ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



В социологии институт понимают как формальную организацию, т.е. структурированную систему ролей, которая руководствуется в своей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых высшими органами власти (правительством, директором, ректором).

572

Социальная организация— это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регули­руемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Слово «организация» пришло к нам из французского, куда в свою очередь попало из латинского: organizo — придаю стройный вид, устраиваю. Соци­альная организация — это совокупность индивидов, ролей и других элемен­тов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения резуль­татов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная органи­зация — структура, предназначенная для координации деятельности двух и

более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Такие формулировки дают западные специалисты (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден).

 В зависимости от степени формали­зации принятых в системах связей, ста­тусов и норм существуют два способа социальной организованности — фор­мальная организация и неформальная организация.

Основой структуры социального института выступает формальная орга­низация— выстроенная от низших к высшим иерархия статусов. Ее основу составляют организационная карта с закрепленными за каждым отделом функциями и штатное расписание. Система уставных отношений в армии образует жесткий каркас ограничений степени свободы поведения военно­служащих.

Эти понятия появились в 1930-е гг. в процессе интерпретации весьма неожиданных результатов, полученных Э. Мэйо в ходе Хоторнских экспе­риментов. Обнаружилось, что администрация компании ничего не может поделать с неформальной группой рабочих, устроивших сговор по поводу снижения производительности труда. Мэйо сделал вывод, что малая груп­па сильнее огромной организации, а межличностные взаимоотношения людей важнее деловых.

В ходе экспериментов Мэйо выяснил, что в любой рабочей группе поми­мо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные — дружеские отношения (нефор­мальная организация) и неформальные группы рабочих — это мощное сред­ство социализации новичков и аутсайдеров. Всякий вновь прибывший на предприятие, попав в трудовую бригаду, был вынужден подчиняться выра­ботанным здесь традициям и нормам. А если он того не желал, к нему при­меняли весьма ощутимую систему санкций вплоть до физического насилия.

Неформальная группа— это социальная общность, сформированная на основе межличностных отношений и не имеющая официального, юриди­чески фиксированного, утвержденного статуса. Неформальная иерархиче­ская структура (дедовщина), существующая практически в каждом воин­ском подразделении, компенсирует недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе слабость института младших командиров. Так же, как в уставной структуре существуют свои системы форм дисциплинарного воз­действия и морального поощрения, призванные обеспечить нормальное функционирование официальной структуры, так и в неформальной струк-

573

туре воинских подразделений сложились свои системы мер аналогичного предназначения7.

Неуставные отношения, основанные на неформальном разделении воен­нослужащих по срокам службы («дедовщина», «годковщина», «землячества»), за время своего функционирования в армии и на флоте сформировали устой­чивые негативные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В армейской пирамиде неформальной власти приоритетные позиции старослужащим обеспечивает не только их большая сплоченность и соли­дарность, но также более высокое доверие со стороны офицеров, которые за год успели привыкнуть к ним, лучше узнать. Кроме того, у старослужа­щих появляются известные заслуги перед армией, т.е. год службы, отдан­ный Родине, много стоит. А новички — это уравнение с несколькими неизвест­ными. Неформальные группы могут функционировать как относительно изоли­рованные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные не­формальные молодежные группы; люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных общим интересом). Основным механизмом, приводящим к формированию и разви­тию неформальной группы в структуре официальных групп, является само­организация. В неформальной группе взаимоотношения складываются на основе эмоциональной близости и взаимных симпатий.

Не получившие официального статуса неформальные группы можно разделить на дружеские контактные группы с положительной социальной направленностью и группы, цели и интересы которых идут вразрез с целя­ми, нормами и ценностями общества. Дедовщина как форма социальной организации, основанная на принципах круговой поруки и насилия по от­ношению к чужим, относится к антиобщественным объединениям.

Таким образом, социальная организация представляет собой совокуп­ность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выпол­няемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работ­ников. В социальной организации основной единицей выступает не инди­вид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность ролей, объединенных в систему благодаря ка­налам коммуникации. Кроме того, социальная организация — это и целе­вая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определен­ных целей упорядоченным образом.

В социальной организации армии следует выделить две составляющие, существующие хотя и в связи друг с другом, но как бы автономно, по соб­ственным законам. Первая составляющая — формальная статусная система, базирующаяся на уставе, приказах, званиях, должностях и т.п. Ее можно назвать уставной статусной системой (в социологии организаций она име­нуется еще формальной организацией, или бюрократией). Вторая система — неформальная организация — существует вне и помимо приказов, званий

7 Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 66.

574

и должностей. Ее можно назвать неуставной системой. В экономической социологии для нее применяют термины «теневая экономика», «серая эко­номика», «неформальный сектор экономики». Ее проявлением в армии выступает дедовщина, которую называют также системой неуставных отно­шений.

Любое армейское соединение как своеобразная система подразделяется на однородные субструктуры: рота — на взводы, батальон — на роты, полк — на батальоны и т.д. Каждая подсистема представляет собой формальную группу с собственным управляющим звеном, назначение которого устав ограничивает двумя функциями — обеспечение целостности системы управ­ления подсистемой, ориентируемой на выполнение уставных норм, и реализа­ция команд вышестоящих по иерархии управляющих звеньев.

Идеальным состоянием военной организации принято считать «устав­ной порядок». Он предполагает макси­мальное соответствие внутреннего по­рядка в части, поведения военнослужа­щих требованиям воинских уставов и других нормативных документов. Сле­довательно, степень свободы военно­служащих должна быть сведена к возможному минимуму. Хотя для катего­рии личного состава срочной службы предусмотрена собственная иерархи­ческая лестница (существует шесть различных воинских званий), она не обеспечивает соответствующего статуса. Сержанты и старшины, как прави­ло, не имеют должностного авторитета. Солдаты и матросы в своей массе лишены прав. Фактически дисциплинарным уставом предусмотрено един­ственное право военнослужащего — право на личную жалобу8.

Уставные отношения асимметричны: офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты непаритетны при обращении друг к другу. Командир батальона может наказать за ошибку командира роты, но тот не может призвать к по­рядку зарвавшегося начальника. Команды сверху не обсуждаются и обяза­тельны к исполнению.

Любой военнослужащий без собственного согласия в уставном порядке может быть перемещен из одного подразделения в другое, с одной должно­сти на другую. Старшие по званию могут разжаловать младших по чину, но не наоборот.

Уставной армейский порядок подразумевает пирамидальную структуру функционирования армейской машины. Низшим звеном этой структуры является рядовой, высшим — министр обороны. Их связывает длинная це­почка промежуточных статусов, по которым приказ, отданный наверху, спус­кается до самых низов. Она включает командующих округами, дивизиями, полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями. Уставная статус­ная система предполагает беспрекословное выполнение приказа, проходя­щего по этой цепочке. Для функционирования такой системы придуман и десятилетиями апробируется механизм санкций — поощрений и наказаний.

8 Меркулов И.В. Происхождение и сущность «дедовщины» в армии // Социс. 1993. № 12. С. 109—112.

575

Он включает ордена, медали, очередные звания, выделение жилья, грамо­ты, благодарность, увольнение вне очереди, выговор, гауптвахту, наряд вне очереди и др. Опыт показал неэфективность официального механизма, при­водящего в движение огромную и крайне неповоротливую уставную систе­му. Поэтому параллельно ей формируется другая, неуставная и неофициаль­ная система вознаграждений и наказаний. У офицерского состава это меха­низм использования служебного положения в личных целях, в том числе корпоративные связи, круговая порука, воровство в особо крупных разме­рах. У рядового состава также существует неофициальная система санкций — дедовщина, которая строится на доминировании старослужащих над ново­бранцами.

Неуставные взаимоотношения но­сят обычно групповой, или коллектив­ ный, характер. «Деды» не стремятся выступать в своей роли в одиночку — они навязывают свою волю группой. Система норм и ролевых предписаний регламентирует поведение представителей всех «дедовских» страт, в том числе элиты. Ее представители не имеют права выступать в защиту «моло­дых», проявить участие, милосердие9. Но и новобранцы не решаются в оди­ночку протестовать против произвола «дедов». В среде молодых военнослу­жащих стремление к сопротивлению, защите собственного достоинства исключительно редко встречает поддержку. Их унижают как группу, но в качестве группы они очень редко выступают субъектом протестных дей­ствий, предпочитая смириться и «отыграться» на следующем призыве.

Единственной формой протеста является оставление части. Число таких происшествий с 1989 г. неуклонно растет. К «беглецам» проявляется опреде­ленная снисходительность со стороны официальной власти. Переходя в дру­гой коллектив, измученные новобранцы, во-первых, не нарушают конвенцио­нальный кодекс мужской чести, поскольку не доносят на своих, во-вторых, не разрушают традиционные отношения дедовщины. То и другое на руку как «дедам», так и офицерам: одни остаются при власти и продолжают угнетать «молодых», другие — при своей должности, поскольку их подразделение вы­глядит образцовым. Даже если офицеры намерены бороться с социальным паразитизмом старослужащих, у них связаны руки, ведь в стране до сих пор не принято ни одного эффективного закона против дедовщины.

ДЕДОВЩИНА И ЗЕМЛЯЧЕСТВО

Дедовщина не просто дополняет официальные структуры, но конкури­рует с ними. Ее логика противоречит логике легальной власти. По выраже­нию И.В. Меркулова10, дедовщина есть «суррогат» системы власти, в кото­ром присутствуют все необходимые атрибуты власти как таковой. Прежде всего бросается в глаза стратификация. Например, в ВМФ при продолжи­тельности службы три года существовала следующая «дедовская» иерархия: до полугода службы — «дух»; от полугода до года — «карась»; от года до по-

9 Меркулов И.В. Указ. соч. С. 111.

10 Там же. С. 109-112.

576

лутора лет — «борзый карась»; от 1,5 до 2 лет — «полторашник»; от 2 до 2,5 — «годок» («дед»); 2,5—3 года — «дембеля» (ДМБ, «профсоюз» и др.)- Две по­следние категории представляют «элиту», две первые — «плебс», оставшие­ся — «среднее сословие».

«Дедовская» статусная система — функциональное следствие невозмож­ности реализовать уставной порядок в большинстве воинских частей. Дедов­щина, закрепленная в сознании как традиция, привносит в армию ярко выраженный элемент корпоративности сержантского состава, практику крайне жесткого подавления личности. Считается, что дедовщина разрушает структуру армии, разъедает воинские коллективы, а основная причина ее существования заключается в отсутствии контроля со стороны офицеров. Как показывают наблюдения, подавляющее большинство офицеров равно­душно относится к тому, что происходит в казарме в их отсутствие. Дедов­щина им даже выгодна — старослужащие выполняют их работу по ежеднев­ному контролю за дисциплиной в подразделении.

Рис. 38. «Дедовская» иерархия в Военно-Морских Силах

В одних случаях «дедовская» статусная система действует как подпорка для уставной, заполняя ее пробелы, проникая туда, где формальный авто­ритет отсутствует или неэффективен. К примеру, у офицеров нет никаких стимулов заставить солдат добросовестно относиться к своим обязанностям. Загаженный туалет никто добровольно и даже при слабом принуждении чистить не будет. Но стоит обратиться к «дедам» с просьбой решить пробле­му, и через час туалет будет сверкать.

В других случаях неформальная статусная система противостоит фор­мальной уставной. Это происходит в тех ситуациях, когда командиры пы­таются противостоять авторитету «дедов», покончить с дедовщиной. Иног­да попадаются рачители формальной культуры, например, командир роты пытается бороться с любым проявлением дедовщины (даже незначитель-

577

ным), заставляя личный состав жить строго по уставу: офицер застегивает «дедам» крючки на форме, выпрямляет ременные бляхи, требует, чтобы они мыли пол наравне с «салабонами». По мнению И. Попова", это бесполез­ное занятие, ибо пока они сражаются со второстепенной атрибутикой, за спиной нередко творятся бесчинства.

Прямое столкновение «дедовской» статусной системы с уставной про­исходит там, где начинается уголовный кодекс. Устав запрещает физиче­ское насилие, а «дедовщина» его предполагает. Без насилия «дедовская» си­стема теряет всякий смысл. Физическое насилие используется в трех случа­ях: во-первых, в интересах армии (чтобы поддерживать технику в боевой

готовности); во-вторых, в интересах самого «деда»; в-третьих, следует отме­тить, что всякая жизнеспособная сис­тема имеет склонность развиваться до абсурда. Так происходит и с «дедовщи­ной», которая доводит насилие до крайности и извращений — убийств, изнасилований, членовредительств, жесточайших избиений12.

Землячество выступает разновидностью неформальной статусной систе­мы. Это сообщество представителей одной национальности либо выходцев из одной и той же местности, объединяющихся для защиты «своих» и про­тивостояния «чужим». Особый тип «землячеств» образуют москвичи и пе­тербуржцы. Офицеры склонны использовать их для своих целей как наибо­лее сообразительных, и это вызывает негативную реакцию у других солдат. Слово «москвич» нередко используется как ругательство. Ситуация с зем-

Врезка

И. Попов. Советы «салагам»

Если не умеешь мыть пол, не можешь вдеть нитку в иголку, излишне задумчив и нетороплив, знай, что ты кандидат № 1 на роль «козла отпущения». Не любят маменькиных сынков, воображал, жмо­тов. Неумение, впрочем, можно компенсировать старанием, желанием научиться, исполни­тельностью (но только не лебезить!). Не очень-то «наедешь» на физически крепкого парнишку. По­этому обязательно «подкачайтесь» перед призы­вом. Не будут особенно донимать художника, спо­собного помочь «дедам» оформлять «дембель-ские альбомы», уважают владеющего гитарой. Обязательно попытайтесь разыскать «деда»-зем-ляка! В случае чего будут обеспечена поддерж­ка и заступничество.

И все же в одиночку от «стариков» не отбиться (заклюют, сломают, даже если ты крутой культу­рист). Только сообща, сплотившись всем молодня-ковым составом. Поэтому, молодые, ни в коем случае не грызитесь между собой!

Ну а если вокруг одни мучители и допекли они до предела? Куда жаловаться? Своим офицерам — малоэффективно. Лучше написать письмо в во­енную прокуратуру, но постарайтесь при этом опустить его в почтовый ящик не на территории

части. И непременно информируйте о своей горь­кой доле родителей — им легче будет поднять шум, заявить о творящихся безобразиях в соответствующие инстанции. Источник: Попов И. «Дедушки» и «салабоны» // Аргументы и факты. 1994. № 31.

" Попов И. «Дедушки» и «салабоны» // Аргументы и факты. 1994. № 31.

12 Белановский С, Марзеева С. Войны однополчан // Век XX и мир. 1990. №11.

578

лячествами обостряется в многонациональной части. Опрошенные социо­логами военнослужащие не раз заявляли, что членство в землячестве защи­щало их от дедовщины. В землячества прежде всего объединяются предста­вители Кавказа, Закавказья и Средней Азии, которые требуют привилегий, часто несовместимых с отношениями равенства и братства, например при­вилегии не работать вообще либо не заниматься грязными работами. Кав­казские «землячества» часто выходят за пределы части и образуют межпол­ковые соединения. Они отличаются сплоченностью и агрессивностью; для них характерны особо острые конфликты, иногда с криминальным исходом. Даже небольшая группа кавказцев способна терроризировать многочислен­ные группы из представителей других национальностей'3.

В советской армии грузины, армяне, чеченцы, осетины, абхазцы, азербай­джанцы объединяются с целью своего господства, а среднеазиаты — прежде всего в целях собственной безопасно­сти14. Представители Средней Азии способны доминировать лишь в услови­ях численного авторитета, причем зна­чительного. Они не склонны диктовать свои условия, но, оказавшись у власти, могут проявлять большую жесткость. Если кавказцы, чтобы добиться цели, использовали агрессивность, то средне­азиаты демонстрировали сплоченность и незнание русского языка15. Возника­ли сложные этнолингвотерриториаль-ные конгломераты, объединявшие лю­дей, которые вне армии порой не ощу­ щали никакой общности16.

При этом внутри самих землячеств сохраняется неуставная иерархия. Неформальные статусные системы в ар­мии неоднородны по своему составу: в каждой статусной группе (будь то старослужащие или молодые солдаты, представители той или иной нацио­нальности и т.п.) существуют свои «лидеры», «нейтралы», «изгои» и т.п., т.е. люди, играющие в данной общности ту или иную социальную роль, за­нимающие ту или иную позицию17.

Белановский С, Марзеева С. Указ. соч.

На казарменном жаргоне они звались иначе — «чурки», «бамбуки», «шашлыки» и пр.

15 Белановский С, Марзеева С. Указ. соч.

16 Левинсон А. Об эстетике насилия (армия и общество в СССР/России за последние 10 лет) // Не­прикосновенный запас. 1999. № 2 (4).

17 Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 64.

579

Названные национальные землячества не только объединяются по тер­риториально-национальному признаку — все вместе они объединяются про­тив славян, хотя не всегда и не везде. Таким образом, самое крупное деле­ние в армии — на славян и неславян. Характерно, что славяне внутри своей

группы проявляют больше жестокости, чем члены землячеств по отношению друг к другу. При этом они испытывают гнет со стороны кавказских и сред­неазиатских землячеств, поскольку сами не группируются, чтобы защитить себя. Во многих случаях «молодые» национального происхождения имеют право вести себя, как «деды», по отношению к славянам, прослужившим год и более18.

Нередко система землячеств составляла конкуренцию «дедовской» ста­тусной структуре. В одних случаях землячества поглощали дедовщину, в других — землячества растворялись в дедовщине.

Таким соотношение сил между различными статусными системами внутри

неформальной структуры было нака­нуне распада СССР. В 1990-е гг. ситуа­ция изменилась, поскольку на смену многонациональной Советской Ар­мии, где постоянно нарастала числен­ность неславянских этносов, пришла более однородная российская армия. В результате дедовщина восстановила свои права и превратилась в доминиру­ющий тип неформальной структуры. В конце 1980-х гг. специалисты при­шли к выводу о том, что землячество воз­действовало на армию даже хуже, чем дедовщина. «Дедовская» структура спо­собствует поддержанию хотя бы мини­мальной боеспособности или не мешает этому. «Земляческая» же ломает «дедов­скую» систему, одновременно разъедая боеспособность. Армия, где доминирует «земляческая» система, не просто небое­способна, она социально опасна19. До конца 1960-х гг. Советская Армия была по преимуществу славянской. Резкое увеличение численности предста­вителей среднеазиатских республик в армейских структурах произошло по де­мографическим причинам (у славян наблюдалось падение рождаемости, кро­ме того, они больше других наций пострадали в Великой Отечественной вой­не). Этот фактор стал заметен на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Начиная с событий в Нагорном Карабахе в армию автоматически перешли конфликты, происхо­дившие в национальных республиках: межнациональные драки в казармах, даже убийства20. По некоторым сведениям, в смешанных частях национальные отношения уже превалировали над «дедовскими». Крупные «землячества» ре­шали проблему власти с помощью массовых избиений «противника».

Социологи тогда предлагали формировать воинские части по территори­альному признаку — по примеру зарубежных стран, где солдаты ходят на службу, как на работу, и имеют выходной день.

18 Белановский С, Марзеева С. Войны однополчан // Век XX и мир. 1990. №11.

19 Там же.

20 Там же.

580


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 724; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!