Принцип исследования исторического контекста



 

Вот что пишет по этому поводу Киннер Крейг:

 

Греческое слово, переведенное здесь как «девственник», едва ли когда‑либо в греческой литературе применялось к мужчинам, отчасти потому, что мужчины в этой древней культуре редко были девственниками, но так называли тех, кто никогда не имел сексуальных отношений с противоположным полом и, следовательно, неженатых. В буквальном смысле девственниками чаще всего были члены иудейской общины ессеев. Но данный образ здесь просто может отражать символически чистоту священников, которые должны проводить служения в храме (Лев. 15:16–18), или, что менее вероятно, чистоту, которую требовали правила ведения священной духовной войны (Втор. 23:9–11).

 

Кинер Крейг. Библейский культурно‑исторический комментарий

 

 

Вывод

 

Истинно обращённых детей Божьих отличают несколько качеств: они любят прославлять Бога, они верны Господу, других богов они не знают и знать не хотят, они следуют за Христом, куда бы Он ни повёл их, они искуплены Им. И все эти качества относятся как к 144 000 верного остатка Израиля, так и к великому множеству искупленных «из всех племен и колен, и народов и языков». Возможно у 144 000 только одно отличие – они поют некую уникальную песню, песню искупленного Израиля (Откр. 14:3), но в остальном их верность Богу – это верность Церкви, обручённой Ему чистою «девственницей» (2 Кор 11:2).

 

 

Глава 44. Что значит «покорится» и «всё во всём» в 1 Кор. 15:28?

 

Ибо Бог всё подчинил под ноги Его. Когда же Он скажет, что всё подчинено, – ясно, что за исключением Подчинившего Ему всё.

Когда же подчинено Ему будет всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Подчинившему Ему всё, чтобы был Бог всё во всём. (Другой возможный перевод: «во всех»).

1 Кор. 15:27–28 (пер. еп. Кассиана)

 

πάντα γαρ υπέταξεν υπο τους πόδας αυτοũ. όταν δε είπη̣ ότι πάντα υποτέτακται, δηλον ότι то εκτος τοũ υποτάξαντος αυτο τα πάντα. όταν δε υποταγη̣ бдет αυτο τα πάντα, τότε [και] αυτος ο υιος υποταγήσεται το υποτάξαντι αυτο τα πάντα, ίνα η̣ ο θεος [τα] πάντα εν πασιν.

1 Кор. 15:27–28

 

Формулировка вопроса

 

Этот стих представляет трудность, как в понимании некоторых аспектов триадологии, так и нашего будущего.

 

Читающие часто спрашивают, неужели Бог когда‑то расщепился на Отца, Сына и Святого Духа, но в какой‑то момент снова станет не Троицей, но Монадой?

 

Других интересует, не проглотит ли Бог всё Своё творение, не растворит ли в Себе всё, подтверждая некую индуистско‑буддистскую пантеистическую картину мира?

 

Для ответа на эти вопросы, давайте попытаемся выяснить: Что значит «покорится» и «всё во всём»?

 

Возможные варианты толкования

 

Речь идёт о поглощении ипостаси Сына и сущностей творения. Таким образом, все сущности становятся сущностью Божьей

 

Фактически, это пантеисткое представление о будущем мире. Оно совершенно не вяжется с общепризнанными христианскими доктринами и ясным учением Писания о конце этого мира.

 

Надо также отметить, что такое толкование поддерживают только маргинальные псевдохристианские синкретические группы.

 

К тому же это толкование подходит только если переводить фразу ίνα η̣ ο θεος [τα] πάντα εν πασιν, как «чтобы Бог был всё во всём». Однако это весьма неоднозначная и даже маловероятная версия перевода. Гораздо предпочтительней перевод: «чтобы Бог был всё во всех». Ниже мы ещё вернёмся к этому вопросу.

 

Бог станет Монадой, но творение не будет поглощено Им

 

Речь идёт о только о стирании ипостасных различий между Отцом и Сыном. Бог перестанет быть Троицей, и будет Монадой. Кроме того, Он будет пребывать во всех искупленных людях, которые обожились. При этом сущности творения не будут поглощены.

 

Слабость этого толкования заключается в том, что нигде в Писании, равно как и в творениях Отцов не говорится о стирании ипостасных различий (ипостасных идиом) в Троице.

 

А ведь это весьма важное замечание, касающееся Божьей природы. Принцип согласованности Писаний (Analogia Scriptura) в данном случае работает против этой теории.

 

Кроме того, сторонникам этой теории нужно доказать, что глагол υποταγήσεται (будет подчинён) означает поглощение ипостаси Сына. А доказать это довольно затруднительно.

 

Бог останется Троицей, но ипостась Сына займёт в Троице подчинённое положение по отношению к ипостаси Отца

 

Этого толкования придерживаются богословы, исповедующие ересь субординационизма в Троице, утверждая, что ипостась Сына изначально занимала подчинённое положение по отношению к ипостаси Отца. И это станет особенно явно в конце времён.

 

Надо сказать, что сторонники учения о вечном подчинении Сына просто не поняли великих каппадокийцев, которые действительно писали о Монархии Отца.

 

Однако монархия ипостаси Отца это лишь подчёркивание Его ипостасной идиомы (ипостасной особенности, отличающей одну ипостась от другой) – нерождённости, а не «главенства». Вот что пишет по этому поводу еп. Григорий Лурье:

 

Применительно к Богу невозможно говорить о движении в обычном для философии смысле слова, так как в Боге не может быть никакого изменения. Однако в Боге есть предвечные (то есть не связанные с временем и временным изменением) отношения между тремя ипостасями, а именно, Сын и Дух имеют Своей «причиной» (αίτια) Отца: Сын от Него рождается, а Дух исходит. Термины «рождение» и «исхождение» (и любые возможные синонимы к ним) указывают на какие‑то процессы, которые как раз и следует понимать как «движение» божественной сущности ad intra, внутри, а не вовне Святой Троицы.

Отец является единым «началом» (αρχή) Святой Троицы – в этом состоит православное учение о «единоначалии», или «монархии» (μοναρχία) Отца.

Св. Григорий Богослов, как всегда, находит для учения о «монархии» Отца свое собственное и изящное выражение:

 

…монада (единица) от начала подвигшись в диаду (двоицу), останавливается на триаде (троице). И таковы у нас Отец и Сын и Святой Дух: Отец – родитель и производитель [от слова «извождение»] <…>,а Сын и Дух – рождённое и произведённое.

Беседа 29,0 Сыне

«Монархия» Отца вносит во внутреннюю жизнь Троицы нечто такое, что может показаться субординацией ипостасей: появляется некое отношение, в котором ипостась Отца – первая («начало», или «причина»), тогда как ипостаси Сына и Духа – вторые.

 

Действительно, подобные воззрения встречаются у некоторых богословов даже из числа тех, кто не исповедовал арианство, например, у Оригена (III в.), который, впрочем, по многим вопросам далеко отступал от общецерковного учения.

 

Но настоящая субординация, то есть подчиненность или вторичность ипостасей Сына и Духа по отношению к ипостаси Отца, не допускала бы их равенства в божественности, а наличие нескольких не равных друг другу божественностей противоречило бы единству Божией сущности и означало бы фактический политеизм.

 

Подобные выводы в сочинениях Каппадокийцев многократно отвергаются.

 

В действительности у Каппадокийцев речь идет о первенстве не самой ипостаси Отца, а только ее ипостасной особенности – нерожденности.

 

Движение монады, о котором говорит св. Григорий Богослов в только что приведенной цитате, – это движение ипостаси Отца, в котором движение совершает монада (эксплицитно отождествленная с Отцом), но при этом возникают диада и триада. Если монада – Отец, то что же может в Нем иметь движение?

 

Очевидно, что ипостасная особенность неподвижна, то есть не передается другим ипостасям (иначе они не были бы другими ипостасями). Тогда остается только сущность. – Она и движется, и это движение есть общая энергия Отца и Сына и Святого Духа. Именно так понимали эту фразу св. Григория Богослова и византийские богословы, которым часто приходилось ее цитировать.

 

Итак, в отношении ипостасных особенностей в Святой Троице между ипостасями имеется внутренний порядок: ипостась Отца первая («начало», «причина»), а Сына и Духа – вторые. Однако, у них общая и единая сущность и энергия, в отношении которой никакого первенства быть не может, а поэтому, если не говорить специально об ипостасных особенностях, а только об ипостасях в целом, то в Святой Троице нет «первого» лица, «второго» и «третьего».

 

В. М. Лурье. История Византийской философии. Формативный период. – СПб.: Axiôma, 2006.

 

Сын, хотя и рождён в вечности, но никогда не был зачат. Никогда не было, чтобы Его не было. Именно в ипостаси Сына Он – «сущий в недре Отчем». Просто однажды Бог явил Себя тварному миру, как Святая Троица (автор послания к евреям описывает этот момент: «когда вводит Первородного во вселенную»).

 

Поэтому порядок ипостасей Святой Троицы, где ипостась Отца упоминается первой, актуален только в отношении откровения Божия и богопознания – Отец, Сын и Святой Дух; но в отношении внутренней жизни Святой Троицы – порядка нет, так что ни одна из ипостасей не является «первой», «второй» или «третьей» или «главной» и «вечно подчинённой».

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!