Подходящие материалы для изготовления ручного сверла



Ольха, осина, пихта бальзамическая, бамбук, баобаб, буддлея, тополь трехгранный, бузина (на рис. выше), гревия золотисто-желтая ложная, гибискус, конский каштан, плющ, лайм, марула, монгонго, коровяк, клен норвежский, тополь, брахихитон, рогоз, шалфей кустарниковый, дазилирион, платан, ворсянка, сосна белая, ива и юкка.

Подходящие материалы для изготовления очаговой дощечки

Ольха, осина, пихта бальзамическая, баобаб, кедр, клематис, бузина, гибискус, конский каштан, плющ, можжевельник, лайм, марула, монгонго, клен норвежский, тополь, брахихитон, дазилирион, платан, сосна белая, ива и юкка.

 Как изготовить Сверло
 

Хорошее сверло для добывания огня должно быть ровным, гладким и при длине 50–70 см иметь диаметр примерно 1 см. Я расскажу вам, как сделать «идеальное» и «составное» сверло. Выбор зависит от имеющегося в наличии материала и от того, как срочно нужно развести костер.

Идеальное сверло

Чтобы изготовить качественное сверло, которое может служить вам годами, нужно срезать ровную и гладкую ветку, лучше с бузины, а если ее нет поблизости, то с другого подходящего растения. В отличие от сухой ветки, живой, только что срезанный прут легко выпрямить, что очень важно, ведь с кривым сверлом вы скорее натрете себе волдыри на ладонях, чем разведете огонь.


 


Отрезаем стебель для сверла


 


Выбираем стебель с толстым древесным слоем


 

I. Поищите ветку толщиной 12 мм у основания и максимально прямую (по крайней мере на протяжении 60 см). Как и многие кустарники, бузина имеет мягкую сердцевину, которая окружена относительно толстым древесным слоем. Для сверла лучше подобрать ветку с самой тонкой сердцевиной у основания, ведь именно этим концом мы будем добывать огонь. В любом случае в основании любой ветки сердцевина тоньше, ближе к верхушке ветви объем сердцевины увеличивается, а древесная оболочка становится тоньше. Найдя подходящую ветку, срежьте ее как можно ближе к основному стволу и, главное, постарайтесь не расщепить ее. Для этого отлично подходит небольшая ножовка (она может быть в вашем туристическом ноже), которой вам нужно будет подпилить ветку сначала с одной стороны, потом с другой. Если у вас с собой только нож, сделайте несколько небольших надрезов вокруг стебля, затем резким движением отломайте его и срежьте все неровности.


 

II. Затем тщательно счистите кору обушком лезвия (затупленным краем), полностью оголив древесину. Поначалу она будет влажной, но очень скоро высохнет на воздухе.


 

III. Потом с помощью ножа срежьте неровности и боковые ветки так, чтобы получился максимально гладкий стержень. И последнее – слегка скруглите сверлильный конец стержня, а тонкий кончик можно просто срезать и оставить плоским.


 


Счищаем кору


 


Выпрямляем будущее сверло


 

IV. Теперь необходимо выпрямить заготовку. Может случиться так (если вам улыбнется удача), что сверло уже будет прямым и вам не потребуется много времени, чтобы сделать его идеальным. Но чаще некоторые усилия все-таки придется приложить. Взгляните на свое будущее сверло так, если бы это был ствол ружья, и, вращая, определите степень его кривизны. Потом, подгибая прут, постарайтесь максимально выпрямить его. Не торопитесь, хотя в любом случае навык вы обретете, лишь сломав несколько штук. Когда туземцы выпрямляют свои сверла, они подогревают заготовки на огне бивачного костра, благодаря этому древесина, во-первых, становится более податливой, а во-вторых, высыхает быстрее. После того как вы потратите какое-то время на выпрямление прутка и результат вас устроит, дайте заготовке немного подсохнуть. Через некоторое время проверьте сверло, вполне вероятно, что легкая кривизна опять появится. Снова выровняйте заготовку, на этот раз вы почувствуете, что прут стал жестче, но после этой правки он, скорее всего, останется прямым. Я, бывало, срезал такие ветки жарким летним утром и использовал их для разведения огня вечером того же дня, но обычно их пару недель хранят где-нибудь в теплом и сухом месте. Чаще осматривайте заготовки и выпрямляйте их, тогда у вас будут действительно идеальные сверла.

 Составное сверло
 

Бывают ситуации, когда необходимо добыть огонь как можно скорее. В этом случае, конечно, следует поискать совершенно сухую ветку подходящего размера. Но если такой нет, можно подобрать короткий сухой сучок и надежно прикрепить его к ровной сырой ветке, таким образом вы получите сверло необходимой вам длины. Индейцы племени навахо из штата Нью-Мексико для этой цели иногда использовали древко старой стрелы. Есть несколько способов крепления этого «сверлильного наконечника», но дальше я расскажу о методе, к которому можно прибегать практически в любой ситуации.


 

I. Найдите кусок сухой ветки, подходящий для изготовления наконечника сверла, длиной приблизительно 9 см. Заточите один конец так, чтобы получилась четырехгранная пирамида высотой около 7 см, постарайтесь сделать грани пирамиды максимально ровными. Отложите готовый наконечник.


 


Подготавливаем наконечник


 

II. Отыщите прямую и достаточно длинную ветку подходящего диаметра, из которой вы изготовите «тело» вашего сверла.


 

III. Чтобы прикрепить к этой ветке наконечник будущего сверла, вам придется немного потрудиться. Для начала необходимо ножом расщепить найденную ветку с более толстого конца. Длина расщепа не должна превышать 10 см, потом с предельной осторожностью снова расщепите полученные доли, но уже под углом 90°. Таким образом, у вас получится палка, с одного конца разделенная на четыре части.


 


Расщепляем подходящую ветку


 

IV. Разделив конец стебля на четыре части, вы получите «гнездо», в которое прекрасно войдет ваш пирамидальный наконечник.


 

V. Вставьте четырехгранную часть наконечника в расщепленную ветку так, чтобы грани пирамиды оказались между расщепленными концами.


 


Прикрепляем наконечник к телу сверла


 


Готовое сверло


 

VI. Затем необходимо крепко обвязать полученное соединение, для чего можно, например, использовать полоску ивовой коры шириной около 6 мм (или что-то похожее).


 

VII. Накрепко примотав наконечник к основному стержню, слегка постучите сверлильным концом по твердой поверхности, чтобы наконечник еще плотнее сел в гнездо.

 Как изготовить очаговую дощечку
 

Вы удивитесь, когда узнаете, что может использоваться в качестве очаговой дощечки. Порой оказывается, что из крупной щепы, которая выглядит абсолютно непригодной для этой цели, может получиться отличный очаг, конечно если щепка сухая и правильно подготовлена. Тому, кто только начинает приобретать навыки выживания в дикой природе, лучше всего выбрать палку, которую можно превратить в плоскую и достаточно длинную дощечку толщиной приблизительно 1 см. Желательно чтобы размеры очаговой дощечки составляли примерно 20 см в длину и не менее 3 см в ширину. Приступая к добыче огня, вы должны держать очаговую дощечку ровно и жестко, для чего прижмите ее к земле ногой. Если этого сделать не получается, то вращение огнива может наклонить очаг и драгоценная древесная пыль рассыплется. Чтобы вам было удобно работать, постарайтесь сделать вашу дощечку как можно более ровной, тогда древесная пыль соберется в нужном месте и в достаточном количестве.


 


Очаг, сделанный из ивняка


 

 Как добыть огонь с помощью ручного сверла
 

Добыть огонь таким способом достаточно просто. Но сам процесс обучения этому, бывает, идет довольно трудно. Некоторые люди могут постараться вас убедить в том, что ручным трением огонь разжечь невозможно, но на самом деле это не так, хотя, безусловно, вам потребуются определенная сноровка и хорошая техника. Не следует расстраиваться из-за первых неудач – через это нужно пройти, чтобы в итоге научиться добывать огонь трением.

Есть много способов изготовить части деревянного «огнива», но для новичка следующий вариант кажется мне наиболее надежным.


 


Делаем выемку для сверла


 


Вставляем сверло в очаг


 

I. Острием ножа сделайте небольшое углубление, чуть больше диаметра кончика сверла, в центре очаговой дощечки, ближе к одному из концов. Это необходимо для того, чтобы в самом начале работы сверло не соскакивало с доски.


 

II. Найдите наиболее удобное для вас положение, которое позволит быстро вращать сверло и одновременно давить на очаг.


 

III. А теперь один важный момент: перед началом работы обязательно увлажните ладони, для этого можно использовать воду или слюну. Потом немного потрите ладони друг о друга, пока не почувствуете, что они не скользят.


 

IV. Захватив сверло у верхнего конца, приступайте к энергичному вращению, в то же время старайтесь как можно сильнее давить на очаг. Задействуйте только ладони, пальцы не должны соприкасаться со сверлом. В процессе вращения ваши руки неизбежно будут опускаться вниз; когда они опустятся почти до очага, придержите сверло одной рукой у углубления, а второй быстро захватите его верхушку, продолжая плотно удерживать сверло. Снова зажмите палочку ладонями и повторяйте это действие до достижения результата.


 

V. После двух или трех таких переходов от углубления должен потянуться дым. Продолжайте вращение, но не слишком усердствуйте, так как на этом этапе вы лишь подготавливаете сверло и очаговую дощечку для добычи огня.


 


Очаг с выемкой и помещенной под ним древесной стружкой


 


Вращаем, чтобы получить тлеющую древесную пыль


 

VI. Теперь вырежьте в дощечке сектор, равный примерно 1/8 окружности. Представьте себе, что вам надо разделить круглый торт ровно на восемь частей, при этом острие кусочка находится в центре высверленной вами лунки.


 

VII. Теперь вы готовы развести огонь. Поместите тонкую стружку или сухой лист под углубление и снова прижмите очаг к земле. Древесная пыль должна собираться на этой стружке, а не на земле. Таким образом будущая искра окажется защищена от влаги, и, кроме того, в решающий момент благодаря этой подложке станет легче зажечь трут.


 

VIII. Когда подготовка завершена, снова смочите руки и опять принимайтесь за дело. Начинайте расслабленно, но решительно и, как только заметите, что струйка дыма стала плотнее и увеличилась, повышайте скорость вращения и давление на очаговую дощечку. После нескольких циклов дым будет окутывать место розжига густым вихрящимся облачком. Как только это произойдет, внимательно следите за древесной пылью, собирающейся в вырезанном вами углублении: когда вы увидите, что скопившаяся в выемке стружка задымилась, останавливайтесь.


 


 Как воспламенить трут
 

Теперь благодаря образовавшейся тлеющей древесной пыли (я буду называть ее угольком) вы сможете получить настоящий огонь.


 

I. Осторожно поднимите очаговую дощечку с подложки.


 

II. Перенесите уголек на трут, лучше всего в самое сухое место с наиболее тонкими волокнами, и осторожно заверните его.


 

III. Несколько раз несильно подуйте на уголек, этого будет достаточно, чтобы усилить жар и поджечь трут.


 



 



 


 Глава 3. Лучковое сверление
 

 



 

За последние 10 лет я научил сотни людей самых разных возрастов – от семилетних детей до тех, кому глубоко за 70, – добывать огонь трением, главным образом с использованием способа лучкового сверления. Не важно, каков ваш жизненный опыт или социальный статус, – если вы новичок в добывании огня, у вас равные возможности со всеми остальными. Все сталкиваются с одинаковыми проблемами, неудачами и вызовами, и ни у кого нет никакого несправедливо обретенного преимущества, когда дело доходит до трудной задачи добычи огня и выживания в условиях дикой природы.

Однажды мне довелось учить пользоваться лучковым сверлом Джейка, бывшего морпеха, который лет за пять до нашей встречи служил в Афганистане, где попал в засаду и был серьезно ранен. За год до этого Джейк уже посещал наш базовый курс, в ходе которого получил первые навыки лучкового сверления. Теперь он проходил расширенную подготовку.

В начале занятия я коротко повторил принципы лучкового сверления и поставил перед слушателями коллективную задачу изготовить набор для этого способа и развести костер. Меня тотчас расположил позитивный настрой Джейка, его широкая непринужденная улыбка и прекрасное чувство юмора. Он буквально горел желанием выполнить задание, потому что, как мне было известно, до сих пор в разведении огня Джейк не достиг особых успехов.

«Дэн, если к концу этой недели я научусь только тому, что смогу добывать огонь трением, я буду счастлив», – с улыбкой сказал он, показывая мне собранный комплект. Джейк настолько был исполнен энтузиазма, что не только принял участие в изготовлении общего набора, но и сделал свой собственный. Закончив вырезать выемку, он тут же опустился на корточки и принялся яростно вращать сверло, но палочка то и дело выскакивала из лунки очага. Снова и снова он вставлял сверло обратно и вновь начинал процесс. Наконец сверло опять выскочило и как стрела улетело в росшие неподалеку кусты ежевики. Джейк поднялся и, чертыхнувшись, швырнул свой лук на землю. Руки его дрожали от усталости и разочарования.

«Рука больше не работает», – процедил он сквозь зубы, затягиваясь папиросой. Он бросил окурок в бивачный костер и пошел к кустарнику, намереваясь разыскать сверло. Когда он вернулся, я заметил в его глазах знакомый блеск.

«Ничего, на этот раз у меня обязательно получится». Посмеиваясь себе под нос, он снова опустился на колени и начал работать.

Я видел, что ему нужно сильнее прижимать сверло, чтобы улучшить сцепление деталей огнива. Именно этому навыку большинству слушателей приходится учиться, когда они пытаются овладеть таким способом розжига. Джейк почти справился, но последствия от ранений мешали ему добиться успеха.

«Джейк, нужно сильнее прижимать сверло к очагу. Я кое-что хочу попробовать, если ты не против». Я вспомнил, что есть один простой способ, который может помочь в ситуации, когда человек повредил руку вдали от цивилизации.

Я попросил Джейка пойти и спилить деревцо толщиной около 8 см и длиной порядка 2 м. Когда он принес спиленный ствол, на одном из концов я вырезал углубление, в которое собирался вставить верхний конец сверла. В итоге мы сделали большущий упор, который не только основательно прижимал сверло к очаговой доске, но и придавал стабильность всему приспособлению. Таким образом, Джейку достаточно было придерживать упор левой рукой, полностью сосредоточившись на работе с луком.

Не прошло и минуты после того, как мы установили приспособление, а в очаге Джейка уже сверкал так долго не дававшийся ему уголек. Еще несколько минут – и яркое пламя взвилось над сухими поленьями. Джейк стоял возле костра и широко улыбался. Я вполне разделял его чувства: иногда даже самые небольшие достижения ощущаются как грандиозные победы.

 Метод лучкового сверления
 

Термин «лучковое сверло» не совсем точен – возможно, более правильно было бы назвать этот способ добычи огня «шнур и сверло». Однако сегодня наиболее распространено первое название. Шнур, с помощью которого вращают сверло, не всегда закрепляли на изогнутой в форме лука ветке. В действительности гораздо чаще использовали шнур с закрепленными на концах ручками. Этот способ – прямой потомок более примитивного метода: ручного сверления. Со временем люди добавили к деревянному огниву полоску выделанной шкуры убитого животного, что намного увеличило скорость вращения и позволило добывать огонь таким образом даже в самых холодных регионах планеты, где от того, сможете ли вы разжечь костер, зависит ваша жизнь.

Хотя сегодня этот способ больше не используется туземными племенами, нам известно, что применяли его не только в холодных регионах. Действительно, в прошлом география его распространения была весьма и весьма внушительной: есть записи о том, что этим способом розжига пользовались жители Древнего Египта, Месопотамии, Шри-Ланки, штата Перак на Малайском полуострове и архипелага Ментавай, к западу от побережья Суматры. В высоких северных широтах к нему активно прибегали инуиты, есть также свидетельства, что его знали индейцы сиу и другие соседние племена. Однако я думаю, что этот метод был распространен еще шире, чем мы можем доказать, и что в некоторых регионах, особенно тех, для которых характерны знойное лето и очень холодные зимы, жители переходили с ручного сверления на этот способ. Известно, что лучковое сверление использовали в Арктике, в субарктической зоне, на разбросанных в Беринговом море островах (включая Алеутские), на большей части Аляски и Северной Канады, а также в Гренландии.

Сегодня лучковое сверление считается наиболее распространенным способом добычи огня методом трения. Для этого способа подходит большинство видов древесины, потому что шнур, или кожаный ремень, дает механическое преимущество. Во-первых, такой метод предоставляет возможность при необходимости вращать сверло с большей скоростью и обеспечить длительное контролируемое давление на очаговую дощечку, чего гораздо труднее достичь с помощью других методов. Во-вторых, в экстремальных условиях, когда туристы могут столкнуться с упадком сил, обезвоживанием или травмами, два человека, а тем более группа людей могут объединить усилия и разделить нагрузку, что не всегда возможно при использовании других способов, причем помочь могут даже самые неподготовленные участники. В-третьих, использование шнура позволяет с легкостью вращать более толстое сверло. В результате получается более крупный уголек, который, в свою очередь, может сохраниться в неблагоприятных погодных условиях и зажечь не самый качественный трут. По этим причинам в кризисной ситуации, а тем более в случае настоящей угрозы жизни именно таким способом проще всего добыть огонь, где бы вы ни оказались (при условии, что там найдется древесина). Если вы собираетесь освоить только один метод, выбирайте именно этот.


 


Инуиты добывают огонь методом лучкового сверления


 

 Как изготовить набор для лучкового сверления
 

По сути лучковое сверление представляет собой несколько модифицированный способ ручного сверления (добавлены прижимной блок и шнур). В набор входят четыре части: сверло, очаг, прижимной блок и шнур, который может быть снабжен ручками или иметь вид тетивы охотничьего лука. Следует уделить особое внимание выбору материала для сверла и очага, поскольку эти две части, с помощью которых, собственно, и добывают огонь, работают в комплекте.

Подходящие материалы

Для того чтобы воспользоваться лучковым способом добычи огня, вы можете использовать большинство видов растений. Но прежде всего постарайтесь найти что-нибудь из перечисленного. Вам подойдут ольха, ясень, осина, кедр, тополь, бузина, орех, гибискус, конский и обычный каштан, плющ, лайм, баобаб, монгонго, брахихитон, сикомора или ива. Если вы не знакомы с местной флорой или ни один из этих видов деревьев не растет в данной местности, найдите обычное сухое, но еще не упавшее дерево, исследуйте ствол и, оставаясь верным известному вам

правилу, выберите более мягкую древесину, оставив на потом более твердую. Деревья с рыхлой сердцевиной вполне пригодны для ваших целей, но помните: что бы вы ни выбрали, дерево должно быть достаточно твердым, чтобы выдержать нагрузки, которые возникают при добыче огня.


 


Сверху вниз: прижимной блок, сверло, лук, очаговая дощечка


 



 

В разных регионах существуют некоторые различия в размерах отдельных частей лучкового сверла, они связаны с особенностями окружающей среды, инструментами и имеющимися в наличии материалами. Если вы учтете все нюансы, о которых я рассказал в предыдущих главах, и будете следовать инструкциям, вы сможете изготовить универсальный лучковый набор оптимального размера.

Сверло

Сверло для этого набора короче и толще, чем для ручного способа: оптимальный размер примерно 25 см длиной и 25 мм в диаметре. Верхушку такого сверла нужно заточить так, чтобы трение в этой точке было минимальным. Заточите верхушку сверла наподобие карандаша, придав ей конусообразную форму. Самый кончик вершины конуса должен быть не острым, а слегка скошенным, для того чтобы ваше сверло работало как можно дольше. Нижняя часть его – рабочая, которая будет соприкасаться с очагом, поэтому она должна иметь такую форму, чтобы площадь соприкосновения была максимальной. Слегка скруглите рабочий конец сверла, оставив на самой верхушке небольшую плоскую площадку, которая увеличит площадь трения и поможет сверлу «вгрызаться» в очаг и не выскакивать из лунки. Совершенно необходимо, чтобы сверло было идеально прямым, так что не торопитесь и выбирайте самую ровную часть ветки. Тогда вам останется только удалить кору и слегка отшлифовать поверхность заготовки. Согласитесь, гораздо сложнее сделать прямое сверло из искривленной ветки.


 



 

Упор

Когда вы работаете лучковым сверлом, нужно со значительным усилием прижимать его к очаговой дощечке. Следовательно, вам понадобится упор. Для него подойдет практически любой кусок дерева, который удобно держать в руке. В этот упор вы вставите заточенную конусом верхушку сверла. Такая обработка позволяет минимизировать трение сверла об упор, чтобы все детали как можно дольше находились в рабочем состоянии. Для упора лучше всего выбирать свежесрезанную древесину твердых пород. Высокое содержание влаги в свежесрубленном дереве не даст упору загореться, а твердость замедлит износ упора. Конечно, эти условия не имеют принципиального значения, но их соблюдение действительно облегчает работу. Лучше всего это иллюстрируется прекрасно украшенными упорами, которыми пользовались эскимосы; они искусно изготавливали их не только из дерева, но и из бивней мамонта и даже из позвоночника крупных рыб или таранной кости северного канадского оленя. Некоторые из этих упоров были обточены, для того чтобы удерживать его в зубах, что позволяло освободить руки, а очаг в этом случае прижимали коленом. Зачастую аборигены использовали в качестве упора осколок стеатита, обсидиана или мрамора – в нем делали углубление, тщательно полировали его и вставляли в подходящий кусок дерева. Действуя как камень в хороших механических часах, он уменьшал абразивный износ набора и увеличивал срок его службы. Конечно, в чрезвычайной ситуации нет необходимости вдаваться в такие тонкости; все, что необходимо, – это подходящий кусок дерева, который можно слегка обработать, чтобы его удобнее было держать; выемку глубиной приблизительно 1 см нужно сделать с нижней стороны упора. Углубление должно быть достаточно велико, чтобы сверло не выскочило в процессе работы.


 


Только что изготовленный упор

Очаг

Конструкция очагов у разных племен могла значительно отличаться. Одним из самых интересных решений мне кажется изготовление «ступенчатого» очага инуитов. На доске они вырезали ступеньку, которая служила в качестве барьера и не позволяла угольку упасть в снег. В других случаях предварительную выемку не делали, и порошок собирался прямо в месте сверления. На некоторых очагах мы видим целый ряд выжженных углублений, в этом случае уголек формируется в предыдущей лунке. Эти умные технологии, хотя и зародились благодаря первым примитивным очаговым дощечкам, распространенным в теплых краях, появились и закрепились в зонах сурового климата. И если вы вынуждены добывать огонь трением в северных районах, на них стоит обратить внимание.

Очаг должен неподвижно лежать на земле, поэтому лучше всего вытесать из подходящего куска дерева плоскую дощечку. Все стороны подготовленного вами прямоугольного бруска нужно аккуратно обработать. При толщине бруска порядка 2 см он должен быть достаточно широким, чтобы не только принять диаметр сверла с хорошим запасом на ошибку измерений, но и сохранять в работе максимальную устойчивость. Ориентировочно ширина вашего будущего очага составит не менее 4 см.

Что касается длины, то она должна быть такой, чтобы вы не только свободно поместили сверло, но и в случае необходимости смогли прижать дощечку ногой. Но учитывая, что попыток розжига может быть несколько, лучше подготовить брусок длиной порядка 30 см.

Когда вы будете вырезать очаговую доску, постарайтесь сделать ее по всей длине максимально ровной. Представьте, что вы создаете паркетную планку.

Лук

Если во время обучения или в реальной ситуации вы самостоятельно разводите огонь, вам лучше будет изготовить лук, поскольку этим способом добыть огонь гораздо легче, чем при использовании шнура с упорами. Лук для розжига, в отличие от охотничьего, не должен гнуться, а значит, нужно, чтобы он был максимально жестким. Идеальным примером опять-таки могут стать луки, которыми некогда пользовались инуиты, их обычно делали из моржового клыка или малой берцовой кости карибу. Но в большинстве регионов луки изготавливали из дерева.

I. Срежьте имеющую легкий изгиб ветку толщиной 2 см и длиной около 75 см. Вы можете выбрать как засохшее, так и живое дерево, но главное, чтобы ветка была не ломкой, не слишком тяжелой и не гибкой. Способ изготовления лука зависит от тетивы, которую вы собираетесь использовать. Нейлоновый шнур и сходные материалы могут выдержать довольно большие нагрузки, поэтому его можно просто привязать к ветке; а вот к естественным волокнам нужно подходить с большей осторожностью, поэтому их прикрепляют к луку другим способом.

II. Если вы используете нейлоновый шнур, для его закрепления необходимо вырезать небольшие углубления на внешней стороне изгиба ветки, приблизительно в 2 см от концов. Если вам попадется ветка с разветвлением на тонком конце, тогда вам достаточно будет вырезать только одно углубление. Не имеет значения, какие именно узлы вы сделаете, но начните с фиксированной петли на одном конце шнура и закрепите ее на вилке или вырезанном углублении. На другом конце лука должен быть надежный узел, который при необходимости можно легко развязать, поскольку натяжение шнура непременно потребуется регулировать в ходе процесса. Несколько оборотов вокруг сверла и два хороших узла – вот и все, что нужно. Тетива обязательно должна иметь некоторую слабину, поскольку, если она будет туго натянута, вы не сможете вкрутить сверло.

III. Если вы используете тетиву из растительного или древесного волокна, предварительно намотайте то же волокно приблизительно в 2 см от концов ветки. Затем лезвием ножа расщепите концы лука до обмотки и закрепите в этих расщепах тетиву, перед этим завязав на каждом конце узел. Как только вы вкрутите сверло в лук, оно натянет тетиву, но узлы не позволят ей выскочить из расщепов. Если возникнет необходимость слегка подтянуть тетиву, выньте один ее конец из расщепа и немного скрутите, чтобы укоротить. Если требуется более серьезная наладка, подумайте о том, чтобы найти другую тетиву.


 


Украшенный орнаментом лук из кости мамонта. Залив Коцебу, Аляска, ок. 1880–1920 гг.

Тетива (шнур)

В древние времена тетива производилась из самых разных материалов. Наиболее подходящий в наши дни традиционный вариант – это полоски сыромятной кожи наподобие тех, что использовали инуиты. Далеко к северу от верхней границы произрастания лесов в высоких широтах Арктики сложно было найти что-то еще, способное выдерживать такие большие нагрузки и при этом сохранять гибкость. Однако в южных землях, и особенно в тропиках, всегда были доступны растительные волокна, и, хотя срок службы у них довольно короток, такую тетиву можно было заменить. При довольно большом выборе прочных растительных материалов, туземцы чаще всего делали тетиву из ротанга или скручивали ее из коры разных деревьев, после чего надевали на луки.

В наше время лучше всего использовать крепкий нейлоновый шнур толщиной примерно 4 мм, особенно если вы только начинаете осваивать эту технику. Если под рукой не оказалось подходящего шнура, можно вытащить шнурок из обуви или отрезать пару полосок ткани от брючины и скрутить их в плотный жгут. Если и этого по каким-то причинам нельзя сделать, поищите растения или деревья с подходящими волокнами. Для этой цели хороши ива, вяз шершавый и лайм. Не важно в какой природной полосе вы оказались, обычно везде есть дерево, которое даст вам подходящий материал, поэтому прежде чем отправляться в поход, разумно будет посвятить некоторое время изучению местной флоры. Чтобы изготовить надежную тетиву, подготовьте материал, следуя нашим рекомендациям.

I. Попытайтесь выбрать максимально прямую ветку толщиной по меньшей мере 3 см и длиной 1 м с несколькими боковыми небольшими ветками или утолщениями.

II. Снимите кору с ветки. Вам понадобится три полоски длиной 1 м и шириной примерно 8 мм.

III. Сложите полоски вместе и свяжите их с обоих концов.

IV. Теперь скатайте полоски так, чтобы получился шнур. Не дайте ему раскрутиться.

V. Также можно использовать всем известную крапиву, у стеблей которой волокнистое строение.

Если вам не удалось найти дерево с подходящей корой, или если вы не смогли отделить ее, поищите в земле тонкие, гибкие корешки. Найдите корень толщиной примерно 6 мм и длиной не менее 1 м и снимите с него внешнюю кожицу. Затем, придерживая ногой один конец, скрутите корешок так, как будто это ивовый прут, чтобы сделать его более гибким. Скрученный подобным образом корешок становится крепким и гибким, то есть пригодным для использования в качестве тетивы.


 



 

Рукояти

Если в группе два человека или больше, то новичкам использовать рукояти проще и легче чем лук. Инуиты широко использовали этот способ. Они обычно делали рукояти из дерева, но иногда искусно вырезали их из крупных зубов морского льва, украшая красивым орнаментом.

Для рукоятей нужны две маленькие палочки диаметром примерно 15 мм и длиной 10 см. Для удобства использования они должны быть достаточно крепкими и гладкими. Привяжите рукояти к шнуру, по одной к каждому концу. Честно говоря, несмотря на то что ременные ручки несколько упрощают работу, особой необходимости в них нет. Огонь можно добыть, просто ухватив шнур за концы. Об этом нужно помнить особенно в тех случаях, когда вы используете волокнистые растения или кору деревьев, ведь в этом случае нет необходимости вязать узлы.

 Как добыть огонь с помощью лука
 

Подготовив все составные части набора для добывания огня, необходимо лишь «притереть» их перед использованием. Это минутное дело.

I. Ножом сделайте в центре очаговой дощечки небольшое углубление, чуть больше диаметра кончика сверла, для того чтобы подготовить гнездо для сверла, которое в ходе работы не даст ему соскользнуть.

II. Очистите от веток и листвы участок земли, а выровнив его, разместите на нем очаговую дощечку и прижмите ее ногой.

III. Отведите другую ногу назад и, опустившись коленом на землю, примите наиболее устойчивое и удобное положение. Помните, что основной вес вашего тела должен приходиться на ногу, удерживающую очаг.


 



 

IV. Заправьте сверло в тетиву так, чтобы оно легло на внешнюю сторону лука. Это позволит использовать лук максимально эффективно.

V. Положите щепотку прелых листьев или чего-то подобного в углубление упора. Такая смазка позволит уменьшить трение и облегчит вам работу.

VI. Поместите сверло в углубление на очаговой дощечке и прижмите его упором. Ваша рука, удерживающая упор, не должна касаться голени, так что постарайтесь подобрать правильную длину сверла.

VII. Возьмите лук так, чтобы при необходимости пальцами можно было слегка натянуть тетиву, если вдруг во время розжига сверло начнет проскальзывать. Держать лук нужно крепко, но без лишнего напряжения.


 



 

VIII. Если вы работаете вдвоем, ваш напарник должен расположиться напротив вас с другой стороны очага. Он может положить свою руку поверх вашей, чтобы помочь удерживать упор, а второй рукой взяться за противоположный конец лука.

IX. Теперь вы можете приступить к работе, постепенно раскручивая сверло. Ваши движения должны быть плавными и равномерными, старайтесь при этом использовать всю длину тетивы. Следите за тем, чтобы сверло располагалось строго вертикально, а лук – под углом 90° к нему. Продолжайте работу, пока не появится густой дым, который будет держаться около 20 секунд. Осторожно поднимите сверло и осмотрите очаг. Он будет готов, когда на его поверхности появится выжженное углубление, равное диаметру сверла.

X. Теперь что касается ручного сверла: сделайте выемку от края очаговой доски к центру выжженного отверстия; размер вырезанного сегмента должен составлять примерно 1/8 окружности. Помните, что острый кончик этой выемки должен приходить точно в середину высверленной лунки.

XI. Для того чтобы древесный порошок не сыпался на влажную землю, под сделанную выемку поместите тонкую древесную стружку или сухой лист и вновь прижмите очаг к земле, теперь древесная пыль будет собираться на этой стружке, которая защитит формирующиеся угольки, и на ней же вы перенесете тлеющий уголек на подготовленный пучок трута.

XII. Когда все будет готово, снова вкрутите сверло в лук и продолжайте действовать как раньше. Равномерными, но уверенными движениями раскрутите сверло, постепенно увеличивая скорость и усиливая давление упора до тех пор, пока не появится дым. После дюжины таких движений дым должен окутать лунку очага густым облаком. Как только это произойдет, следите за собирающейся вокруг сверла древесной пылью, избыток которой будет сыпаться на подложенную под очаг стружку. Когда вы увидите, что дым начинает подниматься от просыпавшейся на подложку древесной пыли, прекращайте сверление. Обычно на весь процесс уходит около 30 секунд, но время может меняться в зависимости от вида используемой древесины.

XIII. С этого момента действовать можно как обычно (см. подраздел «Как воспламенить трут» в главе 2).

 Как добыть огонь с помощью упоров
 

Этот способ практически не отличается от отписанного метода использования лука, единственная разница заключается в том, что каждый участник выполняет строго определенную задачу. Один будет упором прижимать сверло к очагу, следя за тем, чтобы оно не выскочило из лунки и сохраняло строго вертикальное положение, второй с помощью шнура или бечевки будет вращать сверло с максимально возможной скоростью. Добывая огонь этим способом, вы наверняка сразу же обнаружите, что шнур то и дело оказывается внизу, у самой очаговой дощечки. Этого можно избежать, дважды обернув шнуром тело сверла. И конечно, следите за тем, чтобы натяжение шнура оставалось постоянным, иначе он опять соскользнет.

Как и в случае с другими способами добычи огня, вы приобретете необходимую сноровку со временем, но поначалу вас почти наверняка будут преследовать неудачи и разочарования. Проявите настойчивость, и тогда вы поймете, что старания не напрасны и что теперь вы с помощью тех материалов, которые дает нам природа, сможете добыть огонь в любой ситуации.


 


Огонь, добытый лучковым сверлением

 Глава 4. Огневой плуг
 

 


 



 

Мы сидели на небольшой поляне в горах Байнинг в провинции Восточная Новая Британия Папуа – Новой Гвинеи, и я знал, что нам предстоит увидеть нечто уникальное. Над нашими головами ярко сверкал Млечный Путь, вокруг было совершенно темно, если не считать большого костра и нескольких факелов, которые держали в руках деревенские мальчишки. Я сидел завороженный в ожидании начала ритуального «огненного танца».

Это было в 2017 году во время моего очередного путешествия, в котором я стремился узнать больше о том, как люди добывают огонь и взаимодействуют с ним. Байнинги считаются одними из коренных и самыми древними обитателями полуострова Газель провинции Восточная Новая Британия. В 1994 году тогдашняя столица провинции, город Рабаул, была полностью разрушена в результате одновременных извержений действующего вулкана Тавурвур и его геологического близнеца Вулкана, которые похоронили город под несколькими метрами пепла. Многие исследователи считают, что уйти в горы, от которых байнинги и получили свое название, их заставила не только вулканическая активность, но и жившее по соседству племя толаи. Я всегда мечтал посетить этот район, чтобы увидеть байнингов, их огневой плуг и легендарные «огненные танцы». Я подолгу разглядывал фотографии и читал интереснейшие истории об этой земле, в которой редко бывают путешественники и которая все еще скрывает свои тайны. И вскоре я уже начал планировать поездку.

Байнинги традиционно устраивают свои эффектные танцы по особым случаям: рождение ребенка, празднование начала сбора урожая, поминовение усопших или обряд инициации юношей. Иногда перед танцами устраивается пышная трапеза, для которой готовят различные блюда из клубней таро, свинины, мяса питонов и казуаров. Наблюдать за танцами может любой, но только посвященным открывается доступ к не менее интересному действу: тому, как в отдалении, в особом «тайном месте», танцоры украшают себя, готовясь к началу представления. Они надевают специальные маски, и до начала танцев женщины и дети не должны их видеть.

Во время моего путешествия в Новую Британию каждый день как по расписанию с полудня начинался проливной дождь, который продолжался до поздней ночи. Как это часто бывает в тропиках, дожди шли регулярно, и я боялся, что погода заставит отменить огненный танец, который мужчины здесь исполняют как раз ночью, или по меньшей мере испортит зрелище. День, на который был запланирован танец, ничем не отличался от других: дождь начался в полдень, и все были вынуждены укрыться под навесами. Местные женщины, воспользовавшись представившейся возможностью, решили приготовить для нас овощи, выращенные в плодородных почвах ухоженных огородов. На костре они разогрели камни, на которых потом разложили овощи, тщательно завернутые в банановые листья. Пару часов спустя, когда мы еще продолжали ужинать, тучи неожиданно разошлись, и мы смогли насладиться последними лучами заходящего солнца. Темнота быстро окутала землю, как это всегда бывает вблизи экватора, и мне выпало небывалое удовольствие увидеть потрясающее ночное небо. Дэвид, мой проводник в племени байнингов, пояснил, что местный шаман совершил тайный ритуал и с помощью специального заклинания повлиял на погоду. Он не стал вдаваться в подробности, а я из уважения к тайнам туземцев не стал настаивать на дальнейших объяснениях.

Дэвид появился из темноты, держа в руке небольшое тлеющее бревно, которое положил на сухие пальмовые листья в центре поляны. Несколько мальчишек-туземцев вместе со мной уселись на корточках вокруг занявшегося огня. Когда костер разгорелся, пламя осветило лица мальчишек, и я увидел предвосхищение в их глазах. Все больше дров подбрасывалось в костер, и, когда языки пламени поднялись почти что до ночного неба, с десяток или чуть больше мужчин, с длинными бамбуковыми трубками в руках, до этого момента скрывавшиеся в темноте, начали рядами выстраиваться по периметру поляны. Вдруг они с удивительной синхронностью принялись стучать по земле своими незатейливыми бамбуковыми инструментами. Этот объединенный ритм дополнил радостным песнопением громкоголосый хор женщин. Затем на краю поляны появилась темная, похожая на шамана фигура; этот человек огляделся по сторонам, словно оценивая сцену, и начал по одному вводить танцоров в освещенный пламенем костра круг. Мужчины выходили и выстраивались прямо рядом со мной, не отдаляясь от хора. На одном из них была искусно сделанная маска, изготовленная из волокна хинного дерева. Грубое сукно, натянутое на бамбуковую рамку, было украшено огромными круглыми глазами и другими традиционными рисунками байнингов. Маска, ярко расписанная растительными красителями, производила зловещее впечатление. Листья прикрывали шею и плечи аборигена подобно огромному гофрированному воротнику. На двух других танцорах были надеты остроконечные оранжевые шляпы, с полей которых свисали продолговатые узкие листья, полностью скрывая лица. Длинные, легкие, похожие на дымку стебли, украшенные белыми перьями, венчали верхушку каждой шляпы. Все танцоры были босы и обнажены, только на плечах и икрах висели густые пучки листьев. Колени и предплечья туземцев, выглядевших существами из иного мира, покрывала белая краска. Как мне потом объяснили, эти наряды символизируют обитающих в лесах духов. Дэвид рассказал, что раскраска этих масок когда-то очень, очень давно приснилась одному из его предков. По традиции каждый костюм используется только один раз во время церемонии, в конце которой их бросают в огонь.

Танцор в маске держал в руках голову питона, а мальчик, следовавший за ним, придерживал хвост змеи, как подружка невесты – шлейф ее подвенечного платья. Сильно раскачивая змею, они двигались под стук бамбуковых палок и резонирующих песнопений. Звуки песни будто нашли отклик в душах танцоров, и они словно одержимые стали плясать, все ускоряя темп.

Жар от костра был обжигающим, и, хотя я находился на расстоянии нескольких метров от него, пот стекал с меня градом. Разыгрывающаяся передо мной сцена, в которой заключался глубокий смысл, повторялась бесчисленное количество раз в течение нескольких тысяч лет. Нетерпеливое предвкушение того, что должно было последовать, казалось, охватило всех присутствующих – почти осязаемая напряженность повисла в воздухе.

Представление продолжалось, музыка достигла яростного накала, и танцор в маске бросился в огонь, подняв в воздух миллионы искр – похоже, магия танца служила ему естественной защитой от обжигающего пламени. Яркие искры взмывали в небо, поднимаясь мощной горячей колонной, таявшей в темноте. Опускаясь вниз едва тлеющими угольками, они кружились, напоминая рой потревоженных светлячков. Раскидывая горячие угли и топча их босыми ногами, отважный танцор, целый и невредимый, внезапно появился с другой стороны костра. Казалось, огонь немного стих, но вскоре языки пламени взвились с прежней мощью, и не успел я глазом моргнуть, как танцор повторил свое действо. На этот раз он на несколько секунд задержался в центре костра, жаркое пламя буквально пожирало его голые ноги, но он выскочил из огня и как ни в чем не бывало продолжил свой танец.

Ночь казалась бесконечной. У меня даже возникло ощущение, что я перенесся в иную реальность. Наконец последние поленья из огромной кучи заготовленных дров были сожжены и в костре остались лишь тлеющие угли. Неожиданно нас накрыла почти абсолютная темнота, но несколько мальчишек практически неразличимыми тенями продолжали носиться вокруг кострища, бесстрашно наступая на горячие угли, словно готовили себя к будущему ритуалу – так оленята пробуют на молодых деревцах свои едва пробившиеся рожки.



 

 Метод огневого плуга
 

Традиция использования огневого плуга до наших дней сохранилась в джунглях Центральной Африки, особенно в провинции Касаи Демократической Республики Конго, и дальше к северу вдоль берегов реки Конго. Это немного западнее того региона, где, по имеющимся сведениям, появились первые гоминиды. Несмотря на то что на большей части Африки применялся для добывания огня способ ручного сверления, в Конго туземцы продолжали использовать огневой плуг. Некоторые исследователи считают, что причина этого кроется в том, что термиты предпочитают разрушать как раз те деревья, древесина которых пригодна для ручного сверления. Кроме населения региона Конго (а также пустыни Западной Австралии, где около нынешних городов Марбл-Бар и Телфер проживает племя нгарла) огневой плуг используют жители ряда островов Тихого океана. Также есть свидетельства его распространения вблизи архипелага Бисмарка, недалеко от восточного побережья большого острова Папуа – Новая Гвинея. По-видимому, в этом районе проходит своего рода разделительная линия; на большом острове преимущественно был в ходу огневой ремень, но уже буквально в сотне километров от океана, в Новой Британии, огненный плуг полностью его вытесняет. Юго-восточнее, на Соломоновых островах, островах Вануату и Новой Каледонии (в общем, повсюду до Новой Зеландии) туземцы используют огневой плуг. Этот способ добычи огня также встречается на бесчисленных островах, разбросанных по просторам Тихого океана к востоку и северо-востоку от Новой Гвинеи: на Самоа, Фиджи, Таити и Гавайях.

Технология использования огневого плуга на каждой из этих территорий в наши дни имеет свои особенности. В отдаленных районах Новой Британии и Новой Ирландии (осмелюсь предположить, что и в других местах) этот способ применяется еще достаточно широко. В других местностях к нему прибегают лишь от случая к случаю – например когда кончаются спички или отказывает зажигалка. В некоторых регионах этот способ розжига потерял свое практическое значение, но он важен для передачи навыков следующим поколениям как необходимый элемент культурной идентичности. Помимо этого, демонстрация подобных умений стала прекрасным развлечением для гостей островитян. На архипелаге Бисмарка огневой плуг используется почти повсеместно. Особенно популярен этот способ добывания огня у аборигенов Новой Ирландии, даже живущих недалеко от столицы Кавьенг. Они хранят огневые комплекты на стропилах своих хижин, так что они всегда под рукой. Даже туземные подростки и совсем дети, как мальчики, так и девочки, могут добыть огонь с помощью огневого плуга, поскольку для большинства из них это неотъемлемая часть повседневной жизни.

В Восточной Новой Британии дело обстоит по-другому. Молодые люди, с которыми я встречался, знали об этом методе, но, казалось, им никогда не приходилось к нему обращаться. Так получилось, что во время своей поездки я спровоцировал настоящее представление, когда спросил, может ли кто-нибудь показать мне, как работает огневой плуг. Молодые люди со всем старанием приступили к делу, но у них так ничего и не получилось, пока не подошел шаман, который остановил дождь, – он и продемонстрировал нам, как можно при помощи огневого плуга добыть огонь. Он сделал это легко и буквально за несколько секунд. Это взбудоражило всю общину, и люди начали подбирать с земли сухие куски древесины, пытаясь повторить увиденное. Мужчины и женщины, молодые и старые с увлечением пытались вдохнуть новую жизнь в старый способ.


 Как изготовить огневой плуг
 

Как обычно, когда вы создаете комплект для добывания огня, ищите еще стоящее на корню, но уже засохшее дерево необходимой твердости. Среди подходящих для огневого плуга материалов чаще всего используют гибискус. Его древесина настолько хорошо подходит для этой технологии, что позволяет добыть огонь за несколько секунд. Говорят, что на Гавайских островах местные жители при достаточном ветре могут сразу получить открытое пламя, но, конечно, это нетипичный случай. Однако гибискус действительно обладает определенным преимуществом перед другими видами деревьев. Чрезвычайно трудно добыть огонь с помощью огневого плуга, изготовленного не из гибискуса и не из небольшого числа других растений, которые я перечислю ниже. Если вы не сможете найти древесину этих пород, поэкспериментируйте сами. Несмотря на то что сочетание твердого с мягким использовалось людьми издревле и до сих пор все еще применяется в некоторых областях, наиболее распространен выбор однородной древесины для обеих частей огневого плуга. На архипелаге Бисмарка некоторые племена изготавливают их из бамбука, но этому примеру можно последовать лишь в крайнем случае, например когда долго идут дожди и остальные деревья слишком влажные. Все-таки чаще всего аборигены используют мягкую древесину, например бальсу или раффлезию.

Таким образом, если вы собираетесь изучить этот метод или прибегать к нему в критической ситуации, позаботьтесь о том, чтобы найти подходящее дерево. Подводя итог, могу сказать: лишь наработав навыки, вы сможете использовать огневой плуг, и только при условии, что под руками у вас достаточно подходящей древесины. В любом другом случае я рекомендовал бы использовать способ лучкового сверления, несмотря на очевидные преимущества огневого плуга, заключающиеся в том, что деревянные части не требуют большой подготовки и можно добыть огонь менее чем за 5 минут.

Подходящие материалы

Ольха, бамбук, гибискус, плющ, кайкомако, лайм, гибискус высокий, раффлезия, тополь, дазилирион, сикомор и ива белая.


 



 

Плуг

Готовый плуг должен представлять собой ровный и плоский отрезок древесины, длиной порядка 25 см, шириной около 2,5 см и толщиной не менее 2 см (на рабочем конце нужно сделать постепенно утончение до 1 см). Найдите подходящий кусок дерева без сучков и вырежьте дощечку указанных размеров. Рабочий конец плуга рекомендую заострить под углом приблизительно 60°.


 


Комплект огневого плуга из гибискуса. Провинция Новая Ирландия, Папуа – Новая Гвинея. Обратите внимание, что очаг изначально был длиннее, но затем часть была отпилена


 


Подготовка очага

Очаг

Очаг требует совсем немного подготовки, и, если у вас есть подходящая, сухая и с нужной твердостью, древесина, подойдет любой кусок дерева. Единственное условие: он должен быть достаточно большим, чтобы вы смогли не только двигать плуг, но и держать его как можно более устойчиво. В общем, можно использовать все что угодно, от упавшего дерева до достаточно длинной сухой палки.

I. Если вы используете не совсем прямую ветку, положите ее на землю и определите, в каком положении она будет наиболее устойчива.


 


Справа: розжиг огня при помощи огневого плуга. Провинция Восточная Новая Британия, Папуа – Новая Гвинея.


 

II. С помощью ножа срежьте участок ветки так, чтобы получилась плоскость длиной приблизительно 15 см и шириной не менее 3 см. Оставьте часть стружки на конце полученной плоскости, она послужит упором для плуга. Кроме того, у основания этой стружки будет собираться древесный порошок.

III. Нет необходимости заранее вырезать направляющую бороздку, но эта деталь может помочь начинающему путешественнику. Если вы все же решите ее сделать, проследите, чтобы она получилась неглубокой.

 Как добыть огонь с помощью огневого плуга
 

I. Убедитесь, что очаговая часть надежно закреплена – у вас ничего не получится, если очаг начнет раскачиваться, гнуться или менять положение во время работы. Лучший способ обеспечить такую надежность – сделать очаг максимально длинным. Если вы работаете один, прижмите ступней или коленом длинный конец очаговой палки к земле; если вы работаете в паре, пусть ваш напарник прижмет и второй конец очага.

II. Крепко обхватите плуг обеими руками так, чтобы большие пальцы пересеклись под плугом, а остальные оказались над ним, причем одна ладонь должна покрывать другую. Поместите конец плуга на подготовленную плоскость поверхности очага, ближе к упору, который образует оставленная вами стружка, и, не слишком сгибая руки, начинайте двигать плугом вперед и назад очень медленно, стараясь держать его относительно очага под углом приблизительно 30°. Работая, старайтесь использовать движение своего тела, чтобы усилить давление на очаг. Очень скоро в очаге образуется борозда, которая послужит своего рода рельсом и не даст плугу соскользнуть с очага. Ход плуга и соответственно длина борозды должна составлять не более 10 см. Не торопитесь, на этом этапе ваша задача – подготовить для плуга путь, с которого он не сможет уйти в сторону.

III. Нужно позаботиться о том, чтобы ваши руки не уставали. Усилие должно идти от спины, и нужно помнить, что руками вы только удерживаете плуг и передаете нагрузку.

IV. По мере того как вы начнете увеличивать скорость и силу трения, необходимо основное усилие прикладывать при движении корпуса вперед. Продолжайте – и скоро вы увидите, как борозда сначала потемнеет, а потом начнет дымиться. На этом этапе количество перегретой древесной пыли будет увеличиваться с каждым вашим движением.


 



 


Байнинги добывают огонь с помощью огневого плуга. Провинция Восточная Новая Британия, Папуа – Новая Гвинея


 

V. Конечно, в результате вы можете получить лишь до блеска отполированное дерево, но это лишь означает, что вы слабо прижимали плуг к очагу. Вы не сможете добиться успеха, пока не устраните этот недочет. Бросьте на очаг щепотку песка или начните нажимать с максимальным усилием короткими пятисекундными рывками. Как только трение опалит желобок, он перестанет полироваться.

VI. Настоящее владение этой технологией заключается в умении готовить очаговую доску с максимальным усилием, сохраняя при этом полный контроль. Чтобы сформировался уголек, древесный порошок должен собраться в одном месте, причем так, чтобы образующуюся кучку не толкал и не задевал кончик плуга. Если вы работаете в паре, один из вас может пальцами осторожно формировать горку древесной пыли, в то время как второй будет наращивать ее движением плуга. Это легко, если вы имеете опыт работы с другими способами трения, поскольку вы, безусловно, будете знать, что от вас требуется. Если вы действуете в одиночку, вам нужно будет еще сильнее концентрировать свое внимание.

VII. Когда наберется приличная горка древесного порошка, придет время изменить тактику. Не прекращая движений, согните руки и, подавшись вперед, резко увеличьте темп. Теперь работайте с самой большой скоростью, на которую вы способны, причем исключительно руками, не раскачиваясь туловищем. Двигайте плуг короткими, примерно по 5 см, ходами и не забывайте с максимальным усилием прижимать плуг к очагу. Примерно через 5 секунд дыма станет больше, а выработанный древесный порошок потемнеет. Будьте осторожны, не рассыпьте его! Пока вы не натренируете навык, вам будет сложно верно определить время окончания работы. Останавливайтесь тогда, когда увидите, что древесный порошок дымится сам по себе, ну и, конечно, когда очень устанете.

VIII. С этого момента и дальше с полученным угольком следует обращаться как обычно. Рукой или широким листом направьте на него слабый поток воздуха, чтобы искра стала стабильной, а затем перенесите его на трут и раздуйте пламя. В районах, где традиционно применялся способ огневого плуга, аборигены в качестве трута чаще всего использовали волокна, покрывающие скорлупу кокосового ореха. В других регионах использовались сходные по структуре материалы. Следует отметить, что иногда искру не удается снять с очага, в этом случае следует поднести к тлеющему угольку трут и раздуть пламя.

Когда вы овладеете этим навыком, получение тлеющего огонька не займет у вас свыше 40 секунд. По сути, этот метод добычи огня состоит из двух частей, каждая из которых требует своего подхода и тактики действий. Проще говоря, первая часть, составляющая примерно 80 % технологии, – это энергичная, но неутомительная пробежка, по ходу которой вы накапливаете древесный порошок. Вторая часть – оставшиеся 20 % – решительный рывок к финишу, когда все ваши силы сконцентрированы на нескольких секундах максимальной активности, чтобы поджечь порошок и сформировать уголек.

 Глава 5. Огневая пила
 

 


 



 



 

Моя страсть к изучению дикой природы постоянно забрасывает меня в самые отдаленные уголки нашей планеты. Ведь я поставил себе задачу увидеть все способы добывания огня в естественной среде и узнать как можно больше о той роли, которую играет огонь в различных культурах. Поездка куда-нибудь подальше от шума и хаоса цивилизации – вот самый лучший для меня отдых. Только в глубине нетронутой природы я могу по-настоящему расслабиться и зарядиться энергией. Однажды мы с моей подругой Анжеликой, филиппинкой, решили поехать в ее родную страну в двухнедельный отпуск. Я планировал непременно побывать на островах Лусон и Миндоро. Там из бамбука изготавливают огневую пилу. А я всегда хотел увидеть, как ее используют там, где как раз и придумали этот метод розжига костра.

Миндоро – седьмой по величине остров на Филиппинах, а несколько живущих здесь туземных народов называют мангианами. На этот раз нам не пришлось совершать многокилометровый переход, здесь группы аборигенов, как правило, живут сравнительно недалеко от цивилизации (но есть на этом острове и племена, продолжающие проживать уединенно, а их представители, завидев человека в европейской одежде, стараются как можно скорее скрыться). Мангианы в основном живут в долинах и зарабатывают на жизнь косьбой, уборкой урожая, плетением корзин и другим подобным трудом. Местные жители вполне довольны своей деревенской жизнью, поэтому очень радушны и гостеприимны.

В деревне, в которую мы приехали, имелась общинная хижина, построенная по традиционной технологии из бамбука и пальмовых листьев, впрочем, все жилища здесь были изготовлены из того же материала. В общинной хижине мужчины и женщины изготавливали на продажу изумительно красивые корзины из материалов, которые в избытке предоставлял им лес, – из лозы и других древесных волокон. Меня поразила одна маленькая девочка, не старше четырех лет. Она ловко плела корзину, сидя рядом со своим отцом, тоже мастерившим что-то из гибких прутьев. Девочка тщательно и искусно создавала сложный узор, демонстрируя умение, которое у этого народа передавалось из поколения в поколение. Мой восторг их работой был настолько явным, что, когда я уходил, они подарили мне шило для плетения, изготовленное из старого, остро заточенного гвоздя, вставленного в простую деревянную рукоятку.

Я приехал сюда, чтобы увидеть огневую пилу, поэтому сразу же начал расспрашивать, кто может нам показать, как этим способом добыть огонь. Большинство местных жителей не говорили на тагальском языке, одном из самых распространенных языков на Филиппинах, поэтому моя подруга не могла с ними полноценно общаться. Но каким-то образом моя просьба была понята, и, так как молодежь племени, несомненно, не умела добывать огонь трением (они ведь жили недалеко от города, где были доступны спички и зажигалки), юноши решили обратиться к старейшему члену племени.

Когда мы появились у его хижины, старик спал, растянувшись на циновке, лежащей прямо на полу. Несколько плетеных корзин стояли на полках, некоторые висели на стенах, а дверь украшала пара мачете в деревянных ножнах. Туземцы живут не так, как европейцы, но все же их дома содержатся в чистоте, и, перед тем как войти в хижину, необходимо снять обувь. Женщины всегда подметают землю перед домом длинными щетками, сделанными из центральной части листьев кокосовой пальмы. В этих местах шуршание жестких прутьев по земле – легко узнаваемый звуковой фон.

Сопровождавший нас молодой человек позвал старика по имени, и тот, моментально проснувшись, встал. Последовала громкая дискуссия на родном языке. По-моему, старику было лет семьдесят или даже восемьдесят. О его возрасте говорили седеющие волосы и борода, темное, словно выдубленное лицо, испещренное глубокими морщинами и усеянное возрастными пигментными пятнами, а широкая улыбка открывала его редкие зубы. Старик взял мачете и, выйдя из хижины, направился к росшему поблизости лесу. Мы отчетливо слышали удары его длинного ножа. Через несколько минут старик вернулся, держа в руках бамбуковый стебель. Он явно намеревался прямо на наших глазах развести огонь, используя огневую пилу, сделанную из только что срубленного ствола бамбука. Он ловко орудовал своим мачете, да и вообще все его уверенные движения свидетельствовали о том, что он действительно отлично владеет этими навыками; безусловно, во времена его молодости умение разжечь пламя было вопросом жизни и смерти.

Очень скоро набор для добывания огня был готов, и старик быстро развел костер. Что поразило меня больше всего, так это его выносливость. Эта технология требует выдержки и силы, чтобы осуществлять нужные действия с достаточной энергичностью. Но у старика, кажется, не было с этим никаких проблем: когда он работал, были видны его напрягающиеся мышцы, как у молодого человека. Создавалось впечатление, что работает он легко и непринужденно. Когда языки пламени взметнулись вверх и огонь начал давать тепло, в глазах старого туземца сверкнул блеск удовлетворения. Я спросил его, как давно он освоил этот способ. Он ответил, что отец научил его еще в раннем детстве, потому что прежде чем его племя осело недалеко от побережья, оно вело кочевой образ жизни, бродя по глухим лесам. В давние времена местным жителям всегда приходилось добывать огонь подобным образом, потому что спички и зажигалки были либо недоступными, либо дорогими.

По реакции пришедшего со мной молодого человека я понял, что ничего подобного он раньше не видел: юноша внимательно следил за стариком и, когда появился дым, от удивления широко раскрыл глаза. Я оглянулся: еще несколько человек, включая женщин и детей, оживленно переговариваясь, собрались, чтобы узнать, что за суета здесь творится. Некоторые начали подбирать с земли маленькие куски бамбука и экспериментировать с ними, копируя действия старика. Дети, смеясь, старательно пилили свои деревяшки, и я удовлетворенно подумал, что, возможно, благодаря моему интересу это искусство возродится в деревне, пусть и на недолгое время.

 Метод огневой пилы
 

Есть несколько способов добывания огня при помощи «пилящих» движений. Они немного отличаются друг от друга в зависимости от региона и, конечно, от имеющегося материала. Их объединяет на самом деле единственный принцип: один кусок дерева трется о другой таким образом, чтобы волокна соприкасающихся деталей располагались под углом 90°, что гарантированно вызывает повышение температуры и возгорание. Это метод розжига огня трением, в котором и новичок вполне может преуспеть.

Разделим все способы на три основные группы. В первом случае огонь добывают с помощью двух кусков бамбука (один становится очагом, другой – пилой). Во втором обычно используют кусок твердой древесины в качестве очага, а другой, столь же твердого дерева, в качестве пилы. В третьем твердое дерево идет в качестве материала для очага, а вот пила представляет собой гибкую палку. Обычно ее делают из тонкого прута ротанга или расщепленного бамбука и применяют совершенно иным способом, отличным от первых двух. В связи с этим я описываю гибкую пилу, известную также как огневой ремень, в отдельной главе.

Традиционно регион использования огневой пилы ограничивается главным образом тропическими лесами, но этот способ встречается и за их пределами. На западе к этому методу прибегают племена, обитающие на Читтагонгских холмах в Бангладеше, на севере – жители индийского штата Ассам, а также довольно изолированных Никобарских островов. Согласно ряду свидетельств, этот способ применяют и в современном Габоне. Условно продвигаясь на восток, заметим, что огневая пила знакома также представителям таиландской народности карен, живущим юго-восточнее Мьянмы, некоторым этническим группам оранг-асли на полуострове Малакка (коренным обитателям Малайзии), а также большинству филиппинских племен и жителям некоторых островов Индонезийского архипелага, вплоть до пустынь Австралии.

 Бамбуковая огневая пила
 

Сэр Альфред Рассел Уоллес в своем дневнике «Малайский архипелаг» (The Malay Archipelago), заслуженно считающемся одним из самых выдающихся литературных произведений о путешествиях Викторианской эпохи, подробно описывает технику изготовления бамбуковой огневой пилы. Способ добывания огня с помощью такого приспособления и сегодня все еще широко применяется на территории Индонезии и Филиппин.


 



 



 

Две части огневой пилы. Остров Миндоро, Филиппины


 

Бамбук встречается в тропических лесах и теплых умеренных регионах по всему миру, кое-где его бывает трудно отыскать, но обычно он произрастает в изобилии. Там, где растет бамбук, его древесину можно использовать для быстрой и относительно легкой добычи огня, конечно, если у вас под рукой есть какой-нибудь режущий инструмент. Пусть это будет простой нож или мачете, в общем, вам нужно что-то, чем вы сможете расщепить бамбук и сделать на стебле несколько надрезов. В чрезвычайной ситуации вы можете обойтись без ножа и сделать инструмент из подручных материалов. Кроме того, все необходимые части могут быть изготовлены из относительно короткого отрезка засохшего бамбука, а значит, вам нужно будет найти всего один стебель. Стебель бамбука покрыт своего рода водонепроницаемой пленкой, поэтому внутри его древесина остается сухой даже в сезон тропических ливней.

 Как изготовить огневую пилу из бамбука
 

Любая разновидность бамбука, при том условии, что стебель сухой и нужных размеров, подходит для этой технологии. Если вы хотите попробовать разжечь огонь этим способом, но бамбук в вашей полосе не растет, вы можете купить его.

I. Найдите метровый стебель сухого бамбука диаметром не менее 5 см и со стенкой не тоньше 4 см. По ходу поисков вам будут встречаться как живые, так и засохшие растения. Во влажном климате тропиков мертвая древесина быстро загнивает, поэтому проследите, чтобы кусок, который вы выбрали, не содержал признаков гниения.

II. Отнесите этот кусок бамбука туда, где вы хотите развести костер; если идет дождь, то следует укрыться брезентом или другими подручными материалами.

III. От стебля отрежьте одну часть длиной по меньшей мере 50 см и другую – минимум 30 см без утолщений. Из оставшейся части вы позже сделаете трут и используете его для растопки.


 


Туземец из племени мангиан раздувает пламя. Остров Миндоро, Филиппины


 

IV. Скорее всего, на стебле, который вы принесли, будет одно или два утолщения; подрежьте бамбук так, чтобы утолщения оказались на концах заготовки. Теперь, поставив стебель вертикально, расщепите его ровно пополам. Прижмите лезвие ножа или мачете к торцу стебля и постучите по его обушку другой палкой.


 



 

V. Отложите одну половину в сторону – из нее получится очаг.

VI. Возьмите вторую половину и вновь разделите ее пополам – одна из частей станет пилой.

Очаг

I. Возьмите отложенную половинку ствола и положите его перед собой так, чтобы внутренняя сторона была обращена к земле.


 


Прорезаем очаг


 



 

II. На внешней стороне вырежьте узкую поперечную канавку под углом 90° к волокну бамбука. Не торопитесь, поскольку наружная сторона бамбукового стебля очень скользкая, лезвие может соскользнуть – и вы поранитесь. В джунглях даже небольшая рана может иметь самые серьезные последствия.

III. Продолжайте, пока не прорежете стенку ствола почти насквозь. Теперь кончиком лезвия сделайте узкое сквозное отверстие размером приблизительно 1 × 3 мм.

IV. Теперь возьмите второй отложенный кусок и соскоблите внешний слой, держа нож обеими руками. У вас быстро образуется горка тонких стружек. Скоблите движениями на себя и от себя так, чтобы стружки не отделялись от стебля и оставались на нем двумя кучками трута, по одной с каждого конца соскобленного участка.

V. Когда обе кучки стружек достигнут размера куриного яйца, перестаньте скрести и разместите их с внутренней стороны очага, по обеим сторонам проделанного вами отверстия.


 


Оставшимися щепками фиксируем трут


 

VI. Наконец возьмите еще одну бамбуковую щепку или любую палочку размером с карандаш, слегка надломите ее и зафиксируйте трут, разместив этот простенький упор с внутренней стороны очага. Все – ваш очаг готов.

Если у стебля бамбука слишком толстые стенки, некоторые туземцы дополнительно вырезают неглубокую канавку на внутренней стороне очага, но обычно в этом нет необходимости. Благодаря этой дополнительной канавке стружка отлично удерживает трут, который аборигены плотным комком заталкивают под нее.

Пила

Пилу изготовить гораздо проще. Достаточно взять узкую, но достаточно длинную бамбуковую щепу и ножом «заточить» одну из граней, то есть сострогать ее так, чтобы пила помещалась в приготовленную бороздку, касаясь проделанного отверстия.

Растопка

Прежде чем приступать к попыткам добыть огонь, расщепите оставшийся обрезок бамбука на очень тонкие щепки и держите их в сухом месте. Когда трут загорится, эти щепки можно будет положить сверху и они быстро вспыхнут.


 


Туземец племени из аэта готовит трут из бамбука для использования с огневой пилой. Провинция Замбалес, остров Лузон, Филиппины

 Как добыть огонь с помощью огневой пилы
 

Пилящая грань должна быть без зазоров и плотно расположиться в бороздке очага. Тогда пила будет проталкивать древесную пыль сквозь отверстие очага прямо на закрепленный снизу трут. Есть два способа достичь необходимого эффекта в зависимости от того, работаете ли вы один или с напарником.

Работа в одиночку

Когда вы добываете огонь в одиночку, прочно закрепите один из концов пилы, наклонив ее под удобным углом, и поднесите к ней очаг, держа его двумя руками. Наиболее удобный способ мне показали аборигены из племени мангианов на острове Миндоро, и сейчас я поделюсь им с вами.

I. Срубите побег бамбука примерно 5 см в диаметре, оставив над землей приблизительно 30-сантиметровую комлевую часть ствола.

II. Расщепите верхушку пенька и прочно закрепите в расщепе один конец пилы рабочей гранью вверх. Второй конец пусть опирается на землю. Таким образом, получится надежная подставка для пилы, которая будет закреплена под углом 45°. Если вы хотите овладеть этим навыком дома, чтобы зря не рубить дерево, вбейте в землю любую подходящую палку и дальше действуйте, как будто перед вами бамбуковый пень.

III. Возьмите очаг, проверьте, что трут на месте, располагается точно над отверстием и спрессован в достаточно плотные комки. Поместите очаг на пилу, чтобы прорезь очага расположилась на рабочей грани пилы, и начинайте движения вперед и назад.

IV. Действуйте не спеша, с ходом очага примерно 20 см. Как только комплект нагреется и пойдет дым, увеличьте скорость и нажим.


 


Туземец из племени мангианов использует огневую пилу, закрепленную в расщепе пенька. Остров Миндоро, Филиппины


 


Туземцы аэта вдвоем держат огневую пилу, очаг лежит на земле. Провинция Замбалес, Лусон, Филиппины


 

V. Через 20 секунд уменьшите амплитуду движения примерно до 15 см. Работайте как можно энергичнее еще около 10 секунд. В общем, весь процесс должен идти по нарастающей и завершиться на пике усилий и скорости.

VI. Остановившись, тотчас переверните очаг и через отверстие подуйте на трут. Не расстраивайтесь, если внутри вы не увидите искры; главным доказательством вашего успеха будет струя дыма, исходящая из пучка трута. Иногда отверстие может забиваться древесной пылью. В этом случае быстро прочистите его тонкой бамбуковой щепкой. Удобнее всего спрятать эту заранее приготовленную щепку, использовав ее как заколку для волос. Именно так охотники племени оранг-асли хранят отравленные стрелы для своих духовых трубок.

VII. Аккуратно переверните очаг, чтобы комок трута упал на вашу ладонь. Отложите очаг и раздуйте искру. Она должна оказаться поверх трута. Заверните уголек в стружки и продолжайте раздувать, пока не появится пламя. Как только это получится, положите сверху подготовленную растопку. Когда она вспыхнет, добавьте любые другие имеющиеся куски бамбука, а если хотите, и сам огневой набор.

Работа в паре

Если вы путешествуете не в одиночестве, то один из ваших партнеров вполне может вам помочь. Набор подготавливается по той же схеме, движения производятся пилой, а очаг располагают на ровном участке земли выемкой кверху. Возможны два варианта работы пилой: в первом случае один человек удерживает очаг, а второй пилит; во втором случае оба напарника и удерживают очаг (одной рукой), и двигают пилу (другой рукой). В остальном процесс ничем не отличается от того, что уже был описан выше.

 Как изготовить огневую пилу из твердой древесины
 

Если у вас не оказалось под рукой полого стебля бамбука, который позволил бы использовать описанную выше технологию, огневую пилу можно сделать иначе. Известно несколько вариантов этого инструмента, хотя вид самой пилы остался практически таким же: длинная крепкая щепа с остро заточенной гранью либо чуть тверже, либо той же твердости, что и древесина для очага.

В Австралии, где широко использовалось ручное сверление, аборигены во многих районах добывали огонь при помощи огневой пилы. Они применяли три варианта приспособлений: копьеметалку, щит или естественно расщепившуюся ветку.

Копьеметалка и щит

В пустыне Центральной Австралии воины всегда брали с собой в пустыню два предмета: копьеметалку «миру» и щит «алкута». И то и другое изготавливалось из древесины акации мульги, но имело разную область применения. Чтобы добыть огонь, на поверхности щита вырезали углубление около 5 мм, такой же ширины и длиной примерно 10 см. В этом углублении концом копьеметалки абориген один или с помощником начинал совершать пилящие движения, расположив инструмент под углом 90° к выемке. Образующийся древесный порошок аккуратно собирался в канавке, где и формировалась искра, которую затем переносили на пучок спинифекса и раздували огонь. В следующий раз, когда воинам необходимо было добыть огонь, они пилили по той же канавке, используя уже проложенный след.

Естественное расщепление

В засушливом климате Австралийской пустыни, где солнце выжигает все живое, погибшее дерево очень быстро высыхает и от этого, как правило, трескается, расщепляясь в месте излома. Аборигены используют эти естественные расщепы, чтобы с помощью копьеметалки добыть огонь. Перед началом работы аборигены кладут в расщеп высохший помет кенгуру, что существенно облегчает розжиг (пила должна двигаться прямо по пересохшему навозу).

Расщепленная палка

Для того чтобы сделать очаг из расщепленной ветки, нужно подобрать кусок дерева с естественным расщепом с одной стороны и немного расширить расщеп с помощью клина или камня. Ветка может быть произвольной толщины, но оптимальная толщина примерно равна запястью человека. Трут надо разместить на земле, накрыв его очаговой палкой, а пилой из твердой древесины работать в том месте расщепа, где его ширина составляет приблизительно 5 мм.

Подходящие материалы

Для этой технологии добычи огня подходят те же породы деревьев, что и для лучкового сверла, а также железное дерево и акация мульга.

 Истории и легенды о приручении огня
 


 



 

Существует огромное количество мифов и легенд о приручении огня в культурах почти всех народов. Истории, в которых люди пытались объяснить смысл существования Вселенной, понять, бесконечна ли она, познать законы природы, изменение времен года и истолковать капризы погоды, передавались десятки тысяч лет от одного поколения к другому. В Древнем и современном мире праздники огня и связанные с ним ритуалы отражают представление человека о мире природы. Он был важен для человечества с начала времен, но само приручение этой стихии окутано тайной и служит центральным мотивом многих легенд. Исследования показывают, что древний человек научился контролировать огонь примерно 40 000 лет назад. Все ученые сходятся во мнении, что именно в это время начинается эволюция человечества и человек разумный начинает доминировать над другими биологическими видами, поскольку обладает по сравнению с ними достаточно сильным интеллектом и абстрактным мышлением. Люди всегда пытались игнорировать простые научные объяснения, чувствуя нечто особенное в природе огня. Так, в некоторых легендах утверждается, что огонь даровали человеку боги, тогда как в других говорится, что пламя было похищено человеком или животными. Некоторые народы в своих легендах связывали возгорание пламени с сексуальностью и эротикой, а другие считали, что огонь появляется во время соития мифических существ или животных.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!