Седмица и Неделя о блудном сыне



В эту Неделю евангельской притчей (Лк. 15,11,32), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращается к Богу, в этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения.

"Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять приведшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своея славы познание (отличия) дарует: и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместо) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших"[72].

Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним ("да достойно сожительствуем"). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.

Особенность богослужения в эту Неделю

1) На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го ) "Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви", поется еще псалом 136-й: "На реках Вавилонских..." "с Аллилуиею красною"[73]. Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари -"Ангольский собор...".

2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: "Покаяния отверзи ми двери...".

3) Чтение на литургии: Апостол - Коринф., зач. 135, Евангелие - от Луки, зач. 79.

4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен:

"Хвалите Господа с небес...".

Седмица и Неделя мясопустные

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25,31-46).

В субботу мясопустную, перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение "всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере".

По неисповеданому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. "Подобает же ведати, - говорится в Синаксарии, - яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ведения ради и прещения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают".

В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы. "узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша"[74].

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании от отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.

"Приидите прежде конца вси, братие, персть нашу видяще, и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наше всяко (вовсе) не имущая дыхания. Во гробы вникнем, где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? или где око? - вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас"[75].

Последование службы в мясопустную субботу такое же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем только различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной чередуются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6-го гласа.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!