Исследования спален и привычек лежать



 

Кровать должна соответствовать биомеханике человеческого тела, а также типичным для той или иной культуры привычкам лежать. Карл Уилкенс в своем «Справочнике столяра», вышедшем в 1924 году, писал: «Кровать – это мебель, которая служит полному покою – сну. Ее следует конструировать так, чтобы она давала телу человека этот покой, возможный только в горизонтальном положении, и соответствовала всем требованиям заботы о здоровье и удобстве». Кажется, редко кому удавалось так четко сформулировать функции постели. Несколькими десятилетиями позднее философ Отто Фридрих Больнов[25] описал кровать как «место, с которого человек встает утром для своего повседневного труда и на которое он возвращается вечером после выполненной работы. Любой день (в нормальных условиях) начинается и заканчивается в постели. Точно так же обстоит дело и со всей человеческой жизнью: она начинается в постели и заканчивается (в нормальных условиях) тоже в постели. В ней замыкается круг – круг дня и круг жизни. Здесь человек обретает покой в самом точном значении этого слова». Постель – это первый или внутренний дом в нашем доме, место, которое обеспечивает и облегчает возвращение в бессознательную форму нашего существования.

Итак, в течение последних столетий сон все больше отодвигался в сферу интимного и прятался от посторонних глаз, границы того, что принято было скрывать и чего следовало стыдиться, становились все строже, и кровати уже не использовались в репрезентативных целях. В результате этого в XX веке спальни можно было увидеть только в мебельных магазинах. Там, как писал в начале 60-х годов Больнов, они «бесстыдно выставлялись на всеобщее обозрение». В домах же – пока – доступ в спальню ограничивался узким кругом ближайших членов семьи. И тогда же немецкий социолог Альфонс Зильберман в книге «Жилище немцев» констатировал, что спальня не участвует даже в самооценке человека. Стремление изгнать спальню на задворки сознания зашло так далеко, что отразилось даже в языке: так, у немцев выработалась привычка говорить о ней как о «западне» или «гнездышке». Через несколько лет в западных странах приватное и интимное стало более открытым. И принципиальное изменение отношения к постели было только вопросом времени. Спальня уже не воспринималась как более или менее скрытый придаток квартиры, она превратилась в место, которое даже демонстрировали гостям. С тех пор в дизайне кроватей появилось огромное разнообразие. Теперь постель должна была говорить что-то о личности владельца, она превратилась в средство выражения статуса, а может быть, даже признания. Предполагалось, что стильные диваны и кровати свидетельствовали об авангардных вкусах хозяев или, по крайней мере, давали это понять. Теперь с «тайностью», а также с «невидимостью этого тихого предмета меблировки», потребовавшими от Больнова больших усилий, чтобы объяснить, почему так мало поэтов и писателей упоминают кровать и вообще почему «люди, кажется, совсем не думали о ней», – со всем этим было покончено. В такое время, как наше, когда границы между глупой скрытностью и противоестественным обнажением колеблются почти произвольно, вероятно, неизбежны достаточно сложные ситуации, которые не всегда удается благополучно разрешить.

Насколько на самом деле новы тысячи диванов и кроватей, демонстрируемых из года в год на международных выставках мебели? Это и впрямь инновации или все же вариации одного и того же? Действительно ли искусство лежать успевает за творческими нововведениями?

Далеко не все, что попадает на рынок, соответствует популярному, так часто повторяемому принципу «форма соответствует функции». Спросом пользуются диваны, которые с помощью простых движений превращаются в удобные постели или снабжены держателем для ноутбука, чтобы было удобно пользоваться им лежа или полулежа. Сорок лет тому назад продавались встроенные кровати, похожие на шкафы и считавшиеся самыми удобными. Их было трудно привести в горизонтальное положение, для этого требовалась определенная физическая сила. Они отжили свой век, их больше нет. И жалеть об этом не стоит.

Игрушечно-плюшевая кровать в стиле Лоры Эшли уступила место строгой кровати темного металла, выполненной в дизайне тюремной решетки, с ручными креплениями-наручниками от производителя револьверов «смит-вессон», которую ее создатели рекламируют как «самую восхитительную кровать в мире». Хочется надеяться, что выполняемые в этой постели физические упражнения требуют такого же напряжения, как подготовка самой кровати ко сну. Есть кровати, цена которых сравнима с ценой автомобиля. «Роллс-ройсом» среди них считается модель шведской фирмы «Хэстенс», которую делают за несколько часов ручной работы из конского волоса, льна и дерева. Цена – 60 000 евро.

Не только дизайнерские диваны и кровати стали желанными предметами коллекционирования, но даже предметы искусства, в которых нет ничего, кроме кровати – и к тому же, добавим, не особенно красивой, – могут стоить на рынке неожиданно дорого. Примером этому может служить инсталляция английской художницы Трейси Эмин «Моя кровать»: большая неприбранная грязная постель с разбросанными вокруг пачками из-под сигарет, использованными презервативами и бельем – все это должно показать, что ложе используется весьма активно. Легко вообразить курящих лежа на ней людей. Еще оригинальнее ложе португальской художницы Хоаны Васконселос «Постель с валиумом»: покрытое маленькими упаковками таблеток, оно олицетворяет критику повального увлечения успокоительными препаратами. Но разве можно вообще проснуться после такого количества таблеток?

 

Самая обычная кровать

 

Только исчезающе малая часть человечества наслаждается безупречно продуманной с точки зрения эргономики мебелью для сна, какую мы видим в толстых глянцевых журналах, рекламирующих обстановку для дома. Но кажется, еще ни один этнолог до сих пор не занимался среднестатистической кроватью, которая сегодня может считаться типичной для жителя Земли. Есть ли что-то общее, что подойдет для кроватей и в фавелах Рио-де-Жанейро, и в Манхэттене, и в любом, выбранном наугад индийском городе? Вероятно, это вряд ли особенно роскошная постель, может быть, она даже лежит прямо на полу, то есть не имеет каркаса на ножках, а состоит просто из матраса, набитого соломой или пенополиуретаном и лежащего на циновке. Люди из благополучных стран, представив себе такую среднестатистическую кровать, наверняка задумаются о том, до какой степени они избалованы своими матрасами, даже если они бесконечно жалуются, что эти матрасы слишком жесткие или слишком мягкие. Хочется надеяться, что среднестатистическая кровать служит приятным местом для сна среднестатистического человека, который ей пользуется. Хорошо бы, приятным чуть больше среднестатистического уровня.

Наша кровать не всегда идеальна, но ничего страшного, если иногда приходится идти на компромисс. В конце концов, это как с роскошью, которой мы можем полностью насладиться, только если научились обходиться без нее. Иногда приходится на собственном опыте понять, что значит лежать на простой лежанке, после этого удобная постель или диван доставят нам удовольствие, которого они заслуживают.

Идеальная кровать должна быть не слишком длинной и не слишком узкой, но и не настолько широкой, чтобы в ней можно было потеряться. Желательно немного погрузиться в матрас, но не совсем утонуть в нем. Постельное белье – свеженакрахмаленное, с ненавязчивым ароматом. Кровать стоит в небольшом, относительно убранном помещении, так что мысль о беспорядке не мешает вам спать. И она просто есть, когда она нужна.

В 1980-е годы во многих спальнях вдруг появились футоны, которые вот уже два тысячелетия служат традиционными матрасами в Японии. Но популярность набитых хлопком подстилок для сна уже прошла свой зенит. Они были неудобными, хотя производители и не стеснялись указывать в рекламе, что они очень полезны для спины. Желание не отставать от моды поутихло, когда покупатели убедились, что лежать на них на самом деле некомфортно. Отдельные экземпляры этого «матраса», которые сегодня еще можно найти в продаже, в последние годы изменились с учетом западных привычек: они стали объемнее, чем восточные образцы, и устанавливаются на невысокий каркас. Поэтому теперь говорят о «кроватях в азиатском стиле», иногда их делают с латексом, пружинами и другими нетипичными для футонов наполнителями, например с кокосовой койрой. В Японии футоны кладут прямо на циновки, которые значительно мягче, чем жесткие западные полы.

 

Жестко, но полезно – японский футон

 

Поговорим немного и о японской спальне. Не так-то просто продраться через запутанное переплетение фэн-шуй и западных, с налетом эзотерики представлений и рекомендаций по оптимальному устройству комнаты. К сожалению, правила на языке оригинала труднодоступны. Можно ли, в самом деле, расставить мебель в спальне типового дома в соответствии с принципами, которые возникли в Китае более 3000 лет тому назад, а по указанию Мао Цзэдуна уже более полувека запрещены? Книга Сары Шурети о фэн-шуй «Все для счастья, здоровья и успеха», которую она уважительно посвятила мастерам фэн-шуй, «погибшим во время культурной революции в Китае», обещает, что читатель поймет про фэн-шуй все и что соблюдение этих принципов создаст «гармонию во всем доме». Правда, ее можно достичь не только «ими, но и в равной степени цветом, материалом, пропорциями и формой предметов и аксессуаров». В спальне, которой лучше всего находиться в задней части дома и выходить на юго-запад, автор видит отражение «истинного Я». В идеале кровать должна стоять «диагонально напротив двери спальни» головой к стене. Это даже важнее, чем поставить ее в определенном направлении. «Изголовье кровати, обращенное к окну, вредит вашей печени. Если изголовье расположено посредине между окном и стеной, возникает к тому же чувство незащищенности и недостаточной поддержки со стороны одного из родителей». Положение кровати ногами к двери автор называет «положением гроба»: «Ваша энергия будет вытекать через дверь, особенно если она ведет в ванную комнату». Кроме того, рекомендуется покупать новую кровать перед началом каждого нового жизненного цикла, который наступает примерно раз в семь лет, так как кровати «абсорбируют больше энергии, чем остальная мебель». Если это невозможно, необходимо сжечь вокруг постели благовонную свечку, а после этого поставить под кровать чашу с измельченным мелом на 27 дней. Из дальнейших объяснений следует, что делить «с новым партнером постель, оставшуюся от предыдущей неудачной связи», означает создать проблемы, так как в этом случае «новые отношения с самого начала будут находиться под плохим знаком». На стену спальни рекомендуется повесить «картину или фотографию счастливой, улыбающейся пары». Неужели японцы действительно так и делают?

 

Как лежать в поездках?

 

Люди во многих частях света все время переезжали и переезжают – кто-то вынужден бежать, кто-то ищет лучшей доли, для кого-то это просто образ жизни. Тот, кто много ездит, неизбежно лежит и спит во многих разных местах. А тот, у кого достаточно денег и времени, может попробовать в поездках не только жить, но и лежать по-другому. Во время своего пребывания в 1838 году на Майорке Жорж Санд и Фридерик Шопен были очень удивлены предложенными им кроватями: «Для того чтобы в Пальме не пришлось ночевать под открытым небом, нужно, чтобы вас рекомендовали, несколько месяцев ожидали и сообщили о вашем приезде двадцати влиятельным людям. Все, что смогли для нас сделать, – это достать две маленькие меблированные или, вернее, не меблированные комнаты в захудалом квартале, где приезжие могут считать, что им повезло, если у каждого из них есть подвесная кровать с матрасом, таким же толстым и мягким, как кусок шифера, и плетеный соломенный стул. А из пищи – перец и чеснок, сколько пожелаешь». Мадам Санд была удивительно наблюдательна, ничто не ускользало от ее острого взора: ни деревянные кровати в виллах и сельских домах, которые, правда, состояли «из двух чурбаков, на которые положены две доски и тонкий матрас», ни (когда она, по ее словам, «попыталась проникнуть в тайну монашеской жизни») «очень низкий и выложенный сверху каменными плитами, словно склеп, альков» в спальне одного картезианского монастыря.

Поиск подходящего ложа в чужом месте может стать экзистенциальным вызовом. Если вы еще не знаете места, куда едете, будьте готовы к тому, что оно окажется другим, чем вы его себе представляли, даже если вы видели фотографии забронированной комнаты отеля. А вдруг номер расположен над таверной, открытой всю ночь? Достаточно ли длинна и широка постель? Кроме того, мысль о большом количестве незнакомых людей, которые лежали, любили или страдали в вашей временной постели, тоже может причинять беспокойство.

На самом деле многие понимают, что для них значит собственная, привычная кровать, в большинстве случаев только тогда, когда им случается спать вне своих четырех стен. Тут им приходится приспосабливаться к непривычным, даже мешающим условиям. Далеко не все чужие кровати вызывают желание оставаться в них дольше, чем нужно. Бывают кровати с дурным запахом, с пролежанными или короткими матрасами. Некоторым людям распятие или картина с оленями над головой могут испортить настроение и превратить засыпание в мучение. Особая история – сомнительные, почему-то в основном ворсистые, цветные и немного свалявшиеся коврики перед кроватью, на которые стараешься не наступать. Сильный запах освежителя воздуха вызывает вопрос: что могло случиться, что потребовалось такое количество якобы освежающего химиката? Представляешь себе разные истории. В общем, есть причины согласиться с Саймоном Винчестером[26]: «В век туризма путешествовать лучше всего в собственном кресле, в собственной постели, в собственной ванне».

Лежачее положение в полном самолете – во всяком случае, в эконом-классе – обоюдоострая ситуация, которая обязательно требует компромисса. Когда ты немного откидываешь свое кресло назад, то уменьшаешь и так небольшое свободное пространство человека, сидящего за тобой. При этом собственное физическое и психическое состояние в конце длительного перелета зависит прежде всего от того, было ли тебе удобно, мог ли ты откинуть спинку кресла и вытянуть ноги, позволило ли тебе кресло расслабиться. Люди, которые часто летают, обмениваются в Интернете подробными сведениями о том, у какой авиакомпании самые выгодные предложения и как они соотносятся с ценой. Но вот что удивительно: относительно агрессии, которую может вызвать неожиданно откинутая спинка кресла, кажется, нет никаких норм, устанавливающих, что может себе позволить человек, сидящий сзади. Или в воздухе действуют другие законы?

Известные люди знамениты тем, что и во время поездок потакают своим капризам и довольно сильно действуют на нервы персоналу отеля. Говорят, великий тенор Энрико Карузо во время своих турне настаивал, чтобы ему всегда готовили постель с тремя матрасами и не меньше восемнадцатью подушками. Это напоминает принцессу на горошине с ее двадцатью матрасами и таким же количеством перин из гагачьего пуха. О предпочтении путешествовать лежа Гюстава Флобера говорит его друг Максим дю Камп. Он пишет, что Флобер хотел бы «путешествовать, не двигаясь, лежа на диване, и смотреть, как мимо него проплывают пейзажи, руины и города, словно на экране панорамы». По словам дю Кампа, это объяснялось тем, что Флобер хоть и любил размышлять о путешествиях и вспоминать о них, но сами поездки находил утомительными.

Есть еще один разряд путешественников – они посещают экзотические места, но придумывают способы знакомиться с новыми звуками и запахами, не рискуя при этом затеряться в толпе. Писательница Клара Мундт, она же Луиза Мюльбах[27], наблюдала в 1870 году виды Каира лежа, под защитой уютного интерьера номера в знаменитом отеле «Шепард» – здесь когда-то располагалась штаб-квартира Наполеона, – где гостей обслуживали французские повара и швейцарские горничные. Постель отеля была ее «креслом» в этой необычной ложе, перед окнами которой, как в театре, проходила жизнь чужого города: «У меня на душе было по-настоящему благостно, когда я лежала на своей роскошной удобной постели и смотрела сквозь полуоткрытые жалюзи, как мимо меня, словно в камере-обскуре, протекает бурлящая жизнь улицы. Там погонщики ослов кричали громче, чем их ослы; там тяжело дышали и пронзительно кричали нагруженные бревнами и досками верблюды, которые проходили мимо целыми караванами; там проезжали в роскошных каретах дамы гарема, перед ними бежали слуги, которые должны были освобождать путь, а по обеим сторонам экипажа – отвратительные евнухи в европейских одеждах».

Человеческая изобретательность подарила нам множество способов путешествовать, не меняя кровати и не подвергая себя неприятным сюрпризам. Уже давно зажиточные люди начали, не жалея денег, заказывать диваны и кровати, которые легко брать с собой в дорогу. Известно, что складные кровати были у Карла Смелого Бургундского, а складной, так называемой походной мебелью часто пользовались при освоении американского Запада. Леди Мэри Монтегю (1689–1762), супруга британского посла в Османской империи, взяла в поездку из Лондона в Константинополь складную кровать. А частью приданого королевы Швеции Элеоноры (1688–1741) была складная кровать с балдахином и шелковым пологом. В ходу были также «дормезы», или «майеровские кареты» (названные так по имени мюнхенского производителя этих карет И. А. Майера), необыкновенно просторные экипажи второй половины XIX века, в которых несколькими простыми движениями можно было устроить себе спальное место. Снаружи были видны вентиляционные отверстия, через которые к спящим поступал свежий воздух. Ночевали в постоялых дворах или при спешных ночных поездках в самом экипаже. В наше время стали пользоваться передвижными спальными вагончиками, высшей точкой развития этой идеи является «отель на колесах», или ротель, специальная конструкция изобретательного баварского предпринимателя, в которой несколько спальных кабин размещены в прицепе автобуса.

Кто ищет особенно острых ощущений, может переночевать в постели известной когда-то личности. В Багдаде, в Музее Саддама, выставлены не только его ружья, военные формы и прочие предметы, сохранившиеся после захвата дворца в 2003 году, но и спальня Саддама. Заплатив в пересчете на европейскую валюту 200 евро за ночь, пары могут воспользоваться его кроватью. Оживленный интерес посетителей вызывает также выдержанная в неоклассическом стиле вилла Торлония, расположенная в центре Рима. С 1925 по 1943 год она служила резиденцией Бенито Муссолини. Помпезная спальня дуче привлекает внимание многих туристов, хотя ее и нельзя арендовать.

Все популярнее становится поиск ночлега по Интернету. У него даже появилось название: каучсёрфинг. Он помогает бесплатно переночевать в чужих городах и странах. Вероятно, это позволяет не только познакомиться со страной из отеля, но и почувствовать себя в определенной степени ее жителем. В любом случае этот новый вид временного жилья новых кочевников – не для слабонервных, ведь иногда кровать может оказаться и кроватью хозяина дома.

 

В постели с посторонним

 

В некоторых региона Африки и Азии и сегодня не видят ничего странного или требующего объяснения в том, что несколько человек (больше двух или трех), не состоящих в родстве или интимной близости друг с другом, спят в одной постели. В Ботсване или Конго некоторые люди до сих пор спят, прижавшись друг к другу. Тут же могут спать и домашние животные. Это должно гарантировать защиту от нападения диких зверей. А еще существует красивая легенда, что душа может потеряться, если человек спит один.

Желание спать в тепле настолько сильно, что легко отодвигает на задний план и мысль о чьем-то храпе рядом, и невозможность повернуться в постели. Раньше и в западных странах близость к постороннему человеку не казалась до такой степени неприятной, как сегодня; границы чувствительности были иными. Кроме того, разделить ложе с хозяином дома могло даже означать примирение после бурной ссоры.

В «Истории частной жизни», в главе, написанной Даниэль Ренье-Болер, сказано, что ночной промискуитет, сексуальные отношения в постели с меняющимися партнерами, кажется, был широко распространен в Средние века, да и позднее тоже. В постели, которую автор называет «островком приватности», как нигде больше можно было дать полную свободу своим чувствам. Звучит несколько парадоксально: с одной стороны, постель была укромным местом, а с другой – все понимали, что там может происходить. Темнота провоцировала обман, «манипуляцию действительностью» и ассоциировалась с виной, супружеской изменой и преступлением. Если кому-то позволялось спать в одиночестве, это означало не только желание дать ему спокойно отдохнуть ночью, но и некое отличие, привилегию. «Необходимость спать вместе с еще несколькими людьми была признаком нищеты. Каждый, кто мог себе позволить спать в одиночестве, хотел спать один или, во всяком случае, только с людьми по своему выбору», – так Филипп Контамин в вышеназванной книге отметает последние сомнения.

В Средневековье во всем, что касалось сна, царила полная неразбериха: в одной постели можно было видеть супружескую пару, их детей, братьев, сестер или посыльных, а также солдат, студентов, инвалидов или нищих. В поездках совершенно посторонние люди делили одну постель. Нам это может показаться не совсем понятным, но тогда по этому поводу ни у кого не возникало никаких вопросов. Иногда кто-нибудь укладывался в кровать, когда остальные уже давно спали. Или кому-то не везло, и приходилось освобождать постель, потому что он принадлежал к низшему сословию, а поздно ночью на постоялый двор прибывал знатный гость и требовал места.

 

Все вперемешку: комната в гостинице на заре Нового времени

 

Когда много людей оказывалось в одном месте и всем нужно было там заночевать, например в паломнической поездке, то использовались все помещения гостиницы, вплоть до самого последнего уголка. Иногда постояльцев устраивали на сеновале или из-за недостатка соломы на скорую руку делали просто подстилку из сена. После ночи, проведенной на этих сильно пахнувших «постелях», многие утром жаловались на ужасную головную боль. Альбрехт Дюрер видел однажды в Брюсселе кровать на 50 человек. Очевидно, она была приготовлена специально для пьяных, чтобы они там проспались. Некто Д. Рохол в своем сочинении «Темные картины из жизни странника. Записки ремесленника» оставил нам наглядные примеры такого ночлега, по всей видимости относящиеся к северу Германии в конце XIX столетия. Он описывает «приют для бродяг, уличных фокусников с лошадьми и телегами и без оных, для вязальщиков веников, лоточников, мастеров, делающих зонты, жестянщиков и лудильщиков, словаков, цыган, жуликов и вообще для всякого путешествующего бездомного и безработного люда мужского и женского пола». А вскоре наступает полная чехарда: «Ибо едва солома кое-как уложена, тут же со всех сторон на нее бросаются постояльцы, многие босиком, держа обувь в одной руке, а посох и узелок с пожитками в другой, и стараются устроиться поудобнее. Некоторые, особенно пьяные, пытаются лечь поперек, и только сильнейшие удары по ребрам вынуждают их лечь в “правильном направлении”. Все моментально стягивают куртки и укладывают их под голову. Все происходит быстро. Скамьи и столы, разумеется, уже заняты… Запах перегара, мокрой одежды, испарения от 50 – 60 человек, дымящиеся тряпки – что за ужасная атмосфера».

Почему у нас вышло из моды делить постель с кем-то еще? С середины XIX века стали раздаваться голоса, осуждавшие эту практику по гигиеническим или моральным причинам. Часто приводился аргумент, сформулированный одним французским гигиенистом: при совместном сне «личные ароматические поля партнеров входят в конфликт друг с другом». Такие предостережения служили весомым аргументом в борьбе с туберкулезом и сифилисом. Причины возникновения многих болезней были еще неясны; даже подагру и цингу долгое время причисляли к заразным заболеваниям. Следует добавить, что, возможно, и кислорода не хватало, если комнаты плохо проветривались.

В XIX веке, когда строительство нового жилья в промышленных метрополиях перестало успевать за экономическим развитием, часто случалось, что сменному рабочему приходилось делить кровать с напарником. Заметим, они не спали вместе в одной постели, а пользовались ею в разное время.

Необходимость спать в холодной постели в холодном помещении может даже очень усталого человека лишить сна, а иногда и рассудка. Раньше наполняли грелки и бутылки горячей водой или разогретым песком, чтобы сделать постель немного уютнее. У кого не было такой бутылки или грелки, брал в кровать кирпич, разогретый на печи. Сегодня нам помогают легкие, как пух, спальные мешки: в мешок можно забраться так, что снаружи остается только лицо.

Прежде вопрос, мерзнуть ли одному в постели, даже не возникал. Причем необязательно в постели должен был находиться еще один человек. Лизелотта Пфальцская однажды написала: «Что действительно согревает меня в кровати, так это шесть маленьких собачек».

Встреча с напарником по кровати, какой никто себе не пожелает, описана в романе Германа Мелвилла «Моби Дик». Хозяин предупредил Измаила, матроса, от лица которого ведется повествование, что ему придется «разделить ложе с одним гарпунщиком». Напряжение Измаила возрастало по мере того, как тот задерживался. «Не знаю, в чем тут дело, но только люди, когда спят, склонны проделывать это в уединении. Ну а уж если речь идет о том, чтобы спать с чужим, незнакомым человеком, в незнакомой гостинице, в незнакомом городе и незнакомец этот к тому же еще гарпунщик, в таком случае ваши возражения умножаются до бесконечности». Снова и снова представлял он себе все неприятности, которые могли приключиться с ним этой ночью. При одной мысли о постельном белье его «так и передергивало», он даже хотел устроиться на простой деревянной скамье, но потом отбросил эту идею, задул свечу и повалился на кровать. «Чем там был набит матрас – обглоданными кукурузными початками или битой посудой, – сказать трудно, но я долго ворочался в постели и все никак не мог заснуть». Наконец он услышал тяжелые шаги, и вот чужак вошел в комнату. «Какая рожа! Цвета темно-багрового с прожелтью, это лицо было усеяно большими черными квадратами». Курящий мужчина был весь в татуировках, все тело, как с ужасом понял Измаил. «Дикий каннибал» выключил свет и запрыгнул к нему в постель. «Я взвыл от ужаса, а он издал негромкий возглас удивления и принялся ощупывать меня». Однако, очевидно, Измаил все-таки заснул, так как на следующее утро – вот чудо – обнаружил, что рука Квикега нежнейшим образом обнимает его: «Можно было подумать, что я – его жена»[28].

Иногда спать с другими людьми приходится и сегодня, даже в развитых странах Европы и Северной Америки, где вообще-то этикет предписывает избегать физических соприкосновений с посторонними. Вряд ли это можно считать нарушением приличий, скорее это – доставшийся нам от прошлых поколений, но все-таки симпатичный реликт прошлых времен, окрашенный романтикой новых дорог. Вспомним вплотную придвинутые друг к другу матрасы в горных альпийских хижинах для туристов и лыжников, где разговоры под глинтвейн и пиво могут затягиваться до поздней ночи. И конечно же купе пассажирских поездов, объединяющие посторонних людей, которые в других обстоятельствах никогда не оказались бы рядом, а в конце поездки разойдутся в разные стороны, в них – иногда по сигналу кондуктора – сиденья раскладываются и превращаются в кровати, занимающие все купе.

Если верить мемуарам Катрин Милле, вероятно самой известной участницы борьбы за женский промискуитет в новейшей истории, железнодорожные спальные вагоны были ее излюбленным местом деятельности.

Вопрос о том, могут ли дети спать в одной постели со взрослыми, затрагивает также сомнительную практику герокомики; курьез истории медицины, который возник еще в Античности, а в Англии стал известен благодаря работе Джона Флойера «Герокомическая медицина, или Способ сохранения здоровья пожилых мужчин по Галену» (1727). Предполагалось, что близость одного или нескольких молодых тел может вдохнуть новую жизнь в старую, отжившую свое плоть. А тот факт, что страдало здоровье молодого человека, никого не волновал. Вероятно, при этом оставался всего маленький шажок до того, чтобы поддаться сексуальному искушению и злоупотребить близостью юного человека. Возможно, герокомика служила лишь прикрытием для сексуальных действий, которые нельзя было назвать своими именами.

Кроме таких более или менее приятных ночных встреч – не важно, происходили они на самом деле или были только результатом фантазии писателя, – есть и другие факторы, которые могут мешать спать и лежать. Самые главные «враги» сна – это клопы, особенно надоедливые летом, источающие отвратительно-сладковатый запах. Мы имеем в виду cimex leсtularius, которые живут в матрасах, выползают по ночам и кусают спящего, оставляя при этом в ранке слюну, вызывающую зуд и сыпь. Несколько утешает, что клопы не являются переносчиками возбудителей болезней.

 

Механизированное лежание

 

Изменения в жизни людей, которые произошли в XIX столетии в западных странах, были настолько всеохватны и важны, что сказались даже на манере лежать. С одной стороны, само лежание как часть жизни работающего человека оказалось ограниченным строгими временными и пространственными рамками и таким образом стало более регламентированным. С другой стороны, шли непрестанные поиски путей оптимизации этого процесса с помощью появившихся новых технических возможностей и более точного контроля позы лежащего человека.

Главный вопрос заключался в том, как расслабить спину, не принимая для этого горизонтального положения. Основной причиной для поисков промежуточных поз между «лежа» и «сидя» были частые боли в спине и желание помочь лежачим больным и инвалидам, позвоночник которых страдал от длительного пребывания в горизонтальном положении. Врачи с удовольствием экспериментировали с механическими аппаратами, надеясь научиться лечить болезни спины. В 1828 году некто Джеймс К. Кейси из Нью-Йорка получил патент на раму, на которой человек мог постепенно, ничего не делая, менять вертикальное положение на горизонтальное. Кейси назвал это приспособление «неподвижными качелями» и обещал – при условии, что пациент будет выполнять данную процедуру два-три раза в день, – излечение искривления позвоночника. Пациентам, желающим больше времени проводить в горизонтальном положении, рекомендовались мягкая подстилка или матрас. Если верить иллюстрации, сопровождавшей сообщение об изобретении, больной мог проделывать все это без всякого напряжения, он мог даже читать во время процедуры.

 

Пытка или лечение? «Неподвижные качели» Джеймса К. Кейси

 

Предшественником складной мебели для лежания была «кровать-машина», в которой матрас состоял из отдельных частей – для спины, бедер и ног, – вначале соединявшихся тяжелыми деревянными шарнирами. В конце XIX века их сменили модели с металлическими соединениями. Так устроены и откидные стулья в поездах, и кресла парикмахеров, стоматологов, и операционные столы. Самой трудной задачей для инженеров оказалось придумать как можно более плавный переход из вертикального положения в горизонтальное и обратно. Например, хирургический стул должен придавать пациенту все положения между сидячим и лежачим. В одной модели 1889 года поверхность состояла из семи компонентов: из опоры для головы и ног, двух подвижных подлокотников и собственно кушетки, разделенной на четыре части. Реклама другого металлического шезлонга особенно подчеркивала, что он может принимать 70 различных положений. На Чикагской всемирной выставке 1893 года было представлено складное регулируемое кресло. Производитель – компания мебели «Маркс» – расхваливал эту мебель: «Лучшее кресло во всем мире. Оно совмещает салонное кресло, кресло для чтения, курения и отдыха, диван и кровать стандартного размера. Его можно установить в любом из этих положений. Продано более 80 000 штук». Такие изобретения с фантастическим дизайном позволяли сидеть не только как обычно (выпрямившись), но и развалясь, когда тело находится в полугоризонтальном положении. В это время появилось понимание своеобразия сидения и лежания и всех промежуточных положений, какого раньше не было, – не в последнюю очередь благодаря анатомическому знанию о сотне мышц, участвующих в этих процессах.

Вот уже несколько поколений в США используется кресло с откидной спинкой – на вид старомодное кресло, которое легко переводить в лежачее положение и к тому же можно вертеть. Оно – прямой потомок первых механических чудо-кресел. Все эти приспособления для лежания со всей очевидностью демонстрируют, что, как написал однажды теоретик сидения Хейо Эйкхофф, мебель – часть нас самих, «как наша кожа: она образует наши границы. Она словно продолжение наших рук и ног, с помощью которого мы совершенствуем нашу природу. При этом мебель приобретает чисто человеческие качества, а мы думаем, что они появляются по ее собственной природе».

Наряду с новыми технологиями и материалами новый взгляд на мебель, появившийся в XIX столетии, позволил создать мебель новых видов и форм. Интерес ученых к движению как к феномену культуры – все равно, у людей или птиц и других животных – можно найти уже в Античности, но подобного стремления исследовать закономерности движений до тех пор не встречалось. Эдвард Д. Мейбридж (1830–1904), прославившийся тем, что устанавливал фотокамеры через каждые полметра и фотографировал во время тренировок спортсменов и лошадей, в 1887 году применил этот метод в Калифорнии для покадровой съемки одетых и обнаженных людей, которые собирались лечь спать или, наоборот, встать после сна. Стоп-кадры Мейбриджа при тогдашнем уровне развития техники означали революцию в ви дении: с помощью фотографии впервые появилась возможность разложить на отдельные фазы повседневные движения, которые до этого обычно оставались скрытыми для глаз.

 

Сон в поезде: спальный вагон железнодорожной компании Балтимора и Огайо, 1847 г.

Зигфрид Гидион. «Господство механизации. Доклад по анонимной истории». Гамбург, 2000

 

В США выдавали патенты на многофункциональную мебель, которая создавала комфорт для представителей среднего класса, не перегружая их, как правило, маленькие квартиры большим количеством тяжелых предметов меблировки. Всего один предмет такой многофункциональной мебели мог служить стулом, диваном, кроватью и даже шкафом. Популярностью пользовались кровати, которые можно было ставить то горизонтально, то вертикально, откидные и даже складные кровати. Эти метаморфозы преследовали одну цель: обеспечить удобное место для сна в небольшом помещении. Диваны, которые можно купить и сегодня, легко раскладывающиеся в кровать, – потомки этих изобретений.

Уже упоминавшиеся железнодорожные спальные вагоны, в которых особенно остро стоял вопрос оптимального использования пространства, оказались прекрасной почвой для поисков инновационных способов превращения сидений в спальные места. В своих проектах конструкторы и дизайнеры обратились к опыту организации пространства в корабельных каютах. Комфорт, особенно вначале, оставлял желать лучшего: в одной модели верхняя полка была расположена так близко к потолку, что путешественник не мог на ней сесть, а нижняя – так близко к полу, что подошвы шедших мимо пассажиров оказывались прямо под носом у лежащего на ней человека. Легендарный Джордж М. Пульман запатентовал спальный вагон для курящих (для джентльменов) и спальный вагон для некурящих (для дам). Вначале кровати купе спускались на тросах с потолка – решение, от которого вскоре отказались. Теодор Т. Вудрафф, конкурент Пульмана, сконструировал скамью для сидения, спинке которой можно было придавать горизонтальное положение. Таким образом получались два дивана. Придуманные в США спальные вагоны позднее, примерно в 1875 году, вернулись на родину железных дорог, в Европу, где, например, между Веной и Мюнхеном курсировали так называемые «будуар-поезда». Один находчивый человек изобрел небольшой переносной ящик, который несколькими движениями превращался в подставку, позволявшую голове и верхней части туловища лежать удобно во время сна. Но кажется, это изобретение не нашло признания.

 

Неужели эта подушка действительно помогает? Патентованная переносная «подушка» для железнодорожных поездок

Фред Копперсмит, Й.Й. Линкс. «Заявка на патент: век фантастических изобретений». Лондон, 1949.

 

С обогревом снизу: лежачая сауна

 

Лечебная горизонталь

 

К концу XIX века вошло в моду лежание как метод лечения, особенно при нервном истощении (сегодня его называют неврастенией), истерии и общем физическом истощении. «Чтобы дать нервной системе необходимую для ее восстановления степень покоя, мы должны заботиться о максимальном исключении всех чувственных возбудителей, всех волевых усилий и мыслительных процессов, требующих напряжения», – писал невропатолог Леопольд Лёвенфельд (1847–1924). Он несколько лет практиковал в Нью-Йорке, потом возвратился в Мюнхен, где применял в числе прочих методов и гипноз. Во многих случаях он сочетал лежание с «лечением питанием по Митчеллу – Плейферу», названным по именам американца Сайласа Уэйра Митчелла, который придумал и сделал популярным лечение лежанием на воздухе, и англичанина Плейфера. В сложных случаях больной должен был проводить в постели от шести до восьми недель. В начале этого периода ему даже не разрешали присаживаться, все это время пациента кормили, можно сказать прямо-таки «откармливали» (недаром этот метод называли «лечебным откормом»). Меню включало большое количество молока, позднее – супы, солодовый экстракт, а также шампанское или красное вино во время еды. Вскоре Томас Манн описал этот метод лечения и общество, собиравшееся в санаториях, в истории Ганса Касторпа, молодого человека, приехавшего в «Берггоф» навестить кузена и вскоре оказавшегося лежащим по предписанию врача «в замечательном шезлонге на своем балконе». Он рискует превратиться «в настоящую мумию», которую впереди ожидают «только часы лежания». Лежание, «горизонтальный образ жизни», в «Волшебной горе» вырастает даже до «горизонтальной формы существования»: «Нам велено как можно больше лежать… Сеттембрини уверяет, что мы проводим всю нашу жизнь в горизонтальном положении, поэтому являемся, так сказать, горизонталами… По-моему, довольно плоская шутка»[29]. И Зигмунд Фрейд пишет в своих «Очерках об истерии», что после первоначального предубеждения он привык к тому, чтобы «сочетать психотерапию с лечебным лежанием, которое при необходимости превращалось в полное лечение питанием по Митчеллу и Плейферу». Далее он обосновывает свое решение: «При этом я получаю то преимущество, что, с одной стороны, могу во время психотерапии избежать чрезвычайно мешающего влияния новых психических впечатлений, а с другой стороны – исключаю скуку “откорма”, от которой больной часто впадает во вредную мечтательность».

 

Исцеляющее горизонтальное положение – лечение лежанием по Фридриху Е. Бильцу

Фридрих Е. Бильц. «Новые природные методы лечения. Учебник и справочник по природным способам лечения и сохранения здоровья». Лейпциг, 1898.

 

И сегодня популярно лечение лежанием, когда пациенты на определенное время отправляются в естественные пещеры или заброшенные шахты. Микроклимат штолен отличается очень влажным воздухом, содержащим мало пыли и иногда обогащенным солью или радоном. Такое лечение рекомендуется, например, людям с астмой или другими заболеваниями дыхательных путей. А санатории, предлагающие лечение покоем от эмоционального выгорания, внезапно ставшего очень распространенным отсутствия интереса к жизни, переживают настоящий расцвет.

Чтобы успокоить нервы больных, врачи не ограничивались применением электрического тока, иногда они приводили в движение и всю постель. Интересно, что сконструированная примерно в 1900 году врачом Максом Герцем вибрационная, или «трясущаяся», постель (причем второе название, похоже, точнее передавало характер движения постели) должна была подражать тряске движущегося поезда, что оказалось полезным при лечении нарушений сна, общей нервозности и улучшало слух при склерозе среднего уха. Тряска создавалась при помощи упругой деревянной доски, которая прикреплялась к тяжелому каркасу кровати таким образом, что с помощью центрифуги, устанавливаемой на разные режимы, ее «можно было, как скрипичную струну, приводить в колебательное движение». Эта кровать и то, как она функционирует, в свою очередь развивает идею виброкресла, «сумасшедшего» стула, изобретенного известным невропатологом Жан-Мартеном Шарко (1825–1893), который добивался с его помощью хороших результатов в лечении пациентов с болезнью Паркинсона.

 

Кушетка с барабанным аппаратом для вибрационного массажа спины не нашла широкого применения

 

Другим вариантом этой лечебной кровати был барабанный аппарат для вибрационного массажа спины, похожего на поколачивание, он использовался при хроническом бронхите, так как вызывал сильный кашель, а также при «ревматических и воспалительных процессах в мышцах». Все эти процедуры входили в понятие «механотерапия».

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!