ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 5 страница
269
Цвет | ||||
Признак | Интерпретация | Источник | ||
Фиолетовый | В качестве предпочитаемого | с тем, что ребенок переживает промежуточный период между детством и взрослостью. Непосредственный способ восприятия, когда каждая ситуация воспринимается как впервые переживаемая, а способность использовать накопленный опыт и готовые штампы еще не стала привычкой, отражает свойственное детям богатое воображение, которое чаще всего угасает с взрослением. Сохранным оно остается у творческих, оригинально мыслящих личностей | Л.Н.Собчик[31] | |
За исключением детей и подростков, предпочитаем лицами с оригинальным, нестандартным мышлением и своеобразием интересов. Дети и подростки, выбирая фиолетовый цвет, демонстрируют тем самым и эмоциональную незрелость и отсутствие стереотипов мышления, что создает определенные предпосылки для дальнейшего развития творческого, самобытного начала в структуре личности, реализация которого в значительной степени зависит от процесса воспитания и бережного подхода к индивидуальности ребенка. Выбор профессии у лиц, предпочитающих фиолетовый цвет, нередко связан с сублимацией нереализованных потребностей (педагогика, искусство) и со своеобразием иерархии ценностей (психология, философия, психиатрия, нетрадиционные методы врачевания, астрология) | Л.Н.Собчик[31] | |||
Дети, предпочитающие фиолетовый, живут богатым внутренним миром. Этот цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость, эстетичность, скромность, воздержанность, мученичество... Такие люди чувствительны, их легко загипнотизировать. Они возбудимы, стремятся произвести впечатление и способны посмотреть на себя со стороны, но очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании | С. Михалычев[18] | |||
|
|
При избыточном применении
270 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||||
Признак | Интерпретация | Источник | |||
Темно- фиолетовый
| Как признак | Часто используется людьми, которые верят в свое благородное происхождение и считают себя особенными. Он также может свидетельствовать о кровосмесительной связи в благородной семье. Этот цвет в мифах нередко связывается с принесением в жертву молодого бога | А.И. Копытин [9] | ||
Указывает на уход от реальности в мир фантазии | А.И. Копытин [9] Л. Штейнхардт [39] | ||||
Сиреневый | Как признак | Получается при добавлении белого к фиолетовому -«царственному» цвету - и может рассматриваться как выражение духовной энергии в ее рафинированном виде. Этот цвет можно получить, добавляя голубой (цвет положительного материнства) к розовому (цвет плоти), что может выражать сублимированное состояние блаженства | Автор не установлен | ||
(Лаванда) нежный, но интенсивный | Автор не установлен | ||||
Ассоциируется с добродетелью и изобретательнх-тью. В то же время ему свойственны осторожность и недоверчивость | Автор не установлен | ||||
В астрологии цвет Меркурия - посланника богов, который обусловливает такие психические качества, как прекрасная память, научные и художественные способности | Автор не установлен | ||||
|
|
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций
|
|
271
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Сиреневый | Большое количество | Может говорить о чрезмерной склонности к фантазии, бегстве от реальности и определенной формы его физического воплощения, в некоторых случаях большая представленность сиреневого может указывать на дыхательную недостаточность или состояние асфиксии, пережитое, в частности, во время рождения (Р. Келлогг) | Автор не установлен |
Желтый | Как признак | Обладает наибольшей светимостью и освещает лучше всех других цветов спектра, даже лучше белого (почему и используется в некоторых люминесцентных лампах) | Г.Э. Бреслав [6] |
Ассоциируется, прежде всего, с солнцем, его светом, теплом и питающей жизнь энергией | М.Люшер[16] А.И. Копытин [9] | ||
Состояния, вызываемые желтым, - радость, ясность, оптимизм и веселье | Г.Э. Бреслав [6] М.Люшер[16] | ||
Цвет открытости, энергии, целеустремленности и живости, желания, поэтому чувства, с которыми он ассоциируется, - стремление к независимости, новым знакомствам, общению | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Являясь более легким и менее густым, чем красный, скорее предполагает и обещает, чем реально стимулирует | М.Люшер[16] | ||
Означает: самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура | М.Люшер[16] | ||
«Стихийное» наслаждение действием, способность к активному созиданию, предвкушение результатов работы и стремление к новым интересным занятиям | М.Люшер[16] | ||
Может символизировать человеческую способность к прозрению и пониманию. Он отражает сущность сознания, которое позволяет возвышаться над инстинктом, думать, строить планы и творить новое | Автор не установлен | ||
Важный индикатор развития сознания, а также формирования самосознания и чувства собственной идентичности. Желтый представляет героические аспекты сознания и связан с индивидуальной миссией (Р. Келлогг) | Автор не установлен | ||
В астрологии связан с солнцем, которое определяет такие черты психического склада, как мудрость, щедрость, свободу мысли и действия, склонность к лидерству | Автор не установлен |
272 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Желтый | Как признак | К. Юнг ассоциирует его с интуицией, способностью постигать общий смысл, скрытый в разрозненных фактах | Автор не установлен |
Чаще связывают с активными, мужскими проявлениями психики. Он является хроматическим выражением архетипа отца | Автор не установлен | ||
Радостный, легкий, веселый и слегка легкомысленный является цветом женского хроматизма. В женской хроматической оси «желтый-синий» первый считается цветом бессознательного, а второй - сознания | Г.Э. Бреслав [6] | ||
В женской психике желтый цвет, по-видимому, представляет animus. При этом у обоих полов он указывает на автономизацию психики, разделение сознания и бессознательного | Автор не установлен | ||
Несет в себе сильные признаки враждебности | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [7] | ||
В желтом цвете присутствуют важные духовные качества, особенно в тех случаях, когда он ассоциируется с золотом. При этом он может быть символом гармонии и единства психической жизни, хроматическим выражением архетипа высшего «Я» | Автор не установлен | ||
Ассоциируется со здоровым самоутверждением, свободным от дефензивности и противостояния авторитетам | А.И. Копытин [9] | ||
Символизм желтого строится на тех основных ощущениях, которые он вызывает, - тепло и энергия, свет и легкость | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Указывает на склонность клиента к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению намеченных планов в реальную жизнь. Кроме того, желтый цвет ассоциируется с деструктивными тенденциями, ненавистью, обманом, трусостью и предрассудками | Л. Штейнхардт [39] | ||
Символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность | С.С. Степанов [38] | ||
Главное свойство желтого - это яркость, способность к излучению и легкая бодрость | М.Люшер[16] | ||
Это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и неоформленному | М.Люшер[16] | ||
Легкость и живость желтого имеют и оборотную сторону - этот цвет вызывает ощущения доступности, легкомысленности, поверхности и изменчивости. Поэтому он во все времена считался цветом измены | Г.Э. Бреслав [6] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 273
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Желтый | Как признак | Сочетание значений желтого в любви очень интересно: оно включает в себя понятие открытости, веселья, доступности и измены. Но при длительном воздействии желтого наступает усталость и раздражение - это происходит в тех случаях, когда на смену «желтым» отношениям не приходят какие-нибудь другие, менее легкомысленные | Г.Э. Бреслав [6] |
Отражает неограниченную экспансивность, хвобожде-ние от пут, разрядку | М. Люшер[16] | ||
Это расслабление и расширение. На психологическом уровне расслабление означает освобождение от тягот, проблем, давления или ограничивающих обстоятельств | М.Люшер[16] | ||
Желтый - острый на вкус, его эмоциональное содержание - оптимистическая изменчивость, его органами является симпатическая и парасимпатическая нервные системы | М.Люшер[16] | ||
«Желтый» человек может быть неистощимым источником энергии, но эта энергия извергается импульсами | М.Люшер[16] | ||
Он лучше других цветов стимулирует зрение - повышает его устойчивость и остроту, увеличивает скорость зрительного восприятия | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Повышает аппетит и перистальтику желудка и кишечника, снимает их спазмы (хотя действует несколько слабее, чем оранжевый) | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Он открыт и легок, поэтому настраивает человека на интерес к внешнему миру, побуждает к контактам и активной деятельности, способствует четкому и логическому выражению своих мыслей | Г Э. Бреслав [6] | ||
Создает ощущение радости, счастья, веселья, легкости, доступности и праздничности, уменьшает напряженность в межличностных отношениях Однако в больших дозах он тоже может утомлять | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Желтая одежда, как и красная, вызывает интерес к ее обладателю, но интерес не сексуальный, а чисто духовный. Поэтому женщина в красном платье вызывает сексуальное вожделение, а в желтом - интерес как личность | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение | Выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна; 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] |
274 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Желтый | Очень выражен в мандале | Имеет чрезмерно яркий, флюоресцирующий опенок, он свидетельствует о психической инфляции, экспансивности, за которыми могут скрываться теневые проявления психики (Р. Келлогг) | Автор не установлен |
Вся мандала раскрашена желтым цветом | Высока вероятность инфляции: это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза | А.И. Копытин [9] | |
В качестве предпочитаемого | Демонстрирует стремление к освобождению и надежду на большее счастье, а также предполагает конфликт, ликвидация которого желанна. Надежда на счастье может проявляться в бесчисленных формах, начиная от полового приключения и кончая философиями, обещающими просветление и совершенствование. Эта надежда всегда устремлена в будущее | М.Люшер[16] | |
Означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость, получения удовлетворения от возможности нравиться и привлекать к себе людей | С.С. Степанов [38] | ||
У лиц, предпочитающих желтый цвет, выбор профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовлетворение, чем на достигаемые этой деятельностью цели. При выраженной дезадаптации эти черты перерастают в истероидные, фобичес-кие и неврастенические проявления, то есть в невротические расстройства, свойственные эмоционально неустойчивым личностям. Детям с акцентуированным характером по данному типу присущи склонность к страхам, экзальтация чувств, неустойчивость интересов, избыточный оптимизм, непостоянство, нетерпеливость, демонстративность | Л.Н.Собчик[31] | ||
Встречается у людей, чья профессия так или иначе связана с широкими контактами, вовлеченностью в разные сферы общения. В любом деле сам процесс деятельности, субъективно нравящийся, значит для индивида гораздо больше, чем та цель, к которой эта деятельность ведет. К тому же явное предпочтение оказывается тем видам работы, где меньше формальностей и больше простора для свободного выбора действий. Это люди с преобладанием художественного склада ума и образного восприятия. Сочетание желтого с фиолетовым часто встречается среди артистов, учителей и лиц, увлекающихся общественно-благотворительной деятельностью, типологически эти личности относятся к эмоционально-лабильным, впечатлительным, тревожным и в то же время оптимистичным, с чертами демонстративности | Л.Н.Собчик[31] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 275
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Желтый | В качестве предпочитаемого | Говорит о наглядно-образном, художественном типе восприятия | Л.Н. Собчик [31] |
Свойствен детям эмотивного склада. Переживания и процесс общения им насущно необходимы, ведущая потребность - быть вовлеченными в процесс эмоционально насыщенного взаимодействия. Активность ради активности, общение ради общения, жизнь ради жизни - таковы потребности данного типа личности. В отличие от оранжево-красного эталона, характерного для тех, кто зажигает других своей целеустремленностью и жаждой жизни, выбор желтого эталона для первых позиций присущ детям, загорающимся от общения с другими, «как спичка от прикосновения к ребру спичечного коробка» | Л.Н.Собчик[31] | ||
Дети, которым нравится желтый, более всего предрасположены к творчеству (на языке цвета желтый означает духовность, связь, но и опасность: желтый нимб над головами святых, желтые почтовые ящики, желтый флаг карантина). Эти люди свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а потому -опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и у кого основной моральный принцип - не выделяться, не умничать. Они предпочитают интересную разнообразную работу, всегда во что-то верят, на что-то надеются, живут будущим. С другой стороны, «желтый», будучи фантазером, может в своих фантазиях оторваться от земли, зайти слишком далеко - вплоть до дверей «желтого дома». «Желтый» ребенок - мечтатель-фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего, неприспособленный, неразумный, непрактичный. Он любит играть в одиночку, любит абстрактные игрушки - кубики, камешки, веточки, тряпочки, гайки, оживляя их силой своего воображения | С.Шхальчев [18] | ||
В качестве отвергаемого | Предполагает смятение души, вызванное разочарованием и пониманием, что надежды не будут реализованы. Это смятение может принять форму раздражительности, разочарования, недоверия или подозрительности в отношении других людей и их намерений. Если учесть, сколько людей поддерживают свой интерес к жизни, полагаясь лишь на надежду, можно представить себе, как разрушительно действует безнадежность и как отвергнутый желтый раскрывает тревожную нехватку многих существенных сторон жизни. Чем больше разочарование, тем меньше желтого цвета в рисунке | М.Люшер [16] |
276 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!