Изготовление компьютерного изображения



После того как все дети заготовят свои эскизы, они садятся за компьютеры и начинают знакомиться с ресурсом к проекту. Как обычно, интерфейс продукта достаточно дружественный, поэтому никаких общих пояснений со стороны учителя не требуется. Если хотите, скажите несколько слов о том, как собрать зверя из частей, выбрать фон, выбрать звук, но дети вполне в состоянии выяснить это самостоятельно методом проб и ошибок.

Первое, что ребёнку нужно сделать при знакомстве с компьютерным ресурсом, — это сопоставить свой эскиз с компьютерными возможностями. Это очень важный этап, соответствующий решению многих информационных прикладных и практических задач. Часто постановку информационной задачи приходится корректировать в ходе её решения, сообразуясь с открывающимися теоретическими и техническими возможностями. Итак, ребёнок рассматривает части животных, имеющиеся в ресурсе, сопоставляет с частями, имеющимися на эскизе, заменяет части своего эскиза, которых в ресурсе нет, на другие. Вообще заметим, что данный ресурс не может, конечно, охватить всего многообразия детских идей. Так, например, многие дети (да и взрослые) при выполнении такого задания используют неодушевлённые предметы. Однако таких животных, как кошка-мясорубка, или тигр-газонокосилка, или слон-дом, с помощью данного ресурса создать нельзя. В этом проекте для создания зверя можно использовать только части реальных животных, а неодушевленные предметы нельзя. Если у ребёнка эскиз именно такого рода, то его придётся существенно переработать.

После того как эскиз будет уточнён, начинается практическая работа по созданию компьютерного изображения. Дети выбирают нужные части животных и собирают их на рабочем поле в правильном порядке. Для того чтобы взять картинку, нужно выбрать лапку и щелкнуть на нужную деталь. При этом лапка сжимается, часть зверя увеличивается до экранных размеров, становиться прозрачной и приклеивается к лапке. Теперь надо перенести лапку в нужное место на экране и щёлкнуть ещё раз — деталь отклеится. Если впоследствии надо будет её подвинуть, то придётся снова использовать лапку. Если какую-то часть изображения надо вообще удалить с рабочего поля экрана, то необходимо использовать ластик. Как видите, работа лапки в этом проекте имеет свои особенности. Первая — объекты на панели даны в уменьшенном виде, иначе панель заняла бы слишком много места на экране. Вторая особенность — работа лапки здесь выглядит не как перенос с одного места на другое, а как снятие увеличенной копии с фигурки. Действительно, после того, как вы возьмёте часть животного с панели, это изображение там всё равно останется, и в дальнейшем такую же часть можно взять ещё раз. Это сделано потому, что многие дети используют в своих эскизах идею количественного увеличения частей. Например, рисуют кошку с тремя головами или собаку с десятью ногами.

После того как фантастический зверь будет собран, ребёнёк выбирает звук, который будет издавать его фантастическое животное. Для выбора звука нужно щёлкнуть на кнопку «Выбор звука». После этого на экране открывается панель «Выбор звука». Теперь можно прослушать звуки, из которых предстоит выбирать, щелкнув мышью на динамик рядом с соответствующим номером. Если какой-то звук ребёнку понравился и он хочет взять его для своего животного, то следует нажать кнопку «Принять». После этого на экране появится кнопка с динамиком, нажимая на которую можно прослушивать голос фантастического животного. Изменить выбор звука можно, нажав на панели выбора звука кнопку удаления. Проследите, чтобы все дети работали в наушниках, иначе на уроке будет невообразимый шум.

Наконец, ребёнок выбирает фон — среду обитания для своего фантастического зверя. Для этого нужно нажать кнопку «Выбор фона». После этого на экране откроется панель «Выбора фона», работа с которой происходит так же, как и с панелью «Выбора звука».

Просмотр и обсуждение готовых работ

В конце урока нужно обязательно оставить 5—10 минут для просмотра и обсуждения готовых работ. Если детям не хватило времени, проведите этот этап в начале следующего урока, потому что это действительно очень важно. Ведь это первый компьютерный проект, где работы детей будут отличаться очень существенно. Смотреть и обсуждать работы детям будет не только очень интересно, но и полезно.

Каждый ребёнок представляет свой проект. Пока выступление длится всего 1 минуту, но это неважно — важно, чтобы дети привыкали к публичному выступлению и защите своих работ. Представляя свой проект, ребёнок нажимает динамик на рабочем экране, чтобы озвучить изображение. Замечательно, если ребёнок придумал название для своего животного. Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы 2–3 предложения по своему проекту, например: «Это слонопотам. Он живёт в лесу, мяукает, как кошка, и питается рыбой».

После представления проектов начинается их обсуждение. Возможно, у кого-то из ребят появятся вопросы или предложения к выступающему. Например, кто-то предложит более короткое название зверя или спросит, зачем этому зверю три головы. Придираться тут, конечно, не стоит: ведь на то оно и фантастическое животное, чтобы дать волю своей фантазии. Но всё-таки стоит обратить внимание выступающего, если у животного совсем нет головы или ног. В конце урока дети выбирают работы, которые им показались наиболее интересными и необычными.

Продумайте заранее способ оценивания работ. Может быть, вы остановитесь на способе качественного группового оценивания по принципу «хорошо, интересно, очень интересно» и т. д. Если вы будете ставить оценки за эту работу, то нам кажется правильным поставить «отлично» всем, кто полностью справился с проектом, вне зависимости от того, насколько оригинальной была его работа, поскольку с технической точки зрения обычная и необычная работа содержит практически одинаковый объём компьютерных манипуляций. Следует считать, что ребёнок справился с работой, если животное имеет все жизненно необходимые части (тело, голова, конечности), выбран звук, выбран фон. Если чьи-то работы особенно понравились, то стоит отметить их дополнительной пятёркой, распечатать (на цветном принтере) и повесить где-нибудь в классе.

Урок «Русские буквы и цифры»

Новые ключевые понятия: буквы русского алфавита (русские буквы), цифры, одинаковые буквы (цифры), разные буквы (цифры).

При первом взгляде на лист определений кажется, что он просто дублирует материал, который детям уже известен: ведь к настоящему моменту дети должны знать русские буквы и все цифры. С другой стороны, ещё до этого листа определений дети уже решали задачи, где в качестве элементов использовались буквы различных алфавитов. Как это понимать? Дело в том, что до настоящего момента мы ввели ровно два вида элементов курса — фигурки и бусины. Понятие «фигурка» при этом очень широкое, включает в себя множество разных объектов. Практически любой одиночный рисованный объект, который не является бусиной, можно смело называть фигуркой. Впрочем, бусину тоже можно смело называть фигуркой, мы этого не делаем, просто чтобы не путать детей. Когда мы в задачах брали в качестве элементов буквы (любого алфавита, в любом написании), мы использовали и анализировали их как фигурки. При этом слово «буква» в формулировках мы употребляли в его обычном значении, так же мы используем другие русские слова, которые не являются понятиями нашего курса (яблоко, банан, бабочка и т. д.). На этом уроке мы вводим русские буквы и цифры на листе определений как ещё один вид элементов нашего курса. Явное представление всех русских букв и цифр на листе определений — часть наших правил игры. Начиная с этого момента, мы можем предлагать детям задачи на выделение, на создание наборов русских букв, а позднее на составление цепочек из русских букв.

Буквы и цифры — элементы, которые используются при построении многих наук, в частности собственно информатики. Поэтому мы считаем необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, мы можем сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что из всех свойств фигурок для них важна лишь форма и ориентация на листе. Именно они позволяют отличить и узнать данную букву или цифру: например, определить представленный элемент как цифру 6. Ясно, что цвет и размер в этом процессе не играют никакой роли — красная маленькая буква щ несёт ту же информацию, что и зелёная большая буква Щ. Чаще всего для нас оказывается важным лишь то, что «это русская буква — буква Щ». Ясно, что объяснить всё это детям на листе определений оказывается довольно затруднительно. Поэтому во всех задачах достаточно рассматривать буквы и цифры как фигурки — задач на различение букв и цифр по цвету и размеру в курсе нет. По той же самой причине все буквы у нас в курсе только заглавные. Естественно, что в курсе русского языка различаются заглавные и строчные буквы, но для наших информатических целей и задач заглавных букв оказывается вполне достаточно.

После перечисления новых элементов курса — русских букв и цифр мы предлагаем на листе определений примеры пар букв в окнах, которые одновременно преследуют две цели. Первая — напомнить ребятам, что буквы (как бусины или фигурки) могут быть одинаковыми и разными. Пример разных букв показывает ребятам, что, как и фигурки, буквы и цифры нельзя поворачивать и переворачивать — для них важна ориентация относительно краёв листа. Вторая цель — ввести ещё один инструмент действия, относящееся к буквам и цифрам, — «напиши в окне». Это действие аналогично действиям «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Правила игры этого действия те же — буквы должны находиться полностью в окне, не пересекать его границ, не перекрываться друг другом.

Решение задач из учебника

Задача 104. Здесь ребята работают с понятиями «одинаковые», «разные» для букв и цифр. Напомним, что в нашем курсе буквы и цифры будут различаться только по двум свойствам — форме (написанию) и ориентации на странице. Написание и ориентация на странице для каждой русской буквы и каждой цифры представлены на листе определений, ни то ни другое менять нельзя. При этом написание у двух одинаковых букв и цифр должно быть настолько схожим, чтобы буквы были узнаваемы, совпадения при наложении от одинаковых букв и цифр не требуется. Поэтому, если кто-то из детей нарисовал в правом окне две одинаковые цифры не совсем одинаковыми, это не страшно. Оценка решения здесь должна быть качественной. Если хорошо видно, что обе цифры — например, цифры 7, то решение считается верным. Особое внимание обратите на тех ребят, которые нарисуют две цифры 0. Если ребёнок сильный, попросите его доказать, что это действительно ноль, а не буква О. На самом деле ноль и буква О несколько отличаются по написанию — буква О более круглая, а цифра 0 — более вытянутая. Это отчётливо видно на листе определений.

Задача 105. Это задача на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных знаков. При возникновении любых сомнений необходимо сразу обращаться к листу определений: если такая буква (или цифра) там есть, значит, она выделена верно, если нет — неверно. Можно организовать проверку в этой задаче с опорой на лист определений. По окончании решения попросите детей найти все фигурки, обведённые оранжевым, среди русских букв на листе определений все найденные буквы можно помечать галочкой. Если все буквы оказались помеченными галочкой, то они выделены верно, и можно аналогично поработать с цифрами. Если нет, необходимо найти и исправить свою ошибку.

Задача 106. В этой задаче ребятам следует очень внимательно читать задание, чтобы не попасться в расставленные для них ловушки. Как видите, кроме двух одинаковых русских букв (букв Г) и двух одинаковых цифр (цифр 4), в наборе есть ещё и одинаковые латинские буквы (буквы Z). Кроме того, в наборе есть очень похожие буквы, например русская буква У и латинская Y.

Задача 107. Нетрудно заметить, что эта задача находится на стыке нашего курса и языковых курсов (чтение, русский язык, родная речь). Информатическое содержание этой задачи заключается в следующем. Скоро детям предстоит убедиться, что слова (как цепочки букв) можно составлять совершенно формально, т. е. выполняя некий набор формальных действий с буквами — работая по инструкции или описанию, можно получать вполне осмысленные слова родного языка. Такие задачи вдвойне полезы — как для выработки информационной культуры ребёнка, так и для повышения языковой культуры. В этой задаче мы лишь начинаем подобные игры со словами. Например, первое задание задачи (информатическое) может быть выполнено совершенно формально, его можно поручить любому исполнителю, например компьютеру. Второе задание (языковое) предназначено для человека, который не только заполняет окна и озвучивает слова (это теперь могут делать и компьютеры), но ещё и осмысливает прочитанное. Так, кто-то из детей может вспомнить известное стихотворение, где встречались падежные формы этих слов. Возможно, вам покажется уместным зачитать это стихотворение на уроке.

Задача 108 (необязательная). В этой задаче ограничений совсем немного. Наиболее важное из них — чтобы в окне были написаны только те элементы, которые представлены на листе определений как русские буквы. Желательно организовать и здесь проверку с опорой на лист определений. В ходе проверки учащийся должен для каждой буквы в окне найти такую же на листе определений. Конечно, буквы в окне могут несколько отличаться от букв на листе определений, например быть не столь ровными. Тем не менее дети должны стараться писать буквы настолько похожими на соответствующие буквы алфавита, чтобы они были безошибочно узнаваемыми. Обратите внимание на то, что некоторые дети вместо заглавных печатных букв могут написать строчные или прописные. Таких детей надо опять же вернуть к листу определений и попросить использовать только такие буквы, которые встречаются на листе определений.

Задача 109 (необязательная). Подобные задачи ребята уже решали, поэтому предоставьте им побольше свободы. В самом крайнем случае предложите запутавшемуся ребёнку перебор всех фиолетовых бусин. Хотя, скорее всего, полный перебор ребёнку делать не придётся: ведь синих бусин в задаче всего две и обе они круглые.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!