Глава 1 Тема любви в литературе.  



МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

                                           ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ     ОБРОЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московского государственного гуманитарно-экономический университет 

 

Факультет журналистики и медиакоммуникации

Кафедра русского языка литературы и журналистики.

 

Курсовая работа по дисциплине

«История зарубежной литературы»

 

Курсовая по литературе, на тему: «Тема любви в романе Джорджа Оруэлла «1984» Джорджа Оруэлла «1984» »

 

                                                                  Выполнил: студент группы ЖУР-0216                                                                                      

 Столяров М.В.

Научный руководитель:

Канд. Филолог.н.доцент

кафедры русского языка, литературы

 и журналистики Скуднякова Е.В.

 

                                                 

 

                                             Москва, 2018

Содержание

Введения

ГЛАВА 1. ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.1 ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОИЗЕДЕНИЯХ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      

        

ГЛАВА 2. Тема любви в романе Джорджа Оруэлла «1984»    

2.1 Любовь как социальный протест в романе антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»        

2.2 ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

Заключение        

Список литературы   

 

Введения

Даже сегодня, когда об Оруэлле написано куда больше, чем написал он сам, многое в нем кажется загадочным. Поражают резкие изломы его литературного пути. Бросаются в глаза крайности его суждений - и в молодые годы, и в последние. Сами его книги словно принадлежат разным людям: одни, подписанные еще настоящим его именем Эрик Блэйр, легко вписываются в контекст доминирующих идей и веяний 30-х годов, другие, печатавшиеся под псевдонимом Джордж Оруэлл, принятым в 1933 году, противостоят подобным веяниям и идеям непримиримо. Несколько лет назад на Западе отметили литературное событие особого рода: не памятную писательскую дату, не годовщину появления знаменитой книги, а юбилей заглавия. Случай, кажется, уникальный; наверняка таким он и останется. Празднества всегда приурочивают к внешним поводам, а здесь повод дала просто хронология. Свой самый известный роман Оруэлл назвал «1984». Вряд ли он думал, что эти цифры наполнятся неким магическим значением. Время показало, что произошло именно так.                                                Юбилей отмечали широко. Была сделана экранизация. Прошло несколько международных симпозиумов. Появилось десятка полтора сочинений очень разного содержания и направленности: от мемуаров до капитальных политологических штудий, от безоговорочных славословий до сокрушающей критики или по меньшей мере насмешливых укоризн несостоятельному пророку.                                                                                                                           Произведения английского писателя затронули исключительно чувствительную струну общественного самосознания. Поэтому их резонанс оказался долгим, провоцируя дискуссии, непосредственно касающиеся труднейших вопросов, которые поставила история нашего столетия. Любопытно, что заглавие романа, вызывающего по сей день столь разноречивые отклики, было найдено Оруэллом по чистому случаю. Рукопись, законченная осенью 1948 года, оставалась безымянной - не подошел ни один из вариантов названия. На последней странице стояла дата, когда Оруэлл завершил авторскую правку. Он переставил в этой дате две последние цифры. Через полтора года он умер. Ему было всего сорок шесть лет. Никто, правда, не назовет недолгую его жизнь скудной событиями.

Целью данной работы явилось исследование своеобразия любви в романе Джорджа Оруэлла «1984» и её проблематики, какое место она занимает в мире тоталитаризма в этом, дано уже ставшем классикой произведении.

Задачей : этой роботы являться проанализировать основные моменты формесоциальной жизни в тоталитарном государстве, в том числе и в личных отношении.

Практическая значимость: материал, полученный в ходе исследования, можно использовать при подготовке к семинарам и практическим занятиям по дисциплине «История зарубежной литературы».

Структура исследования: работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованной литературы.

 

Объектом исследования является:Рома Дж. Оруэлла «1984»

Предмет исследования:Тема любви в романе Дж. Оруэлл «1984»     

Актуальность исследования. Список использованной литературы 1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. . 2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с. 3. Бабарынкин Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с. 4. Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с. 5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с. 6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа). 7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 2006. – 230 с. 8. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с. 9. Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с. 10. Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.

Новизнаэтой работы заключается в недостаточной изученности данной темы. Том, что очень мало есть исследований на эту тему « любви в антиутопиях» в соцально филосовкой-фантастиеке она практический не исследована .

Задачей этой роботы являться проанализировать основные моменты форме социальной жизни в тоталитарном государстве, в том числе и в личных отношении.

 

Глава 1 Тема любви в литературе.  

1.1 Тема любви в зарубежной литературе                                                                             Тема чувств является вечной в искусстве, музыке, литературе. Во все эпохи и времена данному чувству посвящали множество различных творческих работ, которые стали неподражаемыми шедеврами. Данная тема остается весьма актуальной и в наши дни. Особенно актуальна в литературных произведениях — тема любви. Ведь любовь — это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось литераторами ещё с древнейших времён. Лирическая сторона произведений, это первое что привлекает внимание большинства читателей. Именно тема любви окрыляет, вдохновляет и вызывает ряд эмоций, которые иногда бывают весьма противоречивыми. Все великие поэты и писатели вне зависимости от стиля написания, тематики, времени жизни посвятили немало своих произведений дамам своего сердца. Они вложили свои эмоции и переживания, свои наблюдения и прошлый опыт. Лирические произведения всегда полны нежности и красоты, яркими эпитетами и фантастическими метафорами. Герои произведений совершают подвиги ради любимых, рискуют, воюют, мечтают. И порой наблюдая за такими персонажами, проникаешься теми же переживаниями и чувствами литературных героев. средние века в зарубежной литературе пользовался популярностью рыцарский роман. Рыцарский роман — как один из основных жанров средневековой литературы, берет свое начало в феодальной среде в эпоху появления и развития рыцарства, впервые во Франции в середине 12 века. Произведения этого жанра наполнены элементами героического эпоса, беспредельной смелостью, благородством и отвагой главных героев. Зачастую рыцари шли на подвиги не ради своего рода или вассального долга, а во имя собственной славы и прославления дамы своего сердца. Фантастические приключенческие мотивы, изобилие экзотических описаний делает рыцарский роман отчасти похожим на сказку, литературу Востока и дохристианскую мифологию Северной и Центральной Европы. Огромное влияние на появление и развитие рыцарского романа оказало творчество античных писателей, в частности — Овидия, а так же переосмысленные сказания древних кельтов и германцев. Рассмотрим особенности данного жанра на примере произведения французского филолога-медиевиста, писателя Жозефа Бедье «Роман о Тристане и Изольде». Отметим, что в этом произведении существует множество элементов чуждых традиционным рыцарским романам. Например, взаимные чувства Тристана и Изольды лишены куртуазности. В рыцарских романа той эпохи рыцарь шел на подвиги ради любви к Прекрасной Даме, которая для него была живым телесным воплощением Мадонны. Поэтому рыцарь и та самая Дама должны были любить друг друга платонически, а её муж (как правило, король) осведомлен об этой любви. Тристан же и Изольда, его возлюбленная — являются грешниками в свете христианской морали, не только средневековой. Их волнует только одно — сохранить в тайне от окружающих свои отношения и любыми путями продлить преступную страсть. Такова роль богатырского прыжка Тристана, его постоянных «притворств», двусмысленной клятвы Изольды на «божьем суде», ее жестокости по отношению к Бранжьене, которую Изольда хочет погубить за то, что она знает слишком много, и т. п. Тристан и Изольда повержены сильнейшему желанию быть вместе, они отрицают и земные и божеские законы, более того, они обрекают на поругание не только свою собственную честь, но и честь короля Марка. А ведь дядя Тристана — один из благороднейших героев, который по-человечески прощает то, что должен покарать как король. Он любит свою жену и племянника, он знает об их обмане, но в этом проявляется вовсе не его слабость, а величие его образа. Одной из самых поэтичных сцен романа является эпизод в лесу Моруа, где король Марк, застал спящих Тристана и Изольду, и, видя между ними обнаженный меч, с готовностью их прощает (в кельтских сагах обнаженный меч разделял тела героев до того, как они стали любовниками, в романе же это обман).В какой-то степени можно оправдать героев, доказать, что это вовсе не они виновны в своей внезапно вспыхнувшей страсти, они полюбили вовсе не потому, что, что его, скажем, привлекла «белокурость» Изольды, а ее — «доблесть» Тристана, а потому, что герои выпили любовный напиток по ошибке, предназначенный совсем для другого случая. Таким образом, любовная страсть изображается в романе как результат действия темной силы, которая проникает в светлый мир социального миропорядка и грозится разрушить его до основания. В этом столкновении двух непримиримых принципов уже заложена возможность трагедийного конфликта, делающая «Роман о Тристане и Изольде» принципиально докуртуазным произведением в том отношении, что куртуазная любовь может быть сколь угодно драматичной, но она — всегда радость. Любовь Тристана и Изольды, же наоборот, приносит им одно страдание. «Они изнывали врозь, но ещё больше страдали», когда были вместе. «Изольда стала королевой и живет в горе, — пишет французский ученый Бедье, в девятнадцатом веке пересказавший роман в прозе, — У Изольды страстная, нежная любовь и Тристан — с нею, когда угодно, и днём и ночью». Даже во время скитаний в лесу Моруа, где влюблённые, были счастливей, чем в роскошном замке Тинта желе, их счастье отравляли тяжелые мысли. Множество других писателей смогло запечатлеть свои мысли о любви в своих произведениях. Так, например, Уильям Шекспир дал миру целый ряд своих работ, которые вдохновляют на подвиги и риск во имя любви. Его «Сонеты» наполнены нежностью, роскошными эпитетами и метафорами. Объединяющей чертой художественных методов поэзии Шекспира по праву называют гармонию. Впечатление гармоничности исходит от всех поэтических творений Шекспира. Выразительные средства шекспировской поэзии необыкновенно разнообразны. В них много унаследовано от всей европейской и английской поэтической традиции, но внесено немало абсолютно нового. Шекспир также проявляет свою оригинальность и в разнообразии новых образов, внесенных им в поэзию, и в новизне трактовки традиционных сюжетов. Он использовал в своих произведениях обычные для поэзии Ренессанса поэтические символы. Уже к тому времени существовало значительное количество привычных поэтических приемов. Шекспир сравнивает молодость с весной или солнечным рассветом, красоту — с прелестью цветов, увядание человека — с осенью, старость — с зимой. Особого внимания заслуживает описание красоты женщин. «Мраморная белизна», «лилейная нежность» и т. п. в этих словах содержится безграничное восхищение женской красотой, они наполнены бесконечной любовью и страстью. Несомненно, наилучшим воплощением любви в произведении можно назвать пьесу «Ромео и Джульетта». Любовь торжествует в пьесе. Встреча Ромео и Джульетты преображает их обоих. Они живут друг для друга: «Ромео: Небеса мои — там, где Джульетта». Не томная грусть, а живая страсть одухотворяет Ромео: «Весь день меня какой-то дух уносит ввысь над землею в радостных мечтах» [1]. Любовь преобразила их внутренний мир, повлияла на их отношения с людьми. Чувства Ромео и Джульетты подвергаются суровым испытаниям. Несмотря на ненависть между своими семьями, они выбирают безграничную любовь, сливаясь в едином порыве, но индивидуальность сохранилась в каждом из них. Трагическая кончина только добавляет особого настроения пьесе. Данное произведение является примером великого чувства, несмотря на ранний возраст главных героев.         

1.2 Тема любви в литературных произведениях XX века                                   Тема любви продолжает быть актуальной и в XX веке, в эпоху глобальных катастроф, политического кризиса, когда человечество делает попытки заново сформировать своё отношение к общечеловеческим ценностям. Писатели XX столетия часто изображают любовь как последнюю оставшуюся моральную категорию разрушенного тогда мира. В романах писателей «потерянного поколения» (к ним относятся и Ремарк, и Хемингуэй) эти чувства являются тем необходимым стимулом, ради которого герой пытается выжить и жить дальше. «Потерянное поколение» — поколение людей, переживших первую мировую войну и оставшихся духовно опустошенным. Эти люди отказываются от каких либо идеологических догм, занимаются поисками смысла жизни в простых человеческих отношениях. Чувство плеча товарища, которое почти слилось с инстинктом самосохранения, проводит сквозь войну душевно одиноких героев романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Оно же определяет отношения, возникающие между героями романа «Три товарища» Герой Хемингуэя в романе «Прощай, оружие» отрекся от военной службы, от того, что обычно называют моральной обязанностью человека, отрекся ради отношений с любимой, и его позиция кажется для читателя весьма убедительной. Человек XX века постоянно сталкивается с вероятностью конца света, с ожиданием собственной смерти или смерти любимого человека. Кэтрин, героиня романа «Прощай, оружие», умирает, как и Пат в романе Ремарка «Три товарища». Герой теряет ощущение нужности, ощущение смысла жизни. В конце обоих произведений герой смотрит на мертвое тело, которое уже перестало быть телом любимой женщины. Роман наполнен подсознательными размышлениями автора о тайне происхождения любви, о ее духовной основе. Одна из основных особенностей литературы XX столетия это ее неразрывная связь с явлениями общественной жизни. Размышления автора о существовании таких понятий как любовь и дружба появляются на фоне социально-политических проблем того времени и, в сущности, неотделимы от раздумий о судьбе человечества в XX столетии. В творчестве Франсуазы Саган тема дружбы и любви обычно остается в рамках приватной жизни человека. Писательница часто  чувство должно погибнуть, едва родившись. На смену ему приходит другое — чувство разочарования и печали. Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Какая бы разная ни была любовь — это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. [1]Создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель или простой человек, хоть раз в жизни испытывал это чувство. Без любви не будет жизни на земле. И читая произведения, мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Ведь с каждым героемы переживаем [2]его любовь вместе. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя святость, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

В мировой литературе очень много жанров и под жанров которые заняли по праву, своё место в этом списки занял и такой жанр литературы  как антиутопия. На мой взгляд он не был достаточно оценённые, многие люди к нему относятся очень предвзята и насторожено. Рассмотрим жанр антиутопии более подробно на примере такого произведения как роман «1984».Роман Джорджа Оруэлла "1984" - это антиутопия, которая приобрела мировую известность. Несмотря на художественную форму изложения романа, ему было посвящено большое количество серьезных научных исследований, рассматривающих его с философских, социологических, политологических позиций. Влияние романа можно проследить как в искусстве и литературе, так и в общественных науках второй половины ХХ века. Вместе с политической сатирой "Скотный двор", роман "1984" был важным этапом выбора западной интеллектуальной элитой направления развития цивилизации. Он в концентрированном виде содержал ответы на основные политические и философские вопросы, которые в 30-х - 40-х годах решало для себя "все прогрессивное человечество": отношение к социализму, фашизму, опасность тоталитарного общества, дальнейшие пути развития демократии. Так как действие произведения разворачивается в 1984 году, который на момент написания книги был будущим, отстоящим на 35 лет вперед, автор имел возможность предсказать глобальные геополитические проблемы нашего времени - скрытое противостояние сверхдержав, прорывающееся в кровавых локальных конфликтах, деление мира на сферы влияния, при котором целые народы оказываются разменной монетой. Для изложения своих позиций Джордж Оруэлл выбрал художественную форму социально-фантастического романа, романа-антиутопии. В произведении описаны несколько месяцев из жизни Винстона Смита - рядового члена общества, которое построено по принципам "ангсоца" ("английского социализма") в вымышленной сверхдержаве Океании, в 1984 году. Прототип социалистического общества будущего просматривается довольно прозрачно - это Советский Союз 30-40-хх годов. Усатый лидер "Старший Брат", привилегированные "вышестоящие товарищи" из "внутренней партии", "полиция мысли", большие чистки, "трудовые лагеря", истерический поиск внутренних врагов, направляемых мифическим предателем Гольдштейном-Троцким, мрачная атмосфера всеобщей подозрительности, нищенский быт - хорошо знакомые элементы сталинской диктатуры. Вме[3]сте с тем технологии [4]управления обществом и подавления инакомыслия получают в книге дальнейшее развитие, для слежки и "оболванивания" используются более изощренные технические средства, манипулирование информацией в огромных масштабах делает невозможным даже возникновение недозволенных мыслей. Драматично и географическое место действия романа - "Военно-воздушная зона № 1", безликая провинция огромной тоталитарной Океании, - это бывшая Великобритания. Автор показывает, что даже этот оплот европейской демократии, имеющий многовековые традиции политических свобод, не сдавшийся ни внешнему, ни внутреннему фашизму, может за 35 лет превратиться в мрачную гигантскую тюрьму, если люди утратят бдительность[5]. Художественная форма не только не мешает осмыслению позиции автора, но, наоборот, придает прогнозам Оруэлла убедительность и рельефность, позволяет до мельчайших подробностей изложить политические и политологические аргументы. Позиция автора предельно ясна - тоталитаризм представляет опасность для человечества. Лишение человека свободы, как личной, так и политической не может быть оправдано никакими идеалами. В данном реферате роман "1984" будет рассмотрен с политологической точки зрения, то есть будет сделан акцент на властных структурах описываемого Оруэллом государства, на взаимодействии гипотетических государств будущего, на способах формирования и исполнения политических решений в данной системе управления обществом. В рассмотрении Оруэллом феномена тоталитаризма логично выделить три уровня рассмотрения проблемы. Первый - внешнеполитический, или, точнее, геополитический, на котором автор рассматривает взаимную вражду и взаимную поддержку тоталитарных сверхдержав. Затем уровень государства, подробно описывающий структуру общества и технологии власти Океании. И, наконец, микро уровень отдельной личности, конфликт системы подавления и человека, желающего сохранить остатки личной свободы. В последующих разделах реферата будут подробно рассмотрены эти три аспекта произведения Джорджа Оруэлла. И Антиутопия как жанр является разновидностью утопии Жанр зародился ещё в эпоху Возрождения, название ему дала одноименная книга Томаса Мора, английского гуманиста и политика, вышедшая в 1516 году. Действие книги происходит на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, труд -- всеобщая обязанность, а распределение благ происходит по потребностям граждан. Создавая книгу, Мор частично опирался на диалог Платона «Государство». Развитием идей Мора стал труд [6]«Город Солнца» (\Поводом к расцвету жанра антиутопии послужила Первая мировая война и сопутствовавшие ей революционные преобразования, когда в некоторых странах начались попытки воплотить в реальность утопические идеалы. Ярче и нагляднее всего этот процесс произошёл в большевистской России, тем закономерное появление первой великой антиутопии именно здесь. В своём романе «Мы» (1924) Евгений Замятин описал запредельно механизированное общество, где отдельная личность становится беспомощным винтиком-«номером». Замятин заложил основы будущего развития жанра, многие детали тоталитарной системы, придуманные автором, впоследствии стали классическими в работах антиутопистов всего мира: насильственное искоренение инакомыслия, навязчивые СМИ как главный способ прививания идеологии, развитая система слежения, синтетическая пища, отучение людей от проявления эмоций [Архипова 1992]. В числе прочих советских антиутопий стоит отметить «Ленинград» Михаила Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова, также антисоциалистические настроения легли в основу произведений «Будущее завтра» Джона Кенделла (1933) и «Гимн» Эйн Рэнд (1938).Помимо социализма, ХХ век подарил писателям и такую антиутопическую тему, как фашизм. Первое антифашистское произведение, «Город вечной ночи», было написано американцем Мило Хостингом в 1920 году, спустя всего год после возникновения НСДАП. В этом провидческом романе Германия отгораживается от всего мира в подземном городе под Берлином, где устанавливается «нацистская утопия», населенная генетически выведенными расами сверхлюдей и их рабов. К теме фашизма обращались и Герберт Уэллс («Самовластие мистера Поэма», 1930), Карел Чапек («Война с саламандрами», 1936), Мюррей Константайн. Под перо антиутопистов попали и менее радикальные общественные тенденции. Олдос Хаксли в одной из величайших антиутопий в истории литературы «О дивный новый мир» (1932) искусно препарирует капитализм, доведённый им до абсурда. Автор изображает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии, где летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда, а зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными [Лазаренко 1991].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!