Особенности службы мясопустной субботы



I) На вечерни вместо прокимна поется "Аллилуиа" с заупокойными стихами, гл. 8-й. 1. "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". 2 стих: "Память их в род и род". 3 стих:

"Души их во благих водворятся".

2) На утрени:

а) вместо "Бог Господь" - "Аллилуиа" с заупокойными стихами и тропарями: "Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй" (дважды), "Слава, и ныне" - "Тебе и стену и пристанище имамы";

б) после рядовой 16-й кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются "непорочны" - 17-я кафизма, разделяемая на две статии.

В обычной практике к началу пения "непорочных" священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к панихидному столу (тетрапот - "канун").

Первая статия начинается пением "Блажени непорочнии" (поются первые два стиха). Священник читает псаломские стихи, в это время хор к каждому стиху поет тихо припев: "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим" (петь "Аллилуиа" не положено). После 91-го стиха хор поет 92-й и 93-й стихи:

"Яко аще не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов) Твоих, яко в них оживил мя еси".

После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас "Боже духов..."

Вторая статия начинается пением "Твой есмь аз, спаси мя..." (поются первые два стиха). Хор припевает к читаемым стихам второй статии: "Спасе, спаси мя".

Последние стихи кафизмы - 175-й и 176-й поет хор:

"Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых".

После этого сразу поются тропари "по непорочных":

"Святых лик обрете источник жизни" с припевом: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим", и бывает полное каждение.

После этого произносится малая заупокойная ектения и поется седален: "Покой, Спасе наш...".

По 50-м псалме - канон. Первым читается канон храма (т.е. главного престольного праздника), а затем канон Триоди[76].

После 3-й песни - ектения обычная. После 6-й песни - ектения заупокойная (до сих пор священнослужители - на середине храма). Кондак: "Со святыми упокой" и икос: "Сам един еси, Бессмертный..." (диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и на -род).

По 9-й песни - ектения обычная.

3) На литургии. На "блаженны: берется с Триоди песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе - тропари: "Глубиною мудрости...", на "Слава" кондак: "Со святыми упокой...", на "И ныне":

"Тебе и стену и пристанище...". Прокимен, гл. 6: "Души их во благих водворятся". Стих: "К Тебе, Господи, воздвигох душу мою". Апостол - дня (Коринф., зач. 146) и заупокойный (Солун., зач. 270). Евангелие - дня (Лк., зач. 105) и заупокойн. (Ин., зач. 16). Причастный стих: "Блажени, яже из-брал и приял еси Господи и память их в род и род". (См.: Триодь Постную)[77].

Мясопустная Неделя, как сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде (Мф., зач. 106). Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем

праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Все равны будут перед праведным судом Божиим.

"В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!"[78].

Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели

1. Поминовение усопших в субботу ("родительская" поминальная суббота).

2. В Неделю на утрени - пение 136 псалма: "На реках Вавилонских" и покаянных псалмов: "Покаяния отверзи ми двери...".

3. На литургии в воскресенье - Прокимен "Велик Господь...", Апостол - Коринф., зач. 140. Евангелие о будущем Страшном суде Христовом - Мф., зач. 106. Причастный стих: "Хвалите Господа...", другой - "Радуйтеся, праведнии...".

Седмица и Неделя сыропустные

Последняя подготовительная к св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии масляной, масленицей - от употребления в эту Неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще потому, что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом Великого поста употребление сырной пищи.

Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

Песнопениями сырной седмицы Церковь подготовляет нас к подвигу святого поста, полагая "начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение"[79]. Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния", "предпразднство воздержания", седмица "предочистительная"[80].

В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33, сто. 37)[81].


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!