Возникновение и развитие термина «богословие»



Оглавление

1. Общее понятие о науке и научном знании. Классификация наук. 1

2. Возникновение и развитие термина «богословие». 3

Богословие и молитва. 3

Богословие — путь веры.. 3

Обретение богословского метода. 3

3. Богословие как опытное постижение Бога и теология как наука. 4

4. Область применения богословия: дидактическая (учительная), полемическая и миссионерская. 5

5. Описание универсума богословской науки: теология и икономия. 6

6. Мистический (опыт) и дидактический (знания) способы изложения богословского знания. 6

7. История развития систематизации богословской науки: античность, схоластика и новое время. 8

8. Соотношение богословия, философии и религиоведения (область исследования, методы и подходы) 11

Философия. 12

Религиоведение. 13

9. Теология в системе современного научного знания. 13

10.    Современный подход к систематизации богословской науки. 14

11.    Библеистика как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы). 14

12.    Догматическое богословие и патрология как область богословских наук: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы.). 15

13.    Христианская этика (нравственное богословие и аскетика), религиозная философия и апологетика как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы). 17

14.    История религий. Сравнительное богословие и сектоведение как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы). 17

15.    Церковная история (история Древней Церкви, история Древних Восточных Церквей, история Поместных Православных церквей, история Русской православной Церкви) как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура, и методы). 18

16.    Церковная филология (гомилетика, риторика, древние и современные языки) как область богословской науки: общая характеристика(история, предмет, объект, структура и методы). 21

17.    Литургика как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы). 23

18.    Каноническое право и пастырское богословие, как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы). 24

19.    Практическое богословие (психология, педагогика, миссиология, катехетика, диакония) как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы). 24

20.    Понятие о паспорте научной работы: цель, задачи, объект и предмет курсовой работы.. 25

21.    Организация поиска источников и литературы по теме курсовой работы.. 26

22.    Способы изучения источников и литературы по теме курсовой работы.. 26

23.    Методы научного исследования: общенаучные и научно-богословские. 27

Общее понятие о науке и научном знании. Классификация наук

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Система научных знаний обладают группой признаков, главнейшие из которых следующие:

Всеобщность, т. е. принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний всему обществу страны, где эта деятельность протекала, и всему человечеству. Каждый может извлекать из нее необходимое, так как эта система – всеобщее достояние.

– Достоверность научных фактов. Система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт, накопленное знание и следствие из известных законов или теории можно достоверно проверить для уточнения истины.

– Воспроизводимость явлений, тесно связанная с достоверностью. Исследователь любыми методами может повторить открытое другим ученым явление, т. е. существует определенный закон природы и открытое явление входит в систему научных знаний.

– Устойчивость системы знаний. Быстрое устаревание системы знаний указывает на недостаточную глубину проработки накопленного материала или неточность принятой гипотезы.

Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика.

Научное знание — это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Классификация наук:

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К естественным наукам относятся науки:

- о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

- земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

- физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

- человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

мировоззренческая (наука объясняет мир);

гносеологическая (наука способствует познанию мира);

преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества.

Отдельное место в науке занимает богословие. Богословие – это методически выверенное освещение Божьего Откровения, представляемое в вере и его имманентном знании. Поэтому богословие может быть кратко охарактеризована как «наука о вере». В области богословия на данный момент накоплены огромные знания, написано огромное количество книг, на теологию как науку работает огромное количество вспомогательных наук, накопленными знаниями теологии пользуются другие науки, своя история, свои методы, свои открытия, и т.д. и т.п. И своими основоположениями и целями богословие отличается от науки о религии и религиозной философии.

Возникновение и развитие термина «богословие»

Термин «Богословие» состоит из двух греческих слов: Слово о Боге, Слово от Бога или же Слово к Богу. Термин появился в Античном мире, где богословами называли поэтов, философов. В христианском понимании этот термин вошёл с 4-го века. Первоначально под термином «Богословие» святые отцы понимали Священное Писание, уже с 4-го века это слово применяется в приложении к учению о Боге, в частности учение о Святой Троице и Боге-Слове. С 12-го века этот термин стал подразумевать под собой систематическое понимание всех христианских истин. В настоящее время под Богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основании Таинств Священного Писания, принимаемых Церковью как Божественное Откровение и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви.

В греч. мысли слово θεολογία имело значение «учения о богах». Под теологами понимались прежде всего вдохновенные поэты — Орфей, Гесиод, Гомер.

У Аристотеля теология рассматривается как «первая философия», наука, исследующая первые начала и причины, «наука ради науки», знание не только «о божестве», но и само божественное.

Теология у Аристотеля — высшая из 3 умозрительных наук, в числе к-рых математика, учение о природе и учение о божественном как о Перводвигателе.

У Прокла, систематизировавшего (нео)платоническое умозрение, теология трактует о высших родах сущего или о генадах сущего, т. е. о ноуменальных богах или числах. С учетом того обстоятельства, что греч. «теология» даже в самых высших своих метафизических достижениях, как неоплатонизм, космологична и неразрывно связана с политеизмом.

Христианские мыслители вводят в IV в. этот термин в церковный лексикон. Он приобретает значение, противоположное исходному греч. богословие и понимается как учение о Триедином Боге в Самом Себе в отличие от «икономии» (οἰκονομία — домостроительство) — учения о действиях Божиих в отношении мира и человека: творении, Промысле, Воплощении, спасении.

Значение богословие как «науки о Боге и обо всем, что связано с Богом», появляется и закрепляется в зап. христианстве в средние века. В Новое время этот смысловой аспект усваивается и православными. Данная новация была лишь терминологической, поскольку в Церкви всегда существовала традиция рационального осмысления и изъяснения Откровения, возникшая из миссионерских, апологетических и катехизических задач.

Важнейшие предпосылки богословия — христологическая и экклезиологическая. Христологическая предпосылка богословия заключается в том, что Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, становится человеком, неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно соединяя в Своей Ипостаси Божество и человечество. Экклезиологическая же предпосылка богословия подразумевает то, что всякое подлинное богословие возможно лишь в Церкви Христовой. Экклезиологическая предпосылка богословия подразумевает также, что правосл. богословие всегда есть богословие апостольское и святоотеческое.

Богословие и молитва

В подлинном смысле богословие является церковное богослужение и в наибольшей степени тайнодействие Божественной Евхаристии . Богословие неразрывно связано с молитвой и славословием: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты богослов». Но это так именно потому, что «молитва есть восхождение ума к Богу».

Богословие — путь веры

«Для тайн Духа, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разумная сила ума, Бог дал нам веру». По словам прп. Симеона, те, кто восприняли Бога делами веры, будучи возрождены Св. Духом, «видят Его Самого — Отца их, всегда обитающего во свете неприступном». Истинная вера приводит их к тому, что Бог в них и они в Нем, «на горе Божественного ведения и Божественного созерцания» они слышат «Отчий глас». богословие, т. о., оказывается жизнью в Боге.

Обретение богословского метода

Апофатическое богословие исходит из опытно обретаемого убеждения в том, что Бог не может и не должен быть предметом интеллектуального анализа, подобно предметам и объектам сотворенного мира. Утверждается радикальная непостижимость Бога и методическая, принципиальная неполнота мысли, неспособность мысли охватить Бога. С одной стороны, жесткая апофаза — говорить о Боге мы почти ничего не можем, с другой — обязаны. Создается специфика богословской мысли, где вынужденно говорится о том, о чем говорить нельзя, выражается невыразимое, говорится о полноте из ситуации неполноты, незаконченности, зыбкости. Создается особый богословский язык, язык скорее образный, чем концептуальный, задача которого — выразить предельный опыт. Подобно тому как для описания реальностей, запредельных нашему опыту, св. отцы извлекали образы из природной и производственной сферы, так же они использовали и язык философских понятий. При этом метафорический характер философских систем в богословии, разумеется, не означает произвольности использования богословских категорий.

Стилистически богословие всегда тяготеет не к формальному и сухому описанию того, «как устроен Бог», а к гимну, восхвалению. Для богослова Он всегда выступает только как Субъект, как Личность. Так, богословами в Вост. Церкви помимо ап. Иоанна Богослова именуются только 2 человека — свт. Григорий Богослов и прп. Симеон Новый Богослов. И тот и другой известны тем, что свои богословские произведения они облекали в высокую поэтическую форму. Аналогией из мировой культуры является описание такого предмета, как любовь, которая никогда не может быть «объективирована», всегда лична и интимна, и потому высшие формы дискурса о любви имеют форму «воспевания» в различных произведениях литературы, поэзии, музыки и художественного искусства.

Катафатическое богословие. Непостижимость Бога для человека, точнее для самостоятельных усилий человека «взойти» к познанию сущности Бога на основании знания сущностей тварного мира, не означает сокрытости Бога. Бог, будучи совершенно «иным» по отношению к миру, проявляет Себя в мире, открывает Себя. Этот способ «связи» Бога и мира, Его проявления в мире св. отцы описывают с помощью понятия «энергия». Они предлагают классическую формулу: Бог непостижим по сущности, но познаваем в Своих энергиях (действиях) в мире.

Богословие и Предание

Богословие как путь обретения единства в Боге и с Богом в Церкви является литургией, т. е. всеобщим делом всех верных церковных чад, но при этом оно в полноте совершается и возвещается лишь нек-рыми, теми, в ком Церковь признает свои подлинные уста, неложных глашатаев церковной веры, свидетельствующих о ней из полноты кафолического церковного опыта, реальности благодатного бытия Царства. Этих людей Церковь именует св. отцами. богословие по своей природе сообщительно, коммуникативно, оно неразрывно связано с Преданием. Коммуникативность богословия принципиально связана с тем, что, будучи направленным на общение с Богом, оно сообщает истину этого общения всем верующим в единстве и преемстве церковной жизни. В богословии всегда высказывается Церковь, являя свойство кафоличности, в котором каждый призван выражать ту же самую духовную реальность, к которой призваны приобщиться все, объединяя и содержа тем самым в себе всех, и все оказываются единством, не нивелирующим инаковость, а органически включающим инаковость и уникальность личного опыта каждого.

Богословские дисциплины

Совр. богословская мысль, будучи единой в своих основаниях и важнейших принципах, развивается в виде ряда научных дисциплин. С одной стороны, здесь проявляется традиция разделения предметов в духовной школе, с др. — характерная для совр. науки тенденция к специализации. Важнейшими разделами церковной богословской науки являются:

1) изучение и интерпретация Свящ. Писания (см. статьи Библеистика, Герменевтика);

2) изучение, интерпретация, апология и систематическое изложение церковного веро- и нравоучения (см. статьи Апологетика, Догматическое богословие, Нравственное богословие, Основное богословие, Патрология);

3) исследование истории Церкви и различных аспектов ее жизни;

4) исследование внутренних аспектов церковной жизни: богослужения, устройства, дисциплины (см. статьи Литургика, Каноническое право, Аскетизм, Пастырское богословие).

Для всех этих дисциплин характерно тесное взаимодействие между собой и с различными гуманитарными дисциплинами, применение совр. научных методов при одновременной преданности важнейшим положениям церковного вероучения.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1059; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!