Подробные комментарии помогут нам приблизиться к естественным условиям стихии, описанной в очерке



Горбачева Елена Владимировна,

Библиотекарь первой категории,

МБУК г.о.Самара «Централизованная система детских библиотек»

Филиал №3, г. о. Самара, улица Стара-Загора 141

 

СТАТЬЯ

 

МЕСТО ОЧЕРКА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА АКСАКОВА

 

Произведения С.Т.Аксакова обладают особенным свойством: от них невозможно оторваться уже с первых фраз и с ними жаль расставаться по окончании чтения. Наверное, одна из разгадок кроется в особом стиле писателя.

Своеобразие стиля С.Т.Аксакова отмечали ещё его современники. Рассказами писателя о русской старине, семейных преданиях, красоте родной земли восхищались Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой.

Гоголь высоко оценил талант художника: «Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными, свежими красками, как Аксаков».

Высоко оценивают мастерство С.Т.Аксакова исследователи его творчества. С.И.Машинский подчеркивал: «Усвоив многое от реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Аксаков обогатил эти традиции своим собственным художественным опытом и в немалой степени содействовал дальнейшему развитию русской классической литературы». [2, с. 54]

Ю.И.Минералов также видит в С.Т.Аксакове писателя огромного художественного таланта: «Небольшое количество написанных им произведений не снижает их художественной силы. Его проза в стилевом плане составляет особую мощную ветвь русской литературы 1850-х годов». [3, с.158]

Интерес к аксаковскому наследию возродился в 1990-е годы, когда в литературоведении обозначились новые аспекты его исследования.

Нужно отметить, что С.Т.Аксаков писал в основном «большие» эпические произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», реже – циклы «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». 

Малой прозе – очерку «Буран» и «Очерку зимнего дня», а также «Рассказам и воспоминаниям охотника о разных охотах» - уделялось меньше внимания. Вместе с тем, стиль любого художника проявляется в полной мере и в небольших произведениях, заслуживая пристального изучения и внимания.

Почему же нужно обратить внимание именно на очерк в творчестве С.Т.Аксакова? Да потому, что именно с очерка и начинается его опыт как корифея прозы. Рассмотрим место очерка в творчестве С.Т.Аксакова на примере очерка «Буран».

Очерк «Буран» - первый прозаический опыт С.Т.Аксакова. Произведение  было опубликовано впервые в журнале «Денница» М.Н. Максимовича  в 1834 году, без подписи. Автор предпочел остаться анонимом в связи с враждебным отношением издателя журнала Н.Полевого, редактора и критика видного журнала «Московский телеграф». Комизм состоял в том, что когда журнал вышел в свет, именно «Московский телеграф» первый похвалил аксаковский очерк. Рецензент сказал, что это «мастерское изображение зимней вьюги в степях Оренбургских». В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Этот рассказ о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи. [2, с. 23]

С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран».

Очерк «Буран» положил начало писательской деятельности С.Т.Аксакова. Это классическое описание стало основой более поздних произведений, в которых изображались подобные явления, например у А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского.

Первым по достоинству его оценил А.С.Пушкин. Свидетельство тому – знаменитое изображение снежной метели во второй главе «Капитанской дочки», несомненно вдохновлённое Аксаковым. А.С.Пушкин, не видевший оренбургски степей зимой, не наблюдавший её буранов, использовал правдивые, верные детали, схваченные опытным и тонким «живописателем» С.Т.Аксаковым. Два десятилетия спустя многие пейзажные мотивы аксаковского творчества отразились ещё в одном произведении – «Метели» Л.Н.Толстого. [4, с. 1-2]

Что же за жанр-очерк?

Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел.

БУРА́Н - а; м. [тюрк. буран] Сильная метель, снежная буря (обычно в степи, на открытых местах)  [6, с. 164]

Как же изображён буран писателем в очерке? Давайте подробнее проанализируем первый очерк писателя. Для этого можно составит примерный план произведения.

 Плана очерка.

1. Состояние степи до стихии (первый, второй абзацы).

2. Предвестие бури (третий, четвёртый абзацы).

3. Описание обоза (пятый абзац).

4. Начало бурана (шестой, седьмой абзацы)

5. Решение бывалого старика переждать буран (восьмой, девятый абзацы).

6. Легкомысленное решение молодых крестьян (десятый абзац).

7. Конец бурана (одиннадцатый абзац).

8. Спасение смельчаков, оставшихся переждать буран в степи (двенадцатый абзац).

9. Гибель их товарищей (тринадцатый абзац).

Подробные комментарии помогут нам приблизиться к естественным условиям стихии, описанной в очерке

1. Ничто не предвещает беды. «Русский мужик не боится мороза», но несчастье придёт совсем с другой стороны. Здесь весёлый, бодрый тон повествования: весело, шутили, сыпались остроты, хохотали. Автор любуется неунывающими мужичками.

2. «Бедная роща» -первое предвестие беды. Знание народных примет, объяснение природных явлений. Внезапная тревога старика и безропотное подчинение ему остальных возчиков. Прекрасная картина заснеженной степи и контрастное ей перечисление примет надвигающейся бури: восклицательные предложения нагнетают тревогу и волнение, повторение оборотов с союзом но.

3. Между описанием первых признаков бурана и описанием его начала вклинивается рассказ о возчиках, цели их путешествия. Это небольшое отступление по времени соответствует быстрому наступлению бури: не успеешь оглянуться, а буран уже застал врасплох.

4. Начало бурана описано с перечислением его страшных признаков, тревога усиливается повтором оборотов со словом уже: буран неотвратим. Старик, опытный, побывавший в разных переделках человек, берёт на себя ответственность и становится во главе обоза. Помогает ему в этом молодая лошадь Серко. Именно Серко прокладывал первый путь. Старик умеет понимать язык природы, чувствует приближающийся буран.

Буран начинается страшно и неожиданно: «Вдруг настала ночь…» Снежную неразбериху подчёркивают чередование восклицаний и многоточий, ряды однородных членов: бессоюзное перечисление, глаголы действия (слепил, свистал, ревел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил), олицетворение разбушевавшейся стихии.

5. Описание внутреннего состояния человека, попавшего в стихийное бедствие. Именно психологическим состоянием, потерей присутствия духа, безумием, вызванным страхом перед стихией, объясняется внезапное решение молодого возчика продолжать путь, вопреки настоятельным советам старика. Старик же принимает твёрдое решение, которое одно может спасти возчиков: переждать бурю прямо в степи. Совет был странен и страшен; но в нём заключалось единственное средство к спасению.

6. Незавидную судьбу «удалых» возчиков, решившихся продолжать путь, предсказывает выражение «По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные».

7. Разгулявшаяся снежная стихия сопоставляется с океаном, с бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку. Природа успокаивается, и о буре напоминают лишь снежные заносы. Земля и небо, смешавшиеся в бурю, снова разделены: небо опять ясное, буря улеглась.

8. Надежды старика на спасение оправдались. Его и троих товарищей отрыли из снега проезжавшие мимо мужики. Из десяти возчиков спаслись только четверо. Они остались живы и здоровы.

9. «Смельчаки», не послушавшиеся старика, погибли. Аксаков поправляется и называет их «глупцами». Людей жалко, но они стали жертвами собственного необдуманного поступка. Смелость их оказалась совсем не к месту - в борьбе со стихией нужно было другое: умение приспособиться, чтобы выжить. Страшно, что один из возчиков замёрз у самого умёта, так и не поняв, что он добрался до жилья.

Аксаков использует многочисленные изобразительные приёмы, которые помогли ему создать образ бури.

Примеры изобразительно-выразительных средств

Метафоры: «уже закипели степи снегов»; «необозримое пространство снеговых полей бежало лёгкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипением».

Эпитеты: необозримые громады снегов, буйный ветер.

Олицетворения: «разыгрался пустынный ветер», «буран свирепел».

Сравнения: «белый дым вылетал, как из пушки при выстреле»; «снежный прах…обвивался, как змея».

Также можно дать задание ребятам, чтобы они нашли описание того, как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый во время бурана.

Фразеологизмы: «сердце падает», «кровь стынет».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!