Двунадесятые праздники. Общие понятия о них.



Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении.

Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые[1].

Остановимся на некоторых особенностей великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге - "имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу" (Типикон, л. 60, об.).

Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить в следующей таблице:

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий)

Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число дней предпразднеством Число дней попраз. с отданием Отдание
Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 6 1 4 12 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 6 1 4 25 ноября
Благовещение Пресвятой Богородицы[2] 25 марта 3 1 1 26 марта
Сретение Господне[3] 2 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3 февраля до 9 февраля.
Успение Пресвятой Богородицы 15 августа 10 1 8 23 августа
Рождество Христово 25 декабря 12 5 6 31 декабря
 Богоявление 6 января 13 4 8 14 января
Преображение Господне 6 августа 9 1 7 13 августа
Воздвижение Креста Господня 14 сентября 9 1 7 21 сентября

Двунадесятые подвижные Господские праздники[4]

Вход Господень в Иерусалим - 1  - - -
Вознесение Господне - 10 1 8  в пятницу 7-й седмицы
Пятидесятница[5] (День Святой Троицы) - 7 - 6  В субботу) следующую за праздником

В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основания, что праздник ПАСХИ, "праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники:

1. Обрезание Господне (1 января)

2. Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня)

3. Св. апостолов Петра и Павла (29 июня)

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа)

5. День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября)

Праздники, чтимые св. Церковью

1. Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября)

2. Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября)

3. Собор Архистратига Михаила (8 ноября)

4. Святителя Николая (9 мая и 6 декабря)

5. Пророка Илии (20 июля)

6. Св. Великомученика Пантелеимона (27 июля)

7. Владимирской Божией Матери (26 августа)

8. Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября)

9. Святителей Московских (5 октября)

10. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января)

11. Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля).

Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности.

Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

Внешняя, сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь "облекается в одежды светлыя", в "весь светлейший сан", как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники - облачения цвета золота (символ торжества), в Богородичные - голубого и белого цвета (символ невинности и девственной чистоты)

ПРИМЕЧАНИЕ: В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета, на Воздвижение - фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим - цвета золота (в практике же часто встречаются и допускаются облачения зеленого цвета.), в Пятидесятницу - цвета золота, а на вечерне в тот же праздник - зеленого в цветах.

На Пасху цвет облачения - белый и красный. В другие праздники облачение бывает: в праздники ангельские - белое, апостольские, - желтое, в святительские праздники - цвета золота, в преподобнические праздники - зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), мучеников - красное (символ страданий святых). В великие праздники за богослужением преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состоятся молящихся .

В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самым положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: "При богослужении в неделю, т.е. воскресный день, и в Владычный праздник и в Пятидесятницу колена но преклонять" (Типикон, гл. 2).

Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослабляя или совсем опускав пост в эти дни и совершав славословив в самих домах.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!