ФЕНОМЕН ВОЕНИЗИРОВАННОЙ СПАРТЫ



Ярким примером тоталитарного военизированного общества служит древ­няя Спарта. В ее социальной структуре представлены три самостоятельных слоя — спартиаты, периэки и илоты (рис. 36). Спартиаты имели политиче­ские права, были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами (первоначально наделы были одинаковы, но со временем появилось социальное неравенство). Периэки были лично свободными, но политическими правами не пользовались, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должно­стными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращен­ные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участ­ке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хо­зяйство и свои орудия производства. Илоты также несли военную службу и могли быть отпущены на волю государством. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора.

Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан1. Спартанцы жили в соб-

Hodkinson S. Warfare, wealth, and the Crisis of Spartiate Society // Rich and Shipley. War and Society in the Roman World. L.; N.Y., 1995. P. 146-176.

569

ственном государстве, как в военном лагере, и воспринимали военные по­ходы как единственно возможный отдых от домашней муштры. Эта казар­менная идиллия могла долго продолжаться только в закрытом социуме. Действительно, спартанские власти ввели жесткие ограничения как для въезда в страну иностранцев, так и для выезда из страны собственных граж­дан. Спарта была единственным государством в Греции, где контроль госу­дарства над обществом носил столь тотальный характер2.

Рис. 36. Социальная организация спартанского общества (около 700 г. до н.э.)3

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет из него здоровый граж­данин или его следует отнести на гору Тайгет. Первые годы жизни мальчик проводил дома. Далее ребенок воспитывался не в доме отца, где он мог пере­нять отцовские привычки, навыки, умение, а среди сверстников, оторванный от семьи. С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии, т.е. компании из 15 сотрапезников, про­должая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился пол­ноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании (апелле), но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне». Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борь­бу, метание диска и копья. Сообщается, что Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей4.

Реформа Ликурга ввела возрастные классы; дети распределялись по воз­растным группам, причем старшие присматривали за младшими и обучали их.

2 ПечатноваЛ.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001. С. 6—8.

3 Модифицировано по источнику: Энциклопедия «Хроника человечества». М., 1996.

4 Источник: www.krugosvet.ru.

570

Эти юношеские объединения были первой ступенью подготовки к взрослым «общим столам». Всего было 40 таких «годовых классов»; все члены их были военнообязанными. Высшей точкой 13-летнего образования спартанского мальчика была аттестация для вступления в один из «общих столов». Про­цедура принятия во фратрию была основана на кооптировании, и единствен­ный «черный шар» означал отказ в принятии. Кандидат, которого коопти­ровали в «общий стол», оставался бессменным членом его в течение 40 лет. Он вносил регулярные взносы пожертвованиями и деньгами. Предательство или трусость, проявленные на войне, влекли за собой неминуемое исклю­чение из фратрии5.

Основные черты спартанской сис­темы — жесткий отбор, строгий надзор и специализация, дух состязательности с применением поощрения и наказа­ния как воспитательного средства. Подчинение воинской дисциплине для спартиата было обязательным. Служба в действующей армии в общей сложности длилась 53 года; кроме того, спар-тиат был обязан безоговорочно выполнять все общественные обязанности, включая обязанность взять жену. Спартиатам запрещалось вести нормаль­ный семейный образ жизни, оставаясь в семье и уделяя достаточно внима­ния дому. Даже свою брачную ночь жених проводил в казарме; хотя запрет на ночлег дома постепенно ослабевал, запрет на домашний обед оставался в силе и был абсолютным.

Главным направлением спартанской системы было нравственное воспи­тание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жестко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало три цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл — эфебия (юноши от 16 до 20 лет). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, лов­кость и пр. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям. Музыка, песни были направлены на мобилизацию воинов. Дошедшие до нас песни Тиртея (вто­рая половина VII в. до н.э.), например, призывали пренебрегать любой сла­вой, кроме воинской. Так в начале VI в. до н.э. в Спарте было создано воен­ное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей6.

Спартанские мальчики последние два года своего обучения состояли на секретной службе, призванной контролировать лаконийскую провинцию и действовавшей по ночам, наводя ужас на илотов. Вдохновляя своих граж­дан на невиданный героизм, прославивший их в веках, Спарта одновременно с этим поощряла детскую преступность среди членов секретной службы, обеспечивая их руками власть меньшинства над большинством.

Именно в Спарте появился прообраз современной дедовщины — изде­вательского отношения высокостатусных лиц по отношению к низкостатус-

5 Тойнби А. Спартанцы. — http://blacklight.hl.ru/histlO.htm.

6 Лавренов С.Я. Армии Древней Греции VI-IV вв. до н.э. М., 2001.

571

ным с применением физического насилия и мо­рального унижения. Здесь широко использовались террор и насилие по отношению к илотам. Наибо­лее ярко это проявлялось во время периодически проводившихся криптий, когда уничтожались наиболее сильные и потому потенциально опас­ные рабы, а по отношению к гражданам — в самой системе воспитания, основанной на «кулачном праве» и жестоких телесных наказаниях.

И при современной дедовщине, и при спартан­ской организации общества знатное происхожде­ние не является обязательным требованием для успешной карьеры в сообществе. У спартанцев фи­зически слабые новорожденные сразу приговари­вались к смерти общественными властями, осталь­ные обязательно проходили курс спартанского воспитания. В российской армии физически сла­бые новобранцы и «маменькины сынки» становят­ся объектом насмешек и издевательств. По отно­шению к ним «дедовская общественность» приме­няет жесткие методы перевоспитания. Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении спартиат мог претендовать на заметное место в обществе, а прошедший успешно курс молодого бойца россиянин удостаивается очередного зва­ния — как официального (нашивки на погонах), так и неофициального (более щадящее прозвище). Историки выделяют и другие черты спартан­ского общества, в частности, закрытость, искусст­венную замкнутость, стремление к экономической и культурной автаркии (запрет гражданам селиться вне государства, ограни­чение контактов с иностранцами, использование «неконвертируемых» же­лезных денег, неразвитость ремесел и торговли, отторжение чужеземных влияний и т.д.). Этому обществу присущи также милитаризация всей жиз­ни (фактически спартиаты постоянно находились в положении воинов, жи­вущих в военном лагере) и агрессивная, «империалистическая» внешняя по­литика (подчинение Мессении, создание Пелопоннесского союза, конфликт с Афинской архэ и установление гегемонии в Греции после победы в Пело­поннесской войне).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 838; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!