Влечение к азартным играм (гемблинг)



 

В общественном сознании азартное поведение всегда содержит элемент риска, поскольку теряется самоконтроль и снижается рефлексия. Азартное поведение связано прежде всего с азартными играми, в которых выигрышем являются деньги. В азартных играх выигрыш зависит полностью или в значительной степени от случая, а не от искусства играющих, т. е. это игры, связанные с риском.[21] Однако не только материальный стимул (легкий выигрыш денег) влечет людей к азартным играм. Играет свою роль и склонность людей к риску, базирующаяся на желании пощекотать себе нервы, испытать адреналиновый всплеск и выброс эндорфина – гормона счастья. Нельзя не учитывать и наэлектризованную атмосферу казино: звон монет, шелест купюр.

 

Как ни странно, миф о необходимости «адреналиновых инъекций» для успешных деловых людей поддерживают не только журналисты, но и многие психологи – видимо те, кто с такими людьми вплотную не работает. Понаблюдайте за «очень успешными» в казино, и вы увидите, что играют они безо всякого азарта. Им не интересны такие игры, потому что каждый день они делают огромные ставки в настоящей, более занимательной для них игре – бизнесе. И наоборот, искусственно взбодрить себя «за зеленым сукном» любят государственные чиновники или дети состоятельных родителей, которым не хватает естественных стрессов.

begin.ru

 

Петербургский историк Г. Ф. Парчевский (1998) пишет, что азартное поведение игроков – это безоглядное самоутверждение, самоутверждение любой ценой. Кроме того, это и поиск острых переживаний, поиск богатства, связанный с риском проигрыша. Для патологических игроков свойственно формирование иллюзорных представлений. В. Л. Малыгин и Б. Д. Цыганков (2005) установили, что одним из важных мотивов обращения к игре являются «мечты о новой, более яркой жизни», которую может обеспечить выигрыш. При этом часто отмечается неспособность игроков обеспечить себе в реальной жизни комфортные условия существования.

 

Первые упоминания об азартных играх появляются за 3500 лет до н. э. В Древнем Египте найдены фигурки и рисунки на камнях, изображающие людей или богов, кидающих бабки –так называлась таранная кость или межфаланговый сустав овцы или собаки. Последние были также обнаружены в раскопках доисторических стоянок человека еще более раннего периода. Имеются данные о страсти к азартной игре (в кости) у древних греков, особенно коринфян. Согласно одной из греческих легенд, Паламадей предложил игру в кости для развлечения греческих солдат, скучающих в ожидании при осаде Трои. Только в Спарте азартная игра была совершенно изгнана.

Римские императоры очень любили играть в кости и делали это весьма часто, особенно Август и Клавдий. Но простым гражданам Рима игра в кости разрешалась лишь в определенные сезоны. Древнеримское право, вполне сознавая деморализирующее влияние азартных игр, со всей строгостью отнеслось к ним и постановило, что проигранные в недозволенные игры деньги могут быть вытребованы обратно проигравшим. Но ни у одного народа азартные игры не получили такого развития, как у германцев. Древний германец проигрывал не только свое имущество, но и свободу: проигравшегося и уже не имевшего средств уплатить долг продавали в рабство.

Азартные игры были распространены и Азии. В книге «Бхавишьяпурана» есть рассказ, связанный с азартными играми: некий принц лишился всего, в том числе собственной жены, играя в кости. Греческий биограф Плутарх упоминает о персидской царице Парисатис, страстной поклоннице игры в кости.

В народной литературе Азии, включая Юго‑Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию, можно обнаружить наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения, в некоторых рассказывается об азартных играх с богами, тогда как другие – абсолютно светского характера. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных народов, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

Такая распространенность азартных игр с древних времен и до наших дней доказывает, что риск и связанные с ним эмоции азарта, являющиеся спутниками этих игр, генетически обусловлены, и поэтому так труднопреодолимы.

В 1765 г. во Франции появилось первое устройство для игры в рулетку. Авторство приписывают офицеру полиции Габриэлю де Сартине, пожелавшему придумать азартную игру, в которой невозможно было бы жульничать. По другой версии, рулетка – результат неудачного эксперимента французского философа и математика Паскаля, который пытался создать вечный двигатель.

Первое казино (это итальянское слово означает «загородный дом») в 1863 г. открыл Чарлз Грималди, принц Княжества Монако, а игровые автоматы, именуемые в народе «однорукими бандитами», придумал американский механик Чарлз Фей в 1895 г. Сейчас они являются неотъемлемым атрибутом любого казино, как и карточные игры типа блэк‑джека и покера.

Таким образом, к началу XX в. были изобретены все основные игры современного казино. Оставалось их легализовать. И здесь в первых рядах оказалась… пуританская Америка. В Неваде (она по сей день остается единственным штатом Америки, где легализовано казино), был построен поселок Лас‑Вегас, который теперь считается столицей игорного бизнеса.

Iibrary.ru

 

В СССР азартные игры не разрешались; исключениями были лотерейные билеты и ставки на ипподроме. Согласно современному законодательству Российской Федерации, азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

 

Словосочетание «азартные игры» знакомо практически каждому взрослому жителю нашей страны – только 2% опрошенных услышали его впервые входе опроса. На практике же с азартными играми знакома треть россиян – 63% опрошенных заявили, что никогда в них не играли.

В карты на деньги играли 20% респондентов, среди мужчин – 35%. Вторые по популярности – игровые автоматы: опыт «общения» с ними имеют 16% опрошенных. Причем у молодежи игровые автоматы популярнее карт (28 против 22%), тогда как у игроков среднего поколения популярнее карты (24 против 13%). В другие азартные игры (рулетка, кости и т. д.) играли сравнительно немногие – в целом не более 10% опрошенных.

Примечательно, что в азартные игры играют как азартные люди, так и те, кто считает, что никогда в жизни не испытывал чувство азарта. В последней группе доля игроков составила 32% (среди азартных людей – 56%).

Россияне довольно оптимистично оценивают результаты своего участия в азартных играх: доля тех, кто заявил, что чаще проигрывал, лишь вдвое превосходит долю тех, кто заявил, что чаще выигрывал (12 против 6%). Еще 15% опрошенных полагают, что с материальной точки зрения они остались в итоге «при своих». Неудивительно, что соотношение удачливых и неудачливых игроков среди картежников (15% – чаще выигрывали, 26% – чаще проигрывали) заметно отличается от того, которое фиксируется среди любителей игровых автоматов (17 и 49%). <…>

Кто обычно играет на игровых автоматах? Отвечая на соответствующий открытый вопрос, россияне чаще всего говорят, что это богатые люди (29%), почти столь же распространенный взгляд – молодежь (23%). Существуют и прямо противоположные представления, но распространены они гораздо менее широко: 7% полагают, что играют в основном бедные люди, и 2% – что пенсионеры.

Каждый десятый участник опроса (10%) считает, что увлечение игровыми автоматами – удел бездельников и любителей легкой наживы, 6% определяют игроков как людей бесхарактерных, безвольных, 5% – как глупых, необразованных.

Бавин П. Азартные люди и азартные игры // socreal.fom.ru

 

В иностранной литературе для обозначения влечения к азартным играм (игорной страсти по 3. Фрейду) введен специальный термин – гемблшг, под которым понимают хроническую и прогрессирующую неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх, потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры – от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O'Connor, Dickerson, 2003). Правда, выявлено (Breen, Zimmerman, 2002), что злокачественное развитие патологического гемблинга при использовании игровых автоматов отмечается чаще, чем при традиционных формах игры (рулетка, карты, бинго и т. д.).

Многие авторы находят сходство между гемблингом и алкоголизмом или потреблением наркотиков (например, тенденция увеличивать ставки и увеличение дозы наркотиков и алкоголя).

Используя различные уловки и схемы, казино стараются подтолкнуть азартных игроков к риску как можно большей суммой денег. Они часто предлагают недорогую или бесплатную выпивку, что приводит к опьянению и, следовательно, к снижению способности принимать обдуманные решения. В казино все устроено так, чтобы собирать большие суммы денег и ничего не давать взамен, кроме сиюминутного и пустого удовольствия. Иногда организаторы лотерей убеждают, что это хороший способ финансирования образовательных или социальных программ. Однако, согласно статистике, в лотерее обычно участвуют те, кто меньше всего способен позволить себе тратить деньги на лотерейные билеты. Соблазн «быстрого обогащения» слишком силен для тех, кто находится в сложном финансовом положении, а поскольку шанс выигрыша бесконечно мал, это приводит к пагубному влиянию на жизнь многих людей.

 

Азарт полезен для здоровья. Исследования психологов показывают, что вызываемые азартными играми мини‑стрессы не угнетают, а тонизируют иммунную систему человека, что оказывает в целом благоприятное воздействие на его физическое состояние.

А специалисты из Британской школы по изучению проблем здоровья при Гарвардском университете утверждают, что азартные игры даже способны продлить жизнь. По их мнению, игры в карты или рулетку могут вполне эффективно влиять на продолжительность жизни пожилых людей. Профессор Томас Гласе и его коллеги в течение 13 лет наблюдали за 2800 стариками и пришли к однозначному выводу, что пожилые люди, периодически играющие в азартные игры, чувствуют себя значительно лучше своих сверстников.

По данным этих исследователей, игра в карты столь же успешно «закаляет» сердце от возможных болезней и приступов, как и регулярные небольшие физические нагрузки. Небольшое волнение во время азартной игры стимулирует работу сердечной мышцы, ощущающей недостаток адреналина.

Руководивший исследованиями профессор Гласе заявил, что он будет настоятельно рекомендовать врачам Соединенного Королевства «прописывать» подопечным, страдающим от недостатка движения, подобный активный режим, с небольшими приключениями и приятными волнениями.

Интернет‑портал: Онлайн‑казино «Spin Palace»

 

Последствия гемблинга. Чем же рискуют люди, у которых формируется игровая зависимость? Помимо обнищания (23% игроков) для патологических игроков характерны наркотическая зависимость, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами, нездоровое пристрастие к видеоиграм, депрессия (Fisher, 1995; Griffiths, Sutherland, 1996; Gupta, Derevensky, 1997). Для игроков, по данным Циаротти (Ciarrotti, 2002), типичны трудности межличностных отношений в браке (80%), частые разводы (35%). Наблюдаются нарушения трудовой дисциплины (прогулы), частая смена работы. Развитие влечения к азартным играм создает риск разрушения личных, семейных и профессиональных интересов.

Зависимые игроки часто совершают противоправные действия – до 60 % среди зависимых (Lesier, Anderson, 1995; Thompso et al, 1996). Наблюдается высокий суицидальный риск: от 13 до 40% патологических игроков совершают попытки самоубийства, у 32–70% отмечаются суицидальные мысли (Frank et al, 1991; Kaush, 2003; Petry, Kiluk, 2002; Thompson et al, 1996).

Иными словами, пристрастие к игровому риску становится фактором развития других рисков. Поэтому зависимость от игры стала одной из серьезных социальных и медицинских проблем не только в российском обществе, но и во всем мире (Зайцев В. В., 2000).

Неудивительно, что уже в Средние века блюстители нравственности (а ими были церковники) выступали с осуждением азартных игр и в ряде случаев – за наказание ее участников. Христианская церковь относится отрицательно к азартным играм, поскольку такие игры провоцируют неодобряемую церковью страсть к быстрой безосновательной наживе и могут иметь неблагоприятные социальные последствия. В прошлом увлечение азартными играми могло стать поводом для отлучения от церкви. Долгое время христианская церковь причисляла к азартным играм шахматы, которые в современном представлении таковыми уже не являются.

В исламской традиции игра приравнивается к обману, к нечестному предпринимательству. Коран отрицает такой путь обогащения,[22] поэтому в исламе наложен запрет на азартную игру, но в большинстве исламских стран отношение к азартным играм регулируется властями.

 

История христианской Европы показывает нам неоднократные случаи, когда страсть к азартным играм осуждалась отдельными богословами и проповедниками. Против азартных игр произносили проповеди некоторые епископы христианской церкви, начиная со святого Киприана Карфагенского (III в.) и заканчивая святым Бернардином Сиенским (XV в.). Известный католический проповедник‑доминиканец Джироламо Савонарола, будучи в 1494 г. фактическим вождем Флоренции, взимал с картежников и игроков в кости, называя их «беснующимися», денежные штрафы, а игральные кости прилюдно сжигал вместе с запрещенными книгами на так называемых кострах тщеславия. В литературе XV–XVI вв. описаны различные случаи, когда проигрыш приводил человека к богохульству, за что некоторые расплачивались жизнью. Так, в 1502 г. во Флоренции был повешен Антонио Ринальдески, бросивший после проигрыша в икону Богоматери кусок навоза.

Не жаловали азартные игры и в Древней Руси. «Возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится все, что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся», – читаем в «Домострое», написанном в середине XVI в. протопопом Сильвестром, духовником Ивана Грозного.

В Средние века игроки не подвергались жестоким наказаниям, а жизнью они могли поплатиться, только если их страсть приводила к более тяжелым сточки зрения церкви преступлениям.

С точки зрения исламского права азартные игры всякого рода запрещены. Правоведы шиитов и суннитов единодушны в этом, о чем свидетельствует шиитский богослов XIX в. Шейх Ансари в своей книге «Мисбах аль Фукаха» («Свет правоведов»). В другом богословском сочинении, «Мефтах аль Карама» («Ключ к величию»), к числу греховных деяний относятся обучение азартным играм, помощь кому‑либо в игре, покупка и продажа предметов, связанных с игрой, и даже просто посещение игровых заведений. Авторы этой книги советуют даже не здороваться с тем, кто был уличен в пристрастии к азартным играм.

vlasti.net

 

Опасность азартных игр для общества заставила бороться с ними и государственные органы. Уже в XIII в. стали появляться законодательные ограничения, а в XIV в. запрещались игорные дома (впервые возникшие в XII столетии в Италии) во всех европейских государствах, за исключением княжества Монако.

 

Анекдот в тему

Новый церковный служащий украдкой пробрался к священнику в то время, как тот читал проповедь, и прошептал: «Святой отец, там на хорах… играют в покер». «Знаю, – прошептал пастор. – Но сначала я должен закончить здесь».

 

Распространенность гемблинга. Зависимость от азартных игр широко распространена в мире. Например, в США в 1970‑х гг. количество проблемных гемблеров, т. е. людей, зависимых от игровых автоматов, колебалось от 4 до 10 млн. По данным Р. Фольберг (Volberg, 1996), количество проблемных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, достигает 5% населения США. Данные канадских исследователей (Ladouceur et al, 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990‑х гг. число проблемных игроков выросло более чем на 75%.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!