Особенности постановки балета «Дон Кихот» Б. Эйфмана



Особенности постановки балета «Дон Кихот» Р. Нуреева.

«Он был одним из самых привлекательных людей, которых я когда-либо встречал. Его аппетит к жизни и работе был неутолим. Его тело и душа были великолепными проводниками неосязаемой красоты. Он обладал харизмой и простотою земного человека, и неприкасаемой надменностью богов. Окруженный миллионами двуногих существ, он вел уединенную жизнь человека, полностью преданного своей среде, имя которой — танец и только танец. Я не забуду его никогда».

Михаил Барышников

Ни один танцовщик не повлиял на историю, стиль и восприятие балета публикой так сильно, как Рудольф Нуреев. Он изменил ожидания зрителей. Его первые шаги в отдаленном городке на Урале никак не могли предсказать о том, как он в такой степени потрясет балетное искусство.

Неутомимо выступая, каждый вечер, месяцами, годами, во всем мире, в широчайшем репертуаре, он растрогал больше публики, чем какой-либо другой танцовщик. Не говоря о миллионах зрителей, знающих его только по фильмам или по телевидению.

Большее значение имеет не столь количество его зрителей, сколько впечатление, производимое его личностью и самопожертвованием при каждом выступлении. Р. Нуреев говорил: «На каждом па должен лежать отпечаток собственной крови».

Драматические обстоятельства его приезда на запад, его знаменитый «прыжок свободы» продвинули на первое место, но продержался он благодаря сильнейшей личности. Он стал заниматься постановкой неизвестных на Западе произведений, как картина Теней из Баядерки. В 1964 году, в 26-илетнем возрасте, без всякого хореографического опыта, он поставил два основных балета за лишь несколько месяцев: значительно переработанную версию Раймонды Петипа для разъездной труппы Королевского Балета и совершенно передуманную версию Лебединого Озера для Венской Оперы

Эти произведения являются первыми из шести балетов Петипа, которые он переработал за всю свою карьеру, не забывая каждый раз лишней версии для различных трупп.

Ставят эти балеты до сих пор: Баядерка – самый верный оригиналу, Дон Кихот – самая удачная переработка, а Щелкунчик – лучшее совершенно новое истолкование.

Ярким примером его работ является балет «Дон Кихот».

«Дон Кихот» в редакции Рудольфа Нуреева — одна из самых сложных и замысловатых версий знаменитого классического балета.

В 1962 г в Нью-Йорке Рудольф Нуреев танцует заключительный па-де-де с Соней Аровой. Затем он берется за постановку целого произведения, основываясь на хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского для Венской Оперы в 1966 г. и просит Джона Ланчбери несколько аранжировать музыку Минкуса и придать ей более веселый характер.

Он вновь ставит балет в Австралийском Балете в 1970 г (с Люсет Альду) и в 1971 г в Балете Марсельской Оперы, управляемом тогда Розеллой Хайтауэр (Маина Гильгуд в роли Китри).

Рудольф Нуреев, впервые перейдя по ту сторону камеры, сам снял в 1972 г эту версию Дон Кихота с Австралийским Балетом.

В двадцатилетнем возрасте Рудольф Нуреев уже танцевал «Дон Кихота» в Кировском Театре: либретто и хореография Мариуса Петипа, переданные традиции, потерпели некоторые изменения, самое существенное из которых принес Александр Горский в 1900 г. Основываясь на этой версии, Р. Нуреев задумал забавный и резвый балет, юмористически развил ряд красочных картин на тему прегражденной любви дочери трактирщика - Китри, и цирюльника Бизилио, и эпопеи «Рыцаря печального образа».

Он восстанавливает значимость пролога: поучительное вступление в фантасматический мир Дон Кихота, превращающего тазик для бритья в рыцарский шлем, и которому снится, что в его бедной и темной квартире появляется светлая дама сердца, Дульсинея.

Как всегда у Нуреева, комната, дом, дворец – замкнутые пространства, где развиваются душевные муки, мечты и кошмары, благодаря которым герою или героине удается преодолеть свои бессознательные запреты.

Наоборот, «снаружи жизнь продолжается» (эту фразу, полную чеховской грустью, можно было часто услышать в устах Нуреева): на шумной и веселой Барселонской площади – как и на Веронской в Ромео и Джульетте – происходит множество одновременных действий и живописных событий.

Ключевым номером является появление Санчо Панса; он здесь не слуга, а жирный и развратный монах-воришка: он символизирует тот устарелый мир, который пытается увековечить Дон Кихот, идеалист прежних времен, запутанный в доспехах, приглашающий Китри на старомодный менуэт в первом действии. Молодость Китри и Базиля прогонит этот устарелый мир.

«Эта версия выявляет Нуреевскую постановку широких движений на сцене: в испанских номерах танцоры кружатся вокруг большой сельской площади, составляя ловкое разнообразие форм, представляющих испанские характерные па.

Чисто классическая сцена «видения» Дульсинеи и Дриад поставлена целиком так, как ее задумал Кировский Балет. Зато до нее Нуреев добавил эпизод цыганского табора, предлог для любовной встречи Китри и Базиля: па-де-де при лунном свете под крыльями гигантской мельницы.

Нуреев как режиссер, хореограф и исполнитель партии Базиля строится действие стремительно, осмысленно. В каждом из эпизодов строится событие – с началом, развитием и завершением.

Первый эпизод I действия начинается с возбужденной толпы на площади Барселоны. Она окружена, на разных уровнях сцены, домом Гамаша и таверной Лоренцо. В высоком чердачном помещении находится цирюльня Базиля.

Справа от сцены, на площадке таверны Лоренцо, восседает его дочь Китри. Она наблюдает за танцующими на площади Барселоны. Китри срывается с места и оказывается в центре сцены. Она показывает свой искрометный танец, блистая перед своими подругами и горожанами. В это время Базиль бреет клиента. Но под влиянием своих друзей он бросает его и бежит на площадь. Начинается танец Базиля с четырьмя друзьями, затем стремительное соло. После Базиль требует поцелуя от Китри, она не поддаётся, он начинает заигрывать с Цикалией и Жуанитой, таким образом, вызывая ревность возлюбленной. Базиль получает веер от Китри, скрывая лица этим веером, он целует её. Затем идет шикарный по исполнению и по лексике классический дуэт возлюбленных. Из первого эпизода видно, что Китри не оказывается в тени Базиля. В дуэте показано, что они два равнозначных героя спектакля.

В самый разгар дуэта появляется Лоренцо, он разъединяет влюбленную пару. Напрасно Китри пытается его уговорить, заявляя, что любит Базиля. У Базиля нет денег, поэтому он не нравится ее отцу. Лоренцо прогоняет бедняка, так как намерен выдать дочь за богатого глупого господина из дворян Гамаша.

Так заканчивается первый эпизод. Наступает второй эпизод-представление Дон Кихота. Преклонного возраста рыцарь проживает глубоко эмоционально и органически зреющий поступок – подняться со смертного одра и идти на спасение Дульсинеи. О ней он узнал из старинных фолиантов.

Третий эпизод возвращает нас на площадь Барселоны. Там происходит массовый танец на музыку М. Глинки «Арагонская хота». На этом фоне появляется уличная танцовщица и её партнер – Тореадор, в окружении своих друзей-тореадоров. Их дуэты сменяются сольными партиями – это образует непрерывное танцевальное действие.

Уличные мальчуганы затевают драку с тореадорами. Но она прерывается появлением Дон Кихота на лошади с копьем и в латах с Санчо Пансой на осле. Гамаш призывает Лоренцо достойно встретить гостей. Начинается полька Санчо Пансы с горожанами, особенно с девушками, к которым он пристает и заглядывает под юбки. Его бурно подкидывают вверх всей толпой. Его господин прекращает эту сцену. Нить праздничного танцевания подхватывают две подруги Китри. Затем появляется Базиль со своей возлюбленной. Начинается дуэт Базиля и Китри.

После дуэта героев Гамаш предлагает Дон Кихоту принять участие в празднике и приглашает его на старинный светский менуэт. Дон Кихот оказывает Китри особые знаки внимания, думая, что она его Прекрасная Дама Дульсинея. Гамашу главное разлучить её с Базилем. Базиль присоединяется к менуэту. Но, не выдержав того, что Дон Кихот поцеловал Руку Китри, он выхватывает её, чтобы станцевать знаменитый дуэт. После возникает соло Базиля, вариации Китри с тореадорами. Далее включаются в свою вариацию подруги Китри.

И когда Санчо Панса в быстрой польке убегает от Лоренцо, влюбленные садятся в телегу и уезжают из Барселоны.

За городом возникает развернутый эпизод развития отношений Базиля и Китри. Этот эпизод начинается с продолжительного любовного объяснения Базиля в любви Китри. Исполняется страстный танец двоих. Символом становится красный плащ, развивающийся во время дуэта.Но сцена любви прерывается разъяренной толпой цыган. Герои оказываются в трудном положении. Их грозно допрашивают, толкают, и когда они все объяснят, цыгане дадут им одежду, чтобы спрятать влюбленных от Лоренцо, Гамаша и Дон Кихота с Санчо Пансой. Преследователям цыгане устраивают танцевальную сюиту, в нем так же принимают участие Китри и Базиль переодетые в цыган.

Далее происходит кукольное представление цыган. Дети играют кукол – пару влюбленных и их гонителей. Сцена с мельницами сменяется эпизодом сна Дон Кихота. Среди Дриад он ищет свою Прекрасную Даму. После мы снова возвращаемся на площадь в Барселоне. Там влюбленные в цыганских одеяниях принимают активное участие в танцевальных сценах. Возникает комический эпизод «самоубийства» Базиля. При вмешательстве Дон Кихота Лоренцо соглашается на брак Китри с мнимо умершим Базилем. Но после случившегося «умерший» воскресает и все заканчивается всеобщим весельем.

Последний, свадебный эпизод. Свадьба у героев Нуреева – это танцы и дуэты уличной танцовщицы и тореадора, отсновных героев с их знаменитым дуэтом и вариациями, завершающимися всеобщей фарандолой.

Особенности постановки балета «Дон Кихот» Б. Эйфмана

Борис Эйфман - один из немногих, если не единственный, российский хореограф, продолжающий активную творческую работу на протяжении десятилетий. Возможно, никто из современников не может гордиться подобными достижениями. В его творческом списке - более 40 постановок.

Среди последних работ хореографа, получивших мировое признание, — «Реквием», «Чайковский», «Я - Дон Кихот», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим», «Русский Гамлет», «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», «КТО есть КТО», «Мусагет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден».

Эйфман — хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности, тайны творчества и магия гениев, которые раскрываются в его интерпретации судеб Чайковского, Мольера или балерины Ольги Спесивцевой. Погружаясь в такую темную и страшную сферу, как человеческая психика (балеты «Идиот», «Убийцы», «Чайковский», «Я - Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Онегин»), Эйфман создает образцы сценического психоанализа. Он стремится показать экстремальное состояние человека, считая безумие своих героев не болезнью, а способностью проникновения в другие миры. Это помогает балетмейстеру раздвинуть рамки собственного воображения, демонстрируя фантазии своих героев; углубиться в наиболее интересующие его вопросы духовной и философской жизни человечества.

Стремление Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка - все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления Театра на ведущих театральных площадках мира. Хореограф отмечает: «Зритель ждет от балетного спектакля, прежде всего, катарсиса, глубокого эмоционального потрясения. И приходя на наши постановки, он получает этот живой эмоциональный заряд. Мы стремимся к тому, чтобы психологический театр был бы привилегией не только драмы, но и балета. И в этом плане мы уникальны. Многим зрителям необходим именно такой тип театра, к которому принадлежит наш коллектив – с сильным драматургическим фундаментом, глубоким философским содержанием и высоким накалом страстей».

Создавая свой собственный стиль, Эйфман разрабатывает различные хореографические системы. Театр стал для него творческой лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками балетного спектакля, так как наиболее важная вещь для него - театральность. Его постановки - незабываемые представления, открывающие новые формы и методы танцевального действа. Борис Эйфман создал свой театр - театр открытых эмоциональных переживаний.

Балет Бориса Эйфмана «Дон Кихот или Фантазии безумца» – совершенно новое переосмысление всемирно известного классического балета прошлого. Сохранив музыкальную партитуру, хореограф создает самобытное видение хрестоматийного драматического сюжета, вырываясь из рамок архаичных форм.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 881; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!