Изучение подготовленности учащихся к обучению 5 страница
7.1.1. Структура социальных свойств личности •-
Отнесение тех или иных свойств личности к социальным, как уже
было сказано выше, является известной условностью и сделано исключительно для удобства анализа проблемы воспитательной деятельности, которую столь же условно мы отличаем от обучающей деятельности. Именно по отношению к формированию социальных свойств личности в педагогике в основном и применяется т1фмин'"ВОС-ПИТАНИЕ", чтоявляется его узким смыслом. Вболеешироком смысле термин воспитание применяется к формированию личности в целом. Под термином же "ОБУЧЕНИЕ", как вы видели, подразумевают процесс формирования опыта и интеллектуальных свойств личности. Деление этих понятий весьма условно, хотя и помогает несколько лучше обсуждать сложные проблемы формирования личности. ^К социальным свойствам личности условно относят лишь те, которыми личность непосредственно соприкасается с себе подобными индивидами и сообществами индивидов: коллективами, группами и их организациями различного рода, вызывая их ответные реакции ("огонь на себя")._}
Понятно , что опыт личности, как и ее интеллектуальные и генетические свойства, лишь опосредованно (через продукты труда) вводят личность в контакт с другими людьми, сами в этом контакте не участ-
вуя. И только социальными своими свойствами, как нитями и щупальцами, личность выходит на межличностные контакты.
|
|
Показанные на рис.2 Мировоззренческие, нравственные, эстетические и трудовые качества образуют как бы вершину огромного айсберга социальных свойств личностной это не только многообразие возможных мировоззрений, которые не удавалось подавить в людях даже чудовищным прессом сталинских и гитлеровских лагерей смерти, это не только широкий диапазон между нравственностью и безнравственностью, море эстетических вкусов и оценок, а также трудовых установок личности, это также множество приобретенных и врожденных тончайших оттенков отношения к окружающей действительности, определяющих поведение человека в конкретных ситуациях.
Чтобы подойти к возможному на данном этапе развития педагогики и смежных с ней наук решению проблемы диагностичного целеполага-ния по отношению к социальным свойствам личности, рассмотрим под этим углом зрения названные выше четыре исходных социальных качества.
7Л.2. Мировоззренческие качества
Современная философия учит, что МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это устойчивая система взглядов человека на окружающий его мир: природу, общество, самого себя в этом мире, ^зависимости оттого, как вырабатывалось мировоззрение человека, он может обладать житейским, философским или религиозным мировоззрением. В реальной жизни все эти виды мировоззрения сосуществуют в разных соотношениях в голове одного и того же человека, образуя сложную мировоззренческую мозаику конкретной личности^
|
|
\ Житейское мировоззрение формируется из наблюдений человека за непосредственными условиями жизни и усвоения традиционных форм человеческого поведения в различных житейских ситуациях^Эта форма мировоззрения [вырабатывается у человека с детства^ усваивается наиболее прочно, поскольку именно ею определяется успешность вхождения в жизнь навпго человека и успешность его адаптации к жизни в данном сообществе. Без усвоения житейского мировоззрения данного сообщества людей человек выглядит в нем "белой вороной". Понятно
41
отсюда, что житейское мировоззрение не является абсолютным, его содержание зависит от региональных особенностей тех народов, кото- ^ рые населяют данный регион.
Задание. Поскольку и вашей учебной группе могут быть студенты из разных регионов России, попробуйте выяснить, существуют ли у вас различные взгляды на окружающий вас мир, порожденные местным житейским мировоззрением.
|
|
Исследуйте такие вопросы:
- Какие природные предзнаменования известны в ваших
краях?
- Верите ли. вы в космических пришельцев?
- Уверены ли вы, что путь рыночной экономики спасет Россию от
разрухи?
- Остается ли сейчас для молодежи ведущим лозунг; "Учиться,
учиться и еще раз учиться"?
I Философское мировоззрение - это система научных взглядов данной эпохи, объясняющая явления и процессы, происходящие в природе, обществе и самом человеке и ориентирующие поведение человека в | окружающем его мире. )
Философское мировоззрение формируется в процессе изучения учащимся основ соответствующих наук, хорошо вам известных по школьному обучению^.в вузе, при изучении наук по вашей специализации, продолжается'формирование научного мировоззрения на все более высокой ступени абстракции, достигнутой в современной науке. И когда вы, закончив вуз, пойдете в аспирантуру, ваше мировоззрение все еще .-] будет находится в стадии формирования, но теперь уже путем ваших собственных активных усилий в поиске и проверке законов, управляющих нашим миром или его отдельными частями. Итак, всю нашу сознательную жизнь мы находимся в постоянном движении к лучшему пониманию жизни, совершенствуя наше мировоззрение и мировоззрение наших учеников. Только овладение философским мировоззрением | открывает путь к подлинному мировоззренческому совершенствованию и овладению целостной системой взглядов, открывающей учаще-муся путь адекватного (соответствующего) овладения законами ,| окружающего его мира.
|
|
В то же время нельзя сбрасывать со счетов периодическое увлечение человечества или его части различными лжемировоззрениями или утопическими доктринами, часто принимающее форму откровенного расизма и человеконенавистничества. В середине XX века бушевала и стоила человечеству более 50 миллионов жизней мировая война, обязанная увлечением немецкого, итальянского и японского народов фашистской идеологией.
Не меньше бедствий человечеству принесло увлечение советского народа утопической идеологией коммунизма в попытке ее силового внедрения в жизнь народов Земли. Это также привело к массовым и произвольным репрессиям, множеству гражданских войн во имя мифического светлого будущего. История человечества знает множество подобных примеров мировоззренческих заблуждений и их катастрофических последствий. Вот почему мы говорим о формировании не просто мировоззрения, а гуманистического мировоззрения, человеколюбивого мировоззрения независимо от того, касается ли оно взглядов на природу, общество или самого человека. ПРИРОДУ - БЕРЕЧЬ и УМНОЖАТЬ; ОБЩЕСТВО - СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ и ЗАЩИЩАТЬ, ЧЕЛОВЕКА - УВАЖАТЬ и НАСТАВЛЯТЬ! С этих позиций следует оценивать как осмысленную мировоззренческую воспитательную деятельность, так и воспитанность человека.
Задание. Оцените изучаемые вами в настоящее время науки, насколько в них в явной форме выступают приведенные выше заповеди гуманистического воспитания. Чти происходит с вашим мировоззре нием в вашем вузовском обучении?
В жизни многих людей в современном мире большее, а иногда определяющее их поступки значение имеет религиозное мировоззрение -наиболее древняя мировоззренческая и воспитательная система, основанная на фантастическом представлении о существовании внеземного' высшего разумного начала - БОГА, управляющего миром и людьми. От имени бога создано множество религиозных произведений, центральное месте среди которых занимают так называемые "священные писания" (в разных религиях свои: библия - у христиан, коран - у мусульман, тора - у иудеев), непосредственно излагающие устами своих пророков божью волю. Сегодня нам уже известно происхождение
42
43
[ религиозных верований и положительно оценена их роль в нравственном становлении и развитии личностей с определенными религиозными склонностями.. В частности, в новой России осуждена лицемерная политика бывшей Коммунистической партии Советского Союза, объявившей официально, в своей конституции свободу совести и отправления религиозных культов и одновременно развернувшей неофициально жесточайший террор против служителей культа и верующих, стирая с лица земли уникальные религиозные сооружения1, предметы религиозной культуры и самих людей, носителей религиозной идеологии. В настоящее время церковь успешно залечивает нанесенные ей социалистическим государством тяжелые раны. Наблюдая сейчас немыслимый по своим масштабам и последствиям крах социалистической и коммунистической идеи в СССР, развал и расчленение империи и катастрофическое состояние ее обломков, как не воскликнуть: ВОИСТИНУ БОГ ПОКАРАЛ ЗА ТЯЖКИЕ ПРЕГРЕШЕНИЯ ОТЦОВ НАШИХ! Мы, конечно понимаем, что во всех событиях, произошедшихв бывшей России и бывшем СССР, происходящих в СНГ и на его периферии, роль БОГА весьма символична, тем не менее божья кара за греки и божья милость за добрые деяния являются действенным стимулом для тех, кого мы называем верующими. А для атеистов регулятором их общественного поведения и ориентиром для выбора жизненного пути и, как говорят, жизненной позиции служит, в меру их образованности, либо житейское мировоззрение, либо научное, философское, на воспитание которого направлены системы образования во всем мире. Интересно здесь отметить, а вам в будущем иметь в виду, тенденцию к взаимодействию философского и религиозного мировоззрения и даже к сотрудничеству в раскрытии еще многих тайн нашего бытия.
Итак, мировоззрение как определенная система взглядов и убеждений личности является мощным регулятором его осознанной жизнедеятельности в обществе и взаимоотношений с его членами и его ценностями. От уровня мировоззренческой зрелости человека и самого характера мировоззрения (житейское, научное или религиозное) зависят в огромной мере поступки человека, его нравственность. В заключение рассмотрите рис.6, схематически изображающий структуру мировоззренческих свойств личности.
7.1.3. Нравственные качества личности
Понятие "Нравственность" происходит от латинского слова "мора-лис", н русском произношении получившим звучание "мораль", что означает определенную совокупность часто неписанных норм, правил поведения и взаимоотношений между людьми, освященных историческими традициями и народными обычаями. В основе ^нравственности лежат понятия добра и зла, как и понятия совести, личного достоинства и чести в оценке нравственных поступков. (Этеюда задачей нравственного воспитания является такое развитие личности в нравственном отношении, которое обеспечивало бы ей относительно самостоятельно определять позитивную линию поведения в обществе, нравственность избираемых целей поведения и деятельности, а также средств достижения этих целей. Можно определить основной лозунг нравственного поведения как "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!" Этот лозунг приобретает особый смысл для воспитательной деятельности в современном мире, раздираемом противоречиями, характерном потерей идеалов, аморальностью многих политиков и бизнесменов, кризисом семьи, ростом преступности, коррупции, наркомании и алкоголизма, уходом молодежи в эфемерный мир примитивных развлечений. Возможным противовесом такого общественного крена может служить система нравственного воспитании, основанная на усвоении учащимися общечеловеческих моральных ценностей: равенства и сотрудничества людей и народов, интернационализма и патриотизма, коллективизма и уважения к личности, ответственности за мир и процветание народов. Из этих общих моральных ценностей вытекает множество частных нравственных норм и правил, ориентирующих поведение людей на добрые дела и поступки.
Нравственное воспитание в огромной своей части осуществляется в процессе конкретной деятельности в конкретных жизненных ситуациях, однако не следует забывать о необходимости обучения учащихся "моральной грамоте", превращая эти знания в моральные убеждения и регуляторы нравственного поведения людей. Огромную роль в обучении школьников нравственным понятиям играет изучение ими основ наук, в которых они усваиваил1 не только закономерности окружающего нас мира, но и щадящие методы жизни в нем: экологические, энерго-
.
44
45
сберегающие, экономичные методы хозяйствования в этом непростом и хрупком, достаточно плотно населенном мире.
Наглядное представление о нравственных качествах личности можно получить из внимательного рассмотрения рис.7.
Задание. Опираясь на рис. 7, проанализируйте ваши нравственные качества, сформировавшиеся у вас к данному моменту.
В каком направлении они требуют своего совершенствования?
Поставьте себе задачи нравственного самосовершенствования и вернитесь к-этому заданию через месяц.
7-1.4. Эстетические качества личности
Крылатые выражения "Миром правит красота" и "Мир спасет красота" как нельзя лучше и лаконично выражают значение эстетического воспитания личности в ее подготовке к достойной жизни в человеческом обществе. В отличие от способа изложения мировоззренческих и нравственных качеств, начнем изложение сущности эстетических качеств с анализа структуры эстих качеств личности, схематически изображен- 1 ных на рис.8. Такая вариация методики изложения, кроме прочего, должна продемонстрировать вам разные возможности использования логических структур содержания обучения: либо как обобщающий метод, либо как метод предварительной ориентации. Здесь, — это метод | предварительной ориентации, и мы избрали его для более экономного и I быстрого введения учащихся в сравнительно новую и сложную систему понятий эстетического воспитания. Рассматривая рис.8, особенно вы- | пухло проявляется указанная нами ранее взаимная переплетенность различных социальных свойств личности, а также социальных с другими качествами. Не будь этого, не существовала бы целостная личность. ^ Задание. Опираясь на схему рис.8, найдите, с какими свойствами ,| личности наиболее тесно соприкасаются ее эстетические качества.
Характер эстетических качеств личности в наиболее общем виде выражается в различении таких основополагающих сторон действительности, как "ПРЕКРАСНОЕ и БЕЗОБРАЗНОЕ", "ВОЗВЫШЕН- | НОЕ и НИЗМЕННОЕ", "ТРАГИЧЕСКОЕ и КОМИЧЕСКОЕ". И не только различении этих сторон действительности, но и поведении в соответствиисэстетическими законами красоты. Поэтому централъны-
ми личностными эстетическими качествами выступают эстетический вкус, эстетические чувства и способность к эстетической деятельности. Разумеется, эстетические свойства личности в большей степени, чем другие, опосредованны природными задатками человека, особенно в части способностей к эстетическому восприятию и эстетической деятельности. Что же касается эстетического вкуса и чувств, то их форми-рование-это главная задача эстетического воспитания. Эстетический вкус как специфический психический механизм оценки красоты н окружающем мире и эстетическом творчестве людей чрезвычайно пластичен и в то же время относительно консервативен. Хорошей моделью изучения вкуса как качества личности является механизм колебания моды и реакций людей различного возраста и состояния на ее (моды) "выкрутасы".
Что же касается эстетических чувств как одного из важнейших качеств личности, то их формирование тесно связано с восприятием тех или иных произведений, отражающих вполне определенный способ художественного отображения действительности: реалистический или натуралистический, романтический или символический и т.д.
В разработке проблем диагностичного описание эстетических качеств личности возникает естественная трудность из-аа их особой изменчивости и практической сложности создания эстетических эталонов как средств целеобразования и объективного контроля качества формирования эстетических качеств личности. Здесь чаще, чем в случае мировоззренческих и нравственных качеств личности, возникает "сползание" к довольно прямолинейному формированию эстетических знаний на основе готовых, а еще хуже, предвзятых моделей эстетической оценки. О противоестественности такого рода эстетического формирования личности свидетельствует то неисчислимое число жертв, которым заплатила наша отечественная культура за массовое и силовое внедрение "социалистического реализма" и предание анафеме всех других направлений эстетического восприятия и деятельности. Хотя и провозглашался фарисейский лозунг "Пусть цветут все цветы", но путем тщательной социалистической прополки оставлялись лишь цветы красного цвета. По-видимому, путь выявления диагностичных параметров эстетической воспитанности подскажет нам ветвление б "эсте-
46
47
тическая нравственность" на логической структуре рис, 8, которой отражается отношение личности к основным объектам эстетической действительности: людям искусства, произведениям искусства и основному носителю прекрасного - природе, которая является конечной целью всего эстетического воспитания.
Что же касается учебных элементов, выделенных на ветвлениях 2, 3, 4 и 5 логической структуры, то определенный уровень их сформированное™ у личности является необходимым условием эстетической воспитанности, но без элементов ветвления 6 - далеко не достаточным.
7.1.5. Трудовые качества личности
Наука считает, что в очень далекие от нас времена труд превратил одну из наиболее деятельных стай обезьян в первобытное человеческое племя. С тех пор труд продолжает поддерживать человеческое существование в этом далеко не райском мире и лозунг "Кто не работает, тот не ест" время от времени появляется на митинговых транспарантах. Тем не менее, еще достаточно живучи в нашем мире вредные стремления жить не за счет своего честного труда, а воспользоваться тем или иным, но всегда безнравственным способом, плодами чужого труда, обкрадывая, таким образом, общество и незаметно самого себя и своих, детей. Парадоксально, но факт остается действительным, чтообкрады-ваниеближнего - занятие более легкое и быстрее приносящее вожделенные блага, чем честный и добросовестный труд. Вот почему так неистребима преступность разного рода в человеческих сообществах. Чем менее организовано и управляемо общество, тем выше преступность. Даже самые благополучные страны время от времени содрогаются от вала преступности, захлестывающего их. Борьба с этим позорным явлением, сопровождающимся насилием и страданиями честных людей, ведется разными способами и сопровождается различным успехом. Одним из мощных противовесов в этом крене общества в криминальную бездну может стать эффективное трудовое воспитание подрастающего поколения.
Какими же качествами, должен обладать воспитанный а трудовом опПюшении человек? Самый экономный ответ на этот вопрос дает ЛС
рис.9. Рассмотрите его, обращая основное внимание на вторую градацию ЛС.
Элементы 3, 7 и 8 этой ЛС относятся скорее к формированию опыта личности и приведены здесь, чтобы подчеркнуть мысль о том, что без конкретного обучения какому-то мастерству невозможно формировать ни трудолюбие, ни трудовую нравственность. Это не некие самодовлеющие абстрактные качества личности, а качества, присущие человеку, владеющему каким-либо мастерством.
На третьей градации рис.9 показаны элементы ЛС трудовых качеств личности, которые могут послужить основой для диагаостичного целе-образования и объективного контроля этих качеств.
Задание. Обсудите о вашими соучениками по педвузу диагностируемые признаки трудовых качеств личности, попробуйте дать определение каждого признака и придумайте способ его диагностики.
Трудовое воспитание учащихся различных учебных заведений осуществляется путем их включения в контролируемый труд различного назначения, однако было бы грубым заблуждением считать, что только тяжелый физический труд обладает воспитательными возможностями. Огромное значение для трудового воспитания имеет правильно организованный учебный труд, труд по самообслуживанию и различные виды шефского труда учащихся.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!