Взаимосвязь природы и общества на современном этапе развития человечества



 В свете современных научных представлений о мире само понятие «географическая среда» приобретает иной смысл. Человек расширил границы своего воздействия на окружаю­щую его природу, он вышел за рамки собственно географи­ческой среды. Он шагнул в Космос, осваивает глубины океан и недра земли. Сферой деятельности людей, его экосистемой становится вся природная среда. Важно в этой связи подчеркнуть, что грань, отделяющая природную и социаль­ную среду, условна. Природная среда все более входит в сферу деятельности человека и влияет на него, равно как сфера деятельности человека расширяется в природной сре­де. Сама жизнь человека, его существование, здоровье почти целиком обусловлены состоянием природной среды

 Поэтому говорить о природной среде, как какой-то неиз­менной внешней стороне общественной жизни, вряд ли будет правильным Природная среда и общество — это связанное целое. Об этом писал, в частности, П. А. Кропоткин, который к своим идеям анархизма пришел через поиск некоего синте­тического объяснения мира, целостного подхода к природе и обществу, согласующегося с естественнонаучными принципа­ми. В основу своей концепции он положил биосоциологиче­ский закон взаимной помощи и солидарности, который счи­тал более широким и лучше объясняющим социальные явле­ния, чем дарвиновский закон борьбы за существование.

К. Маркс показал, что если на начальных этапах челове­ческой истории преимущественное значение для материаль­ного производства имела одна группа факторов (плодород­ные почвы, обилие рыбы в водах и дичи в лесах), то на выс­ших этапах — другая (судоходные реки, нефть, уголь, лес, металлы). Ведь в истории действительно был длительный период, когда металлы, нефть практически не имели сколько-нибудь существенного значения для жизни людей, в то время как жизнь современного общества без этих ресурсов даже невозможно себе представить.

Именно поэтому, в духе своего времени, он полагал, что необходимо постоянно овладевать естественной средой и преобразовывать ее с помощью науки и техники. При этом общество - это та система, которая должна и может подчинить себе природу всю без остатка. Вместе с тем индустри­альное развитие уже во второй половине XIX века стало столь быстрым, а формы воздействия людей на природу  этом этапе развития общества были столь интенсивными, что производство практически превратилось в ограбление истощение природной среды. Это позволило уже К. Марксу сказать, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню; Ф. Энгельс так же провидчески предупреждал, что людям не следует обольщаться своими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит и здесь трудно что-либо прибавить.                                                                

«Победы» человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире, заставив людей искать выход из создавшейся, угрожающей ситуации.          

Одними из первых, кто остро поставил этот вопрос в кон­це 60-х - начале 70-х годов нашего века был так называемый «Римский клуб» (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.) - содру­жество ученых разных специальностей из многих стран. В своих докладах и заявлениях ученые «Римского клуба» констатировали, что человек превратил нашу планету в им­перию своего материального могущества. Созданный челове­ком мир — это все более и более искусственный мир его жиз­ни, мир, теснимый асфальтом, дамбами, плотинами. При этом считается,— подчеркивали ученые,— что все это якобы создается для людей. Люди напоминают Гаргантюа — персона­жа известной книги Рабле: у них ненасытный аппетит по­требления, а это, в свою очередь, ведет к тому, что природа все чаще не успевает следовать их растущему аппетиту. Все это порождает сначала локальные, затем региональные и, наконец, мировые (глобальные) катастрофические экологи­ческие последствия. Интенсификация воздействия человече­ства на природу ведет к тому, что природные ресурсы не ус­певают восстановиться. Данное обстоятельство, равно как и конечность размеров планеты с необходимостью предпола­гают, как доказывают ученые «Римского клуба»,— и преде­лы человеческого вмешательства в природу. Они определяют­ся как внешними факторами (физическими, экологическими, биологическими, культурными), так и внутренними (психическими и умственными способностями людей). Именно по­этому материальный рост не может, по их мнению, продол­жаться до бесконечности. Основой выживания человечества, считают они, - должен стать переход от общества потребле­ния к обществу сохранения. Усилия человечества должны быть направлены в этой связи, например, на разработку возобновляемых источников энергии, утилизацию отходов своей жизнедеятельности, на создание безотходного произ­водства и т. п. Но как заставить людей это сделать, как ре­шить эти общие для всего мира проблемы. И ни одна страна, ни один регион сам по себе, без помощи других, не могут их решить. Ученые Римского клуба верят, что только через из­менение самого человека и его отказ от безудержного по­требления удастся создать цивилизацию, в которой будут установлены гармоничные отношения природы и общества.

Иной подход к решению проблемы взаимодействия при­роды и общества несет в себе учение о ноосфере (от грече­ского ноос-разум). Оно пронизано мыслью о том, что взаимо­отношение природы и общества все больше становится проб­лемой, от которой зависит будущее человечества.

Существенное влияние на формирование и развитие сов­ременных теорий ноосферы оказали крупнейший русский уче­ный—геохимик и философ В. И. Вернадский (1863— 1945 гг.) и французский мыслитель Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955гг.).

В. И. Вернадский, занимаясь эволюцией биосферы и ролью живого вещества в преобразовании верхней оболочки Земли, обратил внимание на усиливающееся вмешательство человека в протекающие в биосфере процессы. В начале XX века он формулирует положение о том, что человечество становится основной геологообразующей силой планеты. От­сюда и основной тезис его учения о ноосфере: на определен­ном этапе развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию. Это условие необходимо для выживания людей на планете. Если же развитие мира будет носить стихийный характер, если нагрузки на биосферу будут увеличиваться неконтроли­руемым образом, то возникнет такое состояние в биосфере, которое может привести к невозможности дальнейшего суще­ствования в ней человека. Иными словами, В. И. Вернадский доказывал, что для обеспечения своего дальнейшего разви­тия людям необходимо научиться соизмерять свои возра­стающие потребности с возможностями биосферы. Люди не могут не использовать ресурсы природы, не изменяя, не при­спосабливая для удовлетворения своих потребностей биосфе­ру, но это воздействие,— подчеркивает В. И. Вернадский, должно быть строго дозировано человеческим разумом, ко­торому необходимо решать сложнейшие задачи совместной эволюции биосферы в качественно новое состояние — в ноосферу, сферу разума.

В. И. Вернадский считал, что эволюция биосферы в связи с переходом в ноосферу качественно меняет свое содержание. Эта эволюция приобретает целенаправленный характер. Та­кая целенаправленность призвана обеспечивать не только со­хранение человека как биологического вида, но и его даль­нейшее развитие и процветание. С точки зрения В. И. Вер­надского, биосфера как некоторая целостная система при­обретает определенную цель, для достижения которой люди, являясь одной из ее важнейших составляющих компонентов, обладают определенными возможностями. Это означает, что превращаясь в ноосферу, биосфера приобретает черты орга­низма. Именно в этом и заключено основное содержание так называемой биосферно-ноосферной теории В. И. Вернад­ского.

Тейяр де Шарден рассматривал человека в неразрывной, тесной связи с природой и одновременно как обладающего особой, только ему присущей духовной жизнью. Этот внут­ренний мир человека порождает собственное творческое ви­дение окружающей действительности. Люди отличаются друг от друга: у них разный цвет кожи, они говорят на разных языках, поклоняются разным богам, но есть нечто, общее, что их объединяет. Мир тоже изменчив, в нем постоянно идут процессы развития и усложнения. И в жизни общества, и в самой природе разум человека начинает играть все более значительную роль. Тейяр пришел к выводу что, начиная с некоторого определенного момента истории человечества, роль разума оказывается определяющей в судьбах как че­ловека, так и природы.

В дальнейшем Тейяр ввел понятие «ноосфера» в свою теорию объяснения ожидаемого пути эволюционного разви­тия мира: постепенного перехода биосферы в ноосферу — в сферу разума, эволция которой определяется интеллектом и волей человека. Тейяр пытался показать горизонты этого процесса и пришел к представлению о «сверхжизни», как особом состоянии человека. По мысли Тейяра, процесс эво­люционного развития идет по пути сглаживания трудностей, которые возникают во взаимодействии человека с природой преодоления противоречий. Именно в этом как раз и состоит, как он считает, смысл перехода биосферы в ноосферу. В ре­зультате неизбежно возникает некая финальная ситуация, которую Тейяр назвал сверхжизнью. Состояние сверхжизни, ее достижение, по Тейяру, есть полное окончание всех эво­люционных процессов, когда у людей исчезнут всякие разли­чия: религиозные, экономические, и человечество сольется в единое целое с природой и Богом.

Таким образом, размышляя о человеке и человечестве, Тейяр де Шарден стремился заглянуть в будущее. Он исхо­дил из представлений о человеке как о некотором естествен­ном феномене.

Сравнивая учение В. И. Вернадского с учением Тейяра де Шардена, отметим, что в учении В. И. Вернадского о харак­тере будущего развития человечества отсутствует какое-либо представление о финальном состоянии биосферы или обще­ства. Переход биосферы в ее качественно новое состояние — ноосферу, по В. И. Вернадскому должен происходить посте­пенно, а значит, что вступление общества в новую стадию направляемого развития, уже можно будет назвать эпохой ноосферы. Все это, конечно, зависит только от человека, от того, насколько он окажется способным надлежащим обра­зом перестроить самого себя и общество, в котором он жи­вет. В. И. Вернадский глубоко верил, что эпоха ноосферы обязательно реализуется в человеческой истории. Более того, незадолго до своей смерти, в конце 1944 года, он говорил о том, что с разгромом фашизма все препятствия для утверж­дения сферы разума в жизни людей будут устранены. Одна­ко, как мы знаем, этого еще пока не случилось.

В учении В. И. Вернадского отстаивается мысль об уп­равляемом развитии природы и общества. Правда, в отличие от других ученых В. И. Вернадский говорил об этом более осторожно: человеческому разуму придется взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и природы, и обще­ства Люди должны научиться согласовывать, соотносить свои потребности с возможностями биосферы. Однако В. И. Вернадский ничего не говорил о том, каким путем это удастся сделать, какие потребуются усилия и организацион­ные решения. Он раскрыл общую тенденцию развития био­сферы - усиление в этом процессе роли разума, возникнове­ние у человечества общей цели, которая должна обеспечить единую эволюцию всех людей и природной среды. Выявление тенденции повышения роли сотрудничества всех людей для единения, кооперации, солидарности всего человечества в решении проблем общества и природы - непреходящая за­слуга В. И. Вернадского и его учения. Этот важнейший мо­мент учения В. И. Вернадского качественно отличает его от концепции Тейяра де Шардена, в соответствии с которой «сверхжизнь» человечества должна наступить независимо, как результат естественного процесса развития природы и общества. Без сознательной, активной и сплоченной деятель­ности людей не только эта, но и другие глобальные пробле­мы не могут быть решены.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!