Церкви, посещавшиеся паломниками 5 страница



Микеланджело умер в возрасте девяноста лет, оставив гораздо более заметный след в истории, чем любой другой художник, хотя он и не создавал Кампанью, Аппиеву дорогу или папу. (Список того, что он создал в Риме, приведен в таблице VIII.) Изучая Рим эпохи Ренессанса, мы будем довольно часто сталкиваться с его творениями.

Единственным более или менее одаренным истинно римским художником той эпохи был Антониаццо Романо, расписавший многие церкви фресками. Он же создал художественную школу, которая была весьма многочисленной и процветала в конце Кватроченто и начале Чинквеченто (определения этих терминов приведены в таблице XXV). Обучавшийся в умбрийской школе, созданной последователями Фра Анджелико, Антониаццо находился под большим влиянием Перуджино.

Помимо отдельных произведений искусства, которые хранятся в галереях и музеях, памятники эпохи Возрождения в Риме делятся на четыре категории: дворцы, виллы, церкви и пьяццы (площади). А памятник, который мы опишем очень подробно, сам по себе является отдельной категорией – это Ватиканский дворец и его убранство.

 

Дворцы, виллы и церкви

 

Многие виллы эпохи Возрождения находятся вне Рима, поскольку их благородные владельцы предпочитали жить на свежем воздухе, тем не менее в городе есть ряд дворцов, которые стоит посетить. Первым квазиренессансным сооружением в Риме был дворец, называемый Палаццо Венеция, который до сих пор стоит на площади с тем же названием. Его строительство началось в 1455 году по проекту, который приписывают Альберти. Дворец до 1564 года был резиденцией папы, а после этого был сдан венецианцам (отсюда и современное название дворца). В нем разместилось посольство Венеции и титулярный кардинал. И хотя здание построено в эпоху Возрождения, оно больше напоминает средневековый замок, увенчанный зубчатым боевым парапетом.

Самым первым дворцом в истинно ренессансном стиле является Палаццо делла Канчеллериа, строительство которого началось в 1438 году, затем было на некоторое время прервано и закончилось в 1517 году. С первого же взгляда это здание, тянущееся вдоль современной Корсо Виктора Эммануила II, поражает своими размерами и массивностью. Его длина – 90 метров, высота – 23 метра, и оно занимает целый квартал. Мы не знаем, кто возводил этот дворец, но прекрасный внутренний двор, единственная примечательная часть этого здания, был построен по проекту Браманте. (Этот двор открыт для широкой публики, осмотрите его.) Канцелярия была местом, где до Французской революции работали священники высшего ранга и церковные магистраты, а во времена эфемерной Римской республики располагался Верховный суд. В 1870 году, когда Италия объединилась, дворец получил экстерриториальные привилегии как собственность Ватикана. Сейчас в нем располагается Папская римская академия археологии, и, строго говоря, здание Канцелярии не имеет никакого отношения к государству Италия.

Мы очень рекомендуем вам посетить дворец Фарнезе (сейчас в нем располагается французское посольство), поскольку это самый красивый из всех римских дворцов эпохи Возрождения, но он открыт для посещения только по воскресеньям с 11 до 12 утра. Его начал строить Антонио да Сангалло-младший в 1514 году для кардинала Алессандро Фарнезе, который позже стал папой Павлом IV. После смерти Сангалло в 1546 году строительство продолжил Микеланджело, а закончил – Джакомо делла Порта. Если дворец Венеция открывал собой эпоху гражданской ренессансной архитектуры в Риме, то дворец Фарнезе одновременно стал ее завершением и кульминацией. У него простой, но величественный фасад с тремя рядами больших окон. Самые нижние окна имеют обыкновенную форму; окна второго ряда завершаются ритмически чередующимися арочными и треугольными фронтонами, а все фронтоны верхнего ряда – треугольной формы. Главный фасад и боковые фасады были созданы Сангалло; Микеланджело добавил карниз и центральный балкон. Он также построил часть второго и весь третий этаж изысканного внутреннего двора. Пройти в него можно через великолепный атриум Сангалло; двор окружен аркадой, опирающейся на плоские пилястры.

По большой лестнице в левой части дворца посетители поднимаются в знаменитую галерею, украшенную прекрасными фресками болонского художника Аннибале Карраччи (1597–1609). Они считаются самыми лучшими работами Карраччи и представляют собой связующее звено между Высоким Возрождением и эпохой барокко.

Другой жемчужиной гражданской архитектуры Высокого Возрождения является Фарнезина, вилла, стоящая на другом берегу Тибра у подножия Яникула. Сооруженная Бальдассаре Перуцци с 1508 по 1511 год для богатой семьи Киджи, представители которой были папскими банкирами, она выходит своим красивым фасадом на сад и имеет два этажа с лоджией, украшенной аркадой и элегантным карнизом. Внутри вилла была украшена величайшими художниками той эпохи. В первой же комнате, прекрасной галерее, вы увидите фреску Рафаэля, на которой изображены Купидон и Психея. Это самая лучшая фреска в этой комнате. Более известная работа Рафаэля «Галатея» находится в зале слева от галереи. Это – великолепная фреска, на которой изображены дельфины, везущие нимфу по морю в раковине в сопровождении купидонов и тритонов. Другой шедевр, на этот раз принадлежащий кисти Иль Содомы, «Свадьба Александра и Роксаны», находится в комнате, примыкающей к чудесному салону на верхнем этаже. Все это можно увидеть совершенно бесплатно; в Фарнезине не берут денег за вход, и она открыта с десяти до часу дня каждый день, кроме воскресенья. На вилле располагается сейчас Итальянская академия искусств и наук – самая подходящая организация для такого помещения. Как и дворец Фарнезе, она является непревзойденным образцом архитектуры Высокого Возрождения в Риме.

Рассказав о примерах домашней архитектуры эпохи Ренессанса (если, конечно, такой термин применим к этим грандиозным сооружениям), перейдем теперь к церковным зданиям. В эту эпоху, как и в Средние века, строители предпочитали не менять полностью структуру храма, а включать в нее новые элементы, сохраняя тем самым преемственность стилей. В Риме есть только одна готическая церковь (которая, как мы уже отмечали, по внешнему виду совсем не похожа на готическую) и практически нет выдающихся по своей архитектуре церквей в романском стиле; аналогичным образом, здесь очень мало храмов эпохи Возрождения. Самыми знаменитыми являются церковь Санта-Мария дель Пополо и церковь Сан-Агостино. Это вовсе не говорит о том, что другие церкви не имеют ренессансных элементов, но первая крупная инновация в римской храмовой архитектуре, положившая конец 1500-летнему господству базилики, появилась только в эпоху барокко.

Главными чертами стиля ренессанс являются портики, лоджии и крытые аркады. С портиками и аркадами мы встречались при описании средневековых церквей. Иногда над портиком располагался верхний этаж, который можно считать зачатком лоджии. Тем не менее лоджии – это типичный элемент не Средневековья, а эпохи Ренессанса и барокко. Аркады же эпохи Возрождения отличаются от галерей предшествующего периода.

Одной из самых эффектных аркад в стиле ренессанс является маленькая, но очень впечатляющая галерея работы Браманте в церкви Санта-Мария делла Паче, недалеко от площади Навона. Окруженный аркадами и лоджиями над ними, этот храм отличается великолепными пропорциями. Другие галереи в стиле ренессанс, на которые стоит посмотреть, расположены в церквях Святой Франчески Римской, Святого Джованни Генуэзского и Святого Козимато. Портики и лоджии эпохи Возрождения можно увидеть в церкви Святых Апостолов, Святого Сабаса и Святого Петра в Винколи, внутреннее убранство которой недавно было отреставрировано. Многие туристы приходят в этот храм, чтобы полюбоваться статуей Моисея Микеланджело.

Убранство церквей эпохи Ренессанса совершенно новое: вместо мозаики и фресок церкви украшаются теперь прекрасными картинами, которые для некоторых людей являются самой главной их достопримечательностью. Храмы Рима – это картинные галереи, и наиболее впечатляющие работы надо искать в церквях и дворцовых покоях, а не в аккуратных рамках на стенах музеев.

Почти все самые лучшие и самые характерные образцы церковной архитектуры эпохи Ренессанса были созданы в годы правления папы Сикста IV делла Ровере (1471–1484). Год 1475 был юбилейным, и папа занялся улучшением внешнего вида города в ожидании приезда многочисленных пилигримов. Он велел снести покосившиеся лавчонки на мосту Святого Анджело – теперь кареты, переезжая через реку, двигались по вновь проложенной улице, которая вела в Ватикан. Он также построил мост Систо через Тибр и большую больницу Святого Духа. Но, вероятно, самое известное его сооружение – это знаменитая капелла в Ватикане, которая носит его имя и которая была позже заново расписана Микеланджело. Кроме этого, во времена правления Сикста Браманте построил небольшой храм в галереях Святого Петра в Монторио, самый современный образец классического круглого храма, созданный в эпоху Возрождения. В эту же эпоху появились: церковь Санта-Мария делла Паче, фасад которой был перестроен в стиле барокко; церковь Святого Агостино, которую мы лично считаем неудачной и довольно уродливой; красивые портики церквей Святых Апостолов и Святого Петра в Винколи; и жемчужина среди всех этих храмов – церковь Санта-Мария дель Пополо.

Если бы кто-нибудь попросил нас показать ему храм, в котором лучше всего воплотились идеи Возрождения, мы отвели бы его в первую очередь в церковь Санта-Мария дель Пополо. Часовня на ее месте была сооружена еще в 1099 году, во времена правления Григория IX (1227–1241), она стала приходской церковью или церковью для народа, за что и получила свое название. Папа Сикст IV велел перестроить ее, что и сделали, вероятно, Понтелли и Бреньо, а Браманте при Юлии II расширил ее апсиду.

Фасад этой церкви – один из лучших образцов раннего ренессанса в Риме. Для нас средневековые церкви имеют дружественный, почти домашний вид, с их скромными кирпичными стенами и маленькими папертями. Зато фасады в стиле ренессанс суровы и исполнены достоинства. Санта-Мария дель Пополо имеет пилястры вдоль первого этажа, которые делят его на три вертикальные секции.

Рис. 26. Фасад церкви Санта-Мария дель Пополо

В центральной секции располагается главный вход в церковь, увенчанный тимпаном. Боковые порталы имеют простые тимпаны с высокими сводчатыми окнами над ними. Верхний этаж имеет только одну секцию, обрамленную пилястрами, с круглым окном в центре. Церковь увенчана большим фронтоном.

Внешние секции с закругленными краями, которые связывают края верхнего этажа с нижним, были пристроены Бернини, который также переделал первоначальные прямоугольные окна в сводчатые. Если мысленно убрать эти пристройки, то мы получим первоначальный ренессансный фасад церкви, который и так является наименее измененным фасадом в этом стиле в Риме.

В плане церковь Санта-Мария дель Пополо образует латинский крест, поскольку к тому времени трансепты, или поперечины, стали обычным явлением. Они не были характерны для более ранних базилик; кроме того, плоская крыша в храме Санта-Мария дель Пополо была заменена сводчатой, что также является характерной чертой стиля ренессанс. Неф разделен на три придела, которые отделяются друг от друга не колоннами, как в базилике, а широкими арочными колоннадами, состоящими из группы каменных полуколонн и пилястров с боковыми часовнями. Украшения в технике стукко, расположенные над центральной и боковыми арками, не относятся к эпохе Ренессанса – они были добавлены Бернини в середине XVII века. Мы советуем вам рассмотреть пол церкви – вы увидите несколько интересных могильных плит, часть из которых появилась в Средние века, а часть в эпоху Возрождения.

Многие люди приходят в эту церковь, чтобы увидеть часовни, располагающиеся по обеим сторонам нефа. Самая известная из них, вторая слева (8 на рис. 27), называется часовней Киджи, в честь банкира Антонио Киджи, на деньги которого она и была построена. Он был членом семьи, по заказу которой была сооружена вилла Фарнезина, и его хороший вкус проявился в выборе архитектора – проект часовни сделал не кто иной, как сам Рафаэль. Рафаэль не только составил проект часовни, но и изготовил картоны, или рисунки, по которым была выполнена мозаика в ее куполе. На этой мозаике мы видим Бога Отца и символы солнца и семи планет, каждую из которых направляет в соответствии с космологией Данте, свой собственный ангел. Рафаэль также сделал рисунок, по которому Лоренцетто в 1520 году изваял из мрамора Иону – красивого, гибкого, юного Иону, выходящего из кита. Эта скульптура стоит слева от алтаря часовни. Лоренцетто изваял и статую Ильи, стоящую в одной из ниш, но другая статуя, украшающая соседнюю нишу, принадлежит более знаменитому скульптору – это «Даниил» Бернини. На алтарной иконе работы дель Пьомбо изображено Рождество Богородицы.

Наши мнения – что совершенно нетипично для нас – по поводу часовни Киджи разделились. Одного из нас восхищают ее пропорции и великолепие; другого – нет. Искусство не может быть исключительно делом вкуса; но в этом случае, как и во всех других, читателю предоставляется возможность самому составить свое мнение.

Рис. 27. План церкви Санта-Мария дель Пополо: 1 – часовня делла Ровере; 2 – часовня Чибо; 3 – правый трансент; 4 – часовня позади главного алтаря; 5 – левый трансент; 6 – часовня с картинами Караваджо; 7 – часовня Меллини; 8 – часовня Киджи; 9 – часовня для крестин

Несколько других часовен, хотя и не таких известных, являются хорошими образцами часовен эпохи Ренессанса. Под № 9 на плане изображена часовня для крестин; в ней хранится купель для крещения, украшенная сложным орнаментом емкость, состоящая из двух резервуаров: один – для святой воды, другой – для масла. На купели изображены несколько фигур святых. Она была изготовлена Андреа Бренью примерно в 1473 году. Слева располагается гробница кардинала Антониотто Паллавичини (1507) работы ученика Бренью.

В часовне (№ 4 на плане) позади центрального алтаря, который образовался во время расширения церкви в эпоху правления Юлия II, имеются две красивые гробницы. Мы не сомневаемся, что наши читатели понимают, какую важную роль в истории искусства они играют, но тем не менее мы хотим подчеркнуть это – на случай, если их знакомство с гробницами ограничивается крестами и могильными плитами на американских кладбищах. Гробницы пап и благородных господ в эпоху Ренессанса были частью внутреннего убранства церквей, и их создавали самые выдающиеся скульпторы того времени. Гробницы, которые мы видим в этой часовне, являются шедеврами Анреа Сансовино; они олицетворяют переход от эпохи Кватроченто к эпохе Чинквеченто. Саркофаг, расположенный справа, принадлежит кардиналу Джироламо Бассо делла Ровере (нам очень нравятся эти звучные имена), который умер в 1507 году. Гробница напротив принадлежит кардиналу Асканио Сфорца, члену знаменитой миланской семьи, брату Людовико иль Моро, герцогу Миланскому. Кардинал был злейшим врагом папы Юлия II, который, желая продемонстрировать свое великодушие, велел воздвигнуть на могиле кардинала величественную гробницу в форме украшенной орнаментом триумфальной арки. На многих надгробных памятниках той эпохи почившие господа возлежат на крышке саркофага, но кардинал Сфорца изображен спящим – свою руку он подложил под голову, а не вытянул вдоль тела. Подобный тип памятников пришел из глубины веков – именно так изображали своих покойников на крышках саркофагов этруски.

Подобно многим старым римским церквям, Санта-Мария дель Пополо в эпоху барокко пополнилась новыми пристройками, и раз уж мы оказались здесь, то можем заодно осмотреть и две часовни этой эпохи. Первая, часовня Чибо (2) – роскошная, но довольно суровая на вид, – была сооружена Карло Фонтана. Она имеет форму греческого креста, богато отделана мрамором и украшена шестнадцатью колоннами, которые были привезены с острова Сицилия. Две гробницы принадлежат кардиналам: та, что слева, – Лоренцо Чибо, племяннику Иннокентия III, основателю часовни, а та, что справа, – кардиналу Альдерано (умер в 1700 году), который велел заново ее отделать.

Часовня Меллини (7) тоже была создана в эпоху барокко; она получила свое название в честь кардинала Гарчиа Меллини, чья гробница находится в ней. Этот саркофаг – одна из лучших работ болонского скульптора Аллесандро Альгарди, который также изваял бюсты Урбано и Марио Меллини.

Осмотр часовни Черази, отмеченной на плане цифрой 6, – обязательное задание для всех, кто готовится стать художником. В ней хранятся две прекрасных работы Караваджо: «Обращение святого Павла» и «Распятие святого Петра» (1601 – 1602). Драматичная, но темноватая техника этого художника, с ее резкими контрастами света и тени в сочетании с полумраком, царящим в часовне, не позволяет хорошо рассмотреть картины, но, быть может, вам удастся найти человека, который знает, как включить свет. Эти картины стоят того, чтобы поискать этого человека.

Самое интересное мы приберегли напоследок, ибо, хотя нам и нравится церковь Санта-Мария дель Пополо сама по себе, мы приходим сюда снова и снова, словно наркоманы, не для того, чтобы насладиться ее убранством, а с весьма конкретной целью: чтобы полюбоваться самой первой капеллой справа (1), которая официально называется капеллой делла Ровере, но мы между собой прозвали ее часовней Пинтуриккио.

Перед нашим последним приездом в Рим мы смутно помнили, что в курсе истории искусств упоминалось это имя. Он был умбрийским художником, учеником Перуджино, родом из Перуджии. Настоящее имя Пинтуриккио – Бернардино ди Бетто, и репродукции его работ, которые нам попадались, не вызвали у нас никакого интереса к этому мастеру. Мы не знали, что репродукции не воспроизводят всей красоты его работ и что он станет экспонатом одной из наших самых любимых римских «коллекций».

Мы влюбились в Пинтуриккио благодаря счастливой случайности. Придя в церковь Санта-Мария дель Пополо в первый раз, мы случайно оказались в этой часовне вместе с итальянскими старшеклассниками, чья учительница знала, как включить свет. Когда он загорелся, мы замерли на месте словно громом пораженные. Теперь-то мы знаем, где находится выключатель, но советуем читателю обратиться к ризничему. Часовня расположена в темном углу, а рассмотреть фрески Пинтуриккио можно только при очень хорошем освещении.

Большинство исследователей считают, что фрески этой часовни принадлежат к числу самых лучших работ художника. На них изображены события из жизни святого Иеронима (см. таблицу VI), а над алтарем находится «Поклонение младенцу Христу». Очарование этих фресок почти не поддается описанию или анализу. Технически это работы зрелого мастера, с прекрасно выписанными фигурами и лицами, с совершенными красками, с тем подернутым дымкой пейзажем Умбрии, который так любили изображать умбрийские художники. Но все это не объясняет, почему фрески доставляют зрителю такое огромное наслаждение. Они декоративны и иллюстративны в лучшем смысле этого слова, и, чтобы оценить их по достоинству, нужно видеть их воочию.

В этой часовне находятся также две красивые гробницы в стиле ренессанс, но мы не хотим описывать их из опасения, что они отвлекут внимание посетителей от фресок. Вдоволь налюбовавшись ими, вы можете пройти в дальний конец церкви и осмотреть купол, который, вероятно, был первым ренессансным куполом в Риме. Витражи в пресвитерии[5] – совершенно уникальное явление для этой эпохи и представляют интерес, поскольку были выполнены французским мастером из города Шартра, Гильомом де Марциллатом (1470–1529). Однако надо признать, что нам больше нравятся витражи на сводах готических соборов, где их цвет и сияние видны лучше всего; здесь же они слегка подавляют.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!