ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА И ТВОРЧЕСТВО СЕНЕКИ



Серебрянный век римской поэзии. Писатели I в. называют его «новым», «современным» стилем в отличие от «старинного» стиля Цицерона и его последователей. Лозунги нового направления — «страстность», «стремительность», «порывность». Жажда блеска, стремление к гордой позе и погоня за чувственно-яркими впечатлениями.

Стирание границ между поэзией и прозой, проникновение в прозу поэтических средств выражения, а ораторских в поэзию — одна из важнейших особенностей литературы всего «серебряного века». Сторонники нового стиля видели свои достижения в «блеске описаний», в «изысканном и поэтическом убранстве», в «веселой красоте» речи.

Лучший мастер «нового» стиля в середине I в. — Сенека.

Сенека - это стоик, проповедовавший добродетель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона.

Две части творчества: произведения философские и произведения поэтические (эпиграммы, сатира «Отыквление» и трагедии).

Философские взгляды Сенеки не отличаются ни последовательностью, ни постоянством. Задача его философии — научить жить и научить умереть, дать внутреннюю независимость и душевный покой при сохранении форм жизни, привычных для римской верхушки.

Проповеди обращены только к высшим кругам рабовладельческого общества, характерно отношение его к богатству. Сенека восхваляет простоту нравов и скромные радости бедняка.

Лучшее произведение Сенеки - сборник «Моральных писем к Луцилию». Это — дневник размышлений, составляющих в совокупности целый курс практической морали.

Ему лучше всего удаются картины пороков, сильных аффектов, патологических состояний. В его коротких заостренных фразах, насыщенных образными противопоставлениями, «новый» стиль получил наиболее законченное выражение, и на этом стилистическом искусстве была основана огромная литературная популярность Сенеки.

Областью своей поэтической деятельности он избирает трагедию. Нам известны девять его трагедий

В сравнению с «Медеей» Еврипида трагедия Сенеки выглядит упрощенной. Сенека переносит центр тяжести на мстительную ярость покинутой жены. Трагедии его не ставят проблем, не разрешают конфликтов. Драматург времени римской империи, он же философ-стоик, ощущает мир, как поле действия слепого, неумолимого рока.

Сенека выбирает «страшные» сюжеты, с дикими страстями, мрачным отчаянием, нечеловеческими страданиями.

Популярно-философские темы — о силе рока, о бренности земного существования и сомнительности загробного, о тяготах и опасностях, сопряженных с богатством и властью, о счастье тихой бедной жизни.

РОМАН ЛОНГА «ДАФНИС И ХЛОЯ» - КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ ПАСТОРАЛЬНОГО РОМАНА

«Дафнис и Хлоя» Лонга — одно из самых законченных художественных произведений позднегреческой литературы. Выступает как традиционный греческий роман, но автор перенес место действия в буколическую обстановку.

Характерная для греческого романа любовь двух сердец, претерпевающая многие трудности. Рост и осознание любовного желания развертываются параллельно жизни природы, по сменяющимся временам года.  Традиционные для греческого романа похищения, плен, кораблекрушение и прочие приключения у Лонга, но поданы как мимолетные опасности, возникающие благодаря вторжению в пастушескую сферу чуждых ей горожан.  Автор противопоставляет сельскую жизнь городской и подаёт последнюю, как зло.

Географический фон в романе конкретен и реалистичен, что противоречит традиции. В нём нет контраста персонажей. Присутствует социальная тема.

Лонг писал простым языком, короткими фразамами. Однако его проза ритмична и музыкальна. Читается легко.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ПЛУТАРХА

Плутарх – древнегреческий философ, биограф, моралист, лояльный гражданина империи, человек умеренных и консервативных взглядов.

Огромное литературное наследие (ок 150) принято разделять на две категории:

 1) «моральные» трактаты 

 2) биографии.

Всевозможные темы — о религии и философии, педагогике и политике, о гигиене и психологии животных, о музыке и литературе. Некоторые трактаты представляют собой простую сводку любопытного культурно-исторического материала. Преобладает все же этическая тематика (например: о любопытстве, о болтливости, о ложном стыде, о братской любви, о любви к детям, супружеские наставления и т. п.).

Плутарх - эклектик, интересующийся к тому же не столько теоретическими вопросами философии, сколько религией и моралью. Рассуждения пересыпаны анекдотами, историческими примерами, цитатами из поэтов, меткими наблюдениями.

Значение Плутарха для Нового времени основано не столько на «моральных» трактатах, сколько на биографиях. Серия парных биографий, причем всякий раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятель. Заключительной частью такой биографии служит во многих случаях «сравнение», в котором сопоставляются оба деятеля. Подбор исторических фигур для сопоставления в иных случаях сам собой напрашивается (например Александр Македонский и Юлий Цезарь, Демосфен и Цицерон).  До нас дошли 23 пары, т. е. 46 биографий.

Плутарх является для нас крупнейшим представителем биографического жанра в греческой литературе. Однако Плутарх не ограничивается галереей добродетельных героев. Одна из самых сильных книг его серии — парная биография Деметрия Полиоркета и Марка Антония, которой предпослано замечание, что «великим натурам бывают присущи не только великие доблести, но и великие пороки».

ЛУКИАН- САТИРИК

Лукиан - древнегреческий писатель. В сатирических сочинениях Лукиан высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Кроме того, его сочинение «Правдивая история», описывающее, в частности, путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.

Вначале увлекается риторикой, но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру. В «Разговорах гетер» воспроизводятся ситуации типа средней и новой комедии с их постоянными мотивами сводничества, обучения молодых гетер, их взаимного соперничества, любви и ревности к «юношам». Такую же разработку получают мифологические темы в «Разговорах богов» и в «Морских разговорах». Достигает карикатурного эффекта самим фактом перенесения мифологического сюжета в бытовую сферу.

К 60-м гг. II в. наметился отход Лукиана от софистики. Его начинает привлекать философия. Интересовали сатирика Лукиана не положительными учениями, а критической стороной, как орудие просветительской борьбы против религиозных и моральных предрассудков. Сатира Лукиана принимает резко выраженный философский уклон. Основные объекты ее — религиозное суеверие, стоическое богословие с его учением о божественном провидении и оракулах, пустота и ничтожество человеческих стремлений к богатству и власти, причуды богачей, догматизм вульгарных философов, их недостойный образ жизни, их тщеславие и завистливость, распри и раболепие.

Одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана— «Зевс трагический». Наряду с антирелигиозной сатирой, у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против философов.

Сатира Лукиана отличается изяществом и остроумием, но не глубиной захвата! Ясный, просто развертывающийся сатирический сюжет, четкость литературного замысла, разнообразие и легкость изложения, остроумная, ироническая аргументация, живое, занимательное повествование, неистощимое обилие выразительных средств, красок, образов, сравнений, все это — бесспорные достоинства произведений Лукиана, но ему недостает глубины идейного содержания. Важнейший недостаток сатиры Лукиана — отсутствие положительной программы.

Лукиан был слишком боевой фигурой, чтобы не вызвать к себе ненависть как софистов, так и религиозных деятелей. Блестящие сатиры Лукиана оказывали воздействие на литературу средневековой Византии. С XV в. он стал у гуманистов одним из любимых авторов. Лукианом вдохновлялась и гуманистическая сатира, и сатира века Просвещения, а «Правдивая история» служила прообразом для Рабле и Свифта.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!