Развитие философского знания в Европе. Функции философии



Лекции 1—2.

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ

И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

 

План:

1. Предмет философии.

2. Миф, религия, философия.

3. Развитие философского знания в Европе.

4. Функции философии.

5. Мировоззрение, его роль в современном мире.

 

Предмет философии

Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. Философствование, т. е. ос­мысление основополагающих, коренных, принципиально важ­ных проблем природы, общества и мышления вопросов суще­ствования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека, во все времена было присуще людям. Ответы на эти вопросы, полученные за тысячи лет существования философии можно оценивать по-разному. Объясняется это тем, что в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих воп­росов. Одни из них становились центральными и их исследо­вание привлекало большинство философов, другие вопросы уходили на задний план или совсем переставали интересо­вать философию. Наконец, в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмыс­ления. Изменения в материальной и духовной культуре каж­дого народа и каждого человека заставляют людей заново

переосмысливать бытие, вносить коррективы в представле­ния обо всем существующем.

В процессе своего существования философия неоднократ­но ставила также вопросы, которые затем становились пред­метом исследования естествознания или искусства, морали или политики, права или религии. Это бесконечное, сущест­вующее в течение тысячелетий рождение основных и новых проблем в ходе философского отражения мира, вызвано к жизни особенностями самой философии, которую всегда ин­тересуют центральные, коренные проблемы бытия. Кроме того, во все времена философия стремится использовать наи­более общие методы и способы познания, те методы, кото­рые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, в первую оче­редь и главным образом, из естествознания. Поэтому доста­точно давно возникла традиция рассматривать философию как одну из наук, которой располагает человечество. Эта традиция особенно усилилась в XVIII—XIX вв., когда для многих людей понятия «философия» и «наука» стали ка­заться тождественными. В действительности связь между философией и наукой существует, но философское знание может выступать как в научной, так и в донаучной и заве­домо ненаучной форме, не переставая в тоже время быть фи­лософией.

Более того, исследования философских школ показывают, что граница между научностью и не научностью в философии не проходит по традиционному делению философов на мате­риалистов и идеалистов и определяется не ответом на тот основной, по словам Ф. Энгельса, вопрос философии, кото­рый он формирует как вопрос об отношении сознания к бы­тию, и его второй стороной — о тождестве мышления и бы­тия в процессе познания объективного мира.

В истории философии неоднократно происходили неве­роятные, на первый взгляд, события: философы выдвигали какую-то проблему и даже решали ее, это решение долгое время считалось абсолютно истинным, а затем ход развития философии или науки опровергал его истинность. Так случа­лось с геоцентрической системой Птолемея, атомистической теорией Демокрита. То же самое относится к современным представлениям о мире. Именно философия XX в. обратила внимание ученых на интуицию и бессознательное, она пыта­лась и пытается ответить на вопросы о существовании разум­ной жизни в космическом пространстве, о тайнах наследственности, объясняя это с позиций разнообразных философ­ских школ и направлений.

В современной философии имеется множество областей исследования и осмысления, в которых анализируются пре­дельно общие знания о мире, человеке, о разных формах бы­тия. В состав философии входят: онтология — учение о бы­тии; гносеология — учение о познании, методология — учение о методах познания; герменевтика — учение о понимании и толковании познанного человеком; аксиология — учение о ценностях (будь то ценности морали, права, искусства или религии), социальная философия как особая область онто­логии, гносеологии и методологии, философская антрополо­гия— учение о человеке и его бытии, праксиология — учение о человеческой деятельности и ряд других.

Именно поэтому границы между философами разных на­правлений можно проводить по разным основаниям, в зави­симости от того, что нас в данный момент интересует. Право­мочно деление всех философов на материалистов и идеали­стов, но не менее правомочно и разделение их на сторонни­ков идеи всеобщей причинности и на сторонников свободы воли. Философы могут заниматься только проблемами чело-река или только проблемами космоса, проблемами души или проблемами тела. В сфере познания мы можем разделить философов на теоретиков и эмпириков, интуитивистов и ра­ционалистов. Таким образом любая классификация философ­ских школ и направлений имеет право на существование. Это позволяет понять и то обстоятельство, что вклад в раз­витие философского знания могут вносить и действительно вносят представители самых разных философских школ — идеалисты и материалисты, философы, отрицавшие возмож­ность познания мира, философы, убежденные в его позна­ваемости.

Философия может рассматриваться как составная часть духовной культуры народа на том или ином историческом этапе его развития. С этой точки зрения можно говорить о сравнительных характеристиках например, английской и французской философии XVIII в. или о специфических осо­бенностях, скажем, исламистской философии XX в.

Не менее интересен анализ разных философских представ­лений о человеке, его сотворении или происхождении. Здесь является важным не только сопоставление религиозной и естественно-научной точек зрения на эту проблему, но и от­слеживание эволюции каждой из них в истории философии.

Для сторонников философии диалектического материа­лизма разделение философских школ подразумевает не толь­ко ответ на сформулированный Ф. Энгельсом основной воп­рос философии, но также и по критерию ее партийности. В. И. Ленин подчеркивал, что нынешняя философия партий­на и что борьба материализма и идеализма в философии есть отражение классовой борьбы, идущей в обществе.

Философы конца XX в. считают, что главной задачей со­временной философии является выработка концепции выжи­вания человечества на основе признания общечеловеческих ценностей, интеграция усилий людей на претворение в жизнь биосферной концепции культуры, на решение всех глобаль­ных проблем современности.

 

Миф, религия, философия

Ученые считают, что первой формой существования фи­лософии можно назвать миф. Слово миф греческого проис­хождения и означает в переводе «сказание», «предание». Чаще всего мифы создавались народами для того чтобы объяснить происхождение мира и особенности его законов. Мифы восточных и западных народов обладают специфиче­скими чертами, в них отразились как природно-климатиче­ские особенности регионов, так и характер народов. Мифы являются порождением культуры и вместе с тем именно мифы существенно влияют на всю культуру народов нашей планеты. Мифологические представления о мире и его сотво­рении, превращении первичного хаоса в гармонию, как пра­вило, связывались с борьбой добрых и злых сил, жизни про­тив смерти, и на этой основе вырабатывалось определенное понимание природы и общества. Наиболее развитой формой космологических мифов можно считать «Колесо жизни», ле­жащее в основе индуистской духовной культуры, созданной более трех тысяч лет тому назад.

Широко известны мифы древней Греции, где раскрывает­ся не только происхождение Земли, но и показана картина мира, основанная на принципе одушевления всего сущест­вующего (гилозоизма).

Для мифологического мировоззрения характерны высокая эмоциональность и образное мышление. В мифе веществен­ное и идеальное тождественны, не разделены, поэтому миф оказывает сильное воздействие на людей и в измененных формах существует и формирует мироощущение современного человека. В период господства фашизма в странах Запад­ной Европы, в условиях существования современных тотали­тарных и иных недемократических политических режимов ми­фологическое мировоззрение специально прививают народу с помощью средств массовой информации. Так создается со­знание масс, отличающееся пассивностью и непоколебимой верой в тот или иной социальный миф.

Следующей после мифа формой существования филосо­фии стала религия, как попытка ответить на коренные проб­лемы бытия с помощью вмешательства в природу, общество и в жизнь человека сверхъестественного, божественного на­чала. Ранние формы религии неразрывно связаны с мифом, они также оказывали сильное эмоциональное воздействие на человека. Религия прошла большой путь развития: от перво­начального одухотворения сил природы, через многобожие (политеизм) к единобожию (монотеизм). Каждому из эта­пов исторического развития религиозного сознания присущи свои характерные особенности. Они отличаются спецификой отражения действительности религиозным (мистическим) со­знанием, ролью религии в жизни общества, ее функциями в жизни общества.

Переход от мифа к религии связан, в частности, с перехо­дом от поклонения фетишам и тотемам (фетиш — неодушевленный предмет — носитель «чудодейственной» силы. Тотем — животное, растение или вещь как предмет поклонения), от соблюдения табу (запретов) и ритуалов, к поклонению вначале многим (политеизм), а затем — одному (монотеизм) богу и к соблю­дению их или его предначертаний и заветов.

Лучше других многобожие известно по истории античной Греции, где по мнению эллинов того периода многочислен­ные боги жили в течение многих веков на горе Олимп.

В период политеизма начинается, а с переходом к моно­теизму завершается создание религиозных учреждений — храмов, устанавливаются четкие религиозные обряды, соз­даются специальные религиозные службы, символы веры, догматы. Религия все в большей степени становится одним из мощных средств воздействия на сознание масс.

В настоящее время сложились три главные мировые ре­лигии: буддизм, христианство и мусульманство.

Буддизм возник в VI веке до н. э. в Индии. Его основате­лем считается легендарный сын царя Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будда (просветленный или пробужденный). Будда проповедовал отречение человека от активной жизни, считая, что главное —это совершенствова­ние своего внутреннего мира. Бесконечно «колесо жизни» и человек, находясь в нем, связан со всем Космосом Любые действия человека способны нарушить ритм вселенной по­этому задача человека — понять законы жизни и не проти­водействовать им. Отсутствие желаний и страстей позволяет человеку достичь безмятежного состояния духа — нирваны. Для буддизма характерна его четкая нравственная направ­ленность и обращенность к человеку. Буддизм выступает против любых крайностей, будь то человеческие страсти или аскетизм. Его отличает высокая терпимость ко всему, что окружает человека. Буддизм проповедует доброту и мягкость как важнейшие качества человека. Он считает, что созерца­тельное размещение (медитация) позволяет человеку осо­знать целостность бытия и получить чувство совершенного удовлетворения жизнью.

Политеистическая в своей основе религия древней Индии (индуизм) приняла Будду в число своих многочисленных богов. В то же время, буддизм в развитии индуистской религии создал учение о нравственном совершенствовании человека и о путях достижения этого совершенства. В итоге неотъем­лемым элементов буддистской религии стала идея о роли нравственного совершенствования человека. Буддизм считает, что совершенства может достичь любой человек, а не только служитель бога. Возникает особое направление буддизма — культ йоги или созерцания, а позднее получает известность и тантризм (культ женских сил).

Важной частью индуистской, а затем и буддистской рели­гий стала сансара или учение о перерождении личности и души. Буддистско-индуистская концепция перерождений под­черкивает родство всего живого на земле и относительность границ между животным, человеком и богом. Человек будет без конца рождаться вновь и вновь, если в процессе своей земной жизни он не стремится к достижению нравственного идеала. Достигнув его, человек превращается в бодисатву (совершенство), приобщается к сонму индуистских богов и тем самым циклы его рождений и смертей заканчиваются. Таким образом, буддизм ставит перед человеком вопрос о его нравственной ответственности за эту жизнь, которую он ведет.

В странах Центральной Азии в начале XIV в. на основе буддизма создается ламаизм. Его основу составляет учение о том, что для достижения блаженства человеку необходимо отрешиться от всех соблазнов материальной жизни и устре­мить свой дух к постижению высших тайн бытия. С точки зрения ламаизма простой человек не в состоянии один, без особых руководителей (лам), достичь спасения. Поэтому очень высок авторитет лам среди народов, исповедующих эту разновидность буддизма (в России — это калмыки, тувинцы и буряты).

В ламаистской религии большое внимание уделяется пыш­ным театрализованным богослужениям, особым мистериям, магии и колдовству. В наше время, обращаясь к канониче­ским священным текстам ламаизма — Канджур и Танджур, находят в них немало интересного из области знаний по ме­дицине, психологии и другим наукам. Иглоукалывание, ле­чебный массаж, диетическое питание и здоровый образ жиз­ни, лечебные свойства растений, минералов и воды — все это и многое другое описано в трактатах приверженцев ла­маизма

Еще в XIX в. европейские ученые описывали уникальные способности тибетских монахов в области гипноза и телеки­неза, в основе которых, по их утверждению, лежал ламаизм.

Проникнув в Японию через Китай и Тибет, буддизм свое­образно изменил традиционную японскую религию — син­тоизм. Религиозная принадлежность никогда особенно не волновала японцев, ни в личностном, ни в государственном плане. На избрание типа вероисповедания в Японии оказы­вают влияние удобство или традиция, социальный престиж или родство, личные связи и многое другое.

Синтоизм — древняя религия Японии — это типичное мно­гобожие и культ верховного божества — Солнца Связь меж­ду небом и людьми осуществляет император Японии — Ми­кадо. Поэтому в синтоизме обожествляется природа, боже­ские почести отдаются Микадо, душам великих героев и вообще всем предкам.

Наряду с буддизмом на японскую религиозную традицию оказали сильное влияние древние философские течения — даосизм и конфуцианство, а также христианство. В итоге, в религиозном сознании японцев, по их же утверждению, оказались соединенными воедино все выверенные веками ис­тины. Конфуцианство учит уважению власти, государства, семьи. Даосизм предлагает следовать природе; буддизм учит человека правильному поведению и самопознанию; синтоизм дает уроки мудрого отношения к своей земле, предкам, своим богам, которые охраняют страну и каждого человека от раз­ных напастей, заряжают всех энергией Солнца. Христианство проповедует милосердие и общечеловеческие нормы нравст­венности.

В Японии пользуется большой популярностью одно из направлений буддизма, известное под названием «дзэн». Именно дзэнбуддизм, считают специалисты, помог Японии выжить, восстановить моральное здоровье и психику ее насе­ления после сокрушительного поражения во второй мировой войне.

Дзэн учит: «Высшее Я — это постижение собственной при­роды, изначального сердца, а для этого нужны покой и со­средоточенность. Тело человека рождается и гибнет, но ис­тинное сердце не возникает и не гибнет, ибо оно безначально и бессмертно. Меняется лишь мир вещей, поверхность явле­ний».

Специалисты отмечают, что XXI в. будет веком господ­ства тихоокеанского региона во главе с Японией. Выдвиже­ние Японии на ведущее место в мире во многом определяет­ся господствующими в Японии духовными традициями, ее обращенностью к прошлому и к традициям собственной культуры, а также открытостью мировоззрения японцев, хо­рошо видящих достижения других народов и умело перени­мающих эти достижения на благо японского общества.

Второй мировой религией является христианство. Оно воз­никло в I в. н.э. на Ближнем Востоке (в Палестине), а за­тем распространилось по всему миру.

Христианство утверждает существование единого Бога, творца всего существующего. Важнейшие догматы христиан­ства заключаются в том, что Бог един в трех лицах — Отца, Сына и Святого духа; что эта Святая Троица равна по до­стоинству и своей сущности; что Иисус Христос, сын Божий, совмещает в себе божественную и человеческую природу.

Христианство утверждает, что человек был создан по об­разу и подобию Бога, но грехопадение Адама и Евы разру­шило богоподобие человека и первородный грех тяготеет над всем человечеством. В основе христианской доктрины чело­века — страдание за грехи, «принимая и неся свой крест», человек может побеждать зло в себе и вокруг себя. Покор­ность судьбе, аскетизм, непротивление злу насилием, мило­сердие ко всем, даже великим грешникам, составляет особенность христианства. Особое место в христианстве зани­мает культ Девы Марии — богородицы (в православной тер­минологии) или мадонны (у католиков).

Христианство прошло тысячелетия своего существования как мощное идейное течение, оставившее глубокий след в ду­ховной культуре практически всех народов мира. Вместе с тем христианство довольно рано превратилось и в большую политическую силу в странах Европы и «во имя Христа» ве­лись многочисленные войны (начиная с эпохи Крестовых по­ходов за освобождение гроба Господня и до настоящего вре­мени). К христианской вере приобщали Крестом и мечом, как славянские народы Европы в X—XII вв., так и народы Северной и Южной Америки, Африки, аборигенов Австралии и Океании. Христианство в течение многих веков осуществля­ло идейный надзор над народами с помощью ордена Иезуи­тов и в других не менее жестких формах.

В настоящее время христианство представлено тремя мощными направлениями — римско-католическая церковь, во главе которой находится живущий в Ватикане глава всех ка­толиков, Папа Римский; греческая или православная цер­ковь, к которой относятся русская, армянская, грузинская (григорианская), болгарская, коптская и др.; протестантская церковь, которая имеет множество школ и направлений— баптизм, лютеранство, кальвинизм и мн. другие.

Ислам (в переводе с арабского — «предание себя челове­ком богу») является одной из наиболее молодых мировых ре­лигий. Он возник на Ближнем Востоке. Его автор — реальное историческое лицо Мухаммед (Магомет) родился в г. Мекка в 571 г. н. э. Историкам хорошо известны все факты биогра­фии Мухаммеда. Они считают, что изучая существовавшие в то время религии (иудейскую и христианскую), основатель новой религии отверг первую из них за националистический гуманизм, а вторую — за догматизм. Объявив себя пророком, Мухаммед 16 июля 622 г. торжественно вступает в город Ме­дину (в переводе с арабского — «город пророка»), где его из­бирают верховным главой общины и он проводит реформы, направленные на объединение арабов и предупреждение междуусобных войн между ними. В Медине Мухаммед про­жил до самой смерти (8 июня 632 г. н.э.), там он и похоро­нен. Сторонникам пророка Абу Бекру и Омару удалось ут­вердить ислам и распространить его в других странах, насе­ленных арабами.

Ислам — это религия, основанная на вере в единого, все­могущего и милосердного бога (аллаха) и его пророка Му­хаммеда. Верующие в ислам обязаны соблюдать пост в про­должение месяца рамадана, их главная цель жизнь — совер­шить паломничество в Мекку, для них обязательна пятикрат­ная ежедневная молитва. Кроме того 10% всех доходов за­житочные мусульмане должны отдавать в пользу бедных. Источником мусульманского вероучения является Коран, в который следует верить, так же как в откровение божье.

Все, сохраненные преданием факты жизни Мухаммеда, носят название сунны (обычаи). Все, сохранившиеся его поучительные изречения и приписывающиеся ему действия признаны обязательными для верующих.

Современный ислам имеет несколько разных направлений (сунниты, шииты и др.), различия между которыми играют довольно большую роль в международных отношениях. В со­временном мире насчитываются десятки миллионов привер­женцев ислама, живущих на всех материках планеты и прак­тически во всех странах мира. В Российской Федерации так­же много сторонников этой религии — это казанские, крым­ские и тюменские татары, а также большинство народов Се­верного Кавказа: кабардинцы, балкары, адыги, чечены и др. Достаточно жесткая но своим правилам исламская религия не сумела обойти стороной центральную проблему XX в.— идею социализма. Так возникло внутри ислама учение об ис­ламском социализме, имеющее своих сторонников практиче­ски во всех мусульманских странах.

Религиозное видение мира формирует в сознании челове­ка представление о сверхъестественных силах, упование на чудо, веру. Религиозно мыслящий человек считает себя но­сителем эзотерического (тайного, открытого только избран­ным) знания, которое не нуждается в традиционных логиче­ских доказательствах. Религиозное сознание усиливает иду­щую еще от мифологии тенденцию разделения мира на мир физический (природный, чувственный) и метафизический (духовный).

На этой основе уже начинает развиваться собственно фи­лософское видение мира, которое характеризуется свобод­ным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Филосо­фия даже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бы­тия в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического или религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Центральными проблемами в любых философских школах были проблемы взаимоотношения человека с миром, обще­ством и самим собой, выявление сущности человека, особен­ностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком. Это многообразие проблем и при­вело к довольно раннему выделению внутри философии ее отдельных частей — онтологии, гносеологии, антропологии и др.

Многообразие ответов на каждый из этих коренных во­просов рождало множество школ и направлений. И несмотря на то, что дать исчерпывающую классификацию и сравни­тельный анализ каждого такого направления невозможно, можно выделить ряд значимых параметров, которые отли­чают все философские школы и направления.

Философия всегда является интегрирующей формой ду­ховной жизни человека и человечества. Она решает предель­но общие и потому наиболее волнующие людей проблемы, и в этом смысле она является особым видом духовного про­изводства, выступающим как самосознание общества и ин­дивидуума.

Философия всегда выступает в роли толкователя (интер­претатора) общественно-исторического процесса. Она ориен­тирована на объяснение мира, на его познание в тех «сло­вах», которые помогают переделать его, приспособить к нуж­дам человека и человечества. В этом своем качестве филосо­фия выступала не только в марксизме, но и значительно ра­нее, в философских теориях Платона и Блаженного Августи­на, философов Возрождения и Нового времени. Поэтому раз­работка философских понятий, категорий составляет одну из важных особенностей философии, независимо от того, к ка­кому философскому течению относятся те или иные фило­софы.

 

Развитие философского знания в Европе. Функции философии

Философия с античных времен стремилась к тому, чтобы дать человечеству теоретический идеал совершенного знания или практический идеал совершенного поведения.

Первая линия связывает философию с наукой. Она пред­ставлена в античной Греции трудами Фалеса Милетского, Гераклита, Демокрита, Аристотеля.

Вторая линия представлена Сократом, стоиками (стоики — представители античного философского учения. Главную задачу философии они усматривали в обретении мудрости и умения жить сообразно природе), кини­ками (Киники — последователи Сократа, призывавшие к отказу от богатства, славы, чувственных удовольствий). Их философия представлялась людям того времени как практическая мудрость, раскрывающая искусство жить правильно.

Наконец, в античные времена формируется и то направ­ление в философии, которое связывает воедино философию и сверхчувственное знание. Так вырастает философская си­стема Платона, подчеркивающая роль врожденных идей в познании.

С точки зрения Аристотеля все знания, которыми распо­лагают люди, являются приобретенными, а не врожденными. Поэтому основным методом построения его системы является синтез, а не анализ.

В средние века Европейская философия вначале придер­живалась учения Платона. Затем, с XII—XIII вв., на первый план выходит философия Аристотеля. В эпоху Возрождения философия обращается не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, которое заново осмыс­ливает космогонические проблемы. Труды Николая Коперни­ка, Галилео Галилея, Николая Кузанского, Джордано Бруно и других философов разрушили средневековую схоластику и монопольное господство христианских религиозных взглядов на мир.

Эпоха Возрождения выдвинула гуманизм как централь­ный принцип философствования и сделала проблему челове­ка центром новой философии. Такое обновление философии привело к появлению новых вопросов, продолжавших оста­ваться центральными на протяжении десятков и сотен лет. Каков путь познания? Какую роль играют разные способы и методы познания? Что важнее — эмпирический опыт или теоретическое познание? На эти и на другие вопросы пы­таются ответить Ф. Бэкон и Р. Декарт, а также другие фи­лософы. Примерно в это же время Б. Спиноза обращает вни­мание людей на практическую линию философствования. Он пишет о соотношении разума и страстей в действиях челове­ка, показывает, что свобода личности всегда связана с пони­манием человеком необходимости. Несколько позже появляются труды английских философов Дж. Беркли и Д. Юма, в которых они по существу отрицают возможность объектив­ного познания мира и это приводит к возобновлению спора о том, являются ли знания человека врожденными или при­обретаемыми.

Проблема получения знаний с помощью чувств составила центр философской школы, получившей название сенсуализм (XVIII в.), а критический анализ возможности познания ис­тины сделался предметом исследования И. Канта. В конеч­ном счете И. Кант пришел к выводу о существовании опыт­ного (эмпирического) и доопытного (априорного) знания и о невозможности для человека познать сущность сверхчув­ственного, т. е. того, что находится за пределами эмпириче­ского опыта, рассудка и разума — это бытие Вселенной, души и т. п. Поэтому после Канта одни философы успешно разви­вали материализм, основываясь на объективном существо­вании по Канту вещей в себе, а другие, не менее успешно — идеализм.

Вершиной немецкой классической философии была фило­софия Г. Гегеля. Она представляла собой четкую и закон­ченную философскую систему, в основе которой лежало пред­ставление об абсолютной идее, которая в процессе своего развития претерпевала первое отрицание и порождала при­роду, а затем и второе отрицание, что приводило к появле­нию общества или человека (абсолютного духа).

Гегель разрабатывает все три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон количествен­но-качественных изменений и закон отрицания отрицания, считая последний — главным законом диалектического мето­да познания мира.

Своего рода отрицанием философской обьективно-идеалистической системы Гегеля была философия антропологиче­ского материализма, созданная Л. Фейербахом

Г. Гегеля и Л. Фейербаха Маркс и Энгельс называли свои­ми предшественниками в области философии. Созданные классиками марксизма философия — диалектический и исто­рический материализм — стала официальной философией го­сударств, где были коммунистические политические режимы. Однако философия марксизма включает в себя не только сам марксизм, но и множество других школ и направлений, иногда весьма далеких от подлинного марксизма. Это, в частности, ленинизм, маоизм, еврокоммунизм, бернштейнианство и каутскианство, социалдемократизм, афромарксизм и прочие околомарксистские течения.

Для философии марксизма характерна открытая классо­вая (пролетарская) позиция, она рассматривается как тео­рия, призванная переделать мир. Диалектика связывается с материализмом, а история рассматривается с позиций ее материалистического понимания.

Для советского периода в России характерным было то, что ее официальной философией провозглашался марксизм-ленинизм. Вначале — марксизм, затем (после смерти В. И Ле­нина) — марксизм-ленинизм, потом — марксизм-ленинизм-сталинизм, затем (после смерти И. В. Сталина)—вновь марксизм-ленинизм. И. В. Сталин считал, что ленинизм — это марксизм эпохи войн и революций, подчеркивая при этом, что главным в ленинизме является его политическая теория.

Развивая политическую доктрину марксизма, В. И. Ленин формулирует закон о неравномерности экономического и по­литического развития капиталистических стран и приходит к выводу о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких или даже одной, отдельно взя­той стране. Затем он «раскрывает скобки» в учении К. Марк­са о диктатуре пролетариата, включая в состав движущих сил социалистической революции не только пролетариат, но и беднейшее крестьянство, и делая вывод о новой форме вла­сти— Советах. Все эти позиции ленинизма тесно связаны с его социальной философией.

Основополагающим трудом В. И. Ленина по диалектиче­скому материализму является «Материализм и эмпириокри­тицизм». В нем он дает философское определение материи, обосновывает теорию отражения и положение о партийности философии.

Инакомыслие в марксизме-ленинизме на протяжении де­сятилетий преследовалось как соглашательство (оппорту­низм) или как ревизионизм — попытку протащить в маркси­стско-ленинскую философскую теорию элементы «немарксиз­ма». Все это вело к догматизму и нанесло серьезный ущерб, как философии Г. Гегеля и К. Маркса, так и российской фи­лософии вообще

Для европейской философии XX в. характерны изобилие школ и направлений, идеологическая терпимость друг к другy, склонность к изучению объектов, находящихся вне поля зрения естествознания (души, интуиции, озарения, акта веры и др.), усложненная лексика, т. к. философия считается уделом аристократов духа, избранной духовной элиты. Философии Запада чаще всего присущ скептицизм и пессимистичёский взгляд на мир. В ней большое место занимает филосо­фия рационализма, основоположниками которой были Ф Ницше и А. Шопенгауэр. Затем их взгляды были развиты в целом ряде трудов по философии жизни. Философы этого направления считают, что философия есть истолкование со­циокультурного исторического процесса, что жизнь есть на­чало и конец всего и это надо понять не с помощью разума. или чувств, которые бессильны, а самим актом вживания или переживанием самого бытия.

Для европейских философских концепций XX в. харак­терно увлечение философией психоанализа или бессознатель­ного, выдвинутой Фрейдом. В настоящее время неофрей­дизм имеет много сторонников не только в Европе, но и во всем мире.

Большое влияние на художественную интеллигенцию в XX в. оказал экзистенциализм (филocофия сyщecтвoвaния) подчеркивающий, во-первых, что человек обречен на выбор и сам ответственен, за тот выбор который он делает, и во-вторых, что сущностью человека является свобода в первую очередь как свобода от ограниченного существования в мире. В XX в. возникло много социологических теорий, в которых непредвзято анализируется западный мир и показан целый ряд его недостатков. Надо отметить, что философы критиче­ских направлений в действительности оказали положитель­ное влияние на западный мир, который умеет прислушивать­ся к голосу критики и нередко эффективно исправляет свои упущения.

Большое значение в философии XX в. имели работы спе­циалистов в области естественных наук, техники, культуро­логии, этнографии и целого ряда других, так называемых, эмпирических, а не спекулятивных направлений, которые обеспечили связь современной жизни с философией, дали современную философскую интерпретацию многим откры­тиям в естествознании, а кроме того поставили перед естест­венными науками ряд чрезвычайно важных проблем, требую­щих своего разрешения. Это - проблема жизни как космиче­ского явления; вопрос о Всемирном разуме; проблема нача­ла мира и многие другие, которые могут быть решены толь­ко общими усилиями ученых-естествоиспытателей и фило­софов.

В современной западной философии нет единого мнения о содержании и основных проблемах философии как способа и метода подхода к действительности. Считается, что пра­вильнее пока осуществлять дифференциацию философского знания, связывая философию с частными науками, что время интеграции философскою знания еще не пришло, и что в современном мире нет ни одной философской теории, кото­рая могла бы серьезно претендовать на роль абсолютного и непогрешимого знания. Именно поэтому западные философы выдвигают как важнейший принцип сосуществования фило­софских течений, принцип их диалога, разумного использова­ния их методологии познания мира. Именно это может обес­печить выработку универсального философского знания, без которого невозможно дальнейшее развитие философии и, вместе с тем, человека и общества.

Функции философии

Философия в современном мире имеет немало значимых для человека функций. Важнейшей функцией любой фило­софии является теоретико-познавательная, на основе которой происходит формирование в сознании человека и общества определенной картины мира, т. е. мировоззрения. При этом не надо забывать о том, что мировоззренческие позиции лич­ности, социальной группы и общества в целом формируются в первую очередь под влиянием практической жизнедеятель­ности людей, на основе их личного жизненного опыта. В этом смысле философия только помогает им понять и правильно осмыслить окружающий мир.

Вторая функция философии заключается в формировании убеждений. В. Г. Белинский писал, что убеждения нельзя купить в лавочке, они должны быть выстраданы человеком и только поэтому они станут ему дороги. Убеждения состав­ляют основу философской культуры. Они представляют со­бой единство рационального, эмоционального и волевого от­ношения человека к миру. В процессе изучения философии человек получает систематизированные знания, которые как правило, эмоционально окрашены и для получения которых личность обязательно затрачивает волевые усилия, однако становление убеждений личности не сводится к изучению фи­лософии. Их закрепление или, наоборот, разрушение проис­ходит в процессе практической деятельности людей, в их взаимных связях и отношениях.

Философии присуща и познавательная функция. Она вы­являет законы познания и логику изменения знаний как ре­зультата развития общества. Познавательная функция философии неразрывно связана, с одной стороны, с ее комму­никативной функцией (функцией общения и передачи инфор­мации), а с другой — с критической функцией, т. к. филосо­фия во все времена стремилась уйти от догматизма и авто­ритарности.

Наконец, в любой философии всегда присутствует аксио­логическая (оценочная) функция. Философствование всегда связано с оценкой существующего, с созданием таких систем ценностей, которые отражают интересы разных обществен­ных сил.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 688; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!