Раздел І. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ



А. А. ИВАКИН

 

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

Монография

 

Издание второе, переработанное и дополненное

 

Одесса «Фенікс» 2007

Сумы «Університетська книга» 2007

Москва «ТрансЛит» 2007

 

НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ СОХРАНЕНА. КУРСИВЫ И ПОЛУЖИРНОЕ НАЧЕРТАНИЕ НЕ СОХРАНЕНЫ! А ИХ В ТЕКСТЕ МНОГО. ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЕРСИИ В ФОРМАТЕ PDF И DJVU!

 


ББК 87

УДК 140 И177

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом Одесской национальной юридической академии. Протокол №7 от 8 июля 2006 года.

 

Рецензенты:

О. П. Пунченко, доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации — члена ООН, академик Всемирной академии наук комплексной безопасности;

А. М. Черныш, доктор философских наук, профессор, академик Украинской академии наук.

 

Ивакин А.А.

Диалектическая философия: Монография. – Издание 2-е, перераб. и доп. Одесса: Фенікс; Суми: Університетська книга; М.: ТрансЛит, 2007. — 440 с.

ISBN 978-966-438-031-4 (Фенікс).

ISBN 978-966-680-350-7 (Університетська книга). ISBN 978-5-94976-224-0 (ТрансЛит).

 

Доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии Казахской ССР А. А. Ивакин в своей книге не только рассказывает о диалектике, но и применяет ее как метод исследования и изложения самих философских проблем.

Автор стремится доказать, что в основе существования и развития всей окружающей нас действительности лежит противоречие между материальным и идеальным как вечными и неотъемлемыми свойствами Бытия. Эта идея позволяет автору доказательно и в систематической форме размышлять над самыми важными для любого человека проблемами — смыслом жизни, счастьем, свободой, отношением к Богу и миру.

Всем содержанием своей книги автор говорит: если человек хочет жить осознанно и по-настоящему счастливо, то ему совершенно необходимо, хотя бы в общих чертах, овладеть и диалектическим способом мышления, и знанием реальной диалектики развития бытия, потому что именно это дает возможность человеку понять свое истинное предназначение.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, всех тех, кто интересуется философией, а значит, — хочет стать и быть мудрым.

 

ISBN 978-966-438-031-4 (Фенікс).

ISBN 978-966-680-350-7 (Університетська книга). ISBN 978-5-94976-224-0 (ТрансЛит).

 

И177

© Ивакин А.А., 2007

© Оформление

ЧП «Фенікс», 2007

 


Предисловие ко второму изданию

За четыре года, прошедшие с момента первого издания «Диалектической философии», автор много читал, много думал и поэтому, как ему кажется, достаточно хорошо прочувствовал недостатки своей книги. Главный из них, определяющий собой все остальные, состоит в том, что изменившееся за последние годы мировоззрение автора местами все еще противоречиво наслаивается на прежнее, когда автор искренне считал, что его онтология вполне может быть построена материалистически. В настоящее время стало очевидным, что это — иллюзия, и автор окончательно завершил свой философский «дрейф» от диалектического материализма к эволюционному спинозизму.

Здесь следует, конечно, объяснить, что из себя представляет это странное, на первый взгляд, сочетание — «эволюционный спинозизм». Во-первых, спинозизм — это не материализм (и не идеализм). И в этом отношении автор полностью согласен с исследователем философии Спинозы А.Д. Майданским. И более того, автор считает, что философия Спинозы не просто какая-то особая, третья, по отношению к материализму и идеализму, точка зрения, а первая попытка их диалектического синтеза. Во-вторых, и сам спинозизм свое дальнейшее развитие может получить только, будучи синтезированным с эволюционным мировоззрением и методом, одним из наиболее ярких проявлений которых является концепция Пьера Тейяра де Шардена.

Исходя из такого вот философского мировоззрения, которое содержит в себе как единое целое и субстанцию, и диалектический процесс, автор стремится показать, как на каждом эволюционном уровне восхождения сущего к своему идеалу, к тому, что {конец стр. 5} у Тейяра называется точкой омега, материальный и идеальный атрибуты субстанции ищут и находят друг друга, формируя, выражаясь в терминологии интуиции Лейбница, все более и более совершенные «зеркальца» (монады, «души» в единстве с их материальной оболочкой), способные все совершеннее и совершеннее отражать окружающий их мир. И так — вплоть до полностью осознающего себя и самодовлеющего Бытия. И именно оно как Абсолют определяет смысл бытия мира в целом и каждого из нас. И этот смысл — главная цель и главное содержание нераздельных друг от друга Веры и Знания, которых так требует от нас наше сложное время. {конец стр. 6}


От автора

 

Великий древнегреческий философ Гераклит печалился и даже отчаивался из-за того, что человек не хочет следовать Логосу — закону бытия. А мудрость как раз в том и заключается, чтобы этому закону следовать. Сейчас ситуация куда более сложная и опасная, чем во времена Гераклита, и степень отчаяния и разочарования в способности Homo sapiens быть действительно существом разумным возрастает многократно.

Недальновидное, эгоистическое поведение людей создало множество глобальных проблем. И возникает вопрос: а продолжит ли человечество свое развитие, достигнет ли предназначенной ему великой цели? Или же оно возвратится в жалкое варварское состояние, а то и вообще — погибнет? Ведь согласно Гегелю, испытание на действительность выдерживает лишь то, что разумно. То, что лишено разума, в конечном итоге обречено на деградацию и гибель. Чтобы избежать такого бесславного конца, людям предстоит, причем в самое ближайшее время, совершить немало серьезных практических преобразований, радикально перестроив при этом и свое мышление. Пришло время мудрых мыслей и мудрых поступков. А мудрости, как известно, учит Философия.

Написав слово «философия» с большой буквы, мы хотели сказать этим, что речь в данном случае идет обо всей системе философского знания, а не о каком-то одном, изолированно взятом философском учении. Конечно, каждое такое учение несет в себе тот или иной важный поворот человеческой мысли, фиксирует и гениальные находки в умении решать сложные жизненные проблемы, и серьезные трудности такого решения. Как говорят, слова из песни не выкинешь! Но, с другой стороны, нельзя и песню заменить выхваченным из нее каким-нибудь одним словом. Для того чтобы мыслить культурно, быть по-настоящему мудрым, человек должен приобщиться ко всему историческому опыту человеческого мышления. {конец стр. 7}

Философией, порою даже и не осознавая этого, вынужден пользоваться каждый человек. Но весь вопрос состоит в том, какой именно философией и как именно он пользуется.

В одном из фильмов Леонида Гайдая его знаменитые персонажи — Трус, Балбес и Бывалый, высказывают свое философское кредо: «А все же жить, как говорится, хорошо!» — «А хорошо жить еще лучше!» — «Точно!» И не знают эти мошенники, что именно этой теме были посвящены многие беседы великого Сократа.

Каждый хочет жить хорошо, то есть быть счастливым, но разные люди вкладывают в эти понятия весьма разный смысл. Сократ полагал, что для того, чтобы быть счастливым, нужно обязательно понять, что такое благо вообще. А это очень непросто и поэтому подлинно счастливым может быть только мудрый человек. А вот Балбесу и подобным ему людям не нужны излишние умствования, им кажется, что они и без этого знают, что значит жить хорошо. Так что выходит — есть философия Сократа, а есть и философия Балбеса.

И что же: если существует несколько, даже — много пониманий счастья, означает ли это, что все они истинны? Не будем спешить присоединиться к избитой фразе — «Сколько людей, столько и пониманий счастья». Следует хорошенько осознать, что говорящий так, выступает противником великих мыслителей — Сократа и Платона, всю жизнь боровшихся с позицией софистов, согласно которой любой человек — мера всех вещей.

Не следует судить о сложных вещах с позиций обыденного сознания. Надо серьезно, на теоретическом уровне, разобраться в том, действительно ли история определяется случайным сочетанием траекторий жизни каждого из живших и живущих людей, или же существует некая объективная и всеобщая направленность развития событий.

Многие из религий — и в этом их великая и непреходящая заслуга — уже давно сформулировали великую идею такой направленности: человек не должен жить как попало или как ему угодно.

Есть некий Логос, объективный закон бытия, и каждый человек должен знать его или хотя бы ощущать его присутствие, верить в него и по мере своих сил и возможностей активно следовать {конец стр. 8} ему в своей жизни, понимая, что от этого зависит спасение его самого и его близких.

В отличие от религиозной веры, диалектическая философия, стремится к тому, чтобы путь к спасению и счастью был не только указан, но и рационально обоснован. Рациональное обоснование осуществляется при этом в двоякой форме. Во-первых, диалектика раскрывает обусловленную законами Бытия направленность развития всего сущего. Такая форма диалектики называется объективной диалектикой. Выдающийся философ Г.С. Батищев предпочитал иногда в этом выражении использовать заглавные буквы — «Объективная Диалектика», желая этим показать, что именно она как некий божественный категорический императив должна руководить желаниями и поступками человека. Во-вторых, диалектика предоставляет человеку возможность научиться правильно, мудро мыслить, с тем чтобы мудро жить. В этой форме проявления диалектику называют субъективной диалектикой — теорией познания и содержательной логикой.

Итак, диалектическая философия позволяет человеку поднять свое мышление на теоретический уровень и в результате этого найти путь к счастью и спасению. Блез Паскаль писал: «…Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно. В этом — основа нравственности». {конец стр. 9}


Раздел І. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!