открывает Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников.

Правда Божия.

Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение – наказывается.

В правде Божией можно различать два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков: « Един Законодатель и Судия , могущий спасти и погубить » (Иак. 4, 12), то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией.

Законодательное 1 действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон: « ибо когда язычники , не имеющие закона , по природе законное делают , то , не имея закона , они сами себе закон : они показывают , что дело закона у них написано в сердцах , о чем свидетельствует совесть их и мысли » (Рим. 2, 14-15).

Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного1, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, которое преподано нам в Завете Новом.

Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон: « У Меня отмщение и воздаяние » (Втор. 32, 35). В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который « воздаст каждому по делам его ».

В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию.

« Животвори меня правдою Твоею » (Пс. 118, 40); « правда Его на сынах сынов , хранящих завет Его и помнящих заповеди Его » (Пс. 102, 18). Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет человеку вести праведную жизнь.

В Новом Завете под правдой Божией (прежде всего у апостола Павла), понимается божественная милость, благодать, спасение, подаваемые всем, уверовавшим во Христа.

Правда1, к которой человеку возможно приобщиться, во всей полноте открылась в Иисусе Христе. Через веру во Иисуса Христа человек приобщается правде Божией: « Явилась правда Божия ... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих » (Рим. 3, 21-22).

Основное возражение против правды, как свойства Божия, сводится к тому, что окружающая нас действительность порой заставляет нас усомниться в том, что Бог есть существо, Которому присущи абсолютная правда и справедливостью. В частности, это выражается в том, что грешники часто благоденствуют, в то время, как люди праведные терпят различного рода искушения.

Во-первых, нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни. Во-вторых, нельзя игнорировать тот факт, что человек есть существо, обладающее свободой, и поэтому счастье и бедствия людей зависят, в определенной степени, и от их свободной воли. В-третьих, необходимо отметить, что страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу1, они могут приводить к благим последствиям.

Любовь и Правда Божии в их соотношении

Бог свят и, следовательно, требуя совершенства от тварей, Он не может быть равнодушен к добру и злу. Именно поэтому Он ограничивает проявление зла в мире. Поскольку Бог всеблажен, и все силы Его находятся в гармоничном соответствии, любовь в Боге ни в коей мере не противоречит справедливости.

Любовь Божия справедлива, а правда Божия одушевлена любовью, потому что любовь без правды вырождается в благодушие1, сентиментальность и откровенное попустительство греху, а правда без любви оборачивается жестокостью.

В Притч. 3, 11-12 о соотношении любви и правды Божией сказано: « кого любит Господь , того и наказывает и благоволит к тому , как отец к сыну своему ». А в Откр. 3, 19 Господь в обращении к Лаодикийской Церкви говорит: « Кого я люблю , тех обличаю и наказываю ».

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 708; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!