Проблемы, связанные с шезлонгом



 

В конце XIX века шезлонги были в новинку, правда, они принесли и новые проблемы: в отличие от кроватей, где можно в любое время поменять положение и выбрать наиболее удобную позу, шезлонги надо было заранее как можно лучше приспособить к потребностям и строению тела. Физиолог труда Гунтер Леман, который нашел существенные недостатки в конструкции шезлонгов, писал в 1940 году:

«1. Площадь частей тела, опирающихся при лежании на шезлонг, должна быть как можно больше, а давление на единицу площади как можно меньше. При этом не нужно равномерно распределять давление. Те части тела, которые наименее чувствительны к давлению (например, таз), должны нести большую нагрузку, чем более чувствительные к давлению (например, поясничный отдел позвоночника). Гипсовый слепок не может быть идеальным сиденьем!

2. Следует избегать любого прямого и косвенного давления на нервы (онемения частей тела) и затруднения оттока крови из переполненных в результате стоячей работы сосудов ног.

3. Обусловленная конструкцией шезлонга поза должна давать телу положение настоящего покоя».

Звучит просто и логично, однако на самом деле это довольно сложная задача, потому что подходящей обивкой, опорами для рук и ног, а также удобным подголовником проблему не решить. Пунктом преткновения является вот это «положение настоящего покоя». Требовалось найти позу, при которой мышцы, приводящие в движение тазобедренные и коленные суставы, полностью расслаблены и не подвергаются действию внешних сил. Но как ее найти? У Лемана появилась идея – погрузить испытуемых в прозрачный бассейн с водой, где они могли держаться руками за деревянную перекладину. Он предположил, что при устранении силы тяжести легче установить, в каком положении мышцы наиболее расслабленны. Потом на фотографиях он измерил углы сгибания суставов в тех позах, которые испытуемым были наиболее приятны. Они почти не отличались друг от друга, угол сгиба тазобедренного сустава оказался практически равен углу сгиба коленного сустава, примерно 134 или 133 градуса. Решение было найдено.

 

Как человек лежит в воде, так он лежит и в постели: оптимальная поза в бассейне

 

Человек лежит без напряжения, если учтены самые удобные углы сгиба суставов, а ноги лежат выше туловища. Примерами мебели, обеспечивающей такое положение тела, служат диван «кенгуру», повторяющий очертания морских волн и изобретенный в США за несколько лет до того, как Леман провел свои эксперименты, а также «опрокинутый» шезлонг, авторами которого были Ле Корбюзье и Шарлота Перриан (1928). Такая поза просто приглашает погрезить наяву.

 

Горшок с цветком обязателен – «опрокинутый» шезлонг, 1929 г.

С любезного разрешения Фонда Ле Корбюзье.

 

Место кровати и освещение помещения

 

Пропорции помещения, материалы, свет – все это в лежачем положении воспринимается иначе, чем в положении стоя. В зависимости от того, стоит ли кровать далеко от окна, вдоль стены или к стене обращено только изголовье, возникает различное восприятие помещения, которое может быть окрашено личными впечатлениями и воспоминаниями. Если человек лежит в полной темноте, где отсутствуют какие бы то ни было визуальные ориентиры, он может почувствовать замешательство. Тогда лежащий человек может обращать внимание лишь на какие-то точки, выделяющиеся в темноте: мигание компьютера, оставленного в спящем режиме, щель под неплотно закрытой дверью, фонарь возле дома напротив. Многие люди любят неяркий свет в спальне, так им легче заснуть. А некоторым неприятно, если утром их будят солнечные лучи. Далеко не все могут спокойно засыпать под шум городского транспорта и просыпаться от мелодичного пения птиц. Кому-то трудно или вообще невозможно уснуть в полной тишине, потому что тогда собственное дыхание или урчание в животе могут вызвать беспокойство и помешать заснуть.

В XVIII и XIX веках многие ломали себе голову над вопросом, как оградить людей от воздействия всевозможных вредных влияний. При этом в поле зрения попадали не только окружение дома, спальня, материалы, из которых изготовлена постель, но и сама постель и ее положение в комнате. Кровать стала полем боя ожесточенных споров; все чувствовали себя обязанными высказаться по этому поводу. Некоторые идеи и сегодня звучат вполне резонно, а другие абсолютно невозможно понять. Как правило, для сна рекомендовалось спокойное, темное место, куда не проникали громкие, прежде всего неравномерные звуки. Некоторые советы граничили с суеверием, например, Пёхе всерьез не советовал ставить кровать так, чтобы «свет падал в комнату поверх головы спящего», потому что у детей это якобы может вызвать дальнозоркость и косоглазие. Лучше лежать ногами к окну, однако тогда возникает другой недостаток: «Свет действует на наши глаза и мешает нашему покою» (что, правда, легко исправить с помощью штор или жалюзи), но, с другой стороны, Пёхе считал полезным, чтобы человек просыпался от солнечного света и вставал рано. Пожилым людям он рекомендовал не спать ногами к двери, потому что ногами вперед выносят покойников. И наоборот, можно специально лечь так, чтобы сократить предсмертные мучения.

Предпочтение у некоторых людей относительно расположения кровати, вероятно (если отвлечься от подобных советов), может вызываться привычкой и физиологическими аспектами, связанными с древним инстинктом – обезопасить свой сон. Оставшийся анонимным автор книги «Наш дом» (1964) нашел этому простое объяснение: «Боязливые люди чувствуют себя защищенными в нишах или в углу; напротив, уверенные в себе предпочитают, чтобы кровать стояла в середине комнаты». Современную вариацию на эту тему предложил однажды детский писатель Янош[30], который, как он уверяет, придумывает во сне истории для своих книг, «материал на триста лет». У него несколько мест для сна, например в мансарде высотой всего 1,20 метров «на жестком квадратном футоне (два метра на два), чтобы мое тело, как компас, во сне могло вертеться в разных направлениях. Мне кажется, это необходимо. Положение тела должно определяться положением звезд, чтобы получать сообщения. В полнолуние я сплю на мягкой кровати с железным каркасом в комнате без окон вот в этом доме, стены здесь каменные, метровой толщины. В другие дни – в комнате с малюсенькими окнами, выходящими на восток, чтобы не пропустить восход солнца».

Теодор Партей в брошюре «Здоровый сон! Полезные советы и маленькие хитрости для больных и здоровых» (1887) пишет не о свете, а о предполагаемой взаимосвязи между земным магнетизмом и нервной системой: «Итак, в силу того, что магнитное излучение направлено от Северного полюса к Южному, нам лучше всего спать ногами на юг, а головой на север, чтобы магнитные лучи проходили сквозь нас в направлении от головы к ногам, а не наоборот». Вторым приемлемым положением он считал направление с запада на восток, «чтобы, когда мы лежим в постели, наши глаза были направлены на юг или восток, а не на север или запад. Случалось, что человек, тщетно призывавший сон, помогал себе тем, что просто менял местами изножье и изголовье постели. И тотчас появлялся наш друг Морфей, и усталые веки смеживал долгожданный сон». Некто доктор Фишвайлер из Магдебурга, который дожил до заслуживающего уважения возраста – до 109 лет, – объяснял свое долголетие в основном тем, что всю жизнь спал головой на север.

 

Спать без пыли – чертеж к инструкции Бильца

Фридрих Е. Бильц. «Новые природные методы лечения. Учебник и справочник по природным способам лечения и сохранения здоровья». Лейпциг, 1898.

 

Но были и другие факторы, влияние которых на лежание и сон привлекало внимание ученых. Основоположник натуропатии Фридрих Э. Бильц в своем объемном труде «Новые природные методы лечения» (1894), ставшем всемирным бестселлером, рекомендовал «армии слабогрудых и начинающим кандидатам в чахоточные», чтобы в спальне «было как можно меньше пыли». И давал конкретные инструкции, как этого достичь: вначале надо встать на край каркаса кровати и прикрепить над раскрытым окном стеганое или шерстяное покрывало, которое должно спадать до кровати. «Ну вот, можно ложиться, – продолжает Бильц. – При этом, поднимая на мгновение покрывало и пряча за ним лицо, мы укладываемся головой на скатанную в валик подушку в точке 4. Теперь, уже вытянувшись на спине, мы беремся за оба угла покрывала (3 – 3) и подтыкаем их с правой и левой стороны подушки в точках 5 – 5». (Чертеж прилагался.) Эти приготовления гарантируют восхитительный сон: «Хотя мы и спим в комнате, но благодаря покрывалу, спускающемуся сверху на постель далеко от нашего носа, полностью отгородили себя от комнатного воздуха и связанных с ним вредных для здоровья факторов». В то время, когда многие люди становились жертвами туберкулеза, некоторые проповедники свежего воздуха считали надежным методом лечения сон в открытых палатках, открытых домах или – что, конечно, было определенным компромиссом – возле открытого окна.

 

Сны и кошмары

 

В XIX веке пришли в движение некие механизмы, которые историк культуры Питер Гай однажды назвал «дотошным исследованием собственного “я”». И кушетка сыграла в нем значительную роль. Она стала незаменимым предметом мебели при психоанализе. Лежа в трансе на кушетке психиатра, пациент допускает доктора в самые сокровенные глубины своей души. Лежание облегчает самонаблюдение, склонность к игровым ассоциациям, помогает направить внутренний взор во все уголки, глубины и пропасти, куда он обычно и не заглядывает. Желания, которые пациент при нормальных повседневных условиях даже не осознает или, может быть, не решается высказать, формулируются перед психоаналитиком и затем укладываются в его – как мы сегодня знаем – в большой степени спорные модели толкования. Для Фрейда кушетка была не просто мебелью, в 1938 году, когда семье пришлось бежать от нацистов, он перевез ее в Лондон.

 

Лежа легче обнажать свое подсознание – пракушетка Зигмунда Фрейда

С любезного разрешения частного Фонда Зигмунда Фрейда в Вене.

 

Пациент, лежащий на фрейдовской сверхкушетке, находится в неравном положении с сидящим психоаналитиком. И если предположить симпатию или даже, возможно, эротическое влечение между врачом и пациентом, то требуется не так уж много фантазии, чтобы представить себе сексуально напряженную ситуацию. Говорят, вначале Фрейд сидел рядом с кушеткой и пациентом, так было легче установить визуальный контакт. Но после того как одна пациентка попыталась сблизиться с ним, он отказался от этой практики и садился уже за кушеткой. У этого был и свой плюс: пациент чувствовал меньший контроль и ему было легче предаться свободному потоку мыслительных ассоциаций.

Популярность психоанализа придала кушетке дополнительное значение – в нескольких языках это слово ассоциируется только с психоанализом. Нью-йоркскому дизайнеру Тоду Брахеру пришла в голову прекрасная идея назвать элегантную, роскошную кушетку, сделанную по заказу одной итальянской дизайнерской фирмы, просто «Фрейд».

Не обошлось и без того, чтобы кушетка психоаналитика использовалась также для других интимностей, кроме вербальной откровенности. Венгерский ученик Фрейда Шандор Ференци из-за этого мучился угрызениями совести, он даже выражал в письме к Фрейду страх, что какой-нибудь пациент с особенно чувствительным обонянием может почувствовать запах или даже заметит следы спермы на кушетке. Историк науки Андреас Майер описывает, как кушетку психоаналитика догоняет ее порнографическое прошлое. И действительно, было немало различных вольных сочинений, в названии которых упоминались кушетки, диваны и т. п., например роман «Канапе цвета страсти» (1741), сочиненный предположительно Луи Шарлем Фужере де Монброном, описывающий сексуальные бесчинства высокопоставленных духовных лиц в парижском борделе (заметим, на диване) и сочетающий критические и вуайеристские мотивы. Этот текст, пишет Майер, «с одной стороны, обвиняет ложную святость клириков и религиозное воспитание, а с другой – восхваляет тайные мазохистские ритуалы как секретные рецепты для стареющих женатых мужчин».

Мебель для лежания XIX века, снабженная механизмами и так замечательно приспосабливающаяся к биомеханике человеческого тела, не только расширила возможности движения, но и направила сексуальные фантазии в дотоле не изведанные области. Резкие движения, при помощи которых стало возможно прямо-таки опрокинуть пациента в горизонтальное положение, безусловно, сказались на движениях и изменении поз при сексуальном контакте. В романе Джеймса Кэмпбелла Редди «Любовные похождения хирурга» (1881) молодой протагонист под предлогом обследования пользуется любой возможностью, чтобы получить удовольствие за счет своих обреченных на пассивность пациенток. Изготовленная по специальному заказу кушетка становится настоящим «полем боя Венеры»: «…эта кушетка была очень широкой, без спинки и с регулируемым изголовьем на одном конце, а ножной конец имел форму полумесяца…» Кроме того, у этой специально сконструированной кушетки были винты еще в нескольких местах, что позволяло любовным парам принимать самые причудливые позы, невозможные на обычном диване или постели.

Неожиданно повсюду появилась разнообразная складная мебель для лежания – в операционных, парикмахерских, родильных домах, в кабинетах для более или менее серьезных обследований. Поэтому неудивительно, что на эту мебель обратили внимание и художники. На рубеже XIX и XX веков лежание ассоциировалось, с одной стороны, с богемным наслаждением, а с другой – с глубинами подсознания. Как изменились горизонтальные миры грез после того, как техника ворвалась в мир людей и стала угрожать полным контролем над ним?

Сюрреалисты, искавшие эстетику, противоположную реализму, особенно знамениты тем, что придали сну, грезам и опьянению эстетическое и политическое измерения. Макс Эрнст любил перерабатывать явления мира потребления в сюрреалистичные, сбивающие с толку коллажи. Для своей работы «Изготовление клея из костей», созданной в 1921 году, он использовал рекламу теплового лечения из медицинского журнала и дополнил ее несколькими механическими элементами. В результате мы видим лежащую женщину, которая, кажется, утратила контроль над окружающим ее миром, возможно, потому, что находится во власти какой-то невидимой силы. По тонким трубочкам из ее тела не то стекает жидкость, не то наоборот – поступает в него. Кошмарное зрелище, кадр из фильма ужасов. Это уложенное в горизонтальное положение существо еще в сознании или мнимую жизнь поддерживает в нем только аппаратура? Странная картина, которая была задумана для журнала «Дада». Эрнст знал, что жизнь и лежание человека не поддаются рациональной механической организации, что связь человека и технических приспособлений неизбежно превратится в кошмарный сон. В своем произведении он демонстрирует дальновидность, которой так не хватает некоторым сегодняшним восторженным фанатам техники.

 

Музей лежащих людей

 

Предпримем небольшую экскурсию по воображаемому музею лежащих людей, в котором собраны все изображения людей в горизонтальном положении, сделанные когда-либо. К наиболее известным изображениям лежащей женщины, в данном случае прикрытой покрывалом и погруженной в сон, относится картина Витторе Карпаччо «Сон святой Урсулы». Разумеется, художники писали не только изможденных лежащих женщин, подобных этой монахине. Достаточно вспомнить «Маху обнаженную» Франсиско Гойи. А Анри Матисс, работавший, кстати, лежа в постели, при помощи палок с прикрепленными к ним кистями, демонстрирует нам на картине, изображающей обнаженную женщину, ее зад, который, по точному замечанию французского эссеиста Жан-Люка Эннига, «за годы бездеятельного ожидания… втрое увеличил свои размеры. Так как модель перенесла всю тяжесть своего тела на правый бок, – продолжает автор, – ягодицы лежат, подобно этажам дома, одна на другой, и впечатление возникает совершенно неповторимое… Эта женщина – само воплощение тяжести. Нагруженная таким количеством плоти, она, вероятно, живет только лежа, потому что почти невозможно представить, чтобы она могла сопротивляться неумолимым законам гравитации». Да, лежащие люди порой кажутся неприличными, неуклюжими, глупыми, но они бывают и изящны. То, что лежание может быть прямо-таки возвышенной формой существования, нам доказывают многочисленные портреты, если они приоткрывают интимный мир лежащего человека. Но это в меньшей степени касается изображений дремлющих людей, они как раз могут смутить или даже возбудить зрителя.

 

Взгляд из горизонтального положения: «В рамке, образованной моими бровями, носом и усами, возникает часть моего тела, насколько оно видно, и его окружение»

Эрнст Мах. «Анализ восприятия и соотношение физического и психического». Йена, 1911.

 

За плотной завесой можно увидеть целую галерею эротических изображений лежащих женщин, Одри Хепберн с ее сдержанным эксгибиционизмом и лежа остается иконой стиля. Взгляд, направленный в камеру, выдает больше, чем простое знание своей привлекательности. Когда Дуглас Киркланд в фотосессии «Вечер с Мэрилин» фотографирует сверху Мэрилин Монро, лежащую в постели и обнимающую подушку, а она при этом смотрит соблазнительно полуоткрытыми глазами в объектив, это – прекрасная игра с ожиданиями зрителя, несмотря на то что изображенная женщина остается недостижимой. Лежащие мужчины, по крайней мере в постели, и раньше, и сегодня встречаются в искусстве реже. В 1972 году Бёрт Рейнольдс[31] сфотографировался обнаженным, лежа на медвежьей шкуре, для разворота журнала «Космополитен»: широко улыбающийся, с сигаретой во рту, прикрывающий рукой гениталии, он, безусловно, запоминающийся экспонат этого необычного музея. «Ночь» Фердинанда Ходлера показывает художника, разбуженного духом ночи, окруженного шестью другими более или менее прикрытыми лежащими людьми обоих полов. Можно вспомнить и «Урок анатомии» Рембрандта, на котором врачи толпятся вокруг вскрытого трупа.

 

Вы все еще лежите?

 

Французское выражение «être allongé» (буквально: «вытянуться») может относиться к людям и животным, в то время как немецкое «liegen», английское «lying» и русское «лежать» употребляются и в отношении неодушевленных предметов. А вот «reclining» можно сказать только про человека. В языке австралийских аборигенов в районе Эллис-Спрингс есть глагол «ngarinyi», который кроме «лежать» может означать также «спать», «ночевать», а еще является эвфемизмом понятия «секс». В одном из языков коренного населения Бразилии, трумай, существуют два слова «лежать»: общее – «chumuchu» и «tsula», если речь идет о месте, расположенном не на полу или земле. Точно так же два понятия есть и в корейском: «nwup-» и «cappaci-», причем первое означает более высокую степень контроля – все происходит сознательно и целенаправленно, никогда не случайно или по небрежности, как это может быть со вторым глаголом, который означает еще и «упасть на спину». В чантьяльском языке – тибетско-бирманском наречии, употребляемом в Непале, – насчитывается не меньше семи выражений, означающих лежание, – некоторые подразумевают возможность двигаться, другие нет. Что это – лингвистическая изобретательность или доказательство того, что, возможно, само лежание в другом словарном мире является чем-то совсем другим? Если учесть, в какой степени наш язык формирует и направляет наше восприятие, то способ описания процесса лежания наверняка имеет большое значение для того, как его понимают и проживают носители разных языков.

Искусство лежать относится к обязательному набору наших способов существования. Оно многообразно и возможно в различных местах, помещениях и обстоятельствах. Все люди, когда-либо жившие на земле, лежали, но лежание занимало разное место в их жизни. Некоторые эпохи имели большую склонность к «культурному», сознательному лежанию, чем другие. Европейцы XVIII и XIX веков с тоской глядели на Восток в надежде набраться новых идей на примере восточной, часто существующей только в их фантазиях, манеры лежать. При этом, случалось, возникали недоразумения и недопонимание, но тем не менее этот повышенный интерес изменил европейскую мебель, а с ней и отношение к лежанию.

А как изменится в будущем соотношение лежания, сидения и ходьбы? Обратимся ли мы к прошлому и вновь откроем для себя манеру лежать древних римлян? Или снова оглянемся на Османскую империю? Сегодня все более чувствуется желание изменить наше отношение ко времени, и вместе с этим отношение к лежанию становится более положительным. Лежанию может быть отведена важная роль внутри того, что известный философ Бьюн-Чул Хан[32] называет «искусством времяпрепровождения» на фоне возвращения к созерцательному образу жизни, сопротивления «пагубной тенденции просто следовать за сиюминутной реальностью». Дело зашло уже так далеко, что некоторые известные люди даже фотографируются лежа в постели – через 40 лет после «лежачей» забастовки Джона Леннона и Йоко Оно, когда они в знак протеста против войны во Вьетнаме пролежали целую неделю в постели. Кстати, к их числу относится Славой Жижек, которого некоторые считают сегодня самым опасным философом в мире, а журнал «Нью-Йоркер» назвал его «рок-звездой от науки». Он пошел еще дальше. Он не только демонстрирует свое нижнее белье и провокационно выставляет портрет Сталина, он еще и ложится голым в постель и философствует. Вероятно, он – самый известный протагонист нового поколения мыслителей, которым внутренний голос подсказывает, что в соотношении вертикального и горизонтального что-то не так, что наше отношение ко времени должно измениться. Немецкий философ Петер Слотердайк призывает читателя своего дневника «Дни и строчки»: «Не вставай». И дальше он пишет: «Только из-за того, что, когда ты просыпаешься, солнце уже светит, ты вовсе не обязан сразу же сломя голову ринуться в активную жизнь». Можно и впрямь подумать, что уже наступило время новых «горизонталов». Для этого не нужны пророчества и дешевая эзотерика. Это что-то вроде логического продолжения обязательной идеологемы: все всегда должно пребывать в движении, чтобы идти вперед. Эмоционально выгорая, постматериалистическое общество меняет свои убеждения, переоценка горизонтального образа жизни идет полным ходом.

Добровольное лежание исполнено смысла; чтобы понять это, не нужно никаких сложных философских размышлений. Оно просто присуще человеку. Когда мы лежим, мы ближе к полу дома и к земле, быть может, даже приспосабливаемся к ним. Это дает чувство особой защищенности. Мы расслабляемся и скидываем с себя всю тяжесть дня, выключаемся из ритма мельтешащих, требующих нашего внимания дел, который навязывает нам повседневная жизнь. Ни один справочник не в состоянии объяснить нам, как надо «правильно» лежать. Умение ориентироваться в горизонтальном положении дано нам от природы. Вы можете сами открыть для себя искусство лежать, сокращенное в условиях нашей беспокойной культуры до минимума; хотя, вероятно, это будет открытие давно известного. Раскинуть руки и ноги, улечься – это роскошь. Это – искусство, о котором мы интуитивно догадываемся, которое мы можем подробно рассмотреть со всех возможных точек зрения, чтобы лучше понять его, но все равно остается неуловимый момент, последняя тайна, если угодно. Без нее жизнь в горизонтальном положении была бы всего лишь одной из поз, а не формой жизни или бытия. Искусство лежать существует не само по себе, оно связано с другими искусствами: с искусством ничего не делать, искусством довольствоваться малым, искусством наслаждения и расслабления, с искусством любить.

 

Такого больше нигде нет: 46-метровый лежащий Будда  

 

Существует много статуй лежащего Будды, одна из самых больших достигает 46 метров в длину и 15 метров в высоту. Она сделана из гипса и обожженных кирпичей, покрыта тонким слоем листового золота, ее ступни украшены перламутровыми инкрустациями, а находится этот Будда в храмовом комплексе Ват По, историческом центре Бангкока. Он уже давно пребывает в этой позе, не меньше 200 лет. Лежа на правом боку, он опирается головой на руку. Сердце его свободно от всяких переживаний. Он спит и даже в этой позе сохраняет равновесие – настолько он погружен в свои грезы, ничто не беспокоит его, ничто не заставляет изменить положение. Он еще здесь или уже там? Давайте запомним, как выглядит это спокойное лежание, которому можно только позавидовать.

 

Благодарности

 

Выражаю сердечную благодарность Вольфгангу Хёрнеру, Петеру Брандесу, Жозе Жуану Карвальо, Олафу Дюфею, Хусейну Эр-Юрту, Детлефу Фойснеру, Герберту Гебхарду, Петре Хайцманн, Томасу Клуге (Рави Индер Сингху), Лори Ланц, Томасу Лейзеру, Ульриху Майеру, Станислаусу фон Моосу, Джону Ньюмену, Фирату Демиру, Флориану Рингвальду, Филиппу Сарасину, Эвелине Шультхайс, музею Зигмунда Фрейда, а также моим родителям Хельгард и Зигфриду Бруннерам, которые заинтересовали меня искусством лежать.

 


[1] Граучо Маркс (1890–1977) – американский актер. (Здесь и далее примеч. переводчика. )

 

[2] Ганс В. Фишер (1876–1945) – немецкий писатель, театральный критик, переводчик, издатель.

 

[3] Герман Брох (1886–1951) – австрийский писатель.

 

[4] Роберт Бёртон (1577–1640) – английский священнослужитель, писатель, ученый, автор «Анатомии меланхолии».

 

[5] Марсель Пруст. По направлению к Свану. Перевод Н. Любимова.

 

[6] Роберт Монро (1915–1995) – американский писатель, автор книг о внетелесном опыте.

 

[7] Ханс Блюменберг (1920–1996) – немецкий философ.

 

[8] Игра слов: «bed» по-английски означает «кровать».

 

[9] Перевод Н. Холодковского.

 

[10] Эдит Ситуэлл (1887–1964) – английская поэтесса, прозаик, литературный критик.

 

[11] Уильям Вордсворт (1770–1850) – английский поэт-романтик.

 

[12] Вальтер Беньямин (1892–1940) – немецкий эссеист и критик.

 

[13] Трумэн Капоте (1924–1984) – американский писатель.

 

[14] Альберто Мангель – современный канадский писатель (р. 1948).

 

[15] Филипп Меланхтон (1497–1560) – немецкий гуманист, теолог, педагог.

 

[16] Джон Уэсли (1703–1791) – английский протестантский проповедник.

 

[17] Ингеборг Бахман (1926–1973) – австрийская писательница.

 

[18] Герман фон Пюклер-Мускау (1785–1871) – немецкий писатель и садовод.

 

[19] Масаи – народность Восточной Африки.

 

[20] Симпосий – ритуализированное пиршество в Древней Греции.

 

[21] Сенешаль – должностное лицо, ведавшее юстицией и военными делами в округе.

 

[22] Жан-Жак Руссо. Исповедь. Перевод Д.А. Горбова и М.Я. Розанова.

 

[23] Кронпринценког – коммуна в Германии, в земле Шлезвиг-Гольштейн.

 

[24] Витольд Рыбчинский – современный писатель, архитектор, архитектурный критик, профессор Пенсильванского университета.

 

[25] Отто Фридрих Больнов (1903–1991) – немецкий философ.

 

[26] Саймон Винчестер – американский писатель и журналист.

 

[27] Луиза Мюльбах (1814–1873) – немецкая романистка.

 

[28] Перевод И. Бернштейн.

 

[29] Перевод В. Станевич.

 

[30] Янош (настоящее имя Хорст Экерт, р. 1931) – известный немецкий автор и иллюстратор книг для детей.

 

[31] Бёрт Рейнольдс (р. 1936) – американский актер.

 

[32] Бьюн-Чул Хан родился в 1959 г. в Сеуле, преподает философию и теории СМИ в Высшей школе дизайна в Карлсруэ (Германия).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!