Падение Аэция. — Женский роман. — Убийство Валентиниана III в 455 г. — Максим, император. — Евдоксия призывает Гензериха, короля вандалов



 

Западная империя уже была очень близка к гибели, но ей предшествовала еще смерть двух императоров и второе разграбление Рима, которое так же, как и пер. вое, произошло непосредственно вслед за роковым падением героя.

Падение Аэция, прославившегося воинскими подвигами, окутано, как и падение Стилихона, темными придворными интригами, в которые были замешаны две красивые и несчастные женщины. Победитель гуннов, чествуемый римским народом как избавитель, ненавидимый завистниками, безмерно богатый, достигнув вершины своего могущества, напал на весьма понятную мысль упрочить свое положение кровной связью с императорским домом. У Аэция было два сына, Карпилион и Гауденций; у Валентиниана две дочери, Евдокия и Плацидия. Император клятвенно обещал своему генералу сочетать браком с одним из его сыновей одну из своих дочерей. Придворные и в их числе евнух Гераклий, по-видимому, не сочувствовали такому браку; они старались, помня, может быть, вероломное отношение Аэция к Бонифацию, представить Аэция как честолюбивого изменника и нашептывали о том, что он будто бы вошел в тайное соглашение с гуннами, своими друзьями со времени тирана Иоанна, и с их помощью намерен захватить власть.

В 454 г. Валентиниан был в Риме, в котором он имел свою резиденцию. Находясь однажды во дворце, Аэций настойчиво приступил к Валентиниану и, ссылаясь на свои доблести и заслуги, стал требовать у него исполнения данного им клятвенного обещания. По-видимому, такая сцена была подготовлена коварными врагами генерала с целью довести дело до катастрофы. Аэций не допускал возможности, чтобы Валентиниан с его трусливой душой мог решиться на что-нибудь смелое, а потому не обратил внимания, когда император схватил меч, и погиб, пронзенный ударом. Потом на Аэция, повергнутого и лежавшего на мраморном полу, набросилась с кинжалами и мечами толпа евнухов и придворных. Ликуя, они наносили раны уже трупу последнего великого римского полководца, а «безумный получеловек» Валентиниан, потрясенный собственным своим поступком, лежал в обмороке на руках кастрата.

Вместе с Аэцием пали многие его друзья, и в том числе преторианский префект Боэтий из рода Анициев, дед прославившегося позднее философа. Все приверженцы генерала были умерщвлены.

Таким образом, вероятнее всего, совершилось падение Аэция. По крайней мере, будет более согласным с естественным ходом вещей допустить, что могущественный, прославленный и честолюбивый муж пал жертвой зависти и недоверия, а не женского романа, хотя последний играл большую роль во дворце и глубоко отражался на судьбе города.

Валентиниан, женатый на Евдоксии, дочери Феодосия младшего и гречанки Афинаиды, или Евдокии, не чувствовал себя вполне удовлетворенным красотой своей жены. Среди разгула, которому он отдавался в Риме, внимание Валентиниана было привлечено женой знатного сенатора Петрония Максима, бывшего в то время главой рода Анициев; но эта женщина с красотою соединяла добродетель, и на ее долю выпала судьба последней Лукреции Рима. Так как прямые искания Валентиниана не приводили к цели, то царедворцы посоветовали ему воспользоваться игрой на деньги, чтобы получить желаемое. Максим, играя с императором, проиграл большую сумму золота и дал ему в залог свое кольцо. С этим залогом евнух поспешил в дом Максима и, показав кольцо жене его, объявил ей, что он послан, чтобы доставить ее в носилках к императрице. Ничего не подозревавшая жена Максима отправилась во дворец и там была отведена в одну из дальних комнат к Валентиниану.

Когда Максим вернулся домой, он нашел свою жену в слезах и в отчаянии от перенесенного ею позора; она стала проклинать мужа, обвиняя его в том, что он продал ее честь. Поняв, в чем дело, Максим тотчас же составил план мщения. Он шил смыть свой позор кровью негодяя. Об этом-то моменте Прокопий, излагающий это событие (он путает время), говорит, что Максим, чтоб вполне обеспечить себе успех, решил сначала интригами устранить с дороги Аэция, которого он считал главнейшим препятствием своей мести. Между тем сам Максим принадлежал к числу наиболее богатых и знатных людей в Риме, был два раза консулом, четыре раза префектом города, преторианским префектом Италии и был почтен постановкой ему статуи на площади Траяна.

Поразительным свидетельством тупости нравственных чувств деспота служит то обстоятельство, что после убийства Аэция Валентиниан принял к себе на службу многих из тех, которые служили у Аэция. Чувство достоинства этих людей было оскорблено тем, что Валентиниан не признавал в них такого чувства и не допускал мысли, что эти варвары были способны к справедливому возмущению. И Валентиниан доставил им случай к кровавому отмщению. Возможно, что и сам Максим провел на службу к Валентиниану приверженцев Аэция, чтобы пустить в ход их оружие для своих целей. 16 марта 455 г. император присутствовал на военных упражнениях у Villa ad duas Lauros, на третьей миле Viae Labicanae, и здесь был убит; в числе убийц были два гота, Оптила и Траустила. Никто из окружающих даже не вынул своего меча из ножен в защиту императора.

С Валентинианом III прекратилось потомство Феодосия Великого, и это было большим несчастием для Рима.

Уже 17 марта Максим был провозглашен императором. Похоронив труп Валентиниана у Св. Петра, Максим, несчастная жена которого умерла от горя, решил своими собственными объятиями заставить вдову императора позабыть о смерти своего недостойного мужа. Этим браком Максим рассчитывал примирить с собой сторонников императорского дома и упрочить свое полок ение. Гордая дочь Феодосия младшего уступила угрозам и силе; она еще не знала, что Максим был тайным убийцей ее мужа. Новый император принудил вдову оскорбителя своей жены, уже немного дней спустя после его убийства, разделить свое ложе и при этом был настолько жесток, что рассказал ей, что он сделал. Оскорбленная до глубины души женщина тотчас же решилась отомстить узурпатору, овладевшему троном ее мужа и опозорившему ее честь. После многих размышлений и убедившись, что на Константинополь нет никакой надежды, так как мать Евдоксии, Евдокия, жила в изгнании в Иерусалиме, отец же Феодосий и тетка Пульхерия уже умерли, Евдоксия, так рассказывают византийские историки, ослепленная ненавистью, решила призвать из Африки как своего мстителя короля вандалов Гензериха. Она послала к нему послов и убедила его внезапно напасть на Рим. Есть, однако, серьезные основания, заставляющие сомневаться в верности такого изложения; возможно, что фантазия греков облекла в эту легенду второе падение города. Так как она лежит вне доказательств, то историку приходится последовать примеру одного из летописцев, который, рассказав о гибели Валентиниана и узурпаторстве Максима, затем только упоминает о том, что похитителю трона пришлось довольно скоро искупить излишества своих страстей так как уже на втором месяце его владычества флот Гензериха из Африки вошел в устье Тибра.

 

Вандалы вступают в Порто. — Убийство Максима. — Лев перед Гензерихом. — Вступление вандалов в Рим в июне 455 г. — Разграбление Рима в течение 14 дней. — Разграбление дворца и храма Юпитера. — Древние сполии Иерусалимского храма. — Их судьба. — Сказания Средних веков

 

Едва показалась перед г. Порто флотилия чужеземного короля, которая везла вандалов и язычников-берберийцев, как в Риме началось возмущение народа, пришедшего в отчаяние и чувствовавшего себя беззащитным. Максим женил своего сына Палладия на дочери Евдоксии и объявил его цезарем; но, по-видимому, это было единственным распоряжением Максима как правителя. Он не принял никаких мер к защите, совершенно потерял голову, отпустил своих окружающих, дозволив им идти, куда они пожелают, и сам вышел из дворца, ища спасения в бегстве, в которое в полном смятении обратился весь народ. На улице дворцовые служащие убили Максима каменьями, и истерзанное тело его было брошено в волны Тибра. Так пал Максим 12 июня 455 г. после господства, длившегося только 77 дней.

Привлеченный вестью о дворцовой революции в Риме, Гензерих тем временем высадился на берегу Тибра и двинулся к городу с своим страшным войском по Via Portuensis. Никто не отважился стать ему на пути, за исключением того же епископа Льва, который уже ходил навстречу еще более страшному Аттиле. Окруженный духовенством, Лев бесстрашно встретил вандалов и в красноречивой речи сказал Гензериху все то, что некогда говорил королю гуннов. Властитель вандалов не увидал образа апостола с занесенным мечом и тем не менее обещал достойному епископу охранить Рим от огня и меча и ограничиться одним грабежом.

На третий день после убийства Максима Гензерих вступил через портовые ворота в никем не защищаемый город. И злополучные римляне смотрели, как в сердце их города, который уже сорок пять лет тому назад был разграблен народами Паннонии, вторгаются теперь алчные сыны африканских степей, бедуины из страны Югурты и вместе с германскими вандалами раздирают это сердце так же, как дикое животное рвет внутренности своей жертвы. Никем не тревожимые враги грабили с неописуемой жестокостью. В противоположность готам, стесненным трехдневным сроком и смущенным неслыханной до того судьбой, постигшей Рим, вандалы могли предаться грабежу с бесстыдным спокойствием, так как Гензерих дал им долгий срок в 14 дней. Это зрелище ужасно, и едва ли в истории человечества найдется другое, более оскорбительное зрелище, чем вид Рима, беззащитного, утратившего все свое мужество и достоинство и разграбляемого вандалами. Ни один из историков того времени не нашел в себе сил описать мрачные и дикие сцены этого разграбления; ни один римлянин не оповестил нас о них своими жалобами.

Все то, что было пощажено готами или было с той поры возобновлено римлянами, нашло теперь своих грабителей. Опустошение Рима могло производиться уже в известной системе. Грабеж происходил одновременно по всем улицам, и сотни нагруженных добычей повозок выезжали через портовые ворота к кораблям, которыми был покрыт Тибр. Прежде всего вандалы набросились на дворец, жилище императоров в покоях которого Евдоксия, взятая Гензерихом в плен, в отчаянии оплакивала свою предательскую ненависть, и здесь грабили с такой жадностью, что не оставили на месте ничего даже из медной посуды. На Капитолии они разграбили храм Юпитера, остававшийся до того времени нетронутым. Гензерих похитил из этого храма не только статуи, которыми он надеялся украсить свою африканскую резиденцию, но приказал еще снять наполовину крышу храма и нагрузил корабли дощечками позолоченной бронзы, из которых сделана была крыша. Еще более сожалений вызывает в нас похищение другой добычи. То были сполии Иерусалима. Путешествуя по Риму, мы можем видеть еще теперь не вполне совершенные изображения утвари храма Соломона в остатках скульптурных украшений на арке Тита, и мы смотрим с изумлением на лихнух, или светильник, о семи ветвях на священный жертвенный стол с двумя кадильницами, на две длинные трубы и ящик. Эти изображения представляют ту добычу, которую Тит привез в Рим из разрушенного Иерусалима и которую подробно описал Иосиф Флавий. Бывшие среди этих сполий завесы храма и иудейские книги законов Веспасиан отдал во дворец цезарей, а золотой светильник и драгоценные сосуды — в свой храм Мира. Сам храм сгорел при Коммоде, иудейские же сокровища были спасены, и их сохраняли в другом месте, которое осталось для нас неизвестным; здесь они оставались в продолжение веков. В числе сокровищ, накопленных Аларихом в Каркассоне, также находились украшенные драгоценными камнями сосуды из храма Соломона, взятые Аларихом в Риме. Но другие иудейские драгоценные предметы оставались еще в Риме, так как Гензерих приказал отвезти на корабле в Карфаген вместе с утварью, награбленной в римских церквах, и еврейские сосуды, входившие в состав упомянутой добычи Тита.

Замечательное странствование святынь иудейского храма, однако, не закончилось этим. Восемьдесят лет спустя они были найдены в Карфагене Велизарием, и во время торжественного шествия по Константинополю их несли вместе с добычей, взятой у вандалов. Вид этих священных сосудов глубоко взволновал византийских иудеев, и они послали к императору депутацию просить о возврате им их святыни. По крайней мере, по словам Прокопия, один воодушевленный верою евреи, служивший у Юстиниана, уговаривал его не оставлять этих таинственных сосудов в своем дворце в Византии, так как они нигде не найдут себе покоя, кроме того места, где первоначально определил им быть Соломон, и похищение этих сосудов из древнего храма было причиной тому, что Гензерих завладел дворцом цезарей в Риме, а затем римское войско завладело дворцом вандалов, где под конец находились священные сосуды. Напуганный всем этим Юстиниан, так говорит дальше Прокопий, приказал отослать иудейские сосуды в одну из христианских Церквей Иерусалима. Вполне ли справедлив или только отчасти этот рассказ современника Велизария, но он доказывает, что спустя почти пять веков после триумфа Тита воспоминание о священных сосудах все еще сохранялось в памяти людей. И за все это долгое время дети Израиля из поколения в поколение следили за своей святыней. С той поры нигде не упоминается о сосудах из храма Соломона; возможно, что они достались в добычу арабам; быть может, они были отосланы в

Иерусалим и, подобно священному Граалю, затерялись на Востоке. Современник Юстиниана, армянский епископ Захарий, составивший опись общественных предметов в Риме, утверждает, однако, что в городе сохранялось двадцать пять бронзовых статуй, изображавших Авраама, Сару и царей колена Давида и перенесенных в Рим Веспасианом вместе с воротами и другими памятниками Иерусалима; а средневековая римская легенда прославляла латеранскую базилику тем, что в ней хранятся кивот Завета с скрижалями, золотой светильник, скиния Завета и даже священнические одеяния Аарона.

Возможно, что на тех же кораблях, которые увозили добычу вандалов, находились и лихнух из храма Соломона, и статуя капитолийского Зевса — символы древнейших религий Востока и Запада. Прокопий вполне точно говорит, что один корабль был нагружен статуями и из всех кораблей он один потонул; остальные же благополучно дошли до карфагенской гавани.

 

Удаление вандалов. — Судьба императрицы Евдоксии и ее дочерей. — Базилика Св. Петра. — Легенда о цепях св. Петра. — Вандалы не разрушили памятников города. — Последствия разрушения города вандалами

 

Бедственная участь Рима вполне напоминает участь Иерусалима. Гензерих повел за собой в Ливию тысячи пленных римлян всякого сословия и возраста, и в том числе Евдоксию и сына Аэция, Гауденция. Дочь византийского императора и жена двух римских императоров должна была теперь искупить свою преступную измену Риму, если эта измена была действительно ею совершена, не только зрелищем разграбленного города и неслыханных страданий народа, но и своим собственным рабством и рабством обеих своих дочерей. Из ее дочерей Евдоксия должна была вступить в брак с сыном Гензериха, Гуннерихом. Прожив в этом насильственном браке 16 лет в Карфагене, Евдоксия бежала и после многих приключений достигла Иерусалима, где вскоре умерла и была погребена рядом со своей знаменитой бабкой, носившей одинаковое с ней имя. Другая дочь Евдоксии, Плацидия, была освобождена после смерти императора Марциана и встретилась со своим искавшим спасения в бегстве мужем Олибрием в Константинополе, куда она должна была проводить свою мать. Такова была судьба этих двух женщин, последних наследниц рода и государства Феодосия Великого.

Что касается несчастной императрицы Евдоксии, имя которой связано с разграблением Рима вандалами, то о ней по настоящее время служит напоминанием церковь, которую Евдоксия незадолго до вторжения в Рим Гензериха построила в честь св. Петра. Эта базилика неподалеку от терм Тита на Каринахе сначала называлась по имени Евдоксии — Titulus Eudoxiae, позднее же была названа S.-Pietro ad Vincula или in Vincoli. Об основании ее предание говорит следующее: Евдоксия, мать императрицы Евдоксии, взяла с собой из Иерусалима цепи св. Петра и одну половину цепей принесла в дар Константинополю, а другую отдала своей дочери для Рима. Здесь уже раньше хранились цепи, которые носил перед своею смертью апостол. И когда папа Лев приложил иерусалимские цепи к римским, они сомкнулись и образовали одну цепь в тридцать восемь колец. Это чудо побудило жену Валентиниана выстроить церковь; в ней и хранятся легендарные цепи и почитаются поныне, а языческий праздник Августа (1 августа) с той поры стал праздником цепей св. Петра.

Когда флот вандалов удалился, несчастные римляне могли никем не тревожимые оплакивать свою ужасную участь. Как после Алариха, так и после Гензериха в стенах города не оставалось больше врага; не последовало также никаких политических перемен. Только разграбленный город своим опустошением и трупами свидетельствовал о крушении, которое он перенес. Разграбление было так велико, что почти все, что имело цену, попало в руки африканцев. Трудно верить, чтобы вандалы и мавры из страха перед апостолами могли пощадить три главных церкви и ограбили только титулованные или приходские церкви. Но есть все-таки указания, что некоторые ценные вещи, в особенности принадлежавшие базилике Св. Петра, ускользнули от глаз варваров или были пощажены ими. Однако если б мы даже не имели никаких точных сведений о характере разграбления, которому подвергли Рим вандалы (позднейшие историки очень мало сообщают о нем), ставшее поговоркой выражение «вандализм» уже убеждает нас в том, что разграбление это было громадно. И хотя вестготы не оставили по себе добрых воспоминаний среди римлян тем не менее на их имени нет того клейма, которое голос народа наложил на вандалов, что доказывает, насколько неизгладимо запечатлелась в памяти города эта вторая катастрофа. Но беспристрастное исследование не подтверждает той пошлой басни, что вандалы разрушали здания в Риме. Никто из историков, которые только писали об этом событии, не называет ни одного здания, которое было бы уничтожено вандалами. Прокопий, от внимания которого не ускользнули развалины преданных огню готами дворцов Саллюстия, сообщает только, что вандалы разграбили Капитолий и дворец цезарей; и только позднейшие византийцы, списывавшие друг у друга, говорят общими словами о поджогах в городе и гибели от огня многих замечательных его сооружений. А между тем мы увидим, что еще Кассиодор описывает эти великолепные памятники и восхваляет заботы гота Теодориха о сохранении их. И мы закончим наше исследование по этому вопросу словами римлянина: «Насколько мне известно, не установлено, что Гензерих разрушал здания и статуи города».

Но в других отношениях Рим опустошен был выше всякой меры. Вандалы, захватив богатую провинцию Африку, уже владели латифундиями римских патрициев и патримониями церкви; семьи большей части сенаторов были доведены до нищеты; население Рима также уменьшилось, так как народ частью был обращен в рабство, частью спасался бегством. Можно утверждать, что за сорок пять лет, протекших со времени вторжения Алариха в Рим, население последнего убавилось на 150 000 человек, если не больше. Многие древние роды исчезли совершенно, другие влачили бедственное существование и гибли, как гибли храмы, покинутые и разрушающиеся. Большие дворцы стояли пустыми, и все в них было мертво, римляне двигались, как привидения, по городу, который был слишком велик для их замиравшей жизни. Если раньше, во время расцвета империи, обширные пространства Рима, занятые храмами, базиликами, аркадами и всякого рода увеселительными сооружениями, вызывали в зрителе изумление, то теперь, с середины V века, Рим должен был представлять картину торжественного умирания города, в величественных пространствах которого уже не катилась волна народного движения и всюду наступала могильная тишина.

 

 

Глава VII

 

Авит, император, 455 г. — Панегирик Апполинария Сидония и статуя в честь его. — Авит свергнут Рицимером. — Майориан, император, 457 г. — Его эдикт о памятниках Рима. — Начало проявления вандализма в римлянах. — Падение Майориана в 461 г.

 

Взятие Рима Гензерихом не оставило по себе никаких определенных политических следов. Оно было простым африканским набегом, удачно окончившимся смелым походом морских разбойников на Рим, что в позднейшие столетия не раз старались повторить сарацины с тех же самых берегов Африки. Западный трон, свободный от притязаний наследственного императорского рода стал снова добычей честолюбивых генералов. Вскоре после смерти Максима трон был занят человеком благородного рода из Галлии. Эта еще могущественная провинция и своекорыстная дружба короля вестготов Теодориха дали возможность генералу Авиту подняться в Тулузе на высшую ступень власти. В Арле 10 июля 455 г. Авит перед войском и народом с согласия их возложил на себя пурпур. Хотя римский сенат еще ревниво оберегал свое право выбора, но был вынужден в этот раз признать совершившийся факт и пригласил Авита прибыть в Рим. Получивший изысканное образование галл был утвержден в Риме в сане императора. Зять Авита, Апполинарий Сидоний, согласно древнему обычаю, прочел 1 января 456 г. перед собранием отцов Рима панегирик новому императору, и за это самому Сидонию была воздвигнута бронзовая статуя на площади Траяна. Осчастливленный поэт сам рассказывает, что одетые в пурпур квириты, т. е. сенат, единогласным решением признали за ним право на такое отличие, и тешит себя мыслью о том, что Траян может видеть, что ему, поэту, воздвигнута статуя и поставлена в обществе авторов греческой и латинской библиотек. Таким образом, даже тогда, когда Рим только что испытал на себе самое ужасное разграбление, римляне все еще упорно держались прославленных обычаев своих предков. Вместе с тем Сидоний дает нам прямое доказательство тому, что вандалы не трогали ни Ульпиевой библиотеки, ни украшавших ее статуй.

Римский сенат, однако, не мог примириться с тем, что он должен был признать императором человека, который занял трон благодаря провинциям и варварам, и, чтоб низвергнуть этого императора, вошел в тайное соглашение с графом Рицимером, чужестранцем, достигшим большой власти. Рицимер происходил из испано-свевского владетельного дома, так как отцом его матери был король Валлия. Служа под начальством Аэция, Рицимер ознакомился с военным делом и успел отличиться при всех трех следовавших друг за другом императорах: Валентиниане, Максиме и Авите. Смелость, лукавство и честолюбие Рицимера делали его способным, как некогда Стилихона, создать себе необычную карьеру в это время гибели Римской империи, когда германские воины захватили власть над Италией, а затем завладели и ее троном. Рицимер был генералом империи, и у всех еще в памяти была создавшая ему громкую славу его победа над вандалами в Корсиканском море. Условившись с сенатом, Рицимер восстал против Авита. Беззащитный старый император, когда сенаторы объявили его низложенным, бежал из Рима в Плаценцию, надеясь, что здесь ему удастся заменить пурпур епископским одеянием, но, оставленный сенатом в полном презрении, бежал отсюда в свою родину Овернь, где был убит на улице в сентябре 456 г.

Прекращение рода императора Феодосия и общая смута временно подняли энергию сената, высшего законного учреждения империи. Со времени Валентиниана III императоры снова стали делать своей резиденцией Рим, и последний снова стал сознавать себя главой империи. Не подлежало сомнению, что вся власть была теперь в руках чужестранца Рицимера. С этим смелым выскочкой началось в Италии господство наемников, которое за двадцать лет смуты привело Римскую империю к окончательной гибели. Со времени Гонория национальная римская партия тщетно старалась отнять у варваров их влияние и подавить возраставший германизм. Распадение римского государственного строя и наемничество, без которого нельзя было обойтись, делали бесплодными все подобные усилия сената. Гордые варвары, занимая на службе при императорах, представлявших одну тень императорской власти, должности генералов-военачальников, составляли теперь чужеземную военную аристократию, которая стояла наряду с римской родовой аристократией; между тем последняя уже глубоко пала, и достаточно было только подходящего момента, чтобы наиболее смелый из этих варваров стал государем Италии. Но Рицимер еще не был человеком того будущего, которое ожидало германскую национальность; он только прокладывал дорогу к этому будущему и сам удовольствовался ролью тирана над теми куклами, которые изображали императоров и были им или поставлены, или терпимы.

В течение 6 месяцев трон цезарей оставался не занятым, и Рицимер был единым властителем. 28 февраля 457 г. он потребовал, чтобы сенат объявил его патрицием своего же бывшего товарища по оружию в войске Аэция, Юлия Валерия Майориана, назначил magister militum. Затем, сохраняя к Майориану свое расположение, Рицимер дозволил ему занять трон, и 1 апреля 457 г. в лагере у Равенны Майориан был провозглашен императором. Таким выбором были одинаково удовлетворены желания и народа, и войска, и сената, и даже восточного императора Льва I. Редкие доблести украшали нового императора. Латиняне приветствовали его с восторгом, и Майориан вскоре же пробудил воспоминания о лучших римских императорах, во времена которых он был бы вполне достоин править государством; потомство с сожалением видит в Майориане уже последний образ благородного римского императора. В послании к сенату, написанном Майорианом, слышится голос Траяна. Рим с радостью принял программу, начертанную императором, который решил управлять государством по его законам и традициям, и все последующие эдикты Майориана вызывали в народе изумление его мудростью и человечностью.

Между этими новыми законами мы отметим один, относящийся к городу Риму. Стремясь восстановить потрясенное государство, поправить его финансовое управление и вдохнуть новую жизнь в порабощенные курии городов, великодушный император взял город Рим под свое особое покровительство. Разоренный вид Рима, быстрое разрушение памятников, за которыми не было уже никакого присмотра и ухода, и наконец хищническое разрушение древних зданий самими римлянами возмутили благородный римский дух Майориана, и он издал следующий эдикт:

Мы, правители города, решили положить конец бесчинству, которым обезображивается вид почитаемого города и которое давно уже вызывает в нас отвращение. Нам известно, что общественные здания, которые составляют всю красоту города, подвергаются разрушению благодаря преступной снисходительности властей. Под тем предлогом, что камень нужен для возведения общественных зданий, древние величественные сооружения разоряются, и таким образом уничтожается великое, чтобы устроить где-то и что-то ничтожное. А затем является уже и такое злоупотребление, что при постройке частного дома благодаря послаблению городских судей необходимый материал берется из общественных зданий; между тем то, что составляет блеск города, должно было бы оберегаться любовью граждан. Поэтому мы устанавливаем как общий закон, что все те здания, которые были воздвигнуты в древности для общей пользы и украшения города, будут ли то храмы или иные памятники, не должны быть никем разоряемы, и к ним никто не должен прикасаться.

Судья, потворствующий нарушению этого закона, штрафуется пятьюдесятью фунтами золота; повинующиеся противозаконному приказу судьи и не оказывающие ему сопротивления в этом служитель судьи и нумерарий подвергаются наказанию и, кроме того, им отрубаются руки, так как вместо того, чтобы оберегать памятники, такие люди оскверняют их. Все, что присвоено было до сих пор обманными происками, не может быть ни в каком случае отчуждено от государства, и мы приказываем вернуть ему все; мы учреждаем восстановление отчужденного и на последующее время прекращаем licentiam competendi. Если же потребовалось бы какое-нибудь древнее здание уничтожить, в виду ли постройки нового общественного учреждения или невозможности ремонта, то об этом надлежит ведать просвещенному и досточтимому сенату, который, найдя по зрелом обсуждении необходимым такое уничтожение, должен представить свое заключение нашему заботливому рассмотрению. И то, что ни в каком случае уже не может быть восстановлено, должно пойти на украшение какого-нибудь другого общественного здания».

Из этого эдикта нетрудно узнать, кто были варвары, которые уже со времен Константина налагали свои руки на памятники Рима. Разоренные потомки Трэд, на привыкали относиться к памятникам былого величия Рима все с большим равнодушием; те, кто был доступен возвышенным чувствам, стремились охранять наследие древности, но нужда была сильнее их; чиновники же, среди которых многие имели предками людей, принадлежавших берегам Истера и Рейна, относились к этому вопросу безучастно, а к деньгам были податливы. Вид великолепных аркад, базилик и храмов, того или другого театра, цирка рождал в людях желание обзавестись ценным материалом, и им казалось, что мраморные плиты, на которых только ящерицы грелись на солнце, гораздо разумнее употребить в дело, чем предоставить времени разрушить их. Без сомнения, население не дерзало прикасаться к более выдающимся сооружениям, но поступало так по отношению к другим, менее значительным и стоящим не на виду, и случалось, что иной храм вместе с местом, на котором стоял, оказывался уже частной собственностью. Постройка христианских церквей при Константине послужила первым заманчивым примером разорения древних памятников; священники (к ним в значительной мере мог быть отнесен эдикт) похищали мрамор и всякий материал для постройки церквей или для их украшения. Наступило темное время, когда Рим, сам себя разрушая, разрабатывался, как какая-нибудь громадная известковая яма или каменоломня, и это продолжалось более тысячи лет.

Какие бы мудрые законы ни издавал Майориан, он не мог остановить ни разрушения города, ни падения империи; тяжелое бремя сокрушило самого Майориана, последнюю опору Рима. Заветной мечтой Майориана было наказать Гензериха и вернуть Риму Африку. Усмирив восстание в Галлии, Майориан заключил с королем вестготов Теодорихом новый союз, снарядил флот, собрал большое войско и в мае 460 г. направился из Галлии в Сарагоссу, чтоб начать войну с вандалами. Однако потеря части флота в гавани Карфагена, где, может быть, даже благодаря изменническому соглашению Рицимера с врагом было совершено нападение на флот, принудила императора вернуться в Галлию, а вскоре затем он и сам погиб. Рицимеру было неприятно убедиться, что Майориан правил римлянами самостоятельно, и он без труда низверг с трона беззащитного императора. 2 августа 461 г. Рицимер приказал схватить Майориана, находившегося в Тортоне и намеревавшегося вернуться в Рим. Великодушный император подчинился требованию тирана и сложил с себя пурпур, после чего вскоре же (7 августа) был обезглавлен. Это был муж, который, по словам греческого историка, был справедлив к подданным, страшен врагам и превосходил своими добродетелями всех, кто до него властвовал над римлянами. Со смертью этого благородного императора были окончательно погребены и все надежды римлян.

 

Смерть Льва I в 461 г. — Его учреждения в Риме. — Первый монастырь Св. Петра. — Базилика Св. Стефана на via latina. — Открытие ее в 1857 г. — Папа Гиларий, император Север, император Анфимий. — Вступление его в Рим. — Приношения Гилария

 

В том же году, 10 ноября, умер и папа Лев I. Его управление, во время которого Рим пережил такие ужасные события, продолжалось 21 год. Это был великий пастырь, память которого по справедливости священна для римлян; он спас город от Атиллы и смягчил бедствия, которыми грозило нашествие на Рим Гензериха. Отважный, умный и энергичный, красноречивый и ученый, это был истинный епископ и первый великий папа, которого знает история римской церкви. Действуя с беспощадной строгостью, он одержал верх над манихеями, присциллианами и пелагианами, а на соборе в Халкидоне (в 451 г.), где в первый раз председательствовал римский легат, одолел ересь Евтихия, настоятеля из Византии. Он подчинил непокорных епископов Иллирии и Галлии приматству св. Петра, которое им именно было обосновано как доктрина и утверждено императорским эдиктом. В его сочинениях (большое собрание проповедей и посланий) еще видны следы времен Иеронима, Августина и Павлина, чего уже нельзя заметить в работах преемников Льва. Он был первым папой, который был погребен в предсении базилики Св. Петра, и признательная церковь дала основателю учения о первенстве апостольского престола в Риме прозвание Великого.

В Риме едва ли сохранился какой-нибудь памятник Льву. После нашествия вандалов он старался возместить потери церквей, украсил трибуны в Латеране, в базиликах Св. Петра и Св. Павла и учредил в Ватикане первый монастырь Св. Иоанна и Св. Павла. Но если этот ревностный епископ содействовал распространению монашества, то в то же время он боролся с безбрачием в городе, население которого уже слишком уменьшилось, и издал повеление, которым запрещалось девушкам ранее 40-летнего возраста надевать монашеское одеяние. На кладбище Каликста на Via Appia Лев построил базилику в честь епископа Корнелия; другая церковь, в честь св. Стефана, была выстроена Львом в прекрасном имении, подаренном ему его благочестивой подругой Деметриадой из рода Анициев; она была выстроена на Via Latina, в 3 милях за стенами. В позднейших книгах пилигримов эта церковь упоминается, но в Средние века она оставалась неизвестной, и только в конце 1857 г. при раскопках на Via Latina были найдены следы базилики; мраморная доска с надписью удостоверяет, что эта базилика была построена именно Львом.

В 461 г. на престол Св. Петра вступил Гиларий, родом из Сардинии, а на трон цезарей Ливии Север из Лукании, креатура Рицимера. Бесцветное управление Севера продолжалось с 19 ноября 461 г. до осени 465 г., когда он окончательно надоел своему всемогущему министру. Опираясь на войско, состоявшее из германских наемников, обладая огромными богатствами и окруженный людьми, в угоду ему готовыми на все, Рицимер правил государством почти два года один, возбуждая к себе только ненависть и страх. Но он не смел, однако, каким-нибудь насильственным переворотом положить конец Римской империи и сменить дарованное ему императором звание патриция на сан короля. В этой предсмертной борьбе империи сенат проявлял еще признаки патриотического мужества. Отцы Рима оказывали некоторую поддержку погибавшему государству, и среди них попадались еще люди высоких достоинств, которые, как Геннадий Авиен и Цецина Василий, «могли разделить власть с одетым в пурпур повелителем». Так говорит Сидоний, но прибавляет. «Если не принимать во внимание преимущества, которые давало войско». Несомненно, что Рицимер встретил в сенате живое противодействие и тем не менее мог преодолеть его, что сенаторы нашли могущественного защитника в лице императора Льва I. Спасти Западную империю от падения не представлялось возможности: провинции, находившиеся вне Италии, не выходили из-под власти германских народов, бургундцев, франков, вестготов и вандалов; Рим был дважды опозорен и стал пустым звуком; при таких условиях Византия должна была получить значение истинной главы государства. Восточные императоры стали понимать, что на них лежит долг охранять единство и нераздельность государства и, взяв падавший Рим под свою защиту, как провинцию империи, они не позволяли германцам стать господами в Риме. Римская национальная партия призвала греческого императора для охраны законной власти в государстве.

После смерти Севера римский трон оставался незанятым более года. Рицимеру пришлось, однако, не только согласиться на то, чтоб сенат вступил в переговоры со Львом о выборе нового императора, но и признать этот выбор, когда он пал на грека. Рицимер помирился на том, что он получит в жены дочь вновь избранного Августа. Последним был избран Анфимий, один из первых сенаторов на Востоке, женатый на Евфимии, дочери императора Марциана. С большой пышностью в сопровождении свиты, походившей на войско, отправил Лев своего любимца в Рим. Здесь, в неизвестном месте Бронтотас, в трех милях от стен города, Анфимий был встречен сенатом, народом и войском и здесь же 12 апреля 467 г. принял императорский сан. Затем Анфимий вступил в город, который встречал греческого принца с любопытством и уже мечтал об ожидающих его зрелищах. Вскоре после того Рицимер сам праздновал свое бракосочетание с императорской принцессой, свидетелем которого был поэт Сидоний как оратор галльских провинций. Город купался в море блаженства, как сказал бы придворный поэт наших дней: в театрах, на рынках, в преториях, на площадях, в храмах и гимназиях повсюду декламировались веселые свадебные стихи (fescennini); все серьезные дела были забыты в общем разгуле. Даже теперь Рим произвел на галла Сидония впечатление мирового города; Сидоний называет Рим обителью законов, гимназией наук, курией сановных должностей, вершиной мира, отечеством свободы, единственным городом, в котором только варвары и рабы чувствуют себя чужими. В этом описании галльского поэта Рим в последний раз является облеченным в древнее торжественное и величественное одеяние; по крайней мере, мы видим, что ни одно из древних учреждений, служивших общественному благу и общественному веселью, не было еще уничтожено, хотя масштаб народной жизни становился все меньше. Свой панегирик Сидоний поднес Анфимию 1 января. Напыщенные стихи льстеца, игравшего роль Клавдиана, но более, чем он, счастливого, были награждены назначением Сидония префектом Рима. Три года спустя Сидоний предпочел стать епископом в Клермоне.

Между празднествами, которыми сопровождалось восшествие на престол Анфимия, историками отмечен изумительный факт чествования языческого праздника луперкалий; они были действительно отпразднованы римлянами-христианами по древнему обычаю в феврале на глазах императора и папы. Мы встретимся с этим замечательным остатком язычества в Риме еще позднее и увидим его переход в христианскую форму. Между тем римские священники имели случай усомниться в ортодоксии нового императора; они усмотрели у грека Анфимия еретические взгляды, а в его свите разыскали еретика Филофея. Между духовенством и императором грозило вспыхнуть догматическое несогласие; папа стал требовать, чтобы в Риме преследовались византийские вероучения.

В то время как Анфимий истощал государственную казну на приготовления к войне с вандалами, Гиларий тратил огромные деньги на украшение церквей. Если в книге пап опись тех приношений церквям, которые были сделаны Гиларием, заслуживает доверия, то надо думать, что церкви, постоянно одаряемые императорами и частными лицами, обладали несметными богатствами. И это вполне понятно; варвары грабили церкви, но поместья не трогались, а так как их было множество, то недостатка в доходах не было. Римская церковь уже обладала такими обширными землями, о каких и не думали ни константинопольский патриарх, ни александрийский. Она была самая богатая христианская церковь. В Латеране, в базиликах Св. Петра, Св. Павла и Св. Лоренцо Гиларий завел самую ценную утварь. Читая названия и описания произведений искусства, составлявших эту утварь, мы невольно переносимся к состоянию искусства в Риме за время его упадка. С падением богов и исчезновением скульпторов искусство в V веке перешло, по-видимому, в мастерские ювелиров, литейщиков и мозаистов. Из литого металла делались массивные сосуды разнообразной формы, лампады и светильники, золотые голуби и кресты, и все это в чрезмерном изобилии украшалось драгоценными камнями; алтари покрывались серебром и золотом; купели украшались серебряными оленями; в исповедальнях воздвигались золотые арки, которые поддерживались колоннами из оникса и осеняли золотого агнца. В то время как Рим впадал в нищету и все больше клонился к упадку, в церквах скапливались богатства и народ, не будучи в силах собрать войско и соорудить флот для войны с вандалами, видел, что базилики со сказочной роскошью разукрашены золотом и драгоценными камнями.

 

Процесс Арванда. — Бесплодные походы в Африку. — Высокомерие Рицимера и разрыв его с Анфимием. — Рицимер осаждает Рим. — Третье разграбление Рима в 472 г. — Император Олибрий. — Смерть Рицимера. — Памятник его в Риме. — Св. Агата в Субурре. — Гликерий и Юлий Непот, императоры. — Возмущение германских наемников. — Орест возводит в императоры своего сына Ромула-Августа. — Одоакр овладевает Италией в 476 г. — Конец Западной Империи

 

Правление Анфимия не было ни счастливым, ни сильным; оно отмечено только одним замечательным случаем: процессом префекта Галлии Арванда. Этот высокомерный чиновник притеснял провинцию и возбудил против себя недовольство высшего класса, вследствие чего ему было объявлено, что он должен явиться перед сенатом. Курия составила высшую судебную инстанцию, и обвиняемому было предписано оставаться в пределах Капитолия. Последний государственный процесс в Риме, веденный согласно установлениям республики, должен вызывать в нас живейший интерес к себе; процесс описан Сидонием, личным и преданным другом обвиняемого. Арванд, отбывавший свой арест в доме хранителя казны Флавия Азелла, пользовался всем вниманием, подобающим его сану, и свободно ходил всюду по Капитолию. В белой одежде кандидата он пожимал руки многочисленным знатным гостям, навещавшим его, говорил презрительно о непорядках в государстве, не щадил при этом ни сената, ни императора, гуляя же по площади, заходил в лавки и внимательно рассматривал выставленные на продажу шелковые материи и драгоценности. Когда наступил день процесса, четыре галльских обвинителя явились в скромных одеждах просителей: спокойно и с достоинством возвысили они свой голос против гордого аристократа, который, чувствуя одно презрение к своим обвинителям и упорно отвергая свою вину, признал, однако, себя автором письма, уличавшего его в изменнических замыслах поделить провинцию Галлию между вестготами и бургундцами. Этот необычайный случай перенес сенат во времена Верра и Каталины и вернул ему сознание его судебного достоинства; сенат единогласно признал Арванда виновным. Префект Галлии был лишен своего звания, переведен в плебеи и осужден на смерть от руки палача. За время тридцати дней, которые по закону должны были пройти были пройти до исполнения приговора и которые Арванд проводил в тюрьме на острове Эскулапа на Тибре, Сидонию и другим влиятельным лицам удалось выхлопотать для Арванда замену смертной казни изгнанием. Этот процесс был лучшим деянием, которым сенат почтил и скрасил свои последние дни но для Галлии в этом случае не было действительного удовлетворения: правители этой страны продолжали высасывать из нее все, что было возможно, и предавать ее даже вестготам, а ближайшего преемника Арванда, Сероната, нового Катилину, сенат должен был казнить смертью.

Приготовления к войне с вандалами, которыми сообща были заняты Восток и Запад, — одно из величайших усилий, сделанных империей, существованию которой грозили непрерывные грабительские походы африканцев, занимавших берега Средиземного моря, — довели и Византию, и Рим до истощения, а между тем поход в Африку под начальством Василиска и Марцеллина в 468 г. окончился неудачей. Положение Анфимия вследствие этого пошатнулось, так как Рим надеялся, что связи Анфимия с Византией помогут вернуть Риму Африку. И в той мере как слабела власть императора, росла власть Рицимера. Восточный император сумел счастливо отделаться от Аспара, такого же опасного человека, занимавшего в империи такое же положение, как Рицимер; но Анфимию было не под силу освободиться из-под ига своего всемогущего министра и зятя. Открыто начав ссору, Рицимер ушел в Милан, водворился в нем и, распустив слух, что он вступил в союз с варварами по ту сторону Альп, навел ужас на Рим. Согласие, которого, казалось, удалось достигнуть между Рицимером и императором при посредстве епископа из Тигина или Павии, Епифания, было только мнимым примирением. Рицимер выступил из Милана с своим варварским войском, подошел к Риму и обложил город, разбив лагерь у Аниенского моста перед Саларскими воротами. Это было в 472 г.

В то время как Рицимер вел свою осаду, к нему явился из Константинополя Аниций Олибрий, с которым Рицимер много раньше до того заключил договор. Во время взятия Рима Гензерихом этот сенатор знатного рода спасся, бежав в Константинополь, и здесь женился на Плацидии, дочери Евдоксии. Через свою жену он являлся единственным наследником прав потомства Феодосия Великого и таким образом, казалось, был самым подходящим человеком для того, чтоб заступить на место грека Анфимия. Император вел защиту мужественно, но боевые силы его были малы и в городе было много приверженцев Рицимера и ариан. В Риме, где, кроме того, появилась чума и свирепствовал голод, уже думали о сдаче, когда подошел спешивший к нему на защиту гот Билимер, военачальник Галлии. Однако транстеверинская часть города была уже тогда в руках Рицимера, и последний, опираясь на Ватикан и памятник Адриана, еще не представлявший, впрочем, укрепленного места, пытался проникнуть в город через мост и Аврелианские ворота. Произошла кровавая битва, Билимер в ней пал, и Рицимер овладел воротами. Проникнув в город, свирепые наемники, представлявшие пеструю смесь германских племен арианского вероисповедания, убивали и грабили все на своем пути. Это было 11 июля 472 г.

По отношению к этому ужасному разграблению Рима мы также не имеем никаких определенных указаний на то, какая участь постигла памятники; историки не сообщают ни о каких разрушениях, произведенных огнем, и не называют ни одного сооружения, которое было бы уничтожено. Только в одной надписи говорится, что городской префект Аниций Ацилий Агинаций Фауст приказал вновь поставить статую Минервы, храм которой был разрушен огнем.

По одному древнему отчету, были пощажены только те два округа города, которые раньше были заняты Рицимером, а именно ватиканский, уже тогда переполненный монастырями, церквами и госпиталями, и Яникул или Транстеверин. Отсюда следует заключить, что базилика Св. Петра не подвергалась разграблению; но город был весь отдан в добычу германским наемникам.

В опустошенный голодом, чумой и грабежом город вступил Флавий Аниций Олибрий и овладел диадемой изрубленного на куски императора Анфимия. Олибрий уже давно помышлял о ней. Провозглашенный императором с согласия Льва еще до взятия Рима, Олибрий занял дворец цезарей и принудил сенат признать за ним этот сан. В это время Рицимера, грабителя Рима, убийцу и деспота стольких императоров, поразила чума.

Рицимер умер 10 августа 472 г. Воспоминанием об этом предводителе германцев и властителе Рима служит церковь, которую Рицимер выстроил или возобновил на склоне Квиринала. Это церковь Св. Агаты in Suburra; первоначально она была уступлена готам-арианам, так как это вероисповедание, к которому принадлежали господствовавшие в государстве германцы, терпелось в Риме. Рицимер украсил трибуну этой церкви мозаиками, но от них сохранился только рисунок. Он изображает Христа среди апостолов, сидящего на шаре; у Христа борода и длинные локоны; правой руке дан кроткий жест, в левой — книга; рядом с Христом стоит св. Петр. Замечательно, что последний держит только один ключ. Без сомнения, Рицимер был погребен в этой церкви.

После его смерти звание генералиссимуса было возложено Олибрием на бургундского принца и племянника Рицимера, Гундебальда; сам Олибрий, однако, вскоре же умер от чумы (23 октября), и трон стал игрушкой в руках варваров. Со смертью Анфимия и Олибрия, последних представителей законности, власть варваров над Римом не подлежала сомнению, и дело шло только о том, чтобы отыскался подходящий человек, который мог бы дать политическую форму этому анархическому войску наемников.

В безграничной смуте последних годов существования империи злополучные образы некоторых императоров являются, как мимолетные тени. 5 марта 473 г. Гундебальд провозгласил в Равенне императором Гликерия, человека с неизвестным прошлым. Вскоре после того Гундебальд покинул Италию, чтоб занять у себя на родине трон своего отца, Гундиоха, и тогда войском варваров стали командовать римские начальники.

Императора Гликерия уже в 474 г. низверг Юлий Непот, сын Непотиана, далматец по рождению, которого послала с войском из Византии в Равенну вдова императрица Верина. Юлий Непот направился к Риму, настиг Гликерия в гавани нора и принудил его отречься от престола, принять духовный сан и занять место епископа в Салоне. Такой не раз случавшийся переход лишенного трона императора в епископы говорит о том, что звание епископа пользовалось большим почетом, вместе с тем служит доказательством тому, что никаких особых качеств не требовалось для того, чтобы быть духовным лицом. Позднее те же Авит и Гликерий удовольствовались бы просто монашеской рясой. Непот был провозглашен императором в Риме 24 июня, после чего он вернулся в Равенну. В то время как он, находясь здесь, вел переговоры с королем вестготов Еврихом, дружбу которого Непот хотел купить уступкой провинции Овернь, против него возмутился Орест, возведенный в патриции и в в генералы войска варваров в Галлии самим Непотом. Испуганный Непот бежал (28 августа 475 г.) из Равенны морем в ту же Салону, в которую недавно был изгнан им самим Гликерий. Орест, римлянин из Паннонии, был некогда секретарем Аттилы, а после смерти короля гуннов служил у императоров, как предводитель варварских войск, Он был тогда начальником войска наемников, с которым пришел в Рим Рицимер.

Дикая распущенность овладела этим войском. Набранная из сарматов и германцев, не имевших отечества, эта толпа отказалась идти в Галлию, куда старался удалить ее Непот, и предложила своему генералу корону Италии. Орест счел, однако, лучшим одеть в пурпур своего юного сына, и 31 октября 475 г. Ромул Август был провозглашен западным императором. Этот последний древнеримский император, по случайной иронии, соединил в своем лице имена основателя Рима и первого его императора.

Но недолго довелось ему носить на себе пурпур. Те же самые мятежные наемные войска, которым был обязан своим саном юный император, низвергли его. Со времен Алариха и Аттилы империя стала принимать в свои войска скиров, аланов, готов и других чужеземцев как союзников; теперь такие толпы чужеземцев с их начальниками приобрели власть над империей и управляли ею. Тяготясь служебной ролью, они естественно стали господами в стране, которая утратила свою воинскую силу. Главой этих орд был в то время Одоакр, сын скира Эдекона, служившего у Аттилы, — человек большой отваги, которому, когда он еще был неизвестным юношей, было предсказано, что он станет королем Италии. «Иди в Италию, — говорил ему некогда святой монах в Норике, — иди теперь, когда ты одет в бедные шкуры, ты скоро получишь возможность оделять многих богатыми дарами». Ведя жизнь, полную смелых приключений, участвуя во множестве следовавших друг за другом сражений (Одоакр отличился также и в войне Рицимера с Анфимием), Одоакр стал самым популярным начальником для разношерстной толпы наемников. И ему удалось дать почувствовать этим, не имевшим отечества воинам, ругийцам, герулам, скирам и турцилингам, что для них лучше, сев на место, стать господами прекрасной Италии, чем получать жалованье от жалких императоров и бродить с места на место. Поддерживаемый своими воинами, Одоакр потребовал тогда у Ореста третьей части всех земель Италии. Получив отказ от Ореста, оставшегося верным Риму, варвары восстали. Они стали стекаться под знамя Одоакра, решившего восстановить то влияние, которым пользовался Рицимер, и в конце концов достигшего еще большего. Провозглашенный варварами королем, Одоакр немедля двинулся на Тичин или Павию, куда со своим сыном бежал Орест. Укрепленный город был взят после яростного штурма; Орест вскоре же был обезглавлен в Плаценции, а последний римский император Ромул Августул оказался в руках первого действительного короля Италии из германского племени.

Таким образом Одоакр стал королем, не прибегая ни к пурпуру, ни к диадеме. Это было на третьем году царствования императора Зенона Исаврянина, в девятый год управления папы Симплиция, во второе консульство Василиска и в первое Армата, 23 августа 476 г. после Рождества Христова. Счастливый король из наемников не думал, однако, объявлять себя западным императором или отделять от империи Италию как самостоятельное германское королевство. Варвары все еще продолжали признавать как политический принцип единство и нераздельность империи, средоточием которого была теперь Византия. Одоакр хотел только быть законным государем Италии, последней провинции, которая еще оставалась у государства на Западе, и, учреждая здесь не национальное, а варварское королевство наемников, не дал ему никаких основ и ничем его не упрочил. Своим войнам он уступил третью часть полей Италии. Чтобы устранить всякий повод к обвинению в узурпации, Одоакр принудил Августула формально отказаться от сана императора перед сенатом, сенат же — признать, что западной империи больше не существует Последний акт римской курии вызывает прискорбные чувства. Сенат отправил в Византию к Зенону посланных, которые от имени сената и народа должны были объявить: для Рима не нужно больше самостоятельного императора; достаточно одного императора и для Востока, и для Запада; защитником Италии избран испытанный в делах мира и войны Одоакр, и пусть Зенон даст ему звание патриция и поручит управление Италией. Позор такого заявления смягчается невыносимым положением Рима; императорское правление стало окончательно невозможным, и измученный народ понял, что следует предпочесть бесконечной смене призрачных императоров господство германского патриция, подчиненное верховной и прочной государственной власти.

В то же время к Зенону, грубому варвару из Исаврии, явился просителем Непот, мечтавший о том, что он, как законный император запада, снова будет возведен на трон, и Зенон ответил сенаторам, что они из двух императоров, которых он дал Риму, одного прогнали, другого убили. Первый еще жив, следовательно, они должны принять его обратно, и дело уже Непота дать Одоакру звание патриция. Зенон, однако, не мог не понимать, что для Непота уже не может быть никакой надежды снова занять трон и что совершившиеся факты приходится признать. Поэтому ему ничего не оставалось, как взять диадему и другие регалии западной империи к себе и хранить их в своем дворце, а с узурпатором примириться, не чувствуя в себе достаточно сил для того, чтобы устранить его. Таким образом, Зенон должен был отказать Непоту в его просьбе; он дал Одоакру титул «патриция римлян» и предоставил ему управление Римом и Италией под своей верховной императорской властью. Таким образом Италия снова вошла в общее государство как провинция; разделение империи на западную и восточную половины было уничтожено, и образовалась опять одна империя под властью одного императора, местопребыванием которого была Византия. Древнее единство империи, каким оно было при Константине, было восстановлено, но Рим опустился до уровня провинциального города, и Запад был отдан на произвол германцев. Древнему латинскому государству в Европе наступил конец.

Когда западное государство, у которого германцы отнимали одну провинцию за другой, прекратило свое существование, то этим только выразилось внутреннее распадение латинских племен и древнего римского строя. Даже христианская религия, повсюду заступавшая на место древнего культа богов, не могла вернуть к жизни эти племена. Галльский епископ Сальвиан описывает нравственное состояние этих состарившихся народов, ставших теперь христианами, и находит, что все они погибали в пороке и бездействии; и только в готах, вандалах и франках, поселившихся в завоеванных римских провинциях, епископ видит чистоту нравов, жизненную силу и юношескую свежесть. «Те, — так говорил епископ, — растут изо дня в день, мы становимся все меньше; они идут вперед, мы погибаем; они Расцветают, мы засыхаем… Что же нам удивляться тому, что Бог отдает все наши земли варварам, чтобы целомудрием их очистить эти земли от римских пороков»? великое имя «римлянин» и некогда бывшее самым почетным титулом звание «римского гражданина» теперь вызывали одно презрение. Развращенная деспотизмом империя погибла наконец в великой всемирно-исторической борьбе народов, и на ее развалинах основалось германство; оно внесло в латинские племена молодую кровь и преобразовало западный мир началом личной свободы. Падение Римской империи в действительности было одним из величайших благодеяний, пережитых человечеством. С этим падением Европа вернулась к жизни и путем, правда, долгой и тяжкой поступательной борьбы вышла из своего варварского состояния и стала сложным организмом самостоятельных народов. Для самого Рима падение в нем империи имело большие последствия: Рим фактически опустился до уровня провинциального города; его памятники все более разрушались; в нем замерли последние остатки политической и гражданской жизни, но папство которому теперь уже не приходилось считаться с западным императором, возросло, и на обломках империи создалась могущественная римская церковь. Она и заступила место Римской империи. Когда последняя пала, церковь уже была крепким и сильным учреждением, на котором ничем не могла отразиться судьба Древнего мира. Церковь тотчас же наполнила пустоту, явившуюся с исчезновением древнего мира, и послужила мостом, связующим этот мир с новым. Она привила римско-церковную гражданственность германцам, разрушившим римское государство, и старалась создать из них новые жизненные элементы, среди которых она могла бы занять место властелина, пока наконец долгим и замечательным процессом ей не удалось восстановить государство на Западе в виде германо-римской империи. Эта метаморфоза, совершавшаяся с жестокой борьбой в течение веков, которые кажутся нам лишенными всякого света, является величайшей драмой в истории и блестящим торжеством человеческого духа, который растет и ищет основ общественного устроения.

 

Книга вторая.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!