Основные подходы к обществу в истории
Социальная философия: содержание и значение
общество история
Проблематика социальной философии
Общество также является предметом изучения целого ряда наук, которые и называют общественными: социология, изучающая социальные связи, экономика, изучающая экономические отношения и управляющие ими законы, политология, изучающая институт власти, история, изучающая изменение общества во времени, этнография, изучающая быт и культуру народов земного шара, и т.д. Социальная философия рассматривает не какой-то определенный срез функционирования общества, а социальную реальность как целостный феномен, вернее, то, как она предстает в нашем сознании. Здесь актуален целый ряд вопросов, не характерных для других общественных наук: происхождение общества, факторы развития и законы исторического процесса (философия истории), отличие человеческого общества от сообщества животных, соотношение общества и личности и т.д. При этом исследование социальной реальности имеет свою специфику: исследователь, работающий с социальными явлениями, сам является частью реальности, которую он изучает, вследствие чего социальное познание автоматически становится элементом социальной реальности, усложняя ее (исследователь, включаясь в изучаемую картину, только увеличивает пласт подлежащего анализу), – парадокс социального познания.
Понятие общества
Можно дать несколько различных определений общества, например:
|
|
· Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (Советский энциклопедический словарь).
· Общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди и формы их совместной деятельности.
· Общество – это совокупность общественных отношений (К. Маркс).
При этом возникает вопрос о критериях отличения общества в целом от составляющих его элементов и прочих совокупностей людей (группы, толпы и т.д.). Поэтому выделим признаки общества:
1. Разделение труда (охватывает не все категории населения). Его основные типы – естественное (половозрастное, географическое) и общественное (профессиональное).
2. Наличие обмена.
3. Нормативная система. Сюда входят и правовые, т.е. кодифицированные, нормы, и моральные (неписаные законы, складывающиеся естественным путем).
4. Социальная дифференциация (по горизонтали и по вертикали).
5. Специфический банк информации, т.е. развитые формы хранения и передачи информации.
6. Наличие специальных способов управления.
7. Институциональная система.
Под социальным институтом в узком смысле понимается установление, имеющее рационализированную цель, организационную структуру, нормативное сопровождение (например, армия). В широком смысле институт – это надындивидуальное нормативно-смысловое поле, подверженное изменениям, но в то же время безальтернативно направляющее поведение и взаимодействие людей. Каждый социальный институт ближе к тому или другому смыслу: армия – к узкому, мораль – к широкому. Иными словами, специфика общественных отношений в отличиеот межличностных (в группе, например) в том, что они институциализированы, т.е. исторически сложились, надындивидуальны (их существование не зависит от конкретных личностей) и безальтернативно направляют взаимодействие людей (все люди участвуют в функционировании общественных институтов).
|
|
Структура общества.
Соответственно, общество как система функционирует за счет устойчивых элементов – институтов, которые в данном случае также могут быть названы общественными отношениями, сферами, гранями социальной реальности. Каждая из этих сфер необходима для существования общества и выполняет определенные функции:
1. Экономическая: включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. В системе AGIL американского социолога Т. Парсонса экономика выполняет адаптивную функцию, т.е. создает материальную «среду обитания» людей.
|
|
2. Политическая – совокупность политических институтов (партийная система, государственный аппарат, суд и прокуратура, силовые структуры (армия, милиция), СМИ, иногда включают церковь) и политических отношений (т.е. отношений между людьми по поводу власти и подчинения); также сюда входит политическая культура – система политических взглядов и интересов, которые одобряются большинством из общества. Политика выполняет функцию управления и защиты (поддерживает целостность общества изнутри и извне). В системе AGIL ей соответствует функция целеполагания, т.е. приспособления среды под собственный интерес.
3. Культурная (идеологическая, духовная): отвечает за выработку ценностей, норм и идеалов. Ценности отражают цели, принятые данной культурой, нормы – это социальные предписания, т.е. одобренные обществом средства для достижения целей. Идеалы же отличаются от целей тем, что они принципиально недостижимы, но стремление к ним делает жизнь осмысленной (идеалы позволяют обосновать цели; по этой причине идеология является самостоятельной сферой, а не просто придатком политики: религия, наука, искусство, мораль, философия и т.д.). По Парсонсу, культура обычно выполняет в социальной системе латентную функцию, т.е. функцию поддержания образца в системе.
|
|
4. Социальная: обеспечивает стабильность, устойчивость социальной системы и ее нормальное воспроизводство, т.е. трансляцию социального опыта через поколения. Общественное мнение обычно выполняет в системе функцию интеграции, т.е. сплочения людей. Это та сфера, где человек рождается, воспитывается, учится, лечится, отдыхает и т.д. Социализация – процесс вхождения индивида в общество, т.е. процесс становления личности посредством усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, результатом которого является представление о самом себе и своем месте в обществе. Социальный статус (место человека в обществе) отличается от экономического тем, что в его основе лежит не величина материального благосостояния, а отношение общества к данной социальной роли (т.е. не к самому человеку конкретно, а к тому, чем он занимается). Социальная мобильность (перемещение людей по социальным слоям) бывает горизонтальная (перемещение внутри одного слоя) и вертикальная (перемещение по разным слоям). Что касается основных факторов перемещения – социальных лифтов, то выделяют следующие: экономика (бизнес), политика, армия, церковь, наука, брак.
Основные подходы к обществу в истории
1. Теологический (преобладал в Средневековье).
2. Механицистский (общество как искусственно созданный механизм, в котором каждая деталь выполняет свою функцию). Доминировал в Новое время, под влиянием развития точных наук. Следствием этого подхода является отсутствие специфической социальной методологии, в социальном познании преобладали естественнонаучные методы.
3. Органицистский (общество как организм): сложился в 19 в. под влиянием успехов в развитии биологии. Представлен Г. Спенсером: общество является продуктом надорганической эволюции и развивается, как и организм, от простого к сложному, от бессвязной однородности к связной разнородности. Нравственность имеет естественные истоки (самосохранение) и также является продуктом эволюции.
4. Структурно-функциональный (системный): для познания общества необходимо установление функциональных связей между устойчивыми элементами его структуры. Представители: Р. Мертон, Т. Парсонс.
5. Постмодернистский
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!