УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В АКТУАЛИЗАЦИИ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА



(ПО МАТЕРИАЛАМ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Реформы 1860–х годов дали мощный толчок экономическому, политическому и социальному развитию страны. Наблюдались процессы демократизации и индустриализации, быстрый рост городского населения, которые открыли возможности для самореализации женщин в обществе.

В конце XIX – начале XX века женщина воспринималась по–разному. Согласно традиционному пониманию, как женщина–мать, друг, хранительница домашнего очага. В противоположном духе — как источник эротического наслаждения, обязательное условие развлечений — женщина, участвующая в кордебалетах, занимающаяся проституцией. Наконец, «век модерна» сформировал образ деловой женщины, которая стремилась наравне с мужчинами получить образование, работать, бороться за свои права.

Социальной самостоятельностью отличались работницы, занятые в промышленном производстве. Они, в большинстве своем, крестьянки и мещанки нарушали вековые традиции и уходили работать на фабрики и заводы, где осваивали совершенно новые, не свойственные им мужские профессии вплоть до грузчиков. Большинство же работниц были заняты в текстильной промышленности. Например, на Ярославской Большой мануфактуре к 1902 году из 10 тыс. рабочих 4 тыс. были женщины[308].

Условия промышленного труда были невыносимыми. Пыль, пары, газы наполняли фабричные корпуса, что служило причинами широкого распространения профессиональных заболеваний: расширением легких, туберкулезом, катаром дыхательных путей, экземой, плоскостопием, малокровием, расстройством нервной системы, нарушением вестибулярного аппарата головного мозга и головокружением. У женщин из–за сильной вибрации полов бывали выкидыши и преждевременные роды. Шум, грохот от станков, веретен наполняли фабричные корпуса. 75% работников имели плохой слух. Заработная плата была невысокой, ее снижению способствовало существовавшая штрафная система за брак, неисправность в работе, за нарушение дисциплины и другие виды штрафов на усмотрение фабриканта[309].

Для того, чтобы оторваться от этой тяжелой действительности, женщины начали посещать различные институты массовой культуры, такие как кинематограф и цирк. Были случаи, когда в ярославские электро–театры женщины приходили с грудными детьми на руках[310]. С чем была связана такая популярность этих развлечений?

Во–первых, эти институты были наиболее доступными в материальном плане, отличались демократизмом: наряду с высшими их могли посещать и низшие классы (крестьяне и мещане). Во–вторых, в фильмах женщины видели то, что помогало им отвлечься от грубой, серой, однообразной действительности и погрузиться в мир грез и мечтаний, возможно, даже в ту обстановку, в которой хотели бы жить. На экране они видели актрис Асту Нильсен и Мэри Пикфорд, красивых, сильных, независимых, образованных, справляющихся со всеми трудностями, возникающими на их жизненном пути. Одни женщины хотели быть похожими на них, другие – видели в них себя. В–третьих, институты массовой культуры формировали российскую моду. И на цирковой арене, и в фильмах многие деловые женщины видели, как одеваются артистки и брали на заметку, какое платье можно сшить или какую шляпку стоит надеть. Возможно, благодаря этим институтам массовой культуры в моде произошла революция. Постепенно прически, прямые силуэты дамских нарядов становились все короче, появились первые изящные ботиночки на каблуках, одежда становилась более удобной[311].

Постепенно женщины через приобщение к массовой культуре переосмысливали свое место в обществе. Стремление изменить свое положение подтолкнуло некоторых женщин пойти работать в цирк или сниматься в кинематографе. Например, в Ярославле в зверинце Василевского выступала укротительница Александрова, исполняющая бесстрашный номер с положением головы в пасть ко льву[312]. Многие показывали еще более необычные номера: в цирке А.Д. Горец принимали участие велосипедисты–фигуристы Ян Польди и м–с Юлия Тюаль[313], в цирке Труции выступала чудная дрессировщица собак и обезьян Дора Илленеб[314]. Таких примеров можно привести множество.

Таким образом, женщины не останавливались на достигнутом на пути к самосовершенствованию, в борьбе за свои права, за уважительное отношение со стороны мужчин. И роль институтов массовой культуры в этом была велика.

В.П. Федюк,

Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

О.В. Ольнева

Ярославль, Ярославский индустриальнопедагогический колледж

«ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» РЕВОЛЮЦИИ.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!