КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЫЮЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Большинство исследователей среди первоисточников когнитивно-бихевиорального направления называют философа-стоика Эпиктета, который сказал: “Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их”. Изменить то, что человек думает о мире — главная цель когнитивно-бихевиоральной терапии.
Идея в том, что можно изменить мысли человека о мире, лежит в основе экзистенциально-гуманистической теории. Виктор Франкл не мог ничего изменить в концентрационном лагере, но он смог повлиять на ход своих мыслей. Точно так же в психодинамической теории клиент находит новые пути понимания ситуации и самого себя. Очень широкое понятие позитивного так или иначе проявляется в разных теориях именно потому, что большинство теорий призваны изменить взгляд на вещи (глава VII).
После стоиков мировоззрение, в котором центральным пунктом являются мысли и размышления о мире, можно отметить также у Платона и философов-идеалистов. Они подчеркивали, что идея о мире более важна, чем то, что считается “реальностью”. Идеалисты просто заменяют “реальность” понятием “идеи о предмете”. Дальнейшая разработка идеалистической философской традиции осуществлялась в работах Гегеля и Канта. К этой же традиции можно отнести и работы Фрейда. В какой-то мере Фрейд был стоиком — он считал, что человеческая сущность мало поддается изменениям, ее следует познать и принять. С этой точки зрения изменения поведения является полезным, но эти изменения незначительны по своим масштабам.
|
|
Что есть “реальность”? Как действует личность? Американские и английские позитивисты и прагматики (Бентам, Милл, Вильям Джеймс, Бертран Рассел) задавались вопросом, достаточны ли знания для живущих на земле. Из их философских работ возникла оптимистическая научная традиция, что мы прямым и непосредственным действием можем проверить свои гипотезы о мире. Бихевиористская психология Скиннера и когнитивные исследования Джорджа Келли, без сомнения, являются продолжением научной, реалистической традиции. Философы-экзистенциалисты (Кьеркегор, Тилих, Сартр) ставят вопрос об индивидуальном выборе и о процессе интенциального выбора и принятия решений. Роджерс и Перлс относятся к этому направлению психологии.
Когнитивно-бихевиоральное мировоззрение можно описать как одну из первых попыток объединения трех философских традиций — идеализма, реализма и экзистенциализма. Альберт Эллис, один из пионеров когнитивно-бихевиоральной теории, начинал с психоанализа. Затем он начал работу над рационально-эмоциональной терапией и долгие годы считался экзистенциалистом. Но поскольку сейчас он подчеркивает важность элемента действия (это уже ближе к бихевиоризму), то его считают теоретиком когнитивно-бихевиорального направления.
|
|
Виктор Франкл начал с психоанализа, но в силу жизненного опыта перешел на позиции экзистенциализма. Однако в его работах и в работах его ученицы Элизабет Лукас мы уже отмечаем рост черт бихевиоризма в практике и теории логотерапии.
Когнитивно-бихевиоральную терапию можно описать как постепенный синтез трех основных философских и психологических направлений западного мира. В круг интересов теоретика этого направления обязательно входит знание того, как индивид вырабатывает свои идеи и представления о реальности, как он делает выбор из множества возможностей и принимает решения и как он действует в рамках реальности. Давайте рассмотрим некоторые работы, которые приближают нас к этим целям.
АЛЬБЕРТ ЭЛЛИС И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) была разработана в середине 50-х годов Альбертом Эллисом, когда он стал все больше осознавать безрезультатность в некоторых случаях психоанализа. Будучи преуспевающим психоаналитиком, Эллис оставался неудовлетворенным получаемыми результатами. Он обнаружил, что в его роли терапевта сильно активное начало, он “давит” на логику клиента и даже предписывает клиенту как тот должен себя вести после сеанса терапии. Результатом его эволюции стала рационально-эмоциональная терапия, первый метод когнитивно-бихевиоральной терапии.
|
|
Про рационально-эмоциональную терапию можно сказать, что это явление более широкое и эклектичное, чем иные когни-тивнобихевиоральные подходы. Эллис без колебания использует техники совсем иных направлений, если это необходимо для клиента. При работе над сексуальными затруднениями Эллис использовал как собственные когнитивные стратегии, так и технику постепенной релаксации и моделирования, а также технику сенсорного фокусирования Мастерса и Джонсон. Эллис подчеркивает важность полного и безусловного принятия клиента, что роднит его с Карлом Роджерсом. Если это приемлемо для клиента, то Эллис использует юмор и сарказм. Он может использовать библиотерапию — клиент должен читать определенные книги для более глубокого понимания своих проблем. Эллис постоянно подчеркивает важность выполнения домашнего задания как необходимого условия перемен — важно, чтобы клиент умел в жизни использовать знания, полученные в ходе консультации. Эллис, однако, не использует техники бихевиоризма, а мыслит в духе Крамбольца и Мичебаума (о них расскажем позже).
Давайте рассмотрим подход Эллиса к терапии на практике, а затем разберемся, какие конструкты и системы лежат в основе его стиля.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!