ИСЛАМСКИЕ ИДЕЙНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
На предыдущем уроке мы коротко разъяснили сущность иллюминативистского и перипатетического философских направлений и говорили, что между иллюминативистами и перипатетиками в интерпретации философских вопросов существует целая цепь основных разногласий. А также говорили, что, согласно распространенному мнению, Платон является главой иллюминативистов, а Аристотель - главой перипатетиков. Также было указано, что эти две школы продолжали существовать и в исламскую эпоху и некоторые исламские философы придерживались линии иллюминативизма, а некоторые другие - линии перипатетизма.
В связи с тем, что в исламском мире существовали и другие идейные направления, отличающиеся от иллюминативистского и перипатетического направлений и игравшие существенную и основную роль в развитии исламской культуры, мы вынуждены указать и на них.
Среди этих направлений существенными и достойными упоминания являются два:
1. Мистическое направление.
2. Каламистское направление.
Мистики, а также и каламисты ни при каких обстоятельствах не считали себя последователями философов, включая иллюминативистов и перипатетиков. Напротив, они противостояли им и между ними и философами происходили разного рода столкновения. И эти столкновения оказали существенное влияние на судьбу исламской философии. Мистика и калам наряду с тем, что столкновением и противодействием давали импульс развитию исламской философии, открыли для философии и новые горизонты. Многие вопросы, обсуждаемые в исламской философии, впервые поставлены мутакаллимами и мистиками, хотя точка зрения философов по этим вопросам явно отличается от точки зрения мистиков и мутакаллимов.
|
|
Поэтому совокупность исламских идейных направлений сводится к четырем, и исламские мыслители разделялись на четыре группы. Очевидно, что мы имеем в виду идейные направления, которые в целом имеют философскую окраску, т.е. являются неким видом онтологии и миропознания. Поскольку на этом уроке мы будем обсуждать только общие принципы философии, постольку не затронем юридические, герменевтические, хадисоведческие, литературоведческие, политические и этические направления мысли, ибо они относятся к другим отраслям знания.
Другой вопрос заключается в том, что все эти направления под влиянием исламских теорий приобрели особый характер и имеют значительные различия со своими аналогами, имеющими место вне исламских областей. Иными словами, над всеми ними довлеет особый дух исламской культуры:
1. Дискурсивное перипатетическое философское направление. Это направление имеет множество приверженцев. Большинство исламских философов были последователями этого направления. Ал-Кинди, Фараби, Абу Али ибн Сина, Хаджа Насир ад-Дин Туей, Мир Дамад, Ибн Рушд-и Андалуси, Ибн Баджа-и Андалуси, Ибн ас-Сайги Андалуси были перипатетиками. Олицетворением и совершенным представителем этой школы, безусловно, является Ибн Сина. Философские труды Ибн Сины, как «Исцеление», «Указания и наставления», «Спасение», «Алоиевая книга знаний», «Исход и возврат», «Приложения», «Споры», «Родники мудрости», - все посвящены перипатетической философии. В этом направлении опираются только и только на рациональный аргумент и рациональное доказательство.
|
|
2. Иллюминативистское философское направление. Это направление, по сравнению с перипатетизмом, имеет малочисленных приверженцев. Создателем этого направления был Шейх Ишрак. Кутб ад-Дин Ширази, Шахрзури и некоторые другие придерживались иллюминативистского направления. Сам Шейх Ишрак считался олицетворением и совершенным представителем этой школы. Шейх Ишрак написал множество книг, в том числе «Иллюминативная философия» («Хикмат ал-ишрак»), «Объяснения» («Талвихат»), «Диалоги» («Мутарахат»), «Ценности» («Мукавамат»), «Образы света» («Хайакил ан-нур»). Самой известной из этих книг является «Иллюминативная философия», и только она всецело выражает ил-люминативистскую линию. У Шейха Ишрака есть и некоторые брошюры на персидском языке, в том числе: «Голос горна Джаб-раила» («Аваз-и сури Джабраил»), «Красный разум» («Акл-и сурх») и др.
|
|
В этом направлении опираются на две вещи: во-первых, на аргумент и рациональное доказательство и, во-вторых, на душевное усердие и очищение души. Согласно этому направлению, открыть реальность мира одними аргументами и доказательствами невозможно.
3. Мистическое аскетическое направление. Направление мистицизма и суфизма опирается только и только на принцип очищения души на пути к Богу и приближения к Истине до ступени соединения с нею. Оно ни в коей мере не доверяет рациональным аргументам. Представители этого направления считают дискурсивистов догматиками. Согласно им, цель мистика - не только открытие истины, но и ее достижение.
Мистическое направление имеет много приверженцев, и в исламском мире появилось немало именитых мистиков. В их числе следует назвать Баязида Бастами, Халладжа, Шибли, Джунайда ал-Багдади, Зу-н-нуна ал-Мисри, Абу Са'ида Абу-л-Хайра, Хаджу Абдаллаха Ансари, Абу Талиба ал-Макки, Абу Насра Сарраджа, Абу-л-касыма ал-Кушайри, Мухи ад-Дина Араби ал-Андалуси, Ибн Фариза ал-Мисри и Мавлави ар-Руми. Олицетворением и совершенным представителем исламского мистицизма является Мухи ад-Дин Араби, который придал мистицизму форму цельной науки. Все последующие мистики находились под его сильнейшим влиянием.
|
|
Мистическое аскетическое направление имеет с иллюминативной философией один общий и два различающих признака. Общий их признак - это опора их обоих на принцип исправления, совершенствования и очищения души. Что касается двух их различающих
признаков, то один из них состоит в том, что мистик полностью отрицает аргументацию, а философ-иллюминативист, защищая ее, считает мышление и очищение помощниками друг друга. Другой их различающий момент состоит в том, что цель иллюминативистского философа - открытие истины, цель же мистика - соединение с Истиной.
4. Каламистское дискурсивное направление. Мутакаллимы, подобно философам-перипатетикам, опираются на рациональную аргументацию, но с двумя различиями.
Первое - рациональные принципы и основы, с которых мутакал-лимы начинают свои дебаты, отличны от принципов и основ, с которыми философы приступают к обсуждению проблем. Главный традиционный принцип, используемый мутакаллимами, особенно мутазилитами, - это принцип «прекрасного и безобразного», только с той разницей, что мутазилиты считают прекрасное и безобразное рациональными, а ашариты - каноническими. Мутазилиты на этой основе составили целую цепь принципов и правил, вроде «правила милости», «необходимости совершения всевышним Богом наилучшего» и многого другого.
Но философы принцип «прекрасного и безобразного» считают неким относительным и человеческим принципом из типа практических общепринятых и умозрительных начал, принятых в логике и используемых только в диалектике, а не в науке доказательства. Поэтому философы считают калам «диалектической мудростью», а не «доказательной мудростью».
Второе, мутакаллим, в отличие от философа, считает себя «обязавшимся» - обязавшимся защищать святость ислама. Философские же дебаты - это свободные дебаты, т.е. цель философа заранее не определена - не определено, какой взгляд он должен защищать. Цель же мутакаллима заранее определена.
Каламистское направление, в свою очередь, распадается на три течения:
А. Мутазилитское Каламистское течение.
Б. Ашаритское Каламистское течение.
В. Шиитское Каламистское течение.
Полное объяснение сущности этих течений на этом уроке не
осуществимо и нуждается в отдельном обсуждении. Мутазилиты многочисленны: Абу-л-Хузайл ал-'Аллаф, Наззам, Джахиз, Абу Убайда Муаммар ибн Мусанна, жившие во втором - третьем веках хиджры, Кази Абд ал-Джаббар Мутазили - в четвертом веке хиджры, Замахшахри - в конце пятого - начале шестого века хиджры были олицетворением и выдающимися представителями школы мутазилизма.
Шейх Абу-л-Хасан Ашари, умерший в 330 г, хиджры (948 г. х.э.), считается олицетворением и совершенным представителем школы ашаризма. Кази Абу Бакр Бакилани, Имам ал-Харамайн Джу-вайни, Газзали и Фахр ад-Дин Рази придерживались ашаритского направления.
Многочисленными были и шиитские мутакаллимы. Хишам ибн ал-Хакам - сподвижник Имама Джа'фара Садика (мир ему) является одним из выдающихся шиитских мутакаллимов. Династия Навбахти, бывшая одной из иранских шиитских династий, дала исламу многих великих мутакаллимов. Шиитскими мутакаллимами считаются также Шейх Муфид и Сайд Мортазо 'Алам ал-Худа. Олицетворением и великим представителем шиитского калама является Хаджа Насир ад-Дин Туей. Его «Очищение калама» («Тад-ридж ал-акаид») есть одна из известнейших книг по каламу. Хаджа также является философом и математиком. После Хаджи судьба философии коренным образом изменилась и калам преимущественно приобрел философскую окраску.
Среди суннитских каламистских книг наиболее известными являются «Объяснение принципов» («Шарх-и мавакиф») Кази ' Азуд ад-Дина Иджи — современника Хафиза, и ее толкование, принадлежащее перу Мир Сайда Шарифа Джурджани. «Объяснение принципов» Иджи написано под сильным влиянием «Очищения калама» Насир ад-Дина Туей.
УРОК ПЯТЫЙ
ВЫСШАЯ МУДРОСТЬ
На прошлом уроке коротко указали на четыре идейных направления в исламскую эпоху, а также перечислили их известных представителей.
Теперь добавим, что эти четыре течения продолжали свое существование до тех пор, пока не встретились в одной точке и в совокупности не породили единое течение. Точка, в которой встретились эти четыре направления, называется «высшей мудростью». «Высшая мудрость» была основана Садр ал-мута'аллихи-ном (ум. в 1050 г. х.), т.е. Садр ад-Дином Ширази. Понятие «Высшая философия» в «Указаниях и наставлениях» употребляется и Ибн Синой. Но его философия не стала популярной под этим именем.
Садр ал-мута'аллихин официально назвал свою философию «высшей мудростью», и его философия стала популярной под этим названием. Школа Садр ал-мута'аллихина по своей направленности сходна с иллюминативной школой, т.е. одновременно придерживается принципов доказательства, откровения и созерцания, но с точки зрения методологии и выводов она отлична от нее.
В школе Садр ал-мута'аллихина решены для всех времен многие вопросы, которые были предметом разногласия между перипатетизмом и иллюминативизмом, между философией и мистицизмом, между философией и каламом. Философия Садр ал-мута'аллихина не есть некая собирательная философия. Напротив, она есть особая определенная философская система, и хотя различные исламские идейные направления имели решающее влияние на ее возникновение, тем не менее ее необходимо признать самостоятельной идейной системой. У Садр ал-мута'аллихина большое количество сочинений, в том числе: «Четыре путешествия» («Асфар-и арбаа»), «Божественные свидетельства» («Аш-шавахид ар-рубу-бийа»), «Исход и возврат» («Мабда' ва ма'ад»), «Престольная книга» («Аршийа»), «Чувства» («МашЗ'ир»), «Комментарии к „Руководству" Асир ад-Дина Абхари».
Хадж Мулла Хади-и Сабзавари (1212 х.к.-1297 х.к.) - автор книг «Поэма» («Манзума») и «Комментарии к „Поэме"» («Шарх-и „Ман-зума"») - является последователем школы Садр ал-мута'аллихи-на. «Комментарии к „Поэме"» Сабзавари, «Путешествия» Садр ал-мута'аллихина, «Указания и наставления» и «Книга исцеления» Ибн Сины и «Иллюминативная мудрость» Шейха Ишрака были распространенными книгами, постоянно изучавшимися в старых научных центрах.
К числу работ, осуществленных Садр ал-мута'аллихином, относится то, что он придал философским проблемам, относящимся к роду идейных и интеллектуальных, строй и порядок, подобный тому, что придерживались мистики при объяснении душевного и духовного пути.
Мистики убеждены, что путник, используя мистическое направление, совершает четыре путешествия:
1. Путешествие от твари к твари. На этой стадии путник стремится преодолеть природу и оставить далеко за собой некоторую часть заприродных миров, дабы соединиться с сущностью Истины, чтобы между Истиной и им не было никакой завесы.
2. Путешествие с тварью в твари. Это вторая стадия путешествия. После того как путник сблизи познал сущность Истины, он при ее помощи приступает к путешествию в ее достоинствах, совершенствах, именах и атрибутах.
3. Путешествие с Истиной от твари к твари. В этом путешествии путник возвращается к твари и к людям. Но возвращение не означает отделения и отдаления от сущности Истины. Путник на этой стадии видит сущность Истины со всеми вещами и во всех вещах.
4. Путешествие в твари с Истиной. На этой стадии путник приступает к наставлению и руководству людей, к поддержке людей и их приближению к Истине.
Садр ал-мута'аллихин в соответствии с тем, что мысль (идея) есть вид пути, но пути рассудочного, разделил философские проблемы на четыре категории:
1. Проблемы, которые составляют фундамент и введение учения о единобожии и воистину представляют собой путешествие нашей мысли от твари к Истине (Универсалии философии).
2. Проблематика единобожия, богопознания и атрибутов Бога (Путешествие с тварью в Истину).
3. Проблематика действий Бога и общих миров бытия (Путешествие от Истины к твари вместе с Истиной).
4. Проблематика души и возврата (Путешествие в твари с Истиной).
Книга «Асфар-и арба'а», что означает «Четыре путешествия», написана в соответствии с этой системой и в этом порядке.
Садр ал-мута'аллихин, именовавший свою особую философскую систему «высшей философией», популярные и распространенные философии, включая иллюминативную и перипатетическую, называл философией публики, традиционной философией.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!