Архитектура барокко в Италии.



 Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Из Италии барокко распространяется по всей Европе. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манере.

Джованни Лоренцо Бернини. Его архитектурные произведения поражают пространственным размахом, пышностью декора, динамикой форм, перспективными и световыми эффектами (ансамбль площади Св. Петра в Риме). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты.

ФранческоБорромини

Свободно используя классический ордер, Борромини изобретает новые декоративные детали, усложняет очертания фасадов и планы построек (церковь Сан-Карло; церковь Сант-ИвоаллаСапиенца, дворец Барберини).

Берннини по праву считается главным разработчиком стиля барокко. На основе сложных планировочных решений он формирует сложную пространственную систему, создание которой, собственно, и представляло собой возникновение нового динамического направления. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Особенно характерна его первая самостоятельная работа - постройка небольшой церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме . Ансамбль площади перед собором Св. Петра Ватикан.

В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом. Борромини проявил большую активность, работая на строительстве церквей СаптИво де Сапиенциа (1642-1650) и Сан-Джованни ин Латрано (1646-1649), палаццо Фальконьери (1646-1649) и церкви Святой Агнессы на площади Навона (1653-1655).

Бернини Джовани Лоренцо знаменитый итальянский скульптор.художник и архитектор, очень рано проявил большой скульптурный талант - его первая работа, голова ребенка (мрамор). - и восемнадцати лет создал замечательную группу "Аполлон и Дафна", отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. К лучшим работам Бернини относятся памятники Александру VII и графине Матильде. В области архитектуры значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. Бернини был творцом нового светского стиля - барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев "академической" рутины, которым казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Только в новейшее время критика воздала должное Бернини, как одному из величайших представителей искусства своего времени. Основные работы: «Экстаз святой Терезы», «Давид»

Гвари́ноГвари́ни— итальянский архитектор, работавший преимущественно на севере Италии. Его радикальное барокко известно как «криволинейное зодчество») Вершина творчества Гварини — церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно в Турине.работая над центральным планом, превратил купола в кружева, сплетенные из каменной кладки сводов. Итальянский архитектор водружает над скромным барабаном невидимый снаружи "купол" из скрещенных арок и несоразмерно большую колоколенку. Купола Гварини в Турине как в часовне Святого Суария, так и в церкви Сан-Лоренцо, обретают форму только в сочетании архитектурных структур с размещенными вокруг них светоносными ячейками. Палаццо Карильяно (1679) бесспорно является шедевром Гуарини в области проектирования дворцовой архитектуры.

Карло Райнальди- один из самых выдающихся римских зодчих XVII века, эпохи барокко, известный благодаря живописному великолепию своих проектов, сын архтектора-маньериста Джироламо Райнальди. Сначала Карло работал вместе со своим отцом, Джироламо Райнальди, который перенес в Рим северо-итальянскую маньеристическую традицию Пеллегрино Тибальди. После смерти отца он развил монументально-величественный стиль, не отказавшиссь полностью от отцовской манеры. Его главные работы, выполненные в 1660 годах, включают фасад церкви Сан АндреаделлаВалле и церкви-близнецы Санта Мария деиМираколи Санта Мария ин Монтесанто на пьяццадельПополо (в их строительстве участвовали Бернини и Карло Фонтана). Последней большой работой Райнальди стал величественный фасад, объединивший старую аспиду церкви Санта Мария Маджоре с часовнями Сикста V и Павла V (1673).

Живопись барокко в Италии.

Барокко— характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Микеланджело Меризи да Караваджо был учеником миланского художника Симоне Петерцано. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Конечно же, находились и противники его творчества, которые считали, что он изображает святых очень приземленно.

Лодовико Карраччи и его двоюродные братья Агостино Карраччи и Аннибале Карраччи получили художественное образование в Болонье, принадлежали к болонской школе. Изучение натуры братья Карраччи соединяли с ее возвышенной идеализацией в духе мастеров Высокого Возрождения. Они создали новый тип монументальной алтарной картины, эффектной по композиции и броской по колориту, во фресковых росписях предвосхитили декоративизм живописи барокко. Фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок принадлежат к числу особенно удачных произведений братьев.

30. Искусство Фландрии XVII в. Как и в Италии, господствующим направлением здесь стало барокко. Однако фламандское барокко во многом существенно отличается от итальянского. Барочные формы наполнены чувством клокочущей жизни и красочного богатства мира, ощущением стихийности силы могучего человека и плодоносящей природы. В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем это было в Италии, получают развитие реалистические черты.

Питер Пауль Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Якоб Йорданс. К 1615 году исследователи относят «Портрет семьи Йорданса», весьма уверенно написанный; 1618 годом датиро­вано «Поклонение пастухов», в котором уже проявилась характерная особенность зрелого стиля Йорданса — трактовка религиозных тем в жанровом плане. 20-е — 30-е годы XVII века стали периодом расцвета искусства Якоба Йорданса. Именно в это время создает он такие шедевры, как «Сатир в гостях у крестьянина» и «Бобовый король». Могучий жиз­нелюбивый дух фламандской школы находит здесь классическое свое выражение.

Антонисван Дейк. Главным для него стало искусство портрета. Он возвысил жанр парадного аристократического портрета, сумев запечатлеть идеал человеческой личности, как бы приподнятый над повседневностью и вместе с тем жизненный. Итальянский период творчества мастера (1621-27 гг.) отмечен заметным влиянием Тициана и Корреджо. Уделяя больше внимания эмоциональной выразительности лиц, художник создал блестящую галерею портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких темных тонов и раскрытием внутренней жизни портретируемого («Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», 1622-25). С1632 г. художник жил в Лондоне, где стал придворным живописцем Карла I и был возведен в рыцарское достоинство. Он создал прекрасные образы, где на первый план выдвигались изысканность и аристократизм моделей («Карл I Английский на охоте», 1635). Однако в последних работах Ван Д. уделял больше внимания «изобразительности» и декоративности в ущерб жизненности.

Франс Снейдерс. В отличие от большинства фламандских мастеров, он предпочитал писать картины определенной тематики, по сушеству, ограничившись в своем творчестве изображением охот и натюрмортами Эти сюжеты, пользующиеся в те годы наибольшим успехом у фламандской знати и зажиточных бюргеров, были ему особенно близки.

Искусство Голландии XVII в.

На развитие культуры огромное влияние оказало разделение Европы по конфессиональной принадлежности. Это разделение сказывалось на искусстве Нидерландов. Южные Нидерланды оставались католической страной, в северных Нидерландах распространялось протестантство. Здесь для работ художников характерна сдержанность. Нет стремления к барокко. В тоже время, здесь процветала портретная живопись. Этот интерес к портретной живописи диктовался заказами бюргеров и выполнением групповых портретов. В голландской республике художники работали на рынок, т.к. почти все горожане покупали картины и вешали их у себя дома.В картинах ценилась «добротность выделки». На рынке произошла чёткая дифференциация по жанрам: бытовая «комнатная», пейзажная, портретная, натюрморт.

Франс Хальс. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями. «Моллебоббе», «Девушка-циганка», «Смеющийся кавалер», «Вердонк», «Регентши госпиталя св. Елизаветы в Харлеме».

Рембрандт Харменсван Рейн. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений. Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. «Автопортрет», «Ночной дозор», «Даная», «Урок анатомии доктора Тульпа», «Саския в образе флоры».

Ян Вермер Дельфтский. Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности. «Молочница», «Девушка с жемчужной сережкой», «Вид города Дельфы», «Девушка читающая письмо у открытого окна», «Спящая девушка».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 761; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!