Вопрос 2. Принципы экологического образования.
В процессе экологического воспитания и образования происходит развитие интеллектуальной (способности к целостному анализу экологических ситуаций), эмоциональной (эстетического восприятия и оценки среды) и волевой (убеждений в возможности решения экологических проблем, стремлений к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды) сфер.
Современные подходы к содержанию образования в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человечества и биосферы. Принципы его осуществления: 1) междисциплинарный подход в формировании экологической культуры: определение функционального предмета в общей системе экологического воспитания, обеспечение межпредметных связей подходов; 2) системность и непрерывность изучения экологического материала; 3) единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; 4) взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов в решении проблем охраны природы. При этом очень важны такие исходные положения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания.
Принцип гуманизацииисходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, принятая в 1990 г.), из особенностей психического развития младшего школьника. Социальное назначение детства -адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно поэтому начальная школа должна стать школой радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека - гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома -планеты Земля.
|
|
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действияпозволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.
Принцип междисциплинарностипредполагает согласование различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.
|
|
Принцип интеграцииестественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи (Концепция общего среднего экологического образования, 1994). Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, осознанию роли и места человека в системе мироздания и характера его деятельности в социоприродной среде. Этот принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, становлению ценностно-нормативных ориентации к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.
Напомним, что педагогическая эффективность данных подходов к содержанию будет успешной только при строгом соответствии экологического образования психическому процессу, законам развития детского организма, т. е. при опоре на принцип природосообразности.Он предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.
|
|
Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно. Иными словами - междисциплинарно. Для его реализации важно задействовать всю систему учебных предметов начальной школы, взаимосвязь которых может быть достигнута при наличии стержневых идей, таких, как:
· Земля - наш общий дом;
· Все связано со всем;
· Труд как условие связи человека с природой.
Мировоззренческий аспект экологической культуры как компонента целостной характеристики личности — это наиболее общие идеи относительно взаимодействия человека с природным окружением. Экологическая культура выступает в качестве органической части мировоззрения, которая объединяет духовные основания отношения человека к миру (цели его устремлений, представления о смысле своего существования, принципы деятельности), предполагающие наличие и динамику иной, внутренней мировоззренческой функции — сознательного построения своего внутреннего мира, образование особого механизма, с помощью которого в регуляцию социального поведения включаются мировоззренческие ценности (экологический императив или экологическое сознание). В работах Г. В. Шейнис, И. В. Кряж и др. исследуются экологическое сознание как существенное отношение к природе, взаимоотношения человека с природной действительностью (А. Н. Ильина). При этом акцент делается на изучение психологических особенностей восприятия как природы в целом, так и отдельных природных объектов, раскрываются отдельные аспекты формирования отношения к природе, т. е. экологическое сознание — единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности (Н.Н.Вересов). Такой подход позволяет выделить реальность не только знания, но и смыслов — ценностно-смысловой уровень: для того чтобы формируемая у ребенка система понятий стала фактором становления его личностного отношения, она должна включать ценностное содержание предмета. В целом же экологические знания детей формируют осознанный характер отношения к живым существам и дают начало экологическому сознанию.
|
|
Необходимо также учитывать, что нередко экологическое сознание рассматривают как сравнительно недавно сформировавшийся способ научного мышления. Однако такое толкование достаточно узкое. Развитие экологического сознания на современном этапе определяется как уровнем НТР, так и тесной его взаимосвязью с гуманистическими идеями, присутствием идеалов, убеждений, ценностных ориентации (элементов мировоззрения).
В сознании, отражающем взаимоотношения человека с природой, можно выделить компоненты: знания о природных явлениях и закономерностях, понимание целей, содержания и способов деятельности, оценку внешнего и внутреннего человеческого мира, самооценку личностной позиции в отношениях с действительностью и людьми. Но это не должно отождествлять сознание и мировоззрение как специфической его формы, включающей фундаментальные идеи, определяющие мироотношение человека и являющиеся результатами обобщения знаний, опыта эмоциональных оценок; для экологического сознания эту роль выполняет экологическая культура в качестве необходимой части мировоззрения.
В содержании школьного экологического образования многих развитых стран нашла отражение концептуальная модель «Земля - космический корабль». В материалах Всемирной стратегии охраны природы говорится, что Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Ан-туан де Сент-Экзюпери напоминает людям Земли: «Мы все... на одной и той же планете - мы экипаж одного корабля».
Можно согласиться с тем, что эта модель имеет немалые потенциальные возможности для формирования экологической ответственности у школьников подросткового и старшего возраста. Однако перенос ее в условия начальной школы несколько преждевременен, ибо научных знаний о космосе и планете Земля, знаний о безотходном производстве у младших школьников еще нет. Идея Земли как общего дома всех живых существ наиболее понятна и близка каждому, в особенности детям. С этим согласуются и идеи экологии как науки о доме, и мнения многих известных ученых-экологов. Н.Н.Моисеев пишет: «Ойкуменой человечества стала теперь вся планета, причем и заселена она достаточно плотно». Он же предостерегает: «Уходить с испорченной и загаженной Земли людям теперь просто некуда». Академик вновь и вновь возвращается к идее дома как важнейшему условию воспитания экологической ответственности: «Открытые человеком законы - суть концентрированный опыт человека. Они должны быть основой любого образовательного процесса: человек должен знать, как функционирует сложнейшая система, которая является его единственным домом - домом, которому он обязан своим появлением на свет и частью которого он является».
Образ общего земного дома - дома всего человечества, всех живых существ поможет ребенку понять свое место в мире природы, свое назначение и обязанности по отношению к другим людям и всем обитателям Земли. Жить в общем доме - означает неразрывную связь человека с природным окружением, хрупким и уязвимым, заботу о его нуждах и сохранности.
Данная идея подкрепляется законом экологии о целостности окружающего мира, сформулированным американским экологом Барри Коммонером: «все связано со всем». Миллионы живых существ живут на планете Земля - в нашем общем доме. Тысячами невидимых нитей они связаны со своей средой обитания - почвой, воздухом, водой, теплом и светом, а также между собой. Эти взаимосвязи возникли в результате длительной эволюции: организмы приспосабливались друг к другу, к условиям среды обитания. В результате развития жизни на Земле возникла био сфера, область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную систему. Биосфера - самая большая (глобальная) экосистема Земли. Человечество всецело зависит от биосферы. Деятельность человека должна соответствовать законам природы, так как их нарушение может катастрофически изменить условия жизни на Земле.
Известно множество примеров разрушения живой природы Земли в результате мощного наступления техники. И главным виновником резкого ухудшения экологической обстановки в нашем земном доме является человек.
Человек является частью природы, но вместе с тем он венец ее творения, обладающий высокоразвитым мышлением, речью, проявляющий себя в сознательном труде. В связи с хозяйственной деятельностью человек, как правило, не приспосабливается к природе, а, напротив, приспосабливает ее под свои потребности и нужды: строит поселки и города, дороги, плотины, искусственные моря, т. е. воздействует на свое окружение как отрицательно, так и положительно.
Отрицательное воздействие деятельности человека резко возросло в двадцатом столетии (техносфере), искусственной среде его обитания. В результате человечество подошло к критической черте, реально угрожающей сохранению жизни и здоровью современной цивилизации. По существу, все экологические проблемы возникли потому, что люди не соотносили своих действий с возможностями природной среды. В результате такого хозяйствования в нашем общем доме создалась обстановка, в которой стало опасно жить, дышать, пить воду, питаться.
Как пишет педагог Л.Ю.Чуйкова: «Новое поколение должно навести порядок в доме, иначе оно может не выжить. Но делать это надо с умом, сначала изучить этот дом, его обстановку, особенности, закономерности, а потом уж наводить в нем первозданный порядок». Каждый человек с самого раннего детства должен привыкать к мысли, что труд, поведение, любое действие в природе могут принести не только пользу, но и вред. Об этом необходимо говорить детям при анализе любого конкретного поступка и проступка: разоренное гнездо, подобранный птенец, подкормка птиц и т.п.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!