Либретто «Дон Кихота» Эйфмана весьма отличается от классического.



Акт первый

Странны и жалки обитатели сумасшедшего дома. Но причудливее всех безумный мечтатель, чьи фантазии питает волшебный мир книг. Возомнив себя рыцарем Дон Кихотом, он заражает грезами о прекрасной Испании узников больничных палат.

Безжалостный свисток Доктора – и красочная иллюзия разрушена. Горькая реальность сжимается до тесноты больничных стен.

Но поток видений не остановить. Шаг... и больные уже в солнечной Барселоне. Здесь воплощение мечты безумца – очаровательная Китри, которую отец, трактирщик Лоренцо, собирается выдать замуж за знатного дворянина Гамаша. Безумец хочет помешать планам алчного отца. Его фантазии безграничны. И вот он – уже красавец Базиль, соперник богатого жениха.

Неожиданное появление вездесущего Доктора возвращает безумца в безрадостную действительность. Приказ Доктора - и все затевают игру в мяч, которая подчиняет себе мечтателя. Мяч лишает фантазии, превращается в зловещее наваждение. Спасение от него – в грезах о Барселоне.

Появляются Лоренцо и Гамаш. Отец настаивает: Китри должна выйти замуж за богача. Базиль инсценирует самоубийство. Как только Дон Кихот заставляет трактирщика благословить брак дочери с «умершим», юноша мгновенно «оживает».

Раздается ненавистный свисток, и прекрасные грезы рассеиваются. Мечтатель вновь оказывается посреди стен дома скорби.

Акт второй

Причудливы ночи в сумасшедшем доме. Больные то жадно внимают рассказам мечтателя, то внезапно впадают в ярость и безжалостно избивают его. В одну из ночей, когда жажда свободы особенно сильна, два безумца вырываются из-под гнетущего надзора Доктора и совершают побег. Неудержимое воображение мечтателя рисует грозных врагов – на них направлено рыцарское копье Дон Кихота.

Реальность современного города. Нравы грубы и жестоки. Неистовые пляски сменяются отчаянными схватками. Наивный мечтатель вмешивается в уличную потасовку и пытается прервать насилие. Его порыв вызывает ярость толпы, люди издеваются над безумцем. А ему в спасенной девчонке видится прекрасная Дульсинея. И он ведет ее в мир своей фантазии, где сбываются самые смелые мечты...

Красочная Барселона вновь открывается героям. Китри и Базиль празднуют свадьбу. Танцы фантасмагорической Испании так не похожи на пляски обитателей реального мира. Дон Кихот танцует со своей Дульсинеей. Минуты счастья пролетают незаметно, и он вновь остается один на один со зловещими фантомами, которых рисует его воображение.

Реальность неумолима. Печален путь возврата в обитель безумия. Замыкается круг... Но мир, созданный воображением мечтателя, неистребим.

«Мы живем под обломками своих иллюзий. Человек в мечтах творит сюжет своей жизни, но фантазии и реальность, соприкасаясь, дают трагический эффект. Я взялся за этот балет, потому что увидел здесь возможность сочетания вечной, неистребимой красоты, так необходимой людям, и действительности сегодняшнего дня.

В новом балете Дон Кихот - один из обитателей сумасшедшего дома, и не случайно: модель спектакля взята из нашей жизни. Больной, представляющий себя Дон Кихотом, хочет одаривать людей добротой, заботой, любовью, но неужели это стремление - признак психического отклонения? Если так, то да здравствует фантазия безумца, которая дает возможность хотя бы в мечтах выстроить мир по законам гармонии, которая способна преодолеть косность бытия и пошатнуть укрепившиеся позиции зла, в которое погружено человечество», – утверждает хореограф.

Герой Эйфмана своими фантазиями творит жизнь полную красоты и гармонии, радости и любви. Мир иллюзий – насыщен и светел, но при соприкосновении с горькой и мрачной реальностью, грозит обернуться трагедией.

Балетмейстер использовал в спектакле музыку Людвига Минкуса, созданную в прошлом веке. Она легкая, непритязательная, лирическая, во многом определила основной эмоциональный строй балета. Исполнитель главной роли А. Рачинский, по выражению критика, - «фигура одновременно патетически мужественная и трогательно беспомощная».[1] Он легко демонстрирует шпагаты на полу и в воздухе – Дон Кихот Эйфмана, в отличие от своего классического тезки, обладает богатой и выразительной пластикой. В испанских сценах хореограф избрал «мягкий» способ – стилизацию. Новый балет содержит нетривиальную классическую лексику, сложные прыжки, акробатические поддержки. Балетмейстер обнаруживает поразительное умение преображать предметы быта в символы и аллегории.

Обладая исключительной эрудицией и вкусом, Эйфман мог бы легко найти музыку, соответствующую драматическим моментам спектакля. Постановка несет в себе многие черты трагикомедии: несоответствие героя ситуации; смешение возвышенного, трагического и комического, усиление трагического благодаря соседству комического и наоборот. Показателем является эпизод с заключением Дон Кихота врачом в замкнутое пространство круга. Лирика музыки входит в конфликт с пластикой Дон Кихота, которая подчеркивает его смирение и безнадежность. Подобный контраст возникает и в финале: сладостный, упоительный напев о счастье уходит, улетает, а Дон Кихота возвращают в суровую реальность.

Трагический конфликт мечты и действительности смягчается у Эйфмана комедийными чертами в характерах героев и ситуаций, пластическими сюрпризами и находками. Автор балета использует такие средства гротеска: преувеличение, заземление, искажение.

Эйфман ведет в спектакле сложный диалог с эпохами, стилями, другими произведениями, что вообще характерно для постмодернистского искусства в целом.

 


[1] Ступников И. О мудром безумце замолвите слово…// Час пик. 1996. 7 февраля.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!