ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ



Святая Церковь с древних времен прославляют Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками (Ис. 7,14; Пс. 11,4; 11,16) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: "Се бо отныне ублажат Мя вси роди" (Лк. I, 41-48).

Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III-м Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею.

Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:

1. Рождество Пресвятой Богородицы

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы

3. Благовещение Пресвятой Богородицы

4. Успение Пресвятой Богородицы.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.

(8 сентября)

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.).

Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: "Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине.

Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь(в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу". По словам св. Иоанна Дамаскина, "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость"[6]. "Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется"[7].

Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в., - Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. - Стефаном Святоградским, в VII в. - св. Андреем Критским, в VIII в. - св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. - Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так о древних времен "язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты".

ОСОБЕННОСТИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Возглас: "Слава Святей...", предначинательный псалом, "Блажен муж..."

На "Господи, воззвах" 8 стихир, гл.6-й. "Слава, и ныне" - стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.

Первая паремия из кн. Бытия (28,10-17) - о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.

Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) - о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.

Третья паремия (Притч. 9,1-11) - о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

На литии - пять стихир праздника, гл. 6-й. На стиховне - 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на "Бог Господь..." (трижды) и в конце утрени (единожды) - тропарь праздника, гл. 4-й: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный".

На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее поется величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое".

После величания, малой ектении и седальна праздника -поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: Помяну имя Твое...". Стих: "Отрыгну сердце мое слово благо...".

Примечание. Практическое отправление полиелея следующее. При пении "Хвалите имя Господне..." священник выходит на середину храма и по окончании хвалитных псалмов поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем канонарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: "Слава, и ныне" и дважды "Аллилуиа". Третий раз "Аллилуиа" и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектения и прочее последование.

Но если праздник совпадет о воскресным .днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма "Хвалите имя Господне..." священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их - малая ектения и т.д.

Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия: "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же. Затем "Помилуй мя, Боже", стихира праздника, гл. 6-й: "Сей день Господень..." и молитва "Спаси, Боже, люди твоя..."

ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея", как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские н Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, неделю Ваий и Пятидесятницу. (Этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника).

КАНОНОВ два: первый - св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй-- св. Андрея Критского (VII в.). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

По 3-й песни - седален праздника, гл. 4-й. "Слава, и ныне" - той же. По 6-й - кондак: "Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея".

Катавасия - ирмосы ближайшего великого Господского праздника - Воздвижения: "Крест начертав Моисей" (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды.

На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую" поется первый припев:

"Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере" и ирмос 2-го канона.

"Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем".

Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: "Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию".

После 9-й песни - светилен "От ноплодныя днесь Анны..." "Слава, и ныне" - "Адаме обновися...".

На хвалитех - стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ [8]

На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4.

В Богородичные праздники по малом входе следует петь "Приидите, поклонимся..."; а в Господские - при совершении службы священником (но не архиереем) - "Приидите, поклонимся..." не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника[9]. По входе - тропарь, "Слава, и ныне", кондак праздника. Вместо "Достойно" - Задостойник "Чужде матерем девство..." с припевом. (Так на всех литургиях в попразднство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом). Прокимен, гл. 3, песнь Богородицы "Величит душа моя...", стих: "Яко призре на смирение..."; Апостол, Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Причастен: "Чашу спасения прииму, и имя Господне призову".

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один День предпразднества (7 сентября) и четыре дня попразднества. Отдание его бывает 12 сентября.

Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события - праведным Иоакиму и Анне.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!