ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГОРАЦИЯ («НАУКА ПОЭЗИИ»)



«Наука поэзии» не покоится на глубоких философских основах. Произведение Горация относится к типу «нормативных» поэтик, содержащих догматические «предписания» с позиций определенного литературного направления. «Наука поэзии» — как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа.

Гораций вел борьбу против безыдейных направлений. Он осуждает «бессодержательные стишки и звучные пустячки» и подчеркивает основополагающее значение содержания. Гораций требует философского образования для поэта. Отсутствие внимания к форме — это то, чем страдала древняя римская литература. Идеал — «мешать полезное с приятным». Поэтому Гораций признавал за поэзией как учительное, так и развлекательное значение и считал техническую выучку столь же необходимой для поэта, как и талант.

Эстетика «Наука поэзии» — классицистическая. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты.

ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ОВИДИЯ

Овидий - древнеримский поэт конца золотого века.

В литературной деятельности Овидия можно наметить три этапа: любовная поэзия, поэзия на учено-мифологические темы и стихи времени изгнания.

До нас дошел сборник «Любовных стихотворений» в трех книгах. «Влюбленный поэт» выступает в обстановке светской жизни Рима и римской улицы. Идеализованная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры. Овидий не претендует на изображение серьезного и глубокого чувства.

Переносит в поэзию принципы декламационного («реторического») стиля. Овидий нередко берет отдельный мотив, намеченный кем-либо из более ранних поэтов, и расширяет его с помощью декламационной обработки до размеров большого стихотворения. Декламационный стиль стал преобладающим в литературе периода империи, и творчество Овидия открывает новый этап римской поэзии.

В своем следующем сборнике «Героини» все письма в сущности на одну тему: разлука, тоска, одиночество, муки ревности, горестные воспоминания о начале несчастной любви, мысли о смерти, мольба о возвращении. В этой области поэт оказался большим мастером; как художественное раскрытие психологии любви.

Завершает свою деятельность певца любви «дидактическими» произведениями. «Наука любви» представляет собой пародийно-дидактическую поэму в стиховой форме элегии. Овидий дает своей первой части тот же заголовок — «нахождение» предмета любви; вторая часть — как добиться любви, третья — как эту любовь удержать. Наставления даются сперва для мужчин, затем для женщин. Не поднимается до уровня вечной любви, говорит о мимолётных связях. В том же шутливо-наставительном тоне поэма уже на противоположную тему — «Лекарства от любви», средства помочь тому, чья любовь безнадежна.

Овидий одновременно работал над двумя ученоповествовательными поэмами: это — «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА ОВИДИЯ «МЕТАМАРФОЗЫ»

«Метаморфозы» Овидия — поэма в гексаметрах, состоящая из 15 книг; в них собрано свыше двухсот сказаний, имеющих своим финалом превращение.

Овидий задумал не сборник сказаний, а связное целое, «непрерывную поэму», в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую нить. Поэма движется от сотворения мира, которое является первым «превращением», превращением первозданного хаоса в космос, к историческим временам.

Прибегает к самым разнообразным приемам: располагает сказания по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его потомки), то объединяет сюжетно близкие или контрастные повествования, то, наконец, пользуется «рамочным» методом, вводя одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо из действующих лиц или как описание изображений на памятниках искусства.

Описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево; миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю, о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение.

«Метаморфозы» считались «языческой библией», своего рода источником премудрости, к которому составлялись аллегорические толкования; любовная поэзия «отличного доктора».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!