Подготовительная к школе группа



(от шести до семи лет)

 

Предметное окружение

 

Воспитатель продолжает расширять и уточнять представления детей о предметном мире: о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном). Большое внимание уделяется ознакомлению с предметами, облегчающими труд взрослых на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки и т. д.).

С помощью игр «Определи предметы, облегчающие труд на производстве», «Умные машины» детей побуждают делать выводы: эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнить сложные операции за человека. Целесообразно провести серию игр с такими действиями, как «собери», «отремонтируй», «дорисуй»: «Собери велосипед», «Собери компьютер», «Собери видеокамеру», «Собери фотоаппарат», «Дорисуй, что я задумала», «Собери предмет будущего». С помощью этих игр необходимо учить детей находить недостающие детали, собирать предмет из основных частей и понимать, что отсутствие какой‑либо части делает использование предмета невозможным.

Игра «Собери предмет будущего» позволяет детям проявлять фантазию, вносить новые детали и получать нестандартный транспорт, оригинальные игрушки, новую одежду и т. д.

Особую ценность в работе имеет организация микроцентра «мастерская по ремонту», в который можно поместить стимуляторы творческих проявлений:

• картинки, на которых изображены предметы с отсутствующей частью или деталью, и картинки с изображением этой части или детали (их нужно соединить);

• картинки, на которых изображены предметы, и схематическое изображение этих же предметов с какой‑либо недостающей частью или деталью (нужно дорисовать);

• картинки с контурным изображением предметов (для каждого ребенка), разрезные картинки с изображением частей этих предметов;

• картинки с изображением предметов (велосипеда, компьютера, фотоаппарата, телефона и т. д.), разрезанные на структурные части (или детали, мозаика), и т. д.

Работая в микроцентре, дети постоянно оказываются в позиции мастеров: понимают, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать; самостоятельно устанавливают причинно‑следственные связи между функцией, назначением и строением; объясняют, что отсутствие детали нарушает способ употребления предмета; сопоставляют в предмете часть и целое; воссоздают предмет. Такие действия готовят их к преобразованию предмета, изменению и совершенствованию частей и деталей, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие.

Следует углублять представления детей о предметах, удовлетворяющих духовные и интеллектуальные потребности людей (предметы, результаты труда ученых и деятелей искусства – самые удивительные достижения людей). Основная задача – подвести детей к осознанию того, что искусство помогает всем нам понять красоту в разных ее проявлениях, в том числе красоту человеческого благородства, самопожертвования, а подлинные произведения искусства оставляют глубокий след в душе каждого человека.

Следует формировать у детей чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы; это помогает им понять ретроспективу и перспективу предметного мира, осознать роль человека‑творца и человека‑труженика. Следует обратить их внимание на то, каких высот достиг человек в мире науки (распахнул двери в мир космоса – построенные им лаборатории‑спутники и корабли с людьми на борту летают во Вселенной).

Особое место отводится теме «Человек + Природа = Удивительные вещи». Нужно подвести детей к пониманию: то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек создает сам (в этом их различие).

Например, в игре «Откуда возникло название?» дети учатся понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснять их смысл. Им предлагается поиграть с «волшебными» словами, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу. Воспитатель просит называть такие слова; например, мышка – животное и элемент компьютера, ключ – от замка и родник, гусеница – насекомое и часть трактора, молния – явление природы и застежка, лук – овощ и оружие, ручка – дверная и часть тела, зебра – животное и пешеходный переход, игла – у сосны и швейная, акула – рыба и модель вертолета, губка – морское растение и предмет личной гигиены, лист – у дерева и бумага и т. д.

В игре «Что на что похоже» каждому ребенку предлагается две картинки, например, на одной изображен самолет, на другой – птица. Он должен сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета: крылья, нос, клюв, хвост; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет).

Дети активно работают с карточками, состоящими из двух частей: на одной части карточки изображены объекты природного мира, а на пустой части карточки нужно нарисовать предмет, созданный по подобию объекта природы. Детям нравится работать и с карточками, состоящими из трех частей: на одной части изображен объект природного мира (например, груша), на другой нарисован предмет рукотворного мира, имеющий подобную форму (электролампа), а в пустой части карточки необходимо нарисовать предмет рукотворного мира, имеющий похожую форму. Такие моделирующие действия побуждают дошкольников использовать данный способ (формы для «новых» предметов в природе) при поиске вариантов преобразования, изменения предметов.

Действия с диаграммой эволюции предметов открывают детям новый способ преобразования объектов (соединение). Например, соединяя отдельные детали лыж и мотоцикла, они получают варианты новых предметов и придумывают им названия.

Детей продолжают знакомить с прошлым, настоящим и будущим предметного мира. Воспитатель должен искать и находить варианты раскрытия связей в системах «человек – предмет», «ребенок – предмет». Рассматривая с детьми предметы, он подчеркивает: предметы – продукт творческой мысли человека. Понимание этого очень важно для социального и творческого развития и становления мировидения. Дети должны понять, что предметы создаются и преобразуются многими поколениями. При изложении исторического взгляда на предметный мир не следует:

• ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в «игры‑путешествия» как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечкой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т. д.);

• терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т. д.);

• перегружать детей большим количеством вопросов;

• сводить организацию «игр‑путешествий» только к форме познавательных занятий.

Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, воспитатель открывает перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его проще, красивее и удобнее.

Приведем примерный конспект игры‑путешествия.

 

Игра‑путешествие «Путешествие в прошлое предмета (счетные устройства)»

 

Цель. Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Материал. Макеты счетных устройств, карточки, на которых изображены счетные устройства.

 

Ход игры

 

Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины и приборы».

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до десяти. Хотите посчитаю? (Считает.)

Воспитатель. Молодец, Незнайка. До десяти считать умеешь, а наши ребята считают и до двадцати. А ты сможешь посчитать до двадцати?

Незнайка. Это я быстро, раз–два и готово. (Начинает считать, ему не хватает пальцев, раздумывает.)

Воспитатель. Ну, Незнайка, что же ты остановился? Может, тебе этот предмет поможет? (Достает счеты.)

Незнайка (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Вертит счеты в руках.) Интересно, что это такое? (Шепотом.) А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (Это счеты. ) А для чего они нужны и как помогут мне?

Дети. Они необходимы для того, чтобы что‑то считать.

Незнайка. Это я понимаю. Ну а как на них считать? (Выходит ребенок и показывает.) Так интересно, а я и не знал.

Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Тогда пойдем с нами в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным‑давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Затем человек изобрел счеты. А вот какие, мы сейчас увидим. Вот костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей.) А это узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей.) Посмотрите, а это деревянная счетная доска – абак. Она разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их. Но, чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машину. Пройдем к следующему экспонату. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? (Калькулятор .) Как им пользоваться? (Ответы детей.) А теперь пройдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? (Компьютер .) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей.) Незнайка, теперь ты знаешь, как люди считали раньше и как считают теперь.

Незнайка. Подождите, я что‑то забыл… На чем люди считали сначала, а на чем потом?

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют для счета теперь? Людям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей.)

Проводится игра «Что было – что будет». Дети делятся на две команды. Они должны найти предметы, изображенные на картинках, подобрать их к своим карточкам. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось с нами путешествовать? Приходи еще к нам в гости.

Незнайка. До свидания, ребята. Вы меня многому научили. Спасибо вам большое.

 

Игры вызывают у дошкольников живой интерес к рукотворному миру и к людям, его создающим. Важно побуждать их к проявлению желания участвовать в преобразовании предметов: предложить нарисовать часы будущего, придумать современный транспорт для доктора Айболита и т. д. В результате проведения игр серии «Игры‑путешествия» понимание ретроспективы становится средством восприятия, познания и преобразования ребенком окружающего предметного мира.

Целесообразно проводить игры, направленные на приобщение дошкольников к преобразованию предметов. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видоизменялся, как еще можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.

С этой целью можно использовать серию дидактических игр, моделирующих творческий процесс, создающих микроклимат, в котором проявляются возможности для развития воображения, мышления, раскрытия творческого потенциала. Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформировать умение находить как можно больше вариантов и способов использования предметов, расширять понимание многофункциональности. Этому способствует серия «Игры‑преобразования», к которой относятся игры «Используй по‑другому», «Магазин», «Назови по‑другому», «Сделай по‑другому», «Можно – нельзя».

Так, в игре «Как можно по‑другому использовать предмет?» взрослый показывает детям картинку с изображением какого‑либо предмета. Дети называют его. Участники игры по очереди рассказывают, как можно использовать предмет, например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, ее можно использовать как музыкальный инструмент, как декоративное украшение и т. д.; под зонтом можно укрыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т. д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования. Можно усложнить игру. Дети встают в круг, ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку, который должен сказать, как можно использовать названный предмет. Затем мяч бросают другому ребенку, который называет другой способ использования предмета. Ведущий называет следующий предмет.

Игры‑преобразования (например, игра «Прогноз будущего») предлагают детям набор задач по совершенствованию вещей, для решения которых используется разнообразный дидактический материал (разрезные детали и части предметов, «незавершенные» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования); кроме того, предлагается изменять предмет и в вербальном плане. К таким играм относятся: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали – получи новый предмет», «Кто интереснее закончит рисунок», «У кого получится самый необычный предмет» и т. д. Данные игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. При этом игры‑преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры‑преобразования «Измени предмет»: «Украсим елочку», «Вертушка», «Парусные гонки», «Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Лодка», «Дом из ткани» побуждают детей выступать в роли творцов, преобразователей.

В ходе игр‑преобразований дети учатся решать задачи преобразовательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверстников), ставить цель, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели, а также проявлять инициативу и творчество в решении задач. Проявления самостоятельности, оригинальности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в играх‑преобразованиях как основы для развития преобразовательной деятельности.

Необходимо также ориентировать детей на усвоение различных вариантов создания предметов и способов их преобразования. Сначала варианты показывает воспитатель, дети усваивают их, а затем находят свои. Поощрение интересных, оригинальных вариантов преобразования предметов стимулирует самостоятельность детей, их творчество. Воспитатель должен продумывать разные варианты организации преобразовательной деятельности. Подвести детей к созданию и преобразованию предметного мира можно по‑разному, например, дети рассматривают клубки ниток для вязания, рассказывают, для чего они нужны, какие предметы из них можно создать (шапку, шарф, носки и т. д.). Затем выясняют, что некоторые предметы из ниток можно преобразовать в интересные игрушки. Воспитатель устраивает выставку кукол из ниток. Представленные игрушки дают толчок для участия в преобразовательной деятельности, побуждают к проявлению творчества. Вместе с детьми воспитатель определяет последовательность действий. Рассмотрев схему преобразования «человечка» из ниток в куклу‑девочку, куклу‑мальчика, дети выбирают, какую куклу будут делать.

Педагог может принести в группу кусок глины и спросить, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), какие предметы из него можно сделать (посуду, игрушки, мебель и т. д.); показать простейшие схемы преобразования игрушек из глины в другие предметы; выяснить, какие способы лепки известны детям, акцентируя внимание на пластичности и мягкости предлагаемого материала. Дети самостоятельно выбирают объект для работы. Воспитатель направляет их действия на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей.

Преобразовательная деятельность может начинаться иначе. Приведем пример. В гости к детям пришла кукла Аня. Она решила устроить новоселье, но оказалось, что у нее нет стола и не хватает стульев для всех гостей. Воспитатель предлагает детям помочь Ане и сделать ей подарок – новую мебель. Спрашивает, из какого материала можно сделать мебель (бумага, дерево, пластилин, спичечные коробки, картон), какие предметы можно преобразовать в мебель; побуждает детей самостоятельно придумывать конструкцию стула, дивана из спичечных коробков (например, две спичечные коробки можно преобразовать в стул). Воспитатель показывает схемы преобразования коробков в мебель. Каждый ребенок самостоятельно выбирает схему преобразования и в соответствии с ней отбирает необходимый материал.

Разные варианты организации преобразования предметов активизируют детей; стремление к изменению функции предметов становится более устойчивым, целенаправленным.

Педагог должен стимулировать творческое отношение к выполнению заданий, активизировать понимание зависимости результата преобразовательной деятельности от проявления каждым ребенком старательности, аккуратности, отказа от копирования чужих работ, то есть творчества, желания сделать полезную вещь для себя и других (сверстников, взрослых, малышей), используя разные комментарии, например: «Если вы с любовью и старанием будете делать подарок, он вызовет у взрослых радость, им будет очень приятно, что вы проявили самостоятельность, умение» или «Вы должны так преобразовать предмет, чтобы каждый, кто посмотрит на него, мог сказать, что он сделан с любовью, добрым творческим человеком, который хотел доставить радость» и т. д.

Воспитатель должен придавать большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждая отдельные явления действительности, он должен акцентировать внимание на отношении к предметному миру. В беседе на тему «Какая вещь будет больше радовать вас, ваших друзей, взрослых?» дети обращаются к своему опыту: «Новая и красивая вещь», «Интересная вещь всех радует», «Мою маму радует вещь, которую сделала я сама», «Будет радовать та вещь, которая нужна людям».

По окончании работы необходимо рассмотреть преобразованные детьми предметы, делая акцент на вариативности. Просмотр детских работ в конце занятия очень важен для развития детского творчества прежде всего потому, что дети видят результаты своей деятельности. С этой целью важно устраивать выставки детских работ, сопровождающиеся комментариями: «Если бы ваши вещи умели говорить, что они рассказали бы о вас – своих создателях?», «Что в работе Саши тебя радует больше всего?» и т. д.

Обсудить результат деятельности детей помогут аукционы, праздники преобразованных вещей, игра «Коллекционеры». Акцент на вариативность при просмотре результатов свидетельствует о том, что дети начинают по‑другому смотреть на свой труд, понимают, что в каждой работе нужно проявлять творчество, радовать своей работой окружающих людей, приносить им пользу. Это может отразиться в высказываниях детей, в процессе работы («Руки должны быть добрыми, тогда поделка принесет радость»; «Работы должны быть разными, тогда они творческие» и т. п.).

Побуждать детей к эстетическому и функциональному видам преобразования предметного мира можно при любом предметном содержании (совершенствовать разные предметы, преобразовывать их в другие предметы или предлагать несколько вариантов изменения одного и того же предмета). При выборе предметного содержания нужно помнить, что предметы должны быть знакомы, близки и интересны детям, вызывать у них желание преобразовывать; если нет соответствующих знаний, умений, навыков и дети не могут воплотить воображаемые варианты изменения предмета в жизнь, они теряют возможность довести задуманное дело до конца, реально воплотить свой замысел.

Одним из основных моментов в организации процесса ознакомления детей с предметным миром являются активность и самостоятельность. Они тесно связаны с развитием потребностей и мотивов деятельности. Можно использовать разные пути активизации дошкольников. Путь первый: воспитатель является инициатором, начинает какую‑либо деятельность («Темный домик» или показ фокусов) и при этом демонстрирует собственную увлеченность, обыгрывает проблемную ситуацию, когда ошибается (например, «Уронил лист бумаги в воду»), или разыгрывает поисковую ситуацию, когда не может объяснить причину происходящего, и просит детей о помощи. Путь второй: воспитатель подключается к уже возникшей деятельности детей. Замысел деятельности может возникнуть как сиюминутное желание действовать с чем‑то, делать (процесс) что‑то, сделать (результат) что‑то. Иногда ребенок продолжает то, что начал раньше и не закончил (длительный опыт); это типично для детей семи лет. Кроме того, это может быть деятельность, запланированная заранее и на длительный срок, например, строительство и «обживание» города будущего.

Содержание деятельности может быть зафиксировано в виде модели. Каждый ребенок может «зарисовать «это значками на общем «экране» или в «индивидуальной» карте (внешний вид карты педагог может придумать вместе с детьми). Чтобы запомнить содержание и последовательность деятельности, дети могут зарисовать план, алгоритм, схему, а если затрудняются, попросить помощи у взрослого. Например, после коллективного обсуждения они рисуют схематическое изображение автомобиля будущего, где отмечают конструктивные особенности, функциональные части. Целесообразно в ряде случаев создавать условия для деятельности с «открытым» концом, чтобы дети при желании могли продолжать ее до тех пор, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность деятельности.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида («Темный домик»), способом использования или получаемым результатом («Игра в футбол с помощью водяной струи из груши»). Оборудование должно быть разнообразным, то есть предусматривать свободу выбора в соответствии с интересами ребенка («Я больше люблю аппликацию, а не рисование, поэтому буду украшать аппликацией»), его возможностями («Я плохо вырезаю, поэтому возьму готовые детали») и замыслом («Для бензовоза лучше подойдет пластиковая бутылка, чем коробка»). Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не возникло соперничество, не гасли инициатива и творчество. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы деятельности. Поскольку ознакомление дошкольников с предметным миром и деятельность по его преобразованию имеют действенно‑практический характер, воспитателю следует:

• формировать трудовые навыки, технические умения, обусловленные конкретным содержанием самой деятельности и уже имеющимся опытом ребенка;

• развивать трудолюбие (активность, прилежность, усердие и т. д.);

• формировать нравственное отношение к труду (своему и других людей) и его результатам;

• формировать позицию творца, уверенность в своих силах, взаимоотношения в процессе преобразовательной деятельности, стимулы (ценности).

Воспитателю необходимо держать в поле зрения взаимоотношения детей. Иногда активность одного ребенка может подавлять другого в коллективной деятельности: или ребенку «не позволяют» включиться в деятельность, или он сам признает, что у него получается хуже (меньше фантазии, умелости и т. д.). Воспитатель должен помочь детям договориться (например, спросить у ребенка: «А что у вас Маша будет делать?») или предложить подключиться к другим детям («Маша, спроси у Саши с Юрой, какая им нужна помощь» или конкретно: «Помоги мне…»; другому ребенку сказать: «Давай Машу попросим, она пока свободна» или «Давай придумаем, что еще будет у машины: пусть это будет секретом»). Ребенку следует подсказать, напомнить, подвести его к использованию того материала и оборудования, в работе с которым он сможет достичь хорошего результата.

Следует отметить и другие особенности руководства процессом ознакомления с предметным миром, которые позволяют развивать умственные способности, необходимые для творческих проявлений в деятельности. Следует начинать с планирования деятельности с максимальным участием детей. План работы включает:

• постановку цели, которая «вытекает» из мотивации, и определение задач;

• выбор варианта преобразования; рациональных, оптимальных способов достижения цели и решения задач;

• планирование самостоятельной работы и т. д.

Обучение планированию может происходить посредством действий моделирующего, алгоритмического характера – составления алгоритма деятельности, модели, технологической карты (например, дети составляют алгоритм деятельности по изготовлению предмета). Педагог должен оказывать дозированную помощь, подключаться к деятельности только по просьбе ребенка или при выполнении сложных технических приемов (в работе с шилом, пассатижами, при закручивании проволоки, прокалывании и т. д.), или работе с опасными инструментами. Дети должны знать, какая работа, какие инструменты опасны, и обязательно попросить помощи у воспитателя. При планировании самостоятельной работы дети вправе делать то, что они хотят и из чего хотят.

При коллективной деятельности важно помогать детям договариваться о распределении обязанностей. Воспитатель может выполнять ту же деятельность, часть коллективной работы или незаметно сделать «сюрприз» (дополнение к детскому замыслу; то, что дети сами сделать не могут, например, технически сложные вещи).

Необходимо подводить детей к самостоятельной организации деятельности. Прежде всего это организация рабочего места. Дошкольники должны самостоятельно выбирать место деятельности без прямых указаний воспитателя (могут даже передвинуть мебельные модули), чтобы не мешать другим, чтобы им не мешали, чтобы было удобно; выбирать материал для преобразовательной деятельности исходя из замысла. Дети семи лет сами готовят и размещают на столе клей, кисти, салфетки. Культуре организации рабочего места необходимо учить.

Не менее важны организация режима деятельности, порядка и определение способов действий. При этом необходимо способствовать взаимодействию дошкольников друг с другом (что лучше взять, как разместить, как соединить детали и т. д.) и учить их распределять обязанности. Дети могут дополнять собственный и коллективный замыслы по своему желанию. Чем старше ребенок, тем активнее он участвует в организации порядка и определении способов практических и умственных действий, особенно в совместной деятельности. Важно подвести детей к пониманию того, что нужно сначала подумать, потом договориться о содержании преобразовательной деятельности, о материалах, определить свои обязанности, организовать рабочее место и действовать, а в конце обсудить, что получилось, то есть показать соответствующий алгоритм.

Необходимо активизировать пассивных или неумелых детей, помочь им определить свои обязанности («Катя, а что ты будешь делать?», «Даша, а ты что посоветуешь?» «Договорились?»); подключить неуверенного ребенка к другим детям («Катя, ты кому хочешь помочь? Что ты хочешь делать?»), предложить ему помочь взрослому, участвующему в преобразовании предмета, или организовать какую‑либо иную индивидуальную деятельность преобразующего характера.

Целесообразны задания на составление «чертежей» и «проектов»: воспитатель предлагает детям сделать на бумаге набросок клумбы, которая будет разбита перед входом в детский сад, цветочного лабиринта, используя разные геометрические фигуры, и т. п.

Детей продолжают учить различать цвета предметов, совершенствуют умение группировать предметы по этому признаку; уточняют представления о сигнальной роли цвета (окраска киосков, служебных машин). Целесообразно использовать в работе дидактические игры и упражнения: «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Потерялся поясок», «Радужный хоровод», «Составь букет», «Костюмы для петрушек».

Следует расширять представления детей о материалах, как естественных, так и искусственных (ткань: ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж; медь, бронза, серебро, алюминий, сталь, жесть; дерево: фанера, доска, бревно; пластмасса, полиэтилен, пластилин), и их свойствах и качествах.

Можно организовать игры‑эксперименты, игры‑опыты: «Мир металлов», «Чем подковать лошадь?», «Мир ткани» и т. д. Например, дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости – разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами – по‑пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия – опустить в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги; делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Педагог обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

Затем дети рассматривают металл, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Воспитатель предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: оценивают степень проявления металлического блеска – оценивают степень теплопроводности – определяют твердость металлов – определяют ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее) – делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать. Основная задача педагога – совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить детей осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.

Приведем примерные конспекты игр‑экспериментов.

 

 

Игра‑эксперимент «На выставке кожаных изделий»

 

Цель. Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь ее качества с назначением вещи; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

Материал. Четыре мольберта с картинками, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы (на каждый стол).

Предварительная работа. Рассказ воспитателя о волынке, о жизни кочевников; рассматривание картинок, на которых изображены предметы, используемые наездниками (попона, седло, уздечка).

 

Ход игры

 

Воспитатель предлагает детям посетить необычную выставку картин. Дети подходят к первому мольберту, определяют, что на картинке нарисована одежда (брюки, юбка, кепка, пиджак, жилет, перчатки), выясняют, из чего она сшита (из кожи). Переходят ко второму мольберту, определяют, что на картинке нарисована обувь (ботинки, сапоги, туфли, сандалии), выясняют, из какого материала она сшита (из кожи). Далее рассматривают картинки на третьем мольберте: музыкальные инструменты (барабан, волынка), выясняют, что у них общего (для их изготовления использовали кожу). Подходят к последнему мольберту, определяют, какие предметы нарисованы на картинке (сумка, кошелек, портфель, ремень), уточняют, из чего сделаны эти вещи (из кожи). Дети определяют, что кожа – материал рукотворного или природного мира; выясняют, что вещи, которые представлены на выставке, сделаны человеком, и делают вывод: предметы, сделанные из кожи, относятся к рукотворному миру.

Воспитатель рассказывает: «Человек с древних времен делал из кожи множество разных вещей: шатры кочевников, кожаные щиты, которые защищали во время сражений, плоты, лодки, седла, попоны. Сейчас из кожи делают спортивные мячи, обувь, различные украшения, кожей обтягивают мебель. Кожа – материал, вырабатываемый из шкур животных, в том числе зверей и рептилий. Она бывает разной: мягкой, тонкой, толстой, плотной; из нее делают разные вещи. Например, кожа теленка очень тонкая, нежная, из нее изготавливают самые дорогие сумки и обувь. Из кожи коз делают замшу, из которой шьют одежду и обувь. Шкура лошадей используется для изготовления курток, обуви и спортивного оборудования. Шкура кенгуру – самая прочная кожа, из нее делают обувь для бегунов и прыгунов. Из кожи крокодила изготавливают бумажники, сумки, обувь. Эти же вещи делаются из кожи змей и ящериц. Но кожа животных – это очень дорогой материал, поэтому человек научился делать искусственную кожу, из нее сейчас делают и одежду, и обувь и различные галантерейные изделия».

Воспитатель предлагает детям сделать из кожи своими руками украшения для кукол. Дети вместе с педагогом делают из узких полосок кожи бусы, а из кожаных лоскутов прямоугольной формы – кисточки. Готовые изделия помещают на стенде в «выставочном зале».

 

 

Игра‑эксперимент «Что такое бетон»

 

Цель. Познакомить детей с бетоном, его качествами и свойствами, способом изготовления; активизировать познавательную деятельность.

Материал. Картинки с изображением зданий, мостов, дорог, небоскребов; цемент, песок, щебенка, вода; емкости, лопатки для размешивания; фотографии бетонного завода, его цехов.

Предварительная работа. Чтение сказки «Три поросенка». Знакомство со строительными материалами.

Ход игры

 

В гости к детям приходит Знайка. Он беседует с ребятами о содержании сказки «Три поросенка»; выясняет, из каких материалов люди строят жилища: «Чем хорош деревянный дом? (Он красивый, теплый, светлый, уютный, в нем легко дышать .) Что может повредить этому дому? (Огонь, сырость .) А что можно сказать о кирпичном доме? (Кирпич – прочный, крепкий; строительный материал бывает белого или красного цвета .) Из какого еще материала можно построить дом? (Из бетона .)».

Педагог предлагает подойти к бетонной стене детского сада и определить, какая она. Дети выясняют, что стена ровная, твердая, прочная. Воспитатель предлагает: «Сейчас мы с вами попробуем сами сделать бетон. Для этого у нас есть песок, вода, щебень, цемент».

Педагог и дети смешивают все компоненты и заливают в разные формочки; педагог объясняет, что эти формочки называются опалубкой: «Для того чтобы бетон стал прочным, его заливают в опалубку и оставляют застывать. Время от времени поверхность смачивают водой. Небольшое количество бетона может сделать один человек. Если требуется много бетона, то его делают на бетонном заводе». Дети рассматривают фотографии, на которых изображен бетонный завод, его цеха, бетономешалки, которые перемешивают необходимые компоненты емкости для разлива бетона, краны, поднимающие готовые плиты.

Знайка дополняет рассказ воспитателя: «Бетон используют по‑разному. Например, если бетон наложить тонким слоем, он будет хрупким, его легко будет сломать. Чтобы получить прочные бетонные конструкции, бетон накладывают на стальные прутья или сетку. Такой бетон называется железобетоном. Ему можно придать разную форму, толщину».

Воспитатель спрашивает, что еще можно сделать из бетона. Дети рассказывают о строениях из бетона, рисуют их. После занятия они дарят свои рисунки Знайке.

 

Следует чаще проводить упражнения типа «Кто (что) лишнее, лишний?», «Похожи – не похожи». В процессе их выполнения дети учатся использовать рациональные способы действий (окинув все предметы взглядом, определить, как можно назвать одним словом большинство из них, мысленно вычленить лишний объект, который не относится к данной группе). В начале года предметы следует подбирать так, чтобы наличие лишнего было очевидным (предметы искусства и природный мир). Постепенно упражнения следует усложнять (предметы быта и искусства). Воспитатель должен задавать детям вопросы («Как ты догадался, что этот предмет – лишний?», «Объясни, как ты работал, выполняя задание»), побуждающие к размышлениям, анализу; учить отгадывать и составлять загадки, отличать реальные события от нереальных (дидактические игры и упражнения «Что не так?», «Чего в жизни не бывает?»).

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности:

• по тематике: «Материалы» (дерево, ткань, бумага, глина и т. д.), «Путешествие в прошлое предмета»; «Предметы рукотворного мира»;

• по материалу: «От глины до фарфора», «Песчаные чудеса», «Из чего построен дом» и т. д.;

• по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации («Промыслы народов Поволжья»); установления взаимозависимостей («Жилища в разных природных условиях»; «Человек + Природа = Удивительные вещи»); понимания ретроспективы и перспективы предметов («Куклы», «Шляпы», «Очки», «Счетные приборы») и овладения действиями различного характера («Невероятные превращения коробочки, пластиковой бутылки» и т. д.);

• по способу использования: в игровой деятельности (игры‑исследования, игры‑викторины, дидактические, сюжетно‑ролевые и театрализованные игры); в создании выставок («домашняя коллекция»); в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и другими детьми (рассматривание, анализ, сравнение, исследование, классификация); в трудовой деятельности (оформление развивающей среды); в преобразовательной деятельности (изменение, совершенствование и т. д.).

Приведем пример представления коллекции шляп. Воспитатель предлагает гостям (родителям, сверстникам, малышам) посетить салон, в котором представлена коллекция головных уборов, собранная детьми вместе с родителями. Звучит музыка, разрезается ленточка, гости проходят в группу, рассматривают выставку, рассаживаются на стулья. Педагог предлагает детям познакомить гостей с коллекцией и подробно рассказать о ней. Напоминает, что головные уборы представлены в четырех залах: женском, мужском, детском и зале головных уборов для людей разных профессий. Дети вместе с воспитателем выбирают экскурсоводов, учитывая желание каждого, интересы и компетентность. Экскурсоводы рассказывают о коллекциях. Первый экскурсовод говорит: «Вы попали в зал женских головных уборов. Здесь вы видите разнообразные шляпы и шапки для женщин. Эту коллекцию помогла создать Ирина Владимировна – бабушка Софьи. Ирина Владимировна очень любит разные шляпы, они ей к лицу, и поэтому у нее их так много. Очень любит бабушка Софьи вот эту соломенную шляпку (показывает). Она удобная, легкая, красивая, ее украшает декоративный цветок. Эту шляпку Ирина Владимировна носит летом». Второй экскурсовод говорит: «Я вас познакомлю с залом, где собрана коллекция головных уборов для людей разных профессий. Вашему вниманию представлены поварской колпак, шапочка медсестры, пилотка милиционера, головной убор продавца. Коллекцию украшают фуражки военных. Вот этот головной убор – фуражка пограничника. Она нравится мне больше всех, так как имеет свою интересную историю». Аналогично рассказывают о головных уборах экскурсоводы мужского и детского залов. Воспитатель просит детей объяснить, почему людям нужны зимние и летние головные уборы, почему люди разных профессий нуждаются в головных уборах. Дети объясняют, для чего человек создает разнообразные головные уборы.

Далее педагог приглашает всех на демонстрацию самых модных в сезоне шляп, шапок и шапочек. Желающие могут попасть в демонстрационный зал, получив от контролера приглашение, а получит его тот, кто скажет, какие бывают шляпы, шапки, шапочки. Дети называют виды головных уборов для разных сезонов (зимние, осенние, весенние, летние), перечисляют материалы, из которых их делают: соломенные, джинсовые, меховые, трикотажные, песцовые, норковые, лисьи головные уборы и т. д.). Воспитатель раздает детям приглашения, обращая их внимание на то, что билеты разных цветов. Дети объединяются в пары, ориентируясь по цвету. Каждая пара получает алгоритм описания головного убора. Согласно алгоритму описания предмета дети рассказывают о головных уборах и демонстрируют их. Выставка продолжается, дети приглашают других посетителей.

 

 

Явления общественной жизни

 

Возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям возможность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Дошкольники активно участвуют в подготовке семейных праздников и изготовлении подарков для близких людей.

Ребенок этого возраста должен называть свое отчество, фамилию, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей.

Работу над формированием знаний об интересах родственников ребенка целесообразно начать с рассматривания семейных альбомов с фотографиями (на отдыхе, на работе, за любимым делом и т. д.), любимых предметов членов семьи. Дети могут рассказать о своих родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни.

В игре‑занятии «Бабушкин сундук» у детей формируются представления о судьбах родственников. Воспитатель предлагает рассмотреть сундук, в котором ее бабушка хранит памятные для нее вещи: платок, вышитый цветными нитками для дедушки (он взял его с собой на фронт), красивая брошь (дедушка подарил ее бабушке, когда делал ей предложение), узорная красивая скатерть (бабушка получила ее в подарок от своей мамы на свадьбу), зеркальце, письма, кольцо и т. д. Воспитатель предлагает детям составить рассказ от имени того или иного предмета, например: «Я – вышитый платок. Меня вышивали с любовью умелые и добрые руки. Рукодельница подарила меня человеку, которого любила. Его отправили на фронт, но благодаря мне и той любви, которая живет во мне, он вернулся с войны невредимый. Этот человек женился на моей хозяйке. Внуки бережно хранят меня, как память».

Важно, чтобы дети усвоили: все семьи разные, каждая из них уникальна и замечательна по‑своему. Объяснить это можно, используя широкий спектр наглядных пособий: репродукции произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета; модель кукольной семьи, плоскостные картонные изображения для фланелеграфа или магнитной доски. После того как воспитатель продемонстрирует возможные варианты состава семьи, дети, вероятно, захотят рассказать о своих семьях, поэтому педагог может провести занятие, посвященное ознакомлению с родословной. Очень полезны задания, вызывающие желание изображать генеалогическое древо: «Продолжи рисунок», «Придумай новое название схемы», «Определи свое место на рисунке». Задания дети могут выполнять в семье вместе с родителями (в этом случае воспитатель помогает советами, консультациями, разъяснениями) или в детском саду. Воспитателю желательно заранее подготовить эскизы возможных вариантов изображения схемы родословной. Далее организуются выставки: «Мамина веточка», «Я – бабушкино и дедушкино продолжение», «Веточка от общего дерева» и т. п.

Проводя беседы о семье, воспитатель учит детей бережно хранить почетные грамоты и другие награды близких взрослых, особенно военные ордена, медали, письма из армии.

Воспитатель продолжает рассказывать о детском саде, его общественной значимости и сотрудниках. Знакомит детей с их правами (право на игру, на занятия, на прогулку и т. д.) и обязанностями (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям). Необходимо вызвать у детей желание опекать младших, показывать им спектакли, приглашать на выставки, чаепитие и т. д. через осознание социально одобряемого отношения к ним как к самым старшим в детском саду.

Ознакомление с дошкольным учреждением позволяет детям свободно ориентироваться в его помещениях и на участке, пользоваться планом детского сада, участка и близлежащих улиц, самим рисовать план и создавать макет «Детский сад»: в подготовительной к школе группе дети осваивают моделирование, учатся читать и составлять схемы. Это позволяет расширять их представления об окружающей жизни, развивать мышление.

Детей начинают знакомить с понятиями «школа», «библиотека», «музей», организуя экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, составление альбомов «Школа», «Библиотека», «Музей». Задача воспитателя – не только сформировать представление о школе, библиотеке, музее, но и научить детей общаться с работниками этих учреждений. Поэтому педагог должен проявлять заинтересованность и побуждать детей задавать вопросы о школьной жизни, о значении библиотеки, музея; следует организовать совместную деятельность детей, детей и учителей школы, детей и сотрудников библиотеки, детей и экскурсовода. Нужно неоднократно с разными целями посетить эти учреждения: познакомить детей с внутренним оформлением зданий, назначением помещений; предоставить им возможность побеседовать с учителем, библиотекарем, экскурсоводом, предложить рассказать о том, как они играют в школу (библиотеку, музей). Для этого может быть использован метод проектов («Школа», «Библиотека», «Музей»), который представляет собой взаимосвязанную цепочку воспитательных дел и образовательных ситуаций, интегрирующих разные виды детской деятельности, объединенные общей целью.

Важно продолжать знакомить детей с достопримечательностями города (поселка), формировать эмоционально‑положительное отношение к нему. Целесообразно провести занятия с макетами «Город», «Село» (дифференцировать данные понятия, помочь найти сходство и различия), беседу «С чего начинается Родина» (показать линию развития этого понятия: род – родители – родина). Старшие дошкольники с интересом рассказывают об истории своего города (поселка), слушают рассказы о России. Воспитатель поддерживает их интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире (полет в космос, победы на олимпиадах и т. д.), формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. Желательно познакомить детей с национальным русским костюмом, традициями, обычаями и фольклором.

Детей продолжают знакомить с флагом, гербом и гимном России. Воспитатель объясняет: когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы.

Необходимо расширять представления детей о столице нашей Родины – Москве. Воспитатель напоминает детям содержание глав о Москве из книги Б. Житкова «Что я видел», читает отрывки из рассказа «Москва» Л. Кассиля. Эффективны дидактические упражнения типа «Если я окажусь в Москве, то обязательно побываю…», «Что я знаю о Москве».

Старшие дошкольники с интересом узнают о космонавтах, полетах в космос Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой, международных космических экипажах. Воспитатель подводит их к пониманию: космонавт – это профессия; люди этой профессии смелые, выносливые, знающие, ими гордится страна.

Огромное удовольствие дети получают, пытаясь решать некоторые общечеловеческие проблемы (экологические, проблемы здоровья, космоса и т. д.) и представить, каким будет общество, если эти проблемы решать или не решать.

Детей знакомят с понятием «Земля – наш общий дом». Рассказывают о том, что на Земле много стран. В специальных образовательных ситуациях их побуждают сделать вывод: глобус – это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение. Детей учат пользоваться глобусом и картой, показывать на них континенты и страны.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они одновременно похожи и отличаются друг от друга. Педагог должен помнить: говорить о различиях между людьми нужно только для того, чтобы формировать у детей интерес и уважение ко всем людям, отмечать их самобытность, показывать их культуру, особенности быта, обычаи. Дети устанавливают связи между знакомством с обычаями, традициями, культурой других стран (Белоруссия, Украина и др.) и уважением к ним; узнают, как важно жить в мире со всеми народами (в мире и дружбе можно решить многие нерешенные задачи в экологии, медицине и т. д.).

Необходимо углублять знания детей о Российской армии, о мужестве солдат в годы Великой Отечественной войны, наградах, которые получают защитники Отечества в мирное время; учить их чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам, памятникам. Важно, чтобы беседы на эти темы не превращались в монолог взрослого, а дети не становились пассивными слушателями. Беседа о защитниках Отечества должна основываться на решении проблемных ситуаций: «Если страна без армии, то…», «Если в армии только танкисты, то…» и т. д.

Можно предложить детям коллекционировать значки и знаки отличия под названием «За доблесть и мужество», собирать фотографии, иллюстрации, вырезки на военную тематику, составить альбомы: «Сильные, смелые, ловкие», «Раз–два не зевай, выше ноги поднимай», «Солдатский аппетит»; в изготовлении макета «На страже мира», подарков в честь 23 февраля.

Необходимо предлагать детям педагогические ситуации, решение которых позволит им проявить свою гражданскую позицию, применить полученные знания и представления о Родине, защитниках Отечества и т. п.: «В детский сад пришел новенький мальчик, он плохо говорил по‑русски, потому что приехал из другой страны. Он хотел познакомиться с ребятами, но не мог. Как бы вы поступили, если бы присутствовали при этом?».

Темы, содержанием которых является общественная жизнь людей, тесно связаны друг с другом. Например, формирование представлений о родном городе (поселке), крае включает информацию о том, какие люди в нем живут, где они трудятся, что производят, есть ли среди них известные люди.

В работе над каждой темой основное внимание необходимо уделять стержневым вопросам. Так, в теме «Труд» главное – взаимосвязь труда людей разных профессий и значение труда каждого из них для общества в целом. Например, знакомя детей с трудом работников сельского хозяйства (фермеров), им рассказывают о труде доярок, о том, что его результаты зависят от труда электрика, ветеринара, скотника, рабочих цеха по приготовлению кормов. Только совместный труд этих людей позволяет получать хорошие надои молока, а значит, разнообразные кисломолочные продукты: сметану, творог, масло, сыр.

Детей продолжают знакомить с трудом строителей, шоферов, ткачей, а также с новыми профессиями (менеджер, рекламный агент, фермер и т. д.); рассказывать о новых профессиях желательно на примере близких взрослых.

Ознакомление с профессиями надо начинать с предприятий, на которых работают родственники детей или широко известных в городе (районе). Целесообразно приглашать близких взрослых на занятия: они расскажут о своей профессии, продукции своих предприятий, о том, как важно работать творчески и качественно.

Углубляя и систематизируя представления детей, следует подводить их к осознанию общественной значимости труда. Беседу целесообразно начинать так: «Какая профессия на земле, на твой взгляд, самая важная? Кем ты хотел бы стать и почему ты считаешь, что выбранная тобой профессия интересна и нужна людям?». В конце беседы можно использовать дидактические игры.

Необходимо подчеркивать творческий характер любого труда. Дети уже способны оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. Это позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого и результатам труда, а также представления о своих возможностях (оказывается, он, ребенок, тоже может творить). При отборе содержания деятельности взрослого учитывается: преобразующий характер деятельности; возможные способы переноса содержания творческого опыта взрослых в деятельность детей; возможность показать детям творческое отношение к любому делу: заинтересованность, профессионализм, выдумку, самостоятельность; наличие продуктов творчества взрослого, отражающих инициативную сторону его личности. Можно показать творческую деятельность на примере труда художника‑модельера, рекламного агента и т. д. Важно объяснить детям, что взрослые творчески относятся к своему делу, совершенствуют результаты деятельности для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других (например, художники‑модельеры и портные одевают женщин и мужчин в красивые платья и костюмы).

Личностный, жизненно важный смысл и побудительную силу образцы‑ориентиры приобретают только в жизненной практике, конкретной деятельности и общении. Для формирования активного интереса к творчеству взрослого можно использовать совместную деятельность детей и, например, художника‑модельера (моделирование летней одежды). Это не только позволяет адекватно оценивать и присваивать образцы творческого поведения, но и создает ощущение того, что ребенок уже что‑то знает, что‑то умеет, на что‑то может повлиять, то есть ощущение причастности к одному из основных призваний человека – освоению и преобразованию мира. Совместная деятельность должна быть организована на основе потребности детей в познании мира взрослых, их желания стать частью этого мира. Общение со взрослыми раскрывает детям их деловые качества, профессиональные умения и знания. В процессе совместного изготовления предметов дети убеждаются, что у взрослых все получается, они умелые, ловкие, настойчивые.

В процессе совместной деятельности позиция детей по отношению ко взрослому изменяется: ребенок начинает ориентироваться на него, проявляет внимание, доверие, интерес к его высказываниям, действиям, преобразовательной деятельности, ее результатам и начинает согласовывать свои действия с действиями взрослого. Это вызывает у ребенка желание проявлять творчество на основе имеющихся знаний. Ориентируясь на творческую личность, он начинает понимать: одни и те же задачи можно решать разными путями.

 

Рекомендуемая литература

 

Методические пособия:

Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

Дыбина О. В., Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.

Дыбина О.В. Что было до…: Игры‑путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр‑занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.

Дыбина О.В., Ильюшенко Г.А., Никерина Л.М. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр‑занятий / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр‑занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого // Дошкольное воспитание. – №10, 1993.

Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА‑ПРЕСС, 2000.

 

Рабочие тетради:

Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей младшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей среднего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей старшей возрастной группы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей подготовительной к школе группы. – М: ТЦ «Сфера», 2005.

 

Наглядно‑дидактические пособия:

Серия наглядно‑дидактических пособий «Мир в картинках» : «Авиация», «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Инструменты домашнего мастера», «Водный транспорт», «Автомобильный транспорт», «Спортивный инвентарь», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные – домашние питомцы», «Собаки – друзья и помощники», «Школьные принадлежности», «День Победы», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Герои сказок», «Космос». – М.: Мозаика‑Синтез, 2005.

 

Серия наглядно‑дидактических пособий «Рассказы по картинкам» : «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Распорядок дня», «Профессии», «Защитники Отечества», «Кем быть», «Мой дом», «Родная природа», «В деревне», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Времена года». – М.: Мозаика‑Синтез, 2005.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!