Наглядность в обучении истории



 

Детский возраст требует специфических приемов преподавания, применения принципов конкретности и наглядности, что позволит в обучении больше внимания обращать на чувства и воображение детей. Для развития воображения ученика, его тренировки необходимы специальные упражнения на материале истории, ибо она особенно благоприятна для этих целей.

Включать в процесс познания воображение, значит представлять то, что воспроизводится воображением из области виденного, и те новые образы и представления, которые создаются на основе виденного или по аналогии. Методист А. Кролюницкий приводит удачный пример воображения художника: еще не начав писать картину, он в своем сознании уже создает образ будущего произведения и как бы видит задуманную картину: фигуры и выражения главных действующих лиц, их позы, группировку людей, обстановку всей мизансцены. Воображение помогает художнику перенести задуманное на полотно картины.

На чувства и воображение учащихся воздействуют факты, события и явления истории. На уроках надо подробно описывать сражения, излагать яркие эпические картины, выяснять сведения военного устройства войск, вооружения сторон и т. д. Более интенсивно принцип наглядности и конкретности следует применять в младших классах. Именно в этом возрасте наглядность вызывает особый интерес детей, устойчивость в запоминании зрительных изображений, воспитывает чувства художественного восприятия.

Любое наглядное пособие, будь то модель, картина, старинный костюм, оружие, скелет вымершего животного, вызывает у ученика потребность в разъяснении, приковывает внимание к данному объекту. В результате у ученика возникает интерес не только к рассматриваемому предмету, но и ко всему тому, что связано с ним и что составляет историю его появления и совершенствования. Это во‑первых. А во‑вторых, наглядное пособие помогает создать устойчивый зрительный образ, с которым у ученика прочно ассоциируются различные сведения. «Зрительное изображение для большинства людей является более устойчивым, чем понятия, представления и образы, связанные только со словесным объяснением». И, наконец, наглядные пособия передают «правду жизни в ее типичных чертах и художественных формах» (181, 115).

Если в младших классах основная задача наглядности состоит в том, чтобы воздействовать на чувства и воображение учащихся, то в старших классах она помогает усваивать отвлеченные понятия, выяснять причинные связи и зависимости фактов, событий и явлений истории.

Эти идеи вошли в педагогическую практику и утвердились к началу XX в., но дебатировались они уже в 60‑х гг. XIX в., в частности, среди членов Петербургского педагогического общества[4], ставшего прогрессивным центром русской педагогической мысли. На своих заседаниях члены общества рассматривали программы и учебные пособия, делали сообщения о применении наглядности как у себя в стране, так и за рубежом. Теоретик и практик в области преподавания истории И. И. Беллярминов на одном из заседаний познакомил собравшихся с наглядными пособиями по истории и географии, изданными за границей. Внимание также обращалось на историю создания отечественных наглядных пособий.

Первые учебные картины по истории, изданные в России в 1819 г. Похорским, оказались неудачными, и им на смену в 60‑е гг. пришли картины Золотова, охватывающие период от начала государственности на Руси до царствования Александра П. В 1866 г. появилась «История русского народа в картинах», а в 1873 г. «Атлас исторических картин» в приложении к книге «Русское царство от Рюрика до Петра Великого». Несколько позже были изданы «Картины из русской истории от начала Руси до наших дней» (СПб., 1875).

В 1882 г. в русской школе появился альбом картин под редакцией С. Е. Рождественского «Отечественная история в картинах для школы и дома» (31 картина), охватывающий период с древности до царствования Михаила Федоровича Романова. Учебные картины этого альбома были призваны проиллюстрировать важнейшие политические события истории, пробудить в учениках патриотические чувства. В большинстве своем это были рисунки с картин А. Д. Кившенко и П. И. Соколова, среди них «Призвание варягов», «Крещение Руси», «Иван III». Как отмечал Б. Н. Жаворонков, эти картины скучны, на них не живые люди, а «раскрашенные фигуры».

Для преподавания истории специально создавали и использовали альбомы по искусству и быту народов, картины с историческим содержанием, вывешиваемые в раздвижных рамках. В 1895 г. была издана коллекция иллюстраций преподавателя из Санкт‑Петербурга Цыбульского под названием «Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей» (хромолитография, 15 листов).

В 1903 г. в Вене проходила выставка наглядных пособий. Как отмечал Н. Г. Тарасов, единственной коллекцией, знакомящей с бытом Средневековья и Нового времени, на этой выставке была коллекция картин Лемана. Памятники искусства и архитектуры были представлены в коллекции картин Зеемана и Лангля. На выставке демонстрировалось много книг, альбомов, атласов, диапозитивов, слепков и пр. Однако все эти пособия «случайного характера» и старого типа много внимания уделяли военным эпизодам истории, и мало внимания вопросам развития государства, общества, хозяйства, церкви, науки и литературы.

В России достаточно широко издавались коллекции картин по всеобщей истории Лемана и Лангля и по российской истории И. Д. Сытина, С. А. Князькова и В. В. Думнова, Н. Г. Тарасова и А. Ф. Гартвига, членов Исторической комиссии ОРТЗ, а также Гросмана и Кнебеля. Коллекция издателя И. Кнебеля появилась в 1905 г. под названием «Картины на сюжеты из русской истории в гелиогравюрах». Это были гравюры с картин из Третьяковской галереи и Музея Александра III художников А. М. Васнецова, В. В. Верещагина, М. В. Нестерова, В. А. Серова и других.

Картинами из русской истории в воспитательных целях рекомендовалось украшать стены классных и рекреационных комнат учебных заведений. Это коллекции «Московская старина» – издание Мартынова; «Памятники московской древности» – издание Снегирева; «Русская старина» – издание Генкеля.

В начале XX в. методисты обращают внимание на создание культурно‑исторических картин с изображением типичных сцен культурно‑бытовой истории. Эти картины чаще всего применялись для самостоятельной работы учащихся. На картине «В доме римского нобиля» ученики могли видеть хозяина дома, его жену, детей, рабов, клиентов. Художник обращал главное внимание на изображение типичной обстановки дома, и его убранства, одежды людей, стремясь показать их интересы и взаимоотношения, занятия. Н. Г. Тарасов и С. П. Моравский написали пояснительный текст к серии этих картин по истории западноевропейских стран в книге «Культурно‑исторические картины».

По русской истории с древности до 1913 г. культурно‑исторические картины редактировали А. Ф. Гартвиг, С. Гречушкин, Н. Г. Тарасов. Под руководством А. Ф. Гартвига была разработана серия картин для начального курса истории, составлена «коллекция теневых картин». Был издан «Атлас картин по русской истории» под общей редакцией и с объяснительным текстом С. А. Князькова (Изд. 1. Кнебель. М., 1903). К созданию картин были привлечены самые известные художники, среди них А. М. Васнецов («Двор удельного князя», «Монастырь в Московской Руси», «В горнице древне‑русского дома Московских времен», С. В. Иванов («Боярская дума XVI–XVII вв.», «Земский собор XVII в.», «Стрельцы»), Д. Н. Кардовский «Императрица Анна и ее двор». Ученый комитет Министерства народного просвещения допустил эти картины в качестве учебного пособия для средних учебных заведений. Картины по русской истории были опубликованы в 1903–1905 гг. в приложении к журналу «Детский отдых», а объяснительный текст к этим картинам находился в книге С. А. Князькова «Из прошлого Русской земли».

Под редакцией Исторической комиссии Учебного отдела ОРТЗ И. Д. Сытин издал «Русскую историю в картинах» в виде альбома (18 листов) и отдельной книжки текстов. Как писал в предисловии руководитель издания С. Моравский, преследовалась цель дать не просто картины из русской истории, а «русскую историю в картинах, и картины, и текст, вместе взятые, должны были дать то, что обычно называется «курсом» русской истории… элементарным по своему характеру». Текст можно было применять и самостоятельно в школьном преподавании в качестве элементарного руководства по русской истории. Учебные картины этого альбома, предназначенные для низшей школы, призваны были иллюстрировать эпизодический курс истории. Они точно воспроизводили политическую и культурно‑бытовую историю России: «Начало Руси», «Первые князья», «Новгород Великий», «Царский обиход», «Юность Петра».

Вопрос о массовом применении метода наглядности в начальной школе широко дебатировался в 1915 г. после принятия новой программы и введения элементарного курса истории в двух младших классах мужских гимназий и реальных училищ.

В 1912 г. издательство Кнебеля выпускает «Памятники русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря. На 60 таблицах помещены наиболее ценные и интересные памятники архитектуры, скульптуры, среди них: памятник Петру I на Сенатской площади; памятник тысячелетия России в Новгороде; собор Святой Софии в Новгороде; Поганкины палаты в Пскове; звонница в селе Вяземы под Москвой и другие.

Наглядные пособия стали собирать и демонстрировать в первых кабинетах‑музеях, ставших также читальнями. В них помещали картины, фотографии, открытки, художественно‑иллюстративные издания, модели и оригиналы старины, книги по искусству, быту. Здесь же находилась старинная одежда и предметы быта, рукописные книги и монеты. Экспонаты располагались в хронологическом порядке по темам: «Царский быт», «Боярский быт», «Город XVII века», «Школа». Эти кабинеты‑музеи учителя часто использовали для проведения урочных занятий и внеклассных мероприятий.

Для кабинетов‑музеев на уроках труда ученики изготавливали планы городов, модели и макеты метательных машин, средневековых замков, лепили сфинксов и древние обелиски. Такой труд, а также его результаты, ставшие экспонатами музея, помогали глубже проникнуть в изучаемую историческую эпоху. В кабинете ученики готовили рефераты, смотрели наглядные материалы при помощи «волшебного фонаря». Такой фонарь с лампой и экраном стоил 50 рублей, черно‑белые картины продавались по 15 копеек, раскрашенные стоили в два‑три раза дороже. Для показа использовалось электрическое освещение или же свет спиртокалилен и ацетиленовых ламп. Демонстрация картин проходила во время вечерних чтений, приуроченных к дням знаменательных событий истории (по календарному методу). В кабинете‑музее проводили также юбилейные выставки, посвященные Отечественной войне 1812 г., 300‑летию дома Романовых. В частности, выставка в честь царствующего дома была устроена под руководством педагога Н. Г. Тарасова учениками в 5‑й Московской гимназии.

Все это многообразие наглядных пособий использовалось как во внеклассной работе, так и на уроках. Прежде всего на урок привлекали учебные картины, которые, по мнению Б. Н. Жаворонкова, должны отвечать следующим требованиям (124):

1. Размеры картины должны позволять пользоваться ею всем ученикам класса.

2. Исполнение должно быть высокохудожественным и качественным.

3. Системность коллекции картин, отраженная в подборе коллекции.

4. Научность содержания картин, отвечающая требованиям Педагогического музея.

По своему содержанию картины можно отнести к трем типам: 1) картины, воспроизводящие памятники старины – старинные здания и сооружения; 2) картины бытовые, показывающие обстановку прежних времен; 3) картины сюжетные, раскрывающие наиболее важные и драматичные события истории. «Во всех картинах мы находим три объекта изображения: предмет, факт и явление» (121, 102).

Статичные картины, на которых изображены исторические памятники, лучше всего подходят для того, чтобы их анализировать и сравнивать. Картины культурно‑бытового характера целесообразнее применять для того, чтобы создать у учеников прочные представления типичного и яркие образы «в связи с драматическим рассказом». Ученики могут самостоятельно работать над картиной, как источником знаний, при этом у них вырабатываются умения анализировать, сравнивать, делать заключения.

Более упрощенными были требования по применению учебных картин в начальной школе. Один из учителей так описывал методику своей работы с картиной: «Дав ученикам наглядеться всласть, учитель предлагает им ряд вопросов, исчерпывающих содержание данной картины, причем они касаются как самого сюжета, так и обстановки его». Затем ученики составляют письменное описание картины, сначала под руководством учителя, потом самостоятельно (250, 26).

До сих пор сохранилось методическое указание вывешивать учебные картины в тот момент урока, когда они необходимы. Это указание появилось еще в начале XX в., высказанное П. М. Дрейманом: «Картины, рисунки, снимки с исторических памятников должны появляться в классе в то врем, когда они нужны. Развешивать учебные пособия по стенам классов и коридоров не следует. Если картины неизменно висят на стенах, то ослабляется их действие… Сначала учащиеся из любопытства осматривают все, что имеется в классе и коридорах. Потом, привыкнув, они не замечают картин, как не замечают и окраски парт и пр… Вторично заинтересовать учащихся картиной‑декорацией на уроке трудно. Учащиеся относятся к картине, как к чему‑то старому, знакомому и известному. В действительности же они содержания картины не знают, т. к. первоначальный осмотр картины был беглым. Кроме того, без руководителя картина им мало дала» (120, 48).

Всегда ли во время рассказа учителя следует привлекать учебные картины и другие средства наглядности. Методисты давали отрицательный ответ на этот вопрос. Как писали в своей методике В. Желтов и В. Токин, наглядные материалы нужны тогда, когда предназначены иллюстрировать повествовательный рассказ, когда «сообщаются сведения о результатах деятельности человека», но не сами «внешние действия», то есть не во время сюжетного рассказа (125, 91).

В целом же «при применении наглядных пособий нельзя слишком увлекаться, не следует забывать, что наглядный метод есть средство, а не цель преподавания. Однако опасность частого применения наглядных пособий не грозила подавляющему большинству школ и учителей России, поскольку применение наглядности не стало массовым. Так, из 132 опрошенных учителей лишь 60 ответили, что пользуются картами, 30 – картинками, 17 – "волшебным фонарем", 10 – моделями, различными предметами, а у 72 преподавателей вообще не было никаких наглядных пособий» (261, 35–36).

Значительная роль в деле обучения и воспитания отводилась Военно‑педагогическому музею военно‑учебных заведений, составлявшему отдел Петербургского музея прикладных знаний. Этот музей служил постоянной выставкой образцов учебных пособий и коллекций отечественного и зарубежного производства; собирал сведения о всех появившихся учебных пособиях, давал оценку пособиям, появившимся в продаже; содействовал учебным заведениям в подборе издателей и производителей учебных пособий; предоставлял свои учебные пособия во временное пользование военным учебным заведениям и войскам; помогал составлять и издавать книги для солдат, организовывать «чтения для народа».

 

* * *

 

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими, сочными красками.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно‑исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В. А. Томби «Саламинский бой», М. Г. Ройтера «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», Т. И. Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом». Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В. И. Лебедевым; среди них – «Полюдье», «В усадьбе князя‑вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в.

Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализируется учениками вместе с иллюстрациями учебника. Анализ позволяет определить, какие знания приобретали египтяне в ходе трудовой деятельности (знания по арифметике, геометрии, о природе страны, движении Солнца). Знание этого вопроса помогает ученикам в дальнейшем предположить и определить, какие научные знания должны возникнуть в Передней Азии (191, 49).

Культурно‑исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

На уроке картины используются с различными целями: как исходный источник знаний или зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или с целью его закрепления. Для раскрытия какого‑либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложение содержания новой для учеников картины занимает центральное место на уроке.

При работе с картиной учащиеся приобретают целый ряд умений, среди них: анализировать картину; извлекать из нее знания; использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить по ней рассказ.

 

Историческая карта

 

Исторические карты в преподавании истории становятся обязательным учебным пособием с конца XVIII в. В 1787 г. появилась «Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи» Ф. И. Янковичем де Мириево, в предисловии к этой книге учителю рекомендовалось «проходить историю по ландкартам» – большим географическим картам. «При изъяснении земель показывать границы, реки и места оных, сказывая ученикам, какие ныне страны заключают древние те места, о которых в истории говорится, и проводить на карте мелом бывшие переселения народов из одной земли в другую» (105).

Наибольшее распространение в русской школе при изучении всеобщей истории получили иностранные карты Киперта по истори Древнего мира и Шпрунера‑Бретшнейдера по истории Средневековья и Новой истории, но эти карты были неудобны для учебных заведений России, поскольку «имеют массу излишних для нас подробностей», будучи немецкими. На этих картах рельеф дробен и не выразителен. Недостаточно хороши и отечественные карты Иллюстрова, Максимова и Неслуховского: на них не показаны рельеф и торговые пути, краски крайне блеклы (232, 19).

В 80‑е гг. в Петербурге был издан атлас по русской истории Е. Замысловского и обширные на 255 страницах историко‑географические объяснения к этому атласу. Атлас содержал 16 карт, локализующий события истории с IX по XIX в. В нем также имелись планы городов Киева, Новгорода, Москвы, Санкт‑Петербурга, схемы Полтавского и Бородинского сражений. В качестве приложений на семнадцати страницах были даны перечень главных водных путей сообщения в Древней Руси, роспись губерний и наместничеств с 1708 по 1863 г., а также сведения о населении России.

Учителя часто пользовались картами, составленными А. Добряковым, среди них: «Карта Восточной Европы в половине IX века в Руси в удельный период по 1240 г.» (здесь же имелся вид старой Ладоги, Изборска, план Киева X в. и др.); «Карта Руси Московской и Литовской до 1689 г.» (помещены иллюстрации Успенского собора, Красной площади, план Москвы в начале XVII в. и др.); «Карта русской истории от Петра I и до нашего времени».

Историческая карты привлекалась на разных этапах урока, в частности, в элементарном курсе при повторении крупных разделов. Например, ученики получали задание выписать ряд городов, расположенных на определенной реке и в определенную эпоху; или же города, при которых произошли известные сражения. Ученикам надо было назвать город, его положение на карте, год сражения. Или выписать важные национальные битвы из истории разных стран и в разное время, обозначив год и город, при котором битвы состоялись.

На основе карты проводилось итоговое повторение фактов и событий по истории Древней Греции. Ученикам предлагалось рассмотреть изображение Геллеспонта и привести те исторические данные и мифы, которые связаны с этим месторасположением. Ученики говорили о злополучной Гелле, аргонавтах, полководцах Ксерксе и Александре.

В начале XX в. появляются первые представления о контурной карты. Так, А. Кролюницкий в историческом задачнике предлагает дать приложение «контуров» государств древней истории (восточные деспотии, Греция, Рим), средней и новой истории стран Европы (контуры Европы с частями стран Азии и Африки). По мере прохождения курса истории ученики должны были отобразить на схематичных картах границы государств, города, военные походы (231).

Важно было помочь ученикам обобщить разрозненные знания, относящиеся к территориальным изменениям страны в разные ее периоды, поскольку обычно они бывают разбросаны по всему курсу. Чтобы ярче показать такие изменения в истории одного и того же государства в разные периоды истории, например в Средние века и в Новое время, следовало ученикам применять один и тот же контур карты.

Методисты отмечали бесполезность для развития самостоятельности ученика в копировании карт, полагая, что лучше «скомбинировать» карту или на основе атласа сделать собственную, например о распространении христианства или ересей. Интересно задание показать на карте мира распространение картофеля за 40 лет до появления его в России.

Как указывали педагоги еще в конце XIX в., все готовое «смертельно» для дела воспитания, потому что оно задерживает работу мысли и убивает интерес (237). Преподавателю рекомендовалось в процессе объяснения нового при изложении географических данных применять меловые рисунки на доске, простейшие виды условно‑графической наглядности: диаграммы, фрагменты карт, планов на местности. «Для ученика, который видит, как все это произошло на его глазах, подобные рисунки бесконечно интереснее, чем те, какие он находит готовыми в своей книге» (148, 398).

Для графических работ был предназначен «Учебный исторический атлас» Е. Н. Фриде с картами по отечественной и всеобщей истории из 7 серий по 8 таблиц в каждой серии. На картах пунктиром обозначены границы государств и земель, названия стран, городов и рек, озер и морей. Ученикам же по прилагаемым образцам надо было «оживить» эти карты, раскрашивая отдельные страны или их границы.

При работе с настенной картой рекомендовалось пользоваться указкой («палочкой четверти в три длиной») для того, чтобы карта не грязнилась от прикосновения к ней руками. Кроме того, применение учеником указки позволяло не загораживать карту, давая возможность товарищам следить за движением указки (164, 65).

 

* * *

 

В советское время исторические карты очень широко применялись в обучении. Затем в 90‑е гг. XX в. в результате кризиса в экономике произошел спад производства, разрушение предприятий школьной индустрии. В настоящее время возрастает производство картографической продукции для школы, увеличивается число компьютерных программ, использующих условно‑графическую наглядность. Существуют специальные методические рекомендации по характеристике условно‑графической наглядности, ее применению в школьной практике.

Исторические карты подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне– и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и Госстандартом. В названии указано место и время событий, например, «Рост Римского государства в III в. до н. э. – II в. н. э.», «Древняя Русь в IX–XII веках».

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы потому, что на них отражены события и явления учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт. К тематическим относятся карты «Русские княжества в XII веке», «Отечественная война 1812 г.». Как правило, тематические карты используются на фоне и в сочетании с общими, дополняя друг друга. Так, при изучении Отечественной войны 1812 г. используются также карты «Российская империя с начала XIX в. до 1861 г. (европейская часть)» и «Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 г.».

Как известно, исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации.

В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно‑временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Освоив методику работы с исторической картой, ученики должны прийти к следующим результатам в области картографических знаний и умений: а) должны знать, что название карты указывает на тему и на ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшие друг друга события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты; б) должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально‑экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

 

Основная литература

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!