Творчество мастеров натюрморта и пейзажа (“малых голландцев”) 



Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме.

АверкампХендрик. Художник достиг высокого мастерства в передаче голубовато-серебристой поверхности застывших каналов, влажной и морозной атмосферы воздуха (“Катание на коньках”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Развлечения на льду”, Маурицхёйс, Гаага). Ранние ландшафты живописца довольно любопытны своеобразным и интересным свойством перемещающихся из картины в картину забавных персонажей, видимо, приятелей фламандского художника.

С 1614 по 1634 год ХендрикАверкамп создал множество зимних пейзажей и жанровых сцен. Картины, написанные художником, очень занимательны, пестры и оживлённы.

Типичные картины голландского живописца имеют высокий и далекий горизонт и показывают множество прилежных и занятных людей, причем, как правило, живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и анекдотов. Характерная особенность Аверкампа — это привнесение в пейзажи жанровых мотивов. Он населяет свои виды множеством фигурок, которые не просто их оживляют, но вносят определенное сюжетное начало.

Питер Клас писал простые по композиции, скромные по набору предметов изображения накрытых столов (так называемые завтраки). Ненавязчиво выделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т.п.), обладая определенным аллегорическим смыслом, одновременно раскрывают органическую связь вещей с жизнью человека (“Натюрморт с селедкой”, 1636, Музей Бойманса - ванБёнингена, Роттердам; “Завтрак”, 1644, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Натюрморты Класа, выдержанные обычно в коричневатых, зеленых, серебристо-белых и золотистых тонах, отличаются богатством оттенков, тщательным воссозданием фактуры вещей, новаторским для голландской живописи вниманием к роли света и световоздушной среды в передаче материального единства предметного мира.

ВиллемКласХеда.Особенностью натюрмортов было скрытое, иносказательное значение, которым наделялись многие изображенные предметы. Для европейской культуры XVII века существенной стала тема бренности всего земного (Vanifas). Символический подтекст имели изображения остановившихся часов, сорванных и засохших цветов, горящей свечи, курительных приборов, пустых раковин (оболочка ушедшей жизни) и многое другое. Его искусство оставалось обращенным к реальной жизни. Хеда иногда обращался также к изображению вещей из дорогих материалов, серебряных чаш, венецианского стекла, но этот роскошный и изысканный тип натюрморта для него не был характерен, мастер хранил верность собственным сложившимся приемам.

Искусство Испании XVII в. Особенности испанской барочной живописи.

«Золотым веком» испанской живописи является XVII век, а точнее — 80-е годы XVI — 80-е годы XVII столетия. Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сумевшего необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с исконно-национальными. Искусство в эпоху Барокко наполнилось пышностью, грандиозностью и особой динамикой. Ему была свойственна интенсивность чувств, патетическая приподнятость, пристрастие к совмещению реального и иллюзорного, ощутимым контрастам ритмов и масштабов, тени и света, фактур и материалов.

ХусепРибер. Для раннего творчества Риберы (в том числе для офортов, 1620-30-е гг.) характерны резкие контрасты света и тени, драматические сцены мученичества, в которых воплощается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованные как образы представителей социальных низов ("Демокрит", 1630, Прадо). Подчёркнутая правдивость и материальная осязаемость изображений сочетаются в них с возвышенным художественным обобщением. С середины 1630-х гг. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям; светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками ("Поклонение пастухов", 1638, Музей изящных искусств, Гренобль). Глубокой человечностью отмечены произведения Риберы 1640-х гг.: "Св. Инесса" (1641, Картинная галерея, Дрезден), в образе которой воплощено представление о целомудренно-чистой, светлой и трогательной юности, и "Хромоножка" (1642, Лувр), поразительная по своей неприкрашенной правдивости фигура мальчика-калеки, написанная с почти торжественной монументальностью.

Франсиск Сурбаран. Для творчества Сурбарана характерны композиции на темы из жизни библейских святых и героев, которых художник обычно изображал на фоне монастырского быта. Свои ранние произведения Сурбаран написал под влиянием творчества М. Караваджо: такова была, например, вся его работа в капелле св. Петра Севильского собора (1625 г.). Для картин зрелого Сурбарана характерны лирические черты, яркие эмоциональные образы, иногда в работах угадывается экстатизм. В таком духе написаны картины «Отрочество Марии» и «Распятие», которые в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже Санк-Петербурга. Большое место в творчестве Сурбарана занимает жанр портрета. Особенность его манеры в том, что в его картинах трудно провести четкую грань между портретами определенных лиц (например, монаха Переса) и изображениями святых. Лаконизм и выразительность художественного языка Сурбарана особенно ясно прослеживаются в его натюрмортах, в которых художник умел выразить материальное совершенство, красоту формы, фактуры, цвет изображаемых предметов.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Ранние работы отмечены влиянием караваджизма. Прославился циклом из 11 картин, выполненным для францисканского монастыря в Севилье («Св. Диего насыщает нищих», «Кончина св. Клары», «Чума», «Св. Диего, превращающий хлеб в розы»; все – 1642—46). Для зала капитула Севильского собора художник написал одно из самых замечательных своих произведений «Пресвятая Дева на облаках с восемью взирающими на неё святыми» (1668). Эти работы отличает тёплый золотистый колорит, светоносность чистых красок. 1670-е гг. – период расцвета творчества Мурильо. В 1674 г. он создал восемь больших картин на темы христианского милосердия для церкви госпиталя де лаКаридад (т. н. «Жажда», или «Моисей источает воду из скалы»; «Умножение хлебов и рыбы», «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», «Св. Елизавета Венгерская, моющая прокажённых» и др.). Особой теплотой и проникновенностью отличаются изображения детей-бедняков («Едоки дыни и винограда», ок. 1650; «Мальчик с собакой», 1655—60; «Продавщица фруктов», 1670—75), Младенца Христа («Св. семейство с птичкой», ок. 1650 г.). Кроткой доверчивостью проникнуты юные Мадонны Мурильо («Вознесение Марии», 1670-е гг., и др.).

Диего Веласкес. Большинство его работ этого периода (работа в Севилье) написаны в стиле «бодегонес» (сцены из народной жизни и быта, главными героями которых были простые люди) – картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос» и другие. В подобном стиле написаны и несколько картин на библейские темы – «Поклонение пастырей», «Христос в доме Марфы и Марии». Его портреты необычайно реалистичны и естественны.1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию "Венера перед своим зеркалом", пейзажи "Вилла Медичи", композиции "Менины" и "Пряхи".


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 798; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!