ЦВЕТ В ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ И АРТ - ТЕРАПИИ : ТАБАИЦА ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ 3 страница
Цвет | |||||
Признак | Интерпретация | Источник | |||
Оранжевый | Присутствие в мандале большого количества оранжевого цвета | Свидетельствует об амбивалентном отношении к мужским фигурам и потребность в самоутверждении | А.И. Копытин [9] | ||
Если вся мандала раскрашена ярко-оранжевым цветом | Высока вероятность инфляции: это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза | А.И. Копытин [9] | |||
В качестве любимого цвета | Характерен для людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство | С. С. Степанов [38] | |||
Дети, предпочитающие этот цвет, легко возбудимы. Но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат не потому, что что-то случилось, а так, без всякой причины. Избыток оранжевого цвета опасен. Он раздражает и опустошает, навязчив и неприятен | С. Михалычев[18] | ||||
Его отвержение | Характерно для полных и фригидных женщин, которым, видимо, не нравится ни его сексуально-раздражающее действие, ни стимуляция аппетита, которую он вызывает | Г.Э. Бреслав [6] | |||
Вверху | Способствует концентрации внимания | Е.И. Рогов [26] | |||
Занимает боковые поверхности или перспективы | Вызывает ощущение тепла, способствует релаксации | Е.И. Рогов [26] | |||
Внизу | Создает эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается неестественно | Е.И. Рогов [26] | |||
Розовый
| Как признак | Является цветом человеческого тела. Он получается путем смешения белого и красного. Белый цвет (дух) в сочетании с красным (витальная энергия) говорит либо о невинности, либо об очищении сознания | Автор не установлен | ||
Розовый - тот же красный, но разбавленный белым. Поэтому его психологическая сила слабее: он не доводит до конца и даже не начинает того, что предпочитает красный | С. Михалычев[18] | ||||
Под влиянием белого красный утрачивает активность в розовом, напор и сексуальность, приобретает спокойствие и духовность | Г.Э. Бреслав [6] | ||||
Являясь более легким оттенком красного, может означать разрешение какой-либо проблемы или только что перенесенное заболевание, после чего человек видит все в «розовом цвете». Часто этим цветом рисуют румянец на щеках, чтобы подчеркнуть здоровый вид | Г. Ферс [36] |
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 257
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Розовый | Как признак | Может символизировать примирение противоположных начал красного и белого. В работах алхимиков красный символизировал мужской, активный принцип бытия, в то время как белый - женский, пассивный | Автор не установлен |
|
|
|
|
Персиковый
Как признак
258 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет | |||||
Признак | Интерпретация | Источник | |||
Персиковый
| Как признак | В Китае персик воспринимают как символ сексуального мистицизма, женской жизненной энергии, которая дает жизнь, а в более конкретном проявлении - женских половых органов | Автор не установлен | ||
В Европе персиковый цвет связывался с женским полом и браком | Автор не установлен | ||||
В астрологии персиковый цвет, наряду с зеленым, является цветом Венеры | Автор не установлен | ||||
Малиновый | Как признак | Являясь смесью красного (цвета энергии) и синего (женского цвета), малиновый символизирует высвобождение сексуальной энергии из традиционных женских ролей. Предпочтение этого цвета характерно для эмансипированных, независимых женщин, идентифицирующих себя со своей профессией или основной социальной харизмой, имеющих широкий жизненный кругозор. Они, как правило, соединяют предприимчивость и высокие деловые качества с женским обаянием | Автор не установлен | ||
Выражает витальность и радостное возбуждение. Им нередко пользуются современные женщины, чтобы придать своему облику решимость, индивидуальную неповторимость и драматизм | Автор не установлен | ||||
Появление этого цвета в работах может указывать на готовность автора предпринять новое творческое начинание, погрузиться в хвоение новой формы деятельности или выразить свое мнение | Автор не установлен | ||||
Говорит о высокой мотивировке, сфокусированности сознания, жизнеспособности и готовности отстаивать | Автор не установлен | ||||
|
| свою позицию | |||
Не исключает некоторой неусидчивости, эмоциональности и эгоизма | Автор не установлен | ||||
Лиловый | Как признак | Это фиолетовый, разбавленный белым. Его предпочитают девочки. Он говорит о слабости, нежности, более сильном чувстве одиночества. А также о беззащитности, чувственности, погружении в собственный внутренний мир и часто связанных с этим музыкальных способностях | С. Михалычев[18] | ||
Пурпурный | Как признак | Несет в себе сочетание цветов самых крайних концов цветовой гаммы - красного и фиолетового. Это особая область спектра, в природе этот цвет не существует, и получить его излучение можно только в лабораторных условиях | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Сильная потребность власти | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] | ||||
Являясь королевским цветом, символизирует верховную власть, духовность, высшую силу (как в психологическом, так и в соматическом аспектах) | Г.Ферс[36] |
3. в . Цвет в проективном рисовании и арт - терапии : таблица признаков и интерпретаций 259
Цвет | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Пурпурный | Как признак | Может отражать потребность в обладании чем-либо, контроле над чем-либо или желание, чтобы кто-то осуществлял контроль или оказывал поддержку, наличие обременительных обязанностей, необходимость «нести свой крест» | Г. Ферс [36] |
В физическом аспекте может служить указанием на приступы заболевания или на ситуацию контроля и ограничения | Г. Ферс [36] | ||
Символ замкнутого кольца, примирения крайностей или возвышения над борьбой Он действует вне времени и сознания и служит символом выхода за пределы пространства и времени, символом сверхсознания | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Синий | Как признак | Синий цвет, стремящийся уйти в себя и держаться в отдалении других, концентричен. Он считается не только духовным, глубоким, божественным, но и беспокойным, неясным и скрытным, в зависимости от оттенка | М. Бетенски [5] |
Ассоциируется с бесконечной далью или глубиной. Это цвет, обозначающий истину, надежность, гармонию, покой и надежду | Л. Штейнхардт [39] | ||
Согласно К. Юнгу, «синий является цветом высоты и глубины» Восприятие этого цвета затрагивает нуминозные чувства и словно выводит за привычные границы пространства и времени. При этом созерцающий синеву может утратить ощущение собственного тела и испытать состояние слияния с бесконечностью В то же время с ним ассоциируется функция мышления | Автор не установлен | ||
Меньшая иррациональность позволяет синему цвету развивать рациональность, которая в сочетании с присущим ему природным чувством единения с миром приводит к образованию таких понятий, как мудрость, убежденность и вера. Здесь видна тесная связь между синим и белым | Г Э. Бреслав [6] | ||
С синим цветом как символом воды связаны представления об очищении и преображении. Вода может способствовать изменению структуры и формы вещества через его растворение. Погружение в водные глубины может являться метафорой нисхождения в бессознательное, при котором утрачивается привычное ощущение «Я» | Автор не установлен | ||
Синий цвет обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой | С.С. Степанов [38] | ||
В тибетских мандалах символизирует такое состояние духа, в котором человек свободен от страстей и пребывает в неподвижности словно «мерцающего» сознания | Автор не установлен |
260
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Цвет. | |||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Синий | Как признак | У первохристиан символизировал Бога-Отца. Современные христиане связывают этот цвет, главным образом, с Богоматерью | Автор не установлен |
Высшими понятиями, символизирующими синий цвет, являются вечность и бесконечность, то есть не имеющие границ время и пространство. Недаром синий считается цветом Божьей мудрости и Вселенной | Г.Э. Бреслав [6] | ||
В астрологии является цветом небесного бога Юпитера, с которым связаны такие качества, как честность, высокая нравственность и сила воли | Автор не установлен | ||
В западной культуре очевидны женские качества синего цвета. Он выражает такие свойства, как сострадание, верность, преданность и любовь | Автор не установлен | ||
Основные психофизиологические свойства синего цвета - успокоение и удовлетворение - лежат в основе таких вызываемых им ассоциаций, как освобождение (добровольный отказ) от желаний и действий, мир, спокойствие. Понятия, образуемые с помощью этих ассоциаций, - «покой», «сдержанность», «скромность». При этом стоит отметить разницу между скромностью «синей» и «серой»: у серого скромность определяется незаметностью, ограниченностью, отсутствием возможностей ярко показать себя. У синего скромность же вытекает из его несуетности, сдержанности, отсутствия притязаний и желаний. Все религии мира возвышают именно такую скромность. Продолжением этой понятийной цепочки являются верность, милость, доверие и покорность. При этом нужно подчеркнуть, что покорность синего тоже отличается от покорности серого - она носит оттенок фатализма, это покорность судьбе, обстоятельствам, а не людям | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Вызывает физиологические эффекты: уменьшает частоту дыхания, урежает и ослабляет пульс, удлиняет вдох и релаксирует тело. Уменьшает чувство боли, снимает мышечное напряжение | Г.Э. Бреслав [6] Л. Штейнхардт [39] М.Люшер16] | ||
Тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни, упадка сил, а также когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости | М.Люшер[16] | ||
При длительном воздействии оказывает тормозящее действие на нервную систему, вплоть до угнетения, ощущения печали, усталости и утомления | Г.Э. Бреслав [6] |
| Цвет | ||
Признак | Интерпретация | Источник | |
Синий | Как признак | Является красочным выражением существующей биологической потребности: в физиологическом плане - это потребность в спокойствии, в психологическом - в чувстве удовлетворенности, то есть в покое и удовлетворении желаний. Любой человек, оказавшийся в уравновешенной гармоничной ситуации, свободной от напряжения, чувствует себя собранным и уверенным в себе | М.Люшер[16] |
В психологическом плане воздействует на восприятие времени и пространства: резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени (оно словно утрачивает свое значение) | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Синева - это бесконечность во времени, воплощающая традицию и вечные ценности, и поэтому синий цвет увековечивает прошлое | М.Люшер[16] | ||
По мнению М. Люшера, символизирует традицию, преемственность опыта, неизменные ценности | Автор не установлен | ||
Цвет самоанализа, самоуглубления | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Обладает гипнотическим, завораживающим действием | Г.Э. Бреслав [6] | ||
Означает глубину чувства. Он олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, вовлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность | М.Люшер[16] | ||
Представляет собой чувство единства со своим окружением и принадлежности ему. Говорят, что «синий цвет - это цвет преданности», но человек всегда может быть уязвимым, доверившись своим союзникам, поэтому синий цвет зависит от глубины чувств к окружающим | М.Люшер[16] | ||
Это отражение умиротворенной чувствительности, и поэтому он связан со способностью к сопереживанию, эстетическим наблюдениям и философским размышлениям | М.Люшер[16] | ||
Является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности, озарения в литературе | М.Люшер[16] | ||
Ассоциируется со сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа. Поэтому появление у человека экземы и прыщей связано с нарушением тех отношений, в которых должны присутствовать нежность, любовь, чувство близости, как, например, между влюбленными, мужем и женой, членами семьи | М.Люшер[16] |
262
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!