Дети Джейхейриса I Миротворца и Доброй королевы Алисанны, дожившие до зрелого возраста 1 страница



Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

      Вы открываете «Мир Льда и Пламени» — путеводитель по вымышленному миру «Песни Льда и Пламени», прославленной саги Джорджа Р.Р. Мартина. На страницах этой книги подробно описывается история Семи Королевств и далеких заморских земель, их традиции и культура; рассказывается о королях династии Таргариенов и отдельных великих лордах, о сражениях и восстаниях, о героях и предателях прошлых веков. Перед вами отнюдь не обычный справочник, а полноценная художественная книга, больше половины которой принадлежит перу самого Мартина. Помимо самого писателя, над книгой работали его преданные поклонники Элио Гарсия и Линда Антонссон — создатели сайта westeros.org и, пожалуй, единственные люди на свете, которые знают мир «Песни» почти так же хорошо, как и его творец.

Перевод книги на русский язык был выполнен сообществом 7kingdoms.ru . Благодарности и низкий поклон за хорошую работу всем переводчикам и редакторам, которые помогли массе почитателей мира Мартина познакомиться с новой чудесной книгой.

В переводе участвовали: catherynestark, Daena, Demos, Dinaya, Drezden, Eternelle, Hastred, John  Smith, Kogotok, Lady_Laziness,  L enhen, Marynys, Merja, nightkeo, NobbyNobbs, Olenna Redwin, po6epm, Shtee, Tarja, Toy_Soldier, Xanvier Xanbie , Кей .

Текст редактировали: Dinaya, Glypher, Lenhen, Lestarh, NobbyNobbs, Olenna Redwin, Perelynn, po6epm, Sergey_CS, Shtee, Vicca, Xanvier Xanbie .

Корректоры: Demos, Dinaya, Eternelle, LinkOFF, NightScorpion, Vicca,  Кей .

Подготовка иллюстраций: compart.

Верстка: Lenhen.

Главный редактор перевода: ЛедиЛёд .

 

0 0 1 . Посвящение (худ. Могри, Дженнифер Сол Чай, Томас Сиагиан ).

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ИСТИННО ГОВОРЯТ, что всякое здание выстраивают камень за камнем. То же самое можно сказать и о знаниях – их добывают и накапливают многие и многие ученые мужи, причем каждый опирается на труды своих предшественников. Неизвестное одному прекрасно знает другой, и, если хорошо поискать, то окажется, что действительно незнакомого останется не так уж много. Ныне я, мейстер Яндель, заступив в свою очередь на место каменщика, обтесываю ведомые мне части, чтобы поместить еще один камень в великую крепость знаний, столетиями воздвигаемую как внутри, так и за стенами Цитадели. И крепость эта, сооруженная руками бесчисленных предтеч, несомненно, продолжит строиться руками бесчисленных потомков.

Я подкидыш. Однажды утром на десятом году правления последнего короля династии Таргариенов я был подброшен в пустую клетушку Палаты грамотеев, где кандидаты применяют свое искусство письма для всех, кто в этом нуждается. Меня нашел некий кандидат и отнес к архимейстеру Эдгеррану, сенешалю того года – тогда и определился мой жизненный путь. Эдгерран, чьи кольцо, жезл и маска были серебряными, посмотрел на мое перекошенное от крика лицо и объявил, что я могу пригодиться. Когда мне в отрочестве впервые рассказали об этом, я посчитал, будто он предвидел мою судьбу мейстера; и лишь много позже узнал от архимейстера Эброза, что Эдгерран писал трактат о пеленании младенцев и захотел проверить некоторые предположения.

Но, сколь бы ни были дурны предпосылки, в итоге я оказался на попечении слуг, время от времени привлекая внимание мейстеров. Меня воспитывали как прислужника в залах, комнатах и библиотеках, однако архимейстер Валгрейв одарил меня знанием письменности. Вот так я узнал и полюбил Цитадель и рыцарей разума, охраняющих ее драгоценную мудрость. Я мечтал только о том, как стану одним из них, и буду читать о далеких местах и давно умерших людях, наблюдать звезды и измерять ход сезонов.

Так я и поступил. Первое звено своей цепи я выковал в тринадцать лет, за ним последовали и другие звенья. На девятом году правления короля Роберта, первого этого имени, моя цепь была завершена. Я принес обеты мейстера, и меня благословили остаться в Цитадели – служить архимейстерам, помогая им в делах. Честь была велика, однако наисильнейшим моим желанием стало создание собственной работы – такой, которую обычные грамотные люди могли бы прочесть сами (и прочитать своим женам и детям), чтобы узнать о свершениях добрых и прискорбных, справедливых и предосудительных, великих и малых. И потому я вновь принялся за дело в своей мастерской, решившись создать новый и заметный труд в ряду шедевров давно скончавшихся мейстеров, моих предшественников. Перед вами же – последствие моих устремлений: история деяний доблестных и порочных, народов знакомых и чужих, земель близких и далеких.

 

00 2 . Эйгон Завоеватель на Балерионе Черном Ужасе, крупный план (худ. Хорди Гонсалес Эскамилья ).

 

 

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

00 3 . Возведение Стены (худ. Чейз Стоун ).

00 4 .  Известный мир, карта (худ. Майкл Джиллатли ).

РАССВЕТНАЯ ЭПОХА

НЕТ НИКОГО, КТО МОГ бы с уверенностью сказать, когда у мира было начало, однако это не отвращает мейстеров и книжников, ищущих ответ. Сорок ли тысяч лет ему, как утверждают некоторые, или, возможно, это число достигает пятисот тысяч… Или даже больше? Про то не написано ни в одной ведомой нам книге, ибо в первую мировую эпоху, называемую нами Рассветной, у людей не было письменности.

Впрочем, мы вполне уверены, что мир был куда более отсталым – местом для диких племен, живущих только плодами земли, ничего не знающих о приручении животных или обработке металлов. В древнейших текстах – в преданиях, записанных андалами, валирийцами, гискарцами и даже таким далеким народом, как сказочные асшайцы – содержится то немногое, что нам известно о первых днях мира. Но, при всей своей древности, владеющие письменностью народы в Рассветную эпоху не были даже детьми. И поэтому истину, прячущуюся в легендах, вычленить так же трудно, как и отыскать иглу в стоге сена.

Что же можно сказать о Рассветной эпохе наиболее точно? Мы знаем, что в землях Востока было предостаточно людских племен – примитивных, как и весь примитивный мир той поры, но многочисленных. А вот во всем Вестеросе, от Земель Вечной зимы и вплоть до берегов Летнего моря, обитало лишь два народа: Дети Леса и существа, известные как великаны.

О великанах Рассветной эпохи можно поведать очень и очень немногое, поскольку никто не собирал их истории, легенды или сказки. Мужи Дозора поговаривают, что у одичалых есть сказания о беспокойных великанах, которые жили рядом с Детьми Леса, бродили, где им вздумается, и брали все, что пожелают. Во всех сообщениях о них говорится как об огромных, могучих, но простодушных существах. Заслуживающие доверия отчеты разведчиков Ночного Дозора – последних людей, еще видевших великанов живыми – утверждают, будто те были покрыты густым мехом, а не просто являлись очень большими людьми из детских сказок.

 

В архивах Цитадели имеется письмо мейстера Эймона, отправленное в первые годы правления Эйгона V. Мейстер сообщает о донесении разведчика по имени Редвин, написанном во времена короля Доррена Старка. Там рассказывается о путешествии к Покинутому мысу и Стылому берегу и при этом упоминается, будто разведчик и его товарищи сражались с великанами и торговали с Детьми Леса. В письме Эймон заявлял, что обнаружил множество подобных донесений при исследовании архивов Дозора в Черном замке и считает их достоверными.

Имеется такое убедительное свидетельство о захоронениях великанов, как «Путями усопших» мейстера Кеннета – исследование курганов, гробниц и обычных могил на Севере. Этот труд был создан, когда мейстер служил в Винтерфелле в годы долгого правления Кригана Старка. По костям, найденным на Севере и отправленным в Цитадель, некоторые мейстеры высчитывают, что рост крупнейших великанов мог достигать четырнадцати футов, хотя другие полагают двенадцать футов более близким к истине числом. Все рассказы давно скончавшихся разведчиков, записанные мейстерами Дозора, единодушны в том, что великаны не создавали ни домов, ни одежды и не знали иных орудий, кроме отломанных от дерева ветвей.

0 05 . Великан (худ. Дуглас Уитли ).

Великаны так и остались существами Рассветной эпохи. У них не было королей или других вождей, ими не устраивались жилища где-нибудь под высокими деревьями или в пещерах, не обрабатывались поля или металл. Века шли мимо этого народа. Все больше становилось людей, все меньше – лесов, которые прореживались и распахивались. Теперь великанов нет даже в землях за Стеной, и последним сообщениям о них уже больше сотни лет. Да и те сомнительны – возможно, разведчики Дозора попросту сочиняли байки у костра.

Дети Леса во многом были полной противоположностью великанам. Их жизнь мы сегодня назвали бы примитивной, и все же они были не до такой степени дикарями, как великаны. Сходные ростом с детьми, но смуглые и прекрасные, они не умели работать с металлом, однако владели великим искусством обработки обсидиана (который в народе называют драконовым стеклом, валирийцы же применяли для него слово, означающее «застывший огонь»). Из обсидиана сотворялись орудия для труда и охоты. Дети Леса искусно создавали одежду из листьев и коры (ткачеством они не владели), также научились делать луки из чардрев и сооружать травяные силки. Охотились с ними и мужчины, и женщины.

Говорили, что их песни и музыка столь же прекрасны, как они сами, но то, о чем пели Дети Леса, сохранилось лишь в маленьких отрывках, записанных в былые дни. Труд мейстера Чилдера «Короли Зимы, или Легенды и родословия Старков Винтерфельских» содержит часть баллады, относимой ко времени, когда Брандон Строитель искал помощи Детей при возведении Стены. Для встречи с ними его привели в тайное место, однако поначалу он не мог понять их речь, описываемую как пение камней в ручье, или ветра в деревьях, или капель дождя в воде. То, как Брандон научился понимать речь Детей – само по себе сказка, и здесь ей не место. Тем не менее, кажется очевидным, что речь их произошла от тех звуков (или была ими навеяна), которые они слышали каждый день.

0 06 . Дитя Леса (худ. Дуглас Уитли ).

Дети поклонялись неисчислимым безымянным богам ручьев, лесов и камней, и однажды в свой черед те стали богами Первых людей. Именно Дети вырезали лики у чардрев – вероятно, чтобы дать этим богам глаза и возможность лицезреть своих приверженцев во время молитв. Также (без особых доказательств) толкуют, будто бы древовидцы – речь о наимудрейших из Детей Леса – умели каким-то образом смотреть через вырезанные глаза чардрев. Предполагаемое подтверждение: Первые люди сами в это верили; именно опасение, что чардрева за ними подглядывают, заставляло их вырубать множество резных чардрев и даже целые рощи, желая лишить Детей такого преимущества. Кроме того, Первые люди были менее образованы, чем мы сегодня, и верили в то, во что их потомки сегодня не верят – взять хотя бы книгу «Обрученные с морем: обзор истории Белой Гавани с первых ее дней» мейстера Йоррика, где говорится об обычае кровавых жертвоприношений Старым богам. Согласно сведениям от предшественников мейстера Йоррика в Белой Гавани, подобное происходило еще пять столетий назад.

0 07 . Чардрево с резным ликом (худ. Артюр Бозонне ).

Нельзя сказать, будто древовидцы не обладали утерянными умениями, относящимися к высшим таинствам, к примеру – видеть происходящее на огромном расстоянии или общаться через половину страны (спустя много времени после них так делали и валирийцы). Но возможно, что некоторые из искусств древовидцев скорее следует считать глупыми россказнями, а не истиной. Они не могли принимать облик животных, как кое-кому хотелось бы, и все же видится доподлинным их умение общаться с животными способом, который нам теперь не постигнуть. Из этого общения тянутся корни легенд об оборотнях, или звероликих.

 

Один из отрывков «Неестественной истории» септона Барта (из тех, что в наши дни считаются недостоверными) стал предметом горячих споров в залах Цитадели. Септон Барт заявил, будто сверился с текстами, якобы сохранившимися в Черном замке, и выдвинул утверждение, что Дети Леса умели беседовать с воронами и могли заставить их повторять слова. Согласно Барту, Дети научили этому высокому таинству Первых людей – и их вороны могли разносить вести на огромные расстояния. А к мейстерам нынешних дней искусство пришло в выродившейся форме – разговаривать с птицами наш орден уже не умеет. В действительности же мы понимаем речь воронов… подразумевая под этим знание основных причин, по которым птицы каркают или скрежещут клювом; признаки их страха или гнева; способы, которыми они показывают готовность к спариванию или свое нездоровье.

Вороны – наиболее умные среди птиц, но мудрости у них не больше, чем у годовалых младенцев, а способностей к настоящей речи еще меньше, что бы там ни считал септон Барт. Немногие мейстеры, ковавшие звено из валирийской стали, убеждали прочих в правоте Барта, но ни один не был в состоянии доказать его заявления, относящиеся к речевому общению людей и воронов.

В действительности легенд об оборотнях множество. Самые распространенные предания – принесенные из-за Стены мужами Ночного Дозора и записанные септонами и мейстерами минувших столетий – утверждают, что звероликие не только общались с животными, но и могли ими управлять, сливаясь с ними душами. Даже среди одичалых таких оборотней опасались как необычных людей, способных призвать на свою сторону хищников. В некоторых сказаниях повествуется об оборотнях, сгинувших внутри своих зверей, в других – будто животные могут говорить человеческим голосом, когда ими управляет звероликий. Но все истории сходятся на том, что чаще всего среди оборотней встречались люди, управлявшие волками (и даже лютоволками), причем одичалые даже называли таковых особым словом – варги.

Далее, в легендах сообщается, будто бы древовидцы умели погружаться в прошлое и прозревать далекое будущее. Однако все изученные нами сведения показывают, что, наряду с утверждениями о подобных умениях, в описаниях высоких искусств всегда стоит оговорка – видения-де бывают нечеткими, а зачастую и обманчивыми. Крайне полезное уточнение, если ваша цель – обман доверчивых людей предсказаниями о будущем. Несмотря на то, что Дети Леса действительно обладали определенным могуществом, следует всегда разделять истину и суеверия. Знание должно быть проверено, а проверка – дать достоверный итог. Высшие же таинства, таинства магии, были и остаются за гранью опыта нашего смертного ума.

Какой бы ни была истина об их искусствах, но древовидцы, безусловно, были вожаками Детей Леса. Вне всяких сомнений, некогда этот народ жил по всему Вестеросу – от Земель Вечной зимы до побережья Летнего моря. Они устраивали себе простое жилье, не строили замков и крепостей, не возводили городов. Вместо того Дети селились в лесах, на болотах, на островках посреди озер, даже в пещерах и полых холмах. Говорят, будто бы жившие в лесах устраивали укрытия из листьев и сплетенных гибких ветвей высоко в кронах деревьев – нечто вроде тайных древесных «городков».

Долгое время считалось, что такие схроны создавались ради защиты от хищников вроде лютоволков и сумеречных котов, против которых простенькие пращи Детей Леса – и даже их хваленые древовидцы – были бессильны. Но в других источниках это мнение оспаривают и утверждают, будто бы главнейшими врагами Детей были великаны, на что намекают гуляющие по Северу сказания и что, вероятно, подтверждается исследованием кургана у Длинного озера, сделанным мейстером Кеннетом. Речь идет о захоронении великана с обсидиановыми наконечниками стрел, лежащими среди сохранившихся ребер. Находка вызывает в памяти перевод песни одичалых из «Хроник Королей за Стеной» мейстера Геррика, повествующей о братьях Генделе и Горне. Их призвали разрешить спор между кланом Детей и семейством великанов о владении пещерой. Сказано, что Гендель и Горн в итоге завершили дело посредством уловки, вынудив обе стороны отречься от любых притязаний на пещеру. Затем братья выяснили, что она была частью большой цепи пещер, проходящих под самой Стеной. Тем не менее, с учетом того, что одичалые не знают письма, на их предания необходимо смотреть предвзято.

Однако со временем к лесным зверям и великанам добавилась иная, куда более грозная опасность.

 

Есть предположение, что в Рассветную эпоху в Семи Королевствах обитал еще и третий народ, но оно столь умозрительно, что имеет смысл затронуть его лишь вкратце.  

Среди железнорожденных ходят толки, будто бы те Первые люди, кто раньше всех пришел на Железные острова, обнаружили на Старом Вике знаменитый каменный Морской трон, при том, что острова были необитаемы. Если это верно, то природа и происхождение трона – любопытная загадка. Мейстер Кирт в своем сборнике легенд железнорожденных под названием «Песни, что поют Утонувшие» предположил, что трон оставили пришельцы из-за Закатного моря – но доказательств тому нет, есть одни лишь домыслы.  

ПРИШЕСТВИЕ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ

ШЛО ВРЕМЯ, И ОДНАЖДЫ на крайнем юге Вестероса появился новый народ, преодолев полоску суши, служившую мостом через Узкое море и связывавшую земли Востока с краем, где жили Дети Леса и великаны. Именно так пришли Первые люди – через Перебитую Руку Дорна, в те дни еще вполне целую. Согласно наиболее весомым источникам Цитадели, это произошло от восьми до двенадцати тысяч лет тому назад. Никто уже не помнит, почему Первые люди покинули свою родину, но явились они в полной своей силе, всем народом. Пришельцы тысячами оседали в землях Вестероса, и по прошествии десятилетий забирались все дальше и дальше к северу. Имеющимся у нас преданиям о днях переселения мы доверять никак не можем – в них говорится, будто бы люди смогли продвинуться за Перешеек, на Север, всего за несколько лет. Хотя в действительности на это потребовались бы десятки лет, даже века.

Впрочем, кое-что в этих сказаниях выглядит верным – речь о том, что у Первых людей с Детьми Леса вскоре началась война. В отличие от Детей, Первые люди строили поселения с кольцевыми острогами и распахивали землю, для чего им требовалось вырубать рощи чардрев – включая деревья с вырезанными ликами. Дети, защищая рощи, нападали на пришельцев, что вело к вековым войнам. Первые люди – которые принесли с собой неведомых богов, лошадей, скот и бронзовое оружие – были также крупнее и сильнее Детей, так что угроза оказалась весьма существенной.

Охотникам Детей Леса (которых называли лесными плясунами) пришлось стать еще и воинами, но, даже при всех тайных познаниях о деревьях и листве, они сумели лишь замедлить продвижение Первых людей. Древовидцы применили свои умения и, согласно преданиям, смогли призвать для сражений зверей болотных, лесных и небесных: лютоволков и чудовищных снежных медведей, пещерных львов и орлов, змей и мамонтов, и многих других. Но Первые люди все же были слишком сильны, и Дети, как рассказывают, были вынуждены пойти на отчаянный шаг.

Согласно легенде, великие наводнения, сделавшие Перешеек болотом и разрушившие сухопутный мост, навеки ставший Перебитой Рукой, были сотворены древовидцами – якобы те сошлись у Рва Кайлин[1]

[2] Так в оригинале. В главе о Дорне говорится, что Дети Леса применяли магию для создания Перелома, собравшись на острове Ликов, а не у Рва Кайлин. — Здесь и далее прим. ред. и применили темную магию. Однако некоторые это оспаривают: Первые люди уже были в Вестеросе, когда случился Перелом, и воды, поднявшиеся на востоке, могли не более чем замедлить их продвижение. Да и такая сила даже у древовидцев явно находится за гранью их способностей, о которых обычно толкуют… и без того кажущихся преувеличенными. Более вероятно, что затопление Перешейка и Перелом были природными явлениями, вызванными, по всей видимости, естественным опусканием суши. Участь Валирии общеизвестна, а замок Пайк на Железных островах покоится на скалах, некогда бывших частью большого острова – до того, как его куски рухнули в море.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!