Дети Джейхейриса I Миротворца и Доброй королевы Алисанны, дожившие до зрелого возраста 2 страница



Наперекор всему, Дети Леса сражались столь же яростно, как и Первые люди, защищая свое право на жизнь. С неизбежностью война продолжалась поколение за поколением, пока Дети, наконец, не осознали, что их победа невозможна. Первые люди, скорее всего, утомленные борьбой, тоже пожелали положить ей конец. Мудрейшие люди из обоих народов убедили остальных, после чего величайшие герои и правители сторон встретились на острове посреди Божьего Ока и заключили Договор. Отказавшись от всех земель Вестероса, кроме чащоб, Дети получили от Первых людей обещание, что те больше не будут рубить чардрева. На всех чардревах острова, где обсуждался Договор, вырезали лики, чтобы свидетелями клятв стали сами боги. А впоследствии был создан орден Зеленых людей – для ухода за чардревами и охраны острова.

С Договором завершилась Рассветная эпоха мира, за ней последовал Век Героев.

 

Неясно, живут ли еще Зеленые люди на своем острове. Хотя имеются редкие свидетельства неких безрассудных молодых лордов из Речных земель: будто бы те добирались до острова на лодке и мельком видели тамошних обитателей, пока не были прогнаны то ли поднявшимся ветром, то ли стаей ворон. Детские сказки, уверяющие, что Зеленые люди рогаты и с темно-зеленой кожей, вероятно, попросту искажают вполне возможную истину – одежду зеленого цвета и головные уборы с рогами.  

0 08 . Дети Леса и Первые люди заключают Договор (худ. Магали Вильнев ).

ВЕК ГЕРОЕВ

ВЕК ГЕРОЕВ ДЛИЛСЯ тысячи лет. Тогда свершались великие дела, возвышались и низвергались королевства, основывались и увядали знатные дома. Но достоверно о той древней поре мы знаем не намного больше, чем о Рассветной эпохе. Сказания, что мы имеем сегодня – творения септонов и мейстеров, писавших спустя тысячи лет после событий. Все же, в отличие от Детей Леса и великанов, от Первых людей этого Века Героев остались кое-какие развалины и древние замки, которые могут частично подкрепить детали легенд. Есть и каменные монументы в курганах и других местах, кое-где помеченные рунами Первых людей. И мы можем начать выискивать правду среди выдумок, опираясь на упомянутые следы.

0 09 . Руины кольцевого острога Первых людей (худ. Хорди Гонсалес Эскамилья ).

 

Принято считать, что Век Героев начался с Договора и длился тысячи лет. Все это время Первые люди и Дети Леса жили в мире друг с другом. Людям уступили столь много земли, что они наконец-то обрели возможности для умножения своей численности. И кольцевые остроги правителей Первых людей встали по всему Вестеросу, от Земель Вечной зимы до берегов Летнего моря. Расплодились малозначащие короли наряду с могучими лордами, однако со временем утвердились немногие из них – бывшие сильнее остальных. Они заложили основы держав, ставших предтечами тех Семи Королевств, которые мы знаем сегодня. Имена королей этих самых ранних государств остались в легендах, тем не менее, байки, утверждающие, что чье-либо правление длилось столетиями, следует понимать как заблуждения и плоды воображения, введенные в оборот другими людьми в более поздние дни.

 

Хорошо бы помнить, что когда мы говорим о королевствах из преданий и их основателях, то имеем в виду всего лишь некие ранние образования – преимущественно с центром на высоком месте, как, к примеру, Утес Кастерли или Винтерфелл. Понемногу эти зародыши держав вбирали в себя все больше земель, у них появлялось все больше власти. Если Гарт Зеленая Рука некогда и правил в области, названной им королевством Простор, сомнительно, чтобы его указы всерьез воспринимались дальше, чем в двух неделях пути от главного чертога. И все же из таких карликовых владений возникли мощные государства, которые в более поздние тысячелетия стали главенствовать в Вестеросе.

Имена древних властителей вроде Гарта Зеленой Руки, Ланна Умного, Дюррана Богоборца или Брандона Строителя будоражат воображение, и тем не менее, предания о них, похоже, содержат гораздо больше вымысла, чем истины. В ином месте этого труда я постараюсь более тщательно отделить зерна от плевел, но пока ограничимся признанием, что разных небылиц предостаточно.

А кроме этих легендарных правителей и сотен государств, из которых родились Семь Королевств, пищей для септонов и сказителей стали истории о героях – о Симеоне Звездные Очи, Сервине Зеркальном Щите и прочих. Существовали когда-либо такие люди? Может быть. Но когда певцы зачисляют Сервина Зеркального Щита в Королевскую гвардию, образованную только во время правления Эйгона Завоевателя, мы понимаем, почему лишь малому числу этих преданий и в самом деле можно доверять. Септоны, записавшие их первыми, брали удобные им детали (и добавляли другие), а певцы изменяли легенды – подчас до неузнаваемости – ради теплого местечка в чертоге какого-нибудь лорда. И таким образом некий давно скончавшийся герой из Первых людей становится рыцарем, почитающим Семерых, и охраняет королей Таргариенов тысячи лет спустя после того, как жил (если он вообще жил). Легионы молодых людей Вестероса остаются в неведении о собственной древней истории из-за бесчисленных глупых басен.

ДОЛГАЯ НОЧЬ

ПОКА ПЕРВЫЕ ЛЮДИ обустраивали свои государства после Договора, их слегка тревожили разве что собственные распри и войны… или так нам рассказывают хроники. Из этих же хроник нам известно о Долгой Ночи – времени, когда пришла зима, затянувшаяся на целое поколение. Дети рождались, достигали зрелости и во многих случаях умирали, так и не увидев весны. Разумеется, в некоторых бабушкиных сказках говорят, что те даже не видели дневного света – столь непроглядной казалась опустившаяся на мир зима. Хотя последнее может быть не более чем выдумкой, действительность некоего катаклизма, совершившегося тысячи лет назад, представляется несомненной. Ломас Путешественник в своих «Рукотворных чудесах» описывает встречу на развалинах города праздников Крояне с потомками ройнаров, передающих легенды о тьме, заставившей Ройну истощиться, а ее воды – замерзнуть даже в нижнем течении, на юге, вплоть до места впадения Селору. Согласно этим сказаниям, солнце вернулось лишь тогда, когда один герой убедил многих отпрысков Матери-Ройны – младших божеств вроде Царь-Краба или Речного Старца – отвлечься от своих распрей и объединиться, чтобы спеть тайную песню, которая и возвратила день.

Также писали, что и в анналах Асшая рассказывается о подобной тьме и о герое, боровшемся с ней красным мечом. Его подвиги, по слухам, совершались еще до возвышения Валирии, в ту древнейшую эпоху, когда Старый Гис впервые строил свою империю. Асшайская легенда распространилась и на запад – приверженцы Рглора утверждают, будто героя называли Азор Ахаем, и предсказывают его возвращение. Коллокво Вотар в «Нефритовом компендиуме» излагает любопытное предание из И-Ти, гласящее, будто бы солнце отвратило свой лик от земли на срок целой жизни, устыдившись чего-то никому не ведомого, а неминуемая погибель мира была предотвращена лишь благодаря подвигам некой женщины с обезьяньим хвостом.

Впрочем, если столь свирепая зима действительно имела место, как настаивают предания, то принесенные ею лишения были бы ужасающими. У северян существует традиция: в пору лютейших зим самым старым и немощным надлежит объявлять, что они отправляются на охоту, прекрасно зная, что им не суждено вернуться. Тем самым остается немного больше пищи для тех, кому вероятнее уцелеть. Нет сомнений, этот обычай в Долгую Ночь был воистину всеобщим.

 

Хотя Цитадель давно стремится узнать способ, с помощью которого можно предсказывать длительность и смену сезонов, все попытки зашли в тупик. Септон Барт в одном не полностью сохранившемся трактате пытался доказать, что непостоянство сезонов – вопрос скорее магического искусства, чем достоверного знания. «Мерило дней» мейстера Никола, в других отношениях достойный и похвальный труд, по-видимому, подвергся влиянию данного утверждения. Опираясь на свою работу о движении звезд по небесному своду, Никол не слишком убедительно объясняет, что сезоны некогда могли иметь постоянную продолжительность, определяемую единственно тем, как земной шар обращен к солнцу на своем небесном пути. Исходная идея видится вполне разумной – удлинение и сокращение дней, будь они более постоянными, привели бы и к более постоянным сезонам. Однако же он не сумел отыскать никаких доказательств (кроме самых древних преданий) того, что подобное и впрямь когда-либо имело место.

Имеются и другие сказания – в них трудно поверить, но в старых хрониках они занимают особо важное место – о созданиях, известных как Иные. Согласно этим сказаниям, Иные приходили из морозных Земель Вечной зимы и несли с собой холод и тьму, поскольку стремились погубить всякий свет и тепло. Далее говорится, что они ездили верхом на чудовищных ледяных пауках и на павших конях, оживленных, чтобы служить Иным наравне с мертвецами, воскрешенными для сражений на их стороне.

Ответ на вопрос, каким образом завершилась Долгая Ночь, принадлежит легендам, как и все прочие события далекого прошлого. На Севере рассказывают о некоем Последнем герое, искавшем помощи у Детей Леса. Его соратники покидали его или гибли один за другим, сходясь в бою с ненасытными великанами, холодными слугами и даже собственно Иными. Оставшись один, он, наконец, вопреки стараниям Белых Ходоков, достиг Детей, и все сказания сходятся на том, что после этого наступил коренной перелом. Благодаря Детям Леса люди, ставшие самыми первыми братьями Ночного Дозора, объединились и сумели сразиться и победить в битве за Рассвет – последней битве, уничтожившей бесконечную зиму и обратившей Иных в бегство на ледяной север. И поныне, спустя шесть тысяч лет (или восемь, как предлагает считать «Подлинная история»), на Стене, созданной для защиты царства людей, все еще служит присяжное братство Ночного Дозора, а ни Иных, ни Детей не приходилось видеть уже многие столетия.

01 0 . Иные из легенд: верхом на ледяных пауках и оживленных павших лошадях (худ. Марк Симонетти ).

 

«Заблуждения древних» архимейстера Фомаса – труд, пусть и мало почитаемый в наши дни из-за ошибочных утверждений, касающихся основания Валирии и определенных наследственных притязаний в Просторе и Западных землях – содержит предположение, что Иные из легенд были не более чем одним из племен Первых людей и предками одичалых, обосновавшихся на крайнем Севере. Затем из-за Долгой Ночи эти первые одичалые оказались вынужденными начать завоевания на юге. То, что в созданных позже историях они стали чудовищами, отражает, согласно Фомасу, желание Ночного Дозора и Старков взять себе более героическую роль спасителей человечества, а не обычных победителей в борьбе за земли.  

ВОЗВЫШЕНИЕ ВАЛИРИИ

ПОКА ВЕСТЕРОС ОПРАВЛЯЛСЯ от Долгой Ночи, в Эссосе поднялась и росла новая сила. Судя по всему, ведомая нам цивилизация развилась именно на этом обширном континенте, распростершемся от Узкого моря вплоть до сказочного Нефритового и даже до отдаленного Ультоса. Самой первой (обойдем сомнительные претензии Кварта, итийские легенды о Великой империи Зари и трудности поиска хоть какой-то истины в сказаниях о легендарном Асшае) родилась держава Старого Гиса – города, основанного на рабском труде. Мифический основатель города Граздан Великий остается столь почитаемым, что его именем до сих пор часто называют наследников рабовладельческих семей. Согласно древнейшим хроникам гискарцев, именно он впервые в истории создал легионы, где воины, вооруженные тремя копьями и высокими щитами, действовали совместно и сражались, в точности исполняя приказы. Так родилась первая империя, процветавшая целые столетия.

Те, кто положил конец империи Старого Гиса (хотя и не всем ее обычаям), вышли с большого полуострова на противоположном берегу залива Работорговцев[2]. Там, среди исполинских вулканических гор, известных как Четырнадцать Огней, жили валирийцы, которые научились укрощать драконов, тем самым сотворив из них самое устрашающее оружие, когда-либо виденное в подлунном мире. В валирийских сказаниях о происхождении самих валирийцев говорилось, что те произошли непосредственно от драконов и были родичами тех, кем стали повелевать.

 

В дошедших до нас обрывках «Неестественной истории» септона Барта, по-видимому, были рассмотрены разные версии легенд о происхождении драконов и о секретах, позволявших валирийцам подчинять эти создания. В самой Валирии заявляли, что драконы – это порождение Четырнадцати Огней. В сказках Кварта говорится, что некогда в небе была вторая луна, и однажды она, обжегшись о солнце, треснула подобно яйцу, после чего из нее мириадами посыпались драконы. Асшайские предания многочисленны и запутаны, но в кое-каких текстах (из числа неимоверно древних) утверждается, что первые драконы явились из Тени – места, где вся наша ученость бессильна. В этих повестях из Асшая рассказывается о народе столь древнем, что даже имя его затерялось в веках, который первым приручил драконов, привел их из Тени в Валирию и, прежде чем исчезнуть со страниц летописей, обучил своему искусству валирийцев.

Однако если люди Тени первыми приручили драконов, то почему они, в отличие от валирийцев, не начали завоевания? Похоже, что валирийское сказание вероятнее. И все же, согласно нашим собственным легендам, в былые времена, задолго до появления Таргариенов, драконы были и в Вестеросе. Если эти создания и вправду родились в пламени Четырнадцати Огней, то должны были распространиться по большей части ведомого нам мира, прежде чем их приручили. Некоторые доказательства тому имеются – драконьи кости находили и на севере, вплоть до самого Иба, и даже в джунглях Соториоса. Но валирийцы подчинили драконов и смогли их оседлать, что никому другому оказалось не под силу.

Всем известна дивная красота валирийцев – их волосы светлейшего серебра или золота, а глаза лиловых оттенков, каких не найти ни у одного народа мира. Зачастую эти особенности приводились как доказательство мнения, будто валирийцы не совсем одной крови с остальными людьми. Иные же мейстеры указывают, что усердным разведением животных можно достичь любого желанного итога, и что уединенные племена нередко способны проявить значительные отклонения от того, что можно считать нормой. Это вполне может быть вероятной разгадкой тайны происхождения валирийцев, хотя никак не объясняет приязни к драконам, которая у обладателей валирийской крови проявлялась столь явно.

01 1 . Повелители драконов из Валирии (худ. Магали Вильнев ).

У валирийцев не было королей; напротив, свое государство они называли Республикой, поскольку право голоса было у всех граждан, владевших землей. Для лучшей организации могли избираться архонты, но выбирали их свободные лорды-землевладельцы из себе подобных и лишь на ограниченный срок. Валирия редко оказывалась под управлением какой-то одной владетельной семьи (все же нельзя сказать, что такие случаи совсем неизвестны).

Пять великих войн между Республикой и Старым Гисом времен молодости мира ныне стали легендами о буйных пожарищах, каждый раз завершавшихся победой валирийцев над гискарцами. В ходе пятой и последней войны Республика предпочла удостовериться в том, что шестой не будет. Древние кирпичные стены Старого Гиса, воздвигнутые Гразданом Великим в незапамятные дни, разрушили до основания. Колоссальные пирамиды, храмы и дома предали драконьему огню, а поля засеяли солью, известью и черепами. Огромное множество гискарцев погибло, а прочие были порабощены и вплоть до смерти трудились на своих покорителей. Таким образом, гискарцы стали еще одной частью новой валирийской империи и со временем позабыли язык, на котором говорил Граздан, обучившись вместо него высокому валирийскому. Именно так приходят к концу одни империи и возвышаются другие.

01 2 . Падение Старого Гиса (худ. Марк Симонетти ).

 

Нынешние жалкие остатки некогда гордой Древней империи Гиса – несколько городов, покрывшие берег залива Работорговцев подобно язвам, и еще один, притворяющийся возрожденным Старым Гисом. Ибо после постигшего Валирию Рока здешние города смогли сбросить последние из валирийских оков и действительно утвердить собственную власть, а не ее видимость. Оставшиеся гискарцы быстро восстановили работорговлю, хотя рабов они теперь разводят и покупают, в то время как раньше – захватывали в войнах.  

«Из кирпича и крови выстроен Астапор, и люди в нем из кирпича и крови» – таковы слова старинной оды, посвященной красным кирпичным стенам города и крови, пролитой тысячами рабов, которые жили, трудились и умирали, возводя их. Астапор управляется людьми, именующими себя Добрыми господами, и более всего известен благодаря Безупречным – оскопленным рабам-солдатам, которых там создают. Их с детства взращивают бесстрашными воинами, не чувствующими боли. Астапорцы делают вид, что их солдаты – возрожденные легионы Старого Гиса, однако те бойцы были свободными, а Безупречные – нет.  

О Юнкае, желтом городе, не стоит много рассказывать, поскольку это место – препостыднейшее. Правящие здесь люди зовут себя Мудрыми господами, и все они погрязли в разврате – продают рабов для утех, мальчиков для блуда и даже худших созданий.

Самый грозный из городов залива Работорговцев – древний Миэрин, но, как и прочие, он приходит в упадок; и население его составляет лишь малую часть того, что город вмещал в пору расцвета Древней империи Гиса. Его стены из многоцветного кирпича – свидетели бесконечных страданий, ибо Великие господа Миэрина обучают рабов биться и гибнуть на увеселениях, которые предлагают пропитанные кровью бойцовые ямы.

Как известно, все три города предпочитают выплачивать дань проходящим кхаласарам, а не встречаться с ними в бою. Кроме того, дотракийцы поставляют захваченных ими рабов на рынки Миэрина, Юнкая и Астапора – большую часть из тех, кого гискарцы обучают и продают.

Самый оживленный из всех гискарских городов (также и самый маленький, и самый молодой, и не менее остальных претендующий на величие) – Новый Гис на одноименном острове, предоставленный сам себе. Его господа создали железные легионы в подражание легионам Древней империи, но, в отличие от Безупречных, эти люди свободны, как и солдаты Старого Гиса.  

ДЕТИ ВАЛИРИИ

ВАЛИРИЙЦЫ ПЕРЕНЯЛИ у гискарцев одну прискорбную традицию – рабовладение. Сами гискарцы, покоренные драконьими владыками, стали первым порабощенным народом, но отнюдь не последним. Валирийцы жаждали получить все, что содержали богатые рудой пылающие горы Четырнадцати Огней: сначала медь и олово ради бронзы, идущей на оружие и монументы; позднее – железо для стали их легендарных клинков; и всегда – золото и серебро, чтобы за это платить.

 

Свойства валирийской стали хорошо известны и являются следствием как многократной перековки железа (для равномерного распределения присадок и удаления примесей), так и применения заклинаний – или, по крайней мере, неведомых нам умений – чтобы придать получившейся стали неестественную крепость. Эти умения теперь утрачены, хотя кузнецы Квохора и твердят, будто и по сей день знают магию, позволяющую переделывать валирийскую сталь без потери ее крепости и непревзойденной способности держать заточку. Еще остающиеся на свете валирийские клинки могут исчисляться тысячами, но в Семи Королевствах их, согласно «Описи» архимейстера Тургуда, всего двести двадцать семь, и некоторые из них были впоследствии утрачены или исчезли со страниц истории.

Никто не может сказать, сколь многие сгинули от тяжкого труда в валирийских копях, но число это так велико, что с легкостью превысит любое представление. С ростом Валирии возрастала и ее нужда в руде, а она влекла за собой все новые завоевания – чтобы копи не оскудевали рабами. Валирия ширилась во всех направлениях, протянувшись на восток за гискарские города, на запад же – вплоть до побережья Узкого моря, куда не вторгались и сами гискарцы.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!