Общий взгляд на философии и мудрости.
С разных точек зрения философия и мудрость в общем смысле имеют различные виды (деления). Но если будем иметь в виду их метод и направление, то они сводятся к четырем категориям: дискурсивная мудрость, иллюминативная мудрость, эмпирическая (опытная) мудрость, диалектическая мудрость.
Дискурсивная мудрость основывается на силлогистике и доказательстве. Она имеет дело только с меньшей и большей посылкой, выводом и следствием, контрарными и контрадикторными суждениями и т.п.
Иллюминативная мудрость имеет дело не только с аргументацией, она в большей степени имеет дело с вкушением, вдохновением и озарением. Она больше вдохновляется душой, чем разумом.
Эмпирическая (опытная)/мудрость - это та, которая не имеет дела ни с разумом и силлогистическими аргументами, ни с душой и душевными вдохновениями. Она исключительно имеет дело с чувством, опытом и экспериментом, т.е. она, устанавливая связь между результатами наук, являющимися продуктами опыта и эксперимента, придает им форму мудрости и философии.
Диалектическая мудрость есть мудрость дискурсивная и доказательная. Но предпосылками аргументации в этой мудрости являются вещи, которые логиками называются «общепринятыми» посылками и «допущениями».
Раньше в общем разделе логики при изложении темы «Пятеричное искусство» мы говорили, скольких видов бывают предпосылки доказательства. В их ряду есть доказательства, которые называются «самоочевидными» первичными и «допущениями». К ним, например, относится суждение: «Две вещи, равные третьей вещи, равны между собой», что по-арабски звучит: «мусави ал-мусави мусавин». Таково и суждение: «Невозможно, чтобы два противоречащих суждения в одно и то же время были бы истинными». Такие суждения принадлежат к числу самоочевидных посылок. Но суждение: «Безобразно, когда человек в присутствии других зевает» — относится к посылкам допущения.
|
|
Ссылка на самоочевидные первичные посылки и аргументация при их помощи называется «доказательством». Ссылка же на допущения и аргументация ими считается частью диалектики. Стало быть, диалектическая мудрость есть мудрость, которая аргументирует мировые и общие проблемы допущениями.
Фундамент аргументации мутакаллимов главным образом зиждется на том, что такая-то вещь безобразна, а такая-то - прекрасна. Мутакаллимы строят всю свою аргументацию на основе рационального прекрасного и рационального безобразного.
Мудрецы считают, что все прекрасное и безобразное связано с кругом жизни человека. О Боге, мире и бытии невозможно судить по этим критериям. По этой причине философы называют калам диалектической мудростью.
|
|
Философы убеждены, что основные принципы религии лучше поддаются аргументированию посредством доказательных самоочевидных первичных посылок, нежели через общепринятые и диалектические посылки. Поскольку в эпоху ислама, особенно среди шиитов, философия без отказа от своей задачи свободного обсуждения вопросов и без предварительного обязательства защищать
святость ислама наилучшим образом утверждала исламские принципы, постольку диалектическая мудрость усилиями таких мыслителей как Хаджа Насир ад-Дин Туей получила оттенок дискурсивной и иллюминативной мудрости, и калам оказался под лучами философии.
Опытная философия, безусловно, чрезвычайно важна. Но изъян этой философии сводится к двум моментам. Один из них сводится к тому, что круг опытной философии ограничивается опытными науками, а опытные науки ограничиваются осязательными и конкретно-чувственными проблемами, в то время как философская нужда человечества вращается вокруг более широких проблем, чем проблемы сферы опыта.
Например, когда мы дискутируем вопрос о начале времени, о конце пространства, об исходном начале причин, то каким образом в лаборатории и под микроскопом достигнем своей цели? Поэтому опытная философия не смогла насытить философскую потребность человечества и была вынуждена в основных философских вопросах избрать путь молчания. Другой изъян опытной философии состоит в том, что ограниченность и зависимость от природы опытных вопросов сделала их ценность до такой степени шаткой, что сегодня уже очевидно, что опытные научные вопросы обладают только временной ценностью, и в каждый момент ожидается их упразднение. Мудрость, основанная на эксперименте, по своей природе является шаткой и в результате не удовлетворяет одну из основных потребностей человечества, т.е. его потребность в уверенности и истине. Уверенность и истина возникают в тех вопросах, которые имеют математическую и философскую отвлеченность. Математическая и философская отвлеченность может быть объяснена только в философии.
|
|
Остается разъяснить сущность дискурсивной и иллюминативной философии. Вопросы, которые будут дискутированы на будущих уроках, помогут нам разъяснить сущность этих двух философий и определить их ценность.
УРОК ЩЕСТОЙ
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Теперь нам следует хотя бы в порядке указания дать перечень философских проблем, исследуемых в исламской философии, сопровождая его рядом просвещающих разъяснений. Философские проблемы вращаются вокруг оси бытия; т.е. вокруг того, что есть «бытие как таковое», вроде тела для медицины, числа для арифметики и количества для геометрии. Другими словами, предметом философии является «бытие как таковое». Все рассуждения философии вращаются вокруг этой проблемы. Иначе говоря, предметом философии является бытие.
|
|
Проблемы, вращающиеся вокруг бытия, бывают нескольких видов:
А. Проблемы, связанные с бытием и двумя противоположными ему точками, т.е. с сущностью и существованием.
Несомненно, что в объективном мире ничего, кроме бытия, не существует. За рассудком бытие не имеет противоположную точку. Но понятие образующий человеческий рассудок создал в противовес бытию еще два других значения и понятия. Одно из них - небытие, другое - сущность (конечно, сущности). Особенно в высшей философии целая цепь философских проблем есть проблемы, связанные с бытием и небытием.
Б. Другая группа проблем связана с частями бытия. Бытие, в свою очередь, имеет части, представляющие собой его виды. Другими словами, бытие обладает такими видами, как объективное бытие и возможное бытие, возникшее бытие и извечное бытие, устойчивое бытие и изменчивое бытие, единое бытие и многообразное бытие, потенциальное бытие и актуальное бытие, субстанция и акциденция. Целью, несомненно, являются первичные виды бытия, т.е. те виды, которые присущи бытию как таковому.
Например, деление на белое и черное или большое и маленькое, равное и неравное, четное и нечетное, высокое и низкое и т.п. не являются видами «бытие как такового», а есть виды «бытия поскольку оно есть тело» или видами «бытия поскольку оно имеет количество», т.е. телесность в силу своей телесности или количество как таковое подразделяются на эти виды.
Но разделение на единое и многое или на необходимое и возможное - это разделение «бытие как такового».
В философии осуществлено детальное исследование о критерии этих разделений и определении того, какие из этих разделений есть разделение «бытия как такового», а какие — нет. Иногда встречаемся со случаями, когда некоторые философы причисляли отдельные разделения к видам «тела как такового» и предполагали, что выходят за рамки проблем философии. Некоторые же другие философы по разным аргументам считали их разделениями «бытия как такового» и относящимися к области первой философии. Мы на этих уроках укажем на некоторые из них.
В. Другая группа проблем - это проблемы, связанные с общими законами, господствующими над бытием, такими как: причинность; причина и следствие; необходимость, господствующая над системой причины и следствия; проблемы прежде, после и одновременности в иерархии бытия.
Г. Некоторые другие проблемы относятся к доказательству категории бытия или миров бытия, т.е. бытие имеет особые категории и миры. Исламские мудрецы признают четыре общих миров, или четыре ступени бытия:
Мир природы, или материальный мир.
Мир идей, или небесный мир.
Мир разумов, или запредельный (потусторонний) мир.
Мир божественности, или божественный мир.
Материальный мир - это мир материи, движения, времени и пространства, другими словами, мир природы и чувственных вещей, или мир земной.
Мир идей, или небесный мир, - это над природный мир, который обладает формами и измерениями, но лишен движения, времени и изменения.
Мир запредельный (потусторонний), т.е. мир разумов, или мир значений, который лишен форм и образов и находится выше мира идей (мира небес).
Божественный мир - это мир божественности и единобожие.
Д. Некоторые другие проблемы относятся к связям мира природы с надприродными мирами. По более точному выражению, это проблемы, относящиеся к линии нисхождения бытия от божественного мира до природы и к линии восхождения природы к более высшим мирам, особенно в случае с человеком, что называется «возвратом» и составляет большую часть высшей философии.
Существование и сущность.
Относительно существования и сущности главный спор состоит в том, существование ли является подлинным или сущность? Имеется в виду, что мы в вещах постоянно выделяем два значения и считаем оба значения по отношению к ним истинными. Одно из этих двух значений есть существование, а другое - «чтойность» («существование»). Например, мы знаем, что человек существует, дерево существует, число существует, количество существует... Но число обладает одной чтойностью и одной «табий’а» сущностью[[5]], а человек - другой чтойностью и сущностью. Когда мы спрашиваем: «Что такое число?» - последует один ответ, а когда спрашиваем: «Что такое человек?» - ответ будет другим. Многие вещи имеют очевидное существование, т.е. знаем, что они существуют, но не знаем, что они такое. Например, знаем, что жизнь существует, электричество существует, но не знаем, что такое жизнь и что такое электричество. Знаем многие вещи - что они такое. Например, «круг» у нас имеет ясное определение, и мы знаем, «что такое круг?» Но мы не знаем, имеет ли круг в объективной природе реальное существование или нет. Следовательно, существование есть нечто иное, или «чтойность». С другой стороны, знаем, что это множество, т.е. двойственность сущности и Существования есть чисто рассудочное явление, » т.е. в объективной реальности, ни одна вещь не есть две вещи. Следовательно, одна из этих вещей есть объективная, подлинная, вещь, а другая - рассудочная и неподлинная.
Этот спор, несомненно, долгий, а наша цель - в этих общих рассуждениях только знакомство с терминологией. То, что мы здесь должны знать, - это то, что проблема подлинности бытия и сущности не имеет долгой прошлой истории. Эта проблема изобретена в исламском мире. Фараби, Ибн Сина, Хаджа Насир ад-Дин Туей и даже Шейх Ишрак не поставили на обсуждение проблему под на
званием «подлинность сущности и подлинность существования». Этот спор возник в философии во время Мир Дамада (начало одиннадцатого века хиджры).
Мир Дамад был сторонником подлинности сущности. Но его знаменитый ученик Садр ал-мута'аллихин доказал подлинность бытия. С той поры все философы, имевшие достойные внимания идеи, были сторонниками подлинности бытия. Мы в третьем томе «Принципы философии и метод реализма» в определенной мере выяснили особую роль мистиков, мутакаллимов и философов в подготовке предпосылок, приведших к возникновению этой философской идеи Садр ал-мута'аллихина.
Вместе с тем следует сказать, что в наше время процвела некая философия, которую часто также называют философией подлинности бытия, и она есть философия экзистенциализма. То, что в этой философии называется подлинностью бытия, относится к человеку. Эта философия доказывает, что человек, в отличие от всех других вещей, не обладает какой-либо определенной, предзаданной сущностью и определенной моделью. Человек сам формирует и создает свою «чтойность». Эта идея в значительной мере правильная, и она в исламской философии подтверждена. Но то, что в исламской философии называется подлинностью бытия, во-первых, не относится только к человеку, а относится ко всему миру. Во-вторых, в исламской концепции подлинности бытия спор о подлинности обозначает объективность в противовес рассудочности и субъективности. Спор же экзистенциализма о подлинности означает первенство и предшествование. Во всяком случае, эти две концепции подлинности бытия не следует отождествлять.
УРОК СЕДЬМОЙ
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!