DM и другие формы осознанности



Термин «майндфулнес» («осознанность», или «наблюдение), широко используется в психологической литературе. Он описывает состояние требующей усилий и сознательно контролируемой переработки (Shiffrin & Schneider, 1977), состояние, противоположное неосознанности. Неосознанность приравнивается к привычной или автоматической переработке. Подобная формулировка — всего лишь еще один способ разграничить контролируемую и автоматическую переработку. Она не подразумевает метакогниции и сознательного осознавания мыслей, как подразумевается в DM.

Гетерогенный характер «майндфулнес» в психологической и терапевтической литературе очевиден в шкалах самоотчетов, разработанных для оценки этого конструкта. Например, Браун и Райан (Brown & Ryan, 2003) разработали Шкалу оценки внимательности и осознанности — Mindful Attention Awareness Scale (MAAS) для оценки осознанности в повседневной жизни. Многие пункты оценивают тенденцию не замечать информацию и действовать, как на автопилоте (напр., «Я могу испытывать какие-то эмоции, а осознать это лишь какое-то время спустя»: «Обычно я иду быстро туда, куда мне нужно и не уделяю внимание тому, что переживаю по пути»). Эти пункты сходны с другими психологическими концепциями, такими как когнитивные ошибки, регистрируемые Опросником когнитивных ошибок (Cognitive Failures Questionnaire; Broadbent, Cooper, Fitzgerald, & Parkes, 1982), предназначенным для измерения повседневных ошибок в когниции и деятельности. В этих подходах «майндфулнес» связана либо с уровнем, либо с эффективностью аттентивного функционирования, но не делается строгого различения между ней и родственными конструктами.

Также, «майндфулнес» сливается с такой концепцией, как принятие (напр., Hayes, Strosahl, & Wilson, 1999), что означает, что мысли принимаются как мысли, а чувства — как чувства, без необходимости избегать их. Этот подход концептуально схож с DM, но не делает акцента на откладывании беспокойства и руминации и развитии чувства Я как отдельного от убеждений, хотя он может отделять Я от мыслей и чувств.

Отталкиваясь от предыдущих подходов, Бишоп и др. (Bishop et al., 2004) предлагают операционное определение «майндфулнес», которое состоит из двух компонентов: 1) контроля внимания, поддерживаемого непосредственным переживанием, что позволяет обеспечить повышенное распознавание ментальных событий в настоящем; и 2) ориентации на любопытство, открытость и принятие непосредственного переживания. Первый компонент — это характеристика DM и включает более сильное метакогнитивное осознание. Однако, это определение не учитывает отделение чувства Я от внутренних событий, как в DM. Второй компонент уводит нас от DM еще дальше и вводит концепции любопытства и принятия. Не ясно, за счет чего достигаются подобные состояния, но они, скорее всего, предполагают активное вовлечение в мысленную деятельность, что не характерно для DM.

«Майндфулнес» завоевала известность как понятие, эквивалентное буддистской медитации (напр., Kabat-Zinn, 1994). DM обладает некоторым сходством с осознанностью буддистский практик, но она и отличается от этих подходов.

В медитативных подходах «майндфулнес» описывается как «определенным образом направленное внимание: сознательное, в настоящем и без вынесения суждений» (Kabat-Zinn, 1994). Это очень широкое описание, которое лишь частично покрывает DM и имеет некоторые черты тренировки внимания (Wells, 1990), но опускает некоторые уникальные характеристики DM.

В работах Кабат-Цинна (Kabat-Zinn, 1990, 1994) «майндфулнес» приравнивается к сосредоточению внимания. Сосредоточение внимания на дыхании используется в качестве средства фокусировки на непосредственном переживании. Подобное внимание есть средство прямого переживания настоящего момента без его обдумывания. Это включает осознавание потока мыслей без суждений о них, формирование доверия к себе и принятие вещей такими, какие они есть («отпустить и позволить быть»). Такой вид «майндфулнес» - намного более общий, чем концепция «майндфулнес» в DM, и хотя в первом случае мы также имеем дело с осознаванием без мышления, оно несколько нечеткое и противоречивое. В частности, оно требует ежедневной практики и концентрации на дыхании для удержания внимания, что предполагает некоторую степень телесносфокусированной переработки. Более того, сложно совместить формирование доверия к себе и принятие с отсутствием оценочного суждения в какой-либо форме. Характеристики «майндфулнес», практикуемые в медитации, по-видимому, конфликтуют между собой и отличаются от характеристик DM, которая отказывается от суждений и фокусировки на теле.

Теоретические и практические различия между «майндфулнес» в DM и «майндфулнес», используемой в других контекстах, могут быть обобщены следующим образом.

· DM не включает медитацию.

· DM не требует постоянной и частой практики.

· DM не требует широких характеристик «майндфулнес», таких как повышение осознавания текущего момента.

· «Майндфулнес» в медитации использует телесно-сфокусированные упражнения, например сосредоточение на дыхании, чтобы заново направить внимание на настоящее, если оно отвлеклось на мысли. DM не имеет телесно-сфокусированных якорей для внимания.

· DM направлена на развитие мета-осознания мыслей, а не на осознание текущего момента.

· У термина «майндфулнес» много значений, по поводу которых имеется много разногласий. Определение и характеристики DM четко определены.

· DM различает мета-осознание и отстраненность.

· DM требует откладывания концептуальной переработки на потом.

· DM требует откладывания целенаправленного копинга на потом.

· DM требует отделения чувства Я от ментальных событий.

Весьма вероятно, что эффективность техник зависит от разработки стратегий, прочно основанных на моделях информационной переработки, которые определяют более или менее адаптивные средства достижения «майндфулнес». Основная цель медитативной «майндфулнес» отличается от цели DM, которая направлена на то, чтобы модифицировать четко определенные метакогнитивные структуры и процессы, могущие вызывать психическое расстройство. Разработке этих техник в будущем весьма поспособствует их обоснование в терминах модели их требований и последствий, что может быть реализовано в рамках метакогнитивного подхода.

Десять техник

В этом разделе представлены 10 базовых техник, используемых в МКТ, для достижения DM и ее компонентов. Он основан на более ранней работе (Wells, 2005b), в которой описывались несколько стратегий.

Метакогнитивное руководство

«Метакогнитивное руководство» означает использование структурированного опроса в целях достижения метакогнитивной саморефлексии во время конфронтации с проблемными ситуациями или стимулами. Среди полезных вопросов можно назвать:

    «Вы можете смотреть на окружающий мир сквозь свои мысли?»

    «Вы можете одновременно и осознать мысль, и то, что происходит сейчас вокруг вас?»

    «Вы живете, исходя из того, о чем думаете, или исходя из того, что вы видите?»

В одном случае с навязчивым мытьем рук терапевт предложил пациенту войти в ситуацию, которая усилила его стресс и желание вымыться, а именно пройти по улице близко к мусорному баку. Сначала пациент сделал это без терапевтического руководства: ему просто сказали найти приемлемое расстояние до бака, чтобы тревога присутствовала, но была выносимой. Затем терапевт попросил его пройти немного ближе к контейнеру и предоставил следующее метакогнитивное руководство:

ТЕРАПЕВТ (Т.): Насколько сильный вы сейчас испытываете стресс по шкале от 0 до 100?

ПАЦИЕНТ (П.): Не слишком сильный. Я бы сказал, 30.

Т.: Сейчас я попрошу вас сделать шаг вперед и стать ближе к мусорному баку. При этом я хочу, чтобы вы осознавали свои мысли. Что вы говорите себе, когда делаете шаг вперед? Попробуйте прямо сейчас.

П.: Я совсем не хочу этого делать.

Т.: Какая из пришедших вам в голову мыслей заставила вас почувствовать себя таким образом?

П.: Я подумал, что бак, вероятно, загрязнен телесными жидкостями.

Т.: Это была вербальная мысль или внутренняя картинка?

П.: Это была вербальная мысль: «А что если на нем есть телесные жидкости?»

Т.: Хорошо. Я хочу, чтобы вы сделали этот шаг и наблюдали или слушали свою вербальную мысль. Увидьте или услышьте эти слова в вашем мозгу и посмотрите на мусорный бак сквозь свою мысль, чтобы узнать правду о ней.

П.: (Делает шаг вперед.)

Т.: Отлично. Вам удалось не обращать внимания на свои мысли, когда вы делали шаг вперед?

П.: Вроде бы да.

Т.: Это дало вам какие-нибудь знания о вашей мысли?

П.: Ну, это всего лишь мысль. Один дополнительный шаг на самом деле ничего не меняет.

Т.: Хорошо. Вы можете научиться по-новому относиться к своим мыслям, без избегания ситуаций. Как насчет того, чтобы сделать еще один шаг? На этот раз не обращайте внимание на мысль и спросите себя: «То, что я вижу своими глазами, говорит ли оно что-нибудь о том, что я заражен?»

П.: (Делает еще один шаг.)

Т.: О чем ваши глаза говорят вам?

П.: Ну, я не вижу, чтобы я стал грязный.

Т.: Так как же лучше жить — исходя из своих мыслей или исходя из того, что вы видите?

П.: Возможно, мне не надо думать о том, есть ли зараза на этом баке или нет?

Т.: Вы можете попрактиковаться в том, чтобы не обращать внимания на свои мысли, вместо того чтобы мыться каждый раз после того, как вам пришла в голову эта мысль?

П.: А когда я могу помыть руки?

Т.: Только перед тем, как коснуться еды, после еды или после посещения туалета, но определенно не после того, как подумали эту мысль.

П.: Значит, вы говорите, что это только мысль и руки мыть не нужно?

Т.: Именно так. Вы считали, что эта мысль — очень важная?

П.: Я считал, что это правда.

Т.: Вы можете, начиная с этого момента, практиковаться в том, чтобы по-новому смотреть на свою мысль?


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!