Снисхождение восточного принца



УДК 82-1

ББК 84(2Рос-Рус)6-5

    И 20

 

 

Автор книги А. Иванов

 

В книге использованы материалы и фотографии из личного архива Алексея Иванова (фан-клуб Виктора Цоя «КАМЧАТКА»)

 

Иванов А.Ю. Неизвестный Виктор Цой. – Новосибирск, 2012г. 88 с.: ил.

Издание второе, переработанное и дополненное.

 

За свою короткую жизнь Виктор Цой успел написать более 300 песен и стихов. Только третья часть этих произведений оказалось известной широкому кругу почитателей творчества Виктора. Данная книга - это вторая попытка автора А. Иванова систематизировать и собрать в одном сборнике максимальное количество ранее не издававшихся и не публиковавшихся песен и стихов Виктора Цоя.

 

 

© В.Р. Цой

© А.Ю. Иванов

 

 

От автора

 

Уважаемый читатель. Ты сейчас держишь в руках книжку «Неизвестный Виктор Цой». Это второе издание. Первое увидело свет в 2000-ом году и представляло собой сборник неизвестных рукописей, стихов и черновиков песен Виктора Цоя. Как показало время, некоторые неточности в этом сборнике всё же были. В конце концов, за эти годы мною были найдены и другие неизданные тексты песен Виктора Цоя, фотографии с концертов в Новосибирске, его интервью у нас. Всё это побудило снова взяться за перо и подготовить для вас наиболее полное издание неизвестных ранее стихов и песен Виктора Цоя, воспоминания общавшихся здесь с ним людей. Это воспоминания журналиста Дмитрия Радкевича о первом приезде Виктора Цоя в Новосибирский Академгородок в декабре 1984 года, а также воспоминания Владимира Миллера о концертах Цоя в спорткомплексе «Север» в 1988-ом. Интервью Виктора Цоя А. Козлову и Сергею Черникову.

Смею утверждать, что это наиболее полное и правильное подобное издание неизвестных песен и стихов, выходившее за все годы после гибели Виктора.

Если в книге и встречаются отдельные неточности, то лишь вследствие того, что некоторые рукописи Виктора Цоя так и не удалось расшифровать целиком, а отдельные песни исполнялись Виктором на концертах в различных вариациях.

В любом случае, автор будет рад вашим уточнениям и замечаниям, ежели такие будут обнаружены в книге.

 

Директор Независимой видео-студии «ЯкЫн» Алексей Иванов.

 

Сын (8 лет): - Мама, а «Цой» - это нехорошее слово?

Мать (удивлённо): - Нет… С чего ты взял?

Сын: - А почему же тогда его на заборах пишут?

(Из разговора) опубликовано «Молодость Сибири» 24, 1993г.

 

ГЛАВА 1

ПЕСНИ ВИКТОРА ЦОЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В АЛЬБОМЫ

 

В этой главе приводятся именно песни Виктора Цоя, которые исполнялись им на квартирных или электрических концертах, но по разным причинам не вошли в известные альбомы или изданные записи и до сих пор не имеют широкого хождения в народе.

 

«УЕЗЖАЮ КУДА-ТО»

Уезжаю куда-то, не знаю куда,

И не знаю зачем, и не знаю когда.

Мой билет в никуда, поезд мой в никуда,

Но я все-таки еду. Один. Как всегда.

Вот дорога моя, ей не видно конца,

Ей не видно конца, я не помню лица,

Той, что смотрит откуда-то сверху, лица

Под дождём из свинца. Я не помню конца.

 

«ПАПА, ТВОЙ СЫН »

Мне всё равно, работать, где и кем,

Мне всё равно, когда и что я съем.

Мне всё равно, проснусь я завтра или нет,

А мне ещё только двадцать лет.

Папа, твой сын никем не хочет быть,

Папа, твой сын никем не хочет быть,

Папа, твой сын никем не хочет быть,

Папа, твой сын никем не хочет быть.

А что делать?

 

«ПЕСНЯ ДЛЯ МАРКА БОЛАНА»

Я иду, куда глаза мои глядят

И, если хочешь, пойдём со мной.

Я уже своим мечтам и снам не рад,

И то же будет с тобой.

Не закрывай на грязь и боль глаза

И на цветы с усмешкой ты посмотри.

Сломай свои раз и навсегда тормоза,

Глаза, пока не поздно протри.

Припев:

Пойдём со мной и выпьем пива в ларьке,

Пойдём хоть на этот раз.

Потом пойдём купаться в грязной реке,

Только не закрывай глаз.

 

Не надейся, что тебе будет навсегда

Всего четырнадцать лет.

Очень быстро летят твои года,

А ты всё в розовом сне.

Я иду, куда глаза мои глядят

И если хочешь, пойдём со мной.

Я своим мечтам и снам не рад,

И то же будет с тобой.

Припев.

 

«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ГОРОД МОСКВА»

А мне не нравится город Москва,

Мне нравится Ленинград.

Мы – рано созревшие фрукты,

А значит, нас раньше съедят.

Припев:

Я люблю, когда есть чего пить,

Я люблю, когда есть, чего есть.

Я налит своим собственным соком,

Не хочешь ли ты меня съесть?

 

Я доволен, если мне хорошо,

И я зол, если плохо мне.

Я блюю, если я перепью,

Я всю жизнь живу как во сне.

Припев.

Я упал, подбирайте меня,

Я уже начинаю гнить.

Я дам смерть тем, кто хочет смерть.

Я дам жизнь тем, кто хочет жить.

Припев.

 

«АСФАЛЬТ»

Вечер наступает медленнее, чем всегда,

Утром ночь затухает, как звезда.

Я начинаю день и кончаю ночь,

24 круга прочь, 24 круга прочь,

Я – асфальт.

 

Я получил письмо от себя себе,

Я получил чистый лист, он зовёт к тебе.

Я не знаю, кто из вас мог бы мне помочь.

24 круга прочь, 24 круга прочь,

Я – асфальт.

 

Я свой сын, свой отец, свой друг, свой враг.

Я боюсь сделать этот последний шаг.

Уходи день, уходи, уходи в ночь.

24 круга прочь, 24 круга прочь,

Я – асфальт.

 

Прочь, я – асфальт.

Прочь.

 

«МОЁ НАСТРОЕНИЕ»

Я на запотевшем стекле трамвая

Пальцем рисую плохие слова.

Кругом водосточные трубы играют.

И мокра от дождя, как на клумбе трава,

Голова.

 

И город вдруг сразу стал серым и мокрым.

Я шагаю, не прячась под сенью зонтов.

И блестят от дождя, словно зеркальца, стёкла.

Я готов зайти в гости в любой из ближайших

Домов.

Припев:

Моё настроение,

Зависит от количества

Выпитого пива.

Я никому не нужен,

И никто не нужен мне.

 

Уже капает с крыш и прошёл первый дождь,

И на улице плюс, и весна так близка.

Всё не так будет плохо, если ты улыбнёшься,

И мы вместе посмотрим на мир сквозь стакан

Сушняка.

 

Поколение Икс, поколение Ноль.

Мы странны, нас узнать можно с первого взгляда.

Мы забыли про боль – перекатная голь.

Я не знаю, кому из нас здесь ещё что-нибудь

Надо.

Припев.

 

«ГРАБИТЕЛЬ ХОЛОДИЛЬНИКОВ»

Он ночью выходит из дома,

Забирается в чужие квартиры.

Ищет, где стоит холодильник

И ест.

Люди холодеют от страха,

Шорох раздаётся в квартире.

Он открывает их холодильник

И ест.

Люди крепко запирают квартиры,

Покупают пулемёты и гранаты,

Он приходит и проходит сквозь стену

И ест.

Никто и никогда его не видел,

Стоят холодильники пустые.

Люди болеют, люди умирают

Он ест.

 

«Я ХОЧУ БЫТЬ КОЧЕГАРОМ»

Надоело ходить на работу,

Каждый день к девяти на работу.

Я нашёл выход, я хочу быть кочегаром,

Кочегаром, кочегаром,

Работать сутки через трое,

Через трое, через трое.

Я хочу быть кочегаром,

Кочегаром, кочегаром.

Эта песня кочегарам рок,

Эта песня кочегарам рок,

Эта песня кочегарам рок,

Эта песня кочегарам рок.

 

«СТАНЬ ПТИЦЕЙ»

Стань птицей, живущей в моём небе.

Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове.

Стань птицей, не думай о хлебе,

Я стану дорогой, смелей.

Я помню прозрачность воды моря,

Я вижу прозрачность горящего газа.

Стань сердцем, бейся в моём теле,

Я стану кровью.

Я буду делать всё как умею.

Стань книгой, ложись в мои руки.

Стань песней, живи на моих губах,

Я стану словами, запомни.

 

«СЕРАЯ ТЕНЬ»

Серая тень, обручем мысли давят в мозг.

Каждый день, и я не знаю,

Как мне быть, сижу целый вечер дома.

На улице - дождь, мой телефон молчит,

Как труп. Словно пень, тихо сижу, готов завыть.

И кажется день огромным.

У-у-у-у-у.

Кажется день огромным.

 

Ты получил липкий стакана поцелуй

И затих, и не желаешь ничего,

Бросаешь слова на ветер.

Сколько таких, сколько, таких как ты.

Сидят по углам и каждый занят ерундой.

Каждому солнце светит.

 

"ФРАНЦУЗСКИЙ БОЦМАН"

(В. Цой, С. Курёхин)

Однажды ночью, в городе Одесса,

В шалмане Мойши возле Молдаванки,

Сидел известный всем налётчик Жора.

И там была его подруга Лара.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев Лару, он упал с каштана.

А Жора, вмиг достав перо с кармана,

Сказал, что что-то стало слишком дурно.

 

А в это время в славном Ленинграде

Грузины отмечали день Победы.

И среди них была одна особа,

Участница войны против японцев.

Тут мимо проходил французский боцман,

Ее, увидев, он пошёл на Зимний.

А в это время выстрелом Авроры

До основанья был разрушен Медный всадник.

 

А в это время, молча по этапу

Шли декабристы в ссылку из Ирана.

И среди них шёл гордый князь Волконский,

Продукт религиозного экстаза.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев князя, он упал с жандарма.

А Пушкин шёл за ним, ломая руки,

Держа в руках кровавый символ мести.

 

А в это время в Рио-де-Жанейро

Кишел пираньями залив Лос-Панчос.

Не знав об этом, юная креолка

Пошла купаться. Звали её Флора.

Тут мимо проходил французский боцман.

Увидев Флору, он упал с лианы.

При перестрелке был убит Фернандо,

Хозяин местной мафии китайцев.

 

А в это время в Африке далёкой

Пигмеи двух слонов загнали в яму.

И среди них красивая туземка,

Которая была женой шамана.

Тут мимо проходил французский боцман,

Ее, увидев, он свалился с пальмы.

Шаман решил, что это дух Кокоса,

Культурный атташе из Гондураса.

 

А в это время в праздничном Мадриде

Два гранда развлекались кастаньетой.

И среди них был гордый кабальеро,

Известный всей Севилье слабоумьем.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев грандов, он упал с дуэньи,

Которая несла ему записку

О том, что встреча будет среди мулов.

 

А в это время в знойных Каракумах

Вели киргизы караван верблюдов.

И среди них одна авангардистка,

Обмотанная полиэтиленом.

Тут мимо проходил французский боцман,

Ее, увидев, он упал с варана.

Варан плодился посреди жасмина

И весь пропах вонючими цветами.

 

А в это время где-то на Чукотке

Охотились все чукчи на тюленей.

И среди них была одна чукотка,

Которую все чукчи звали просто чука.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев чуку, он упал с оленя.

И чукчи все попадали на землю

По древнему обычаю туземцев.

 

А в это время в лагере Апашей

Индейцы пили огненную воду.

К столбу была привязана красотка,

Обвешанная скальпами бельгийцев.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев скальпы, он упал с вигвама.

Индейцы закурили трубку мира,

Набитую картинами Гогена.

 

А в это время в городе Стамбуле

Вся армия турецких янычаров

Сидела рядом на блатной малине,

Разрушенной Тунгусским метеором.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев турок, он решил сдаваться.

Но тут пришли связные от тунгусов,

Прося вернуть им метеор обратно.

 

А в это время в Тихом океане

Пираты захватили остров Паски.

Там находилась русская шпионка,

Пропитанная нитроглицерином.

Тут мимо проходил французский боцман.

Ее, увидев, он упал с коралла

И проявил завидную сноровку,

Добытую при чтении Корана.

 

А в это время в Северной Пальмире

Две шайки озверевших демократов.

Пытались изнасиловать корову,

Прибывшую на Игры доброй воли.

Тут мимо проходил французский боцман,

Увидев вымя, он покрылся потом,

Все детские и юношеские грёзы

Слились в едином образе коровьем.

И т.д., и т.д., и т.д.

 

«РАНЬШЕ»

Раньше в твоих глазах отражались костры.

Теперь лишь настольная лампа, рассеянный свет.

Что-то проходит мимо, тебе становится не по себе.

Это был новый день - в нём тебя нет.

 

Раньше в твоих глазах отражалась ночь.

Теперь, когда за окнами ночь, - твои глаза спят.

И вот на рассвете ты не заметил, как начался новый день.

Ты до сих пор в старом - там нет никаких преград.

 

«ДВИГАЙСЯ, ТАНЦУЙ СО МНОЙ»

(В.Цой, Д. Стингрей)

Пора идти, и я готов следовать за тобой.

Потом будет поздно, потом будет поздно, пора идти.

Ты чувствуешь волны, мягкие волны за спиной.

Вставай, а то потом никто не сможет тебя спасти.

Припев:

Двигайся, двигайся, танцуй со мной, а – а – а – а . - (4р.)

 

Спой мне песню и, может быть, я подпою тебе.

Напиши мне письмо, напиши мне письмо, прочитаю его.

Линии жизни на твоих руках почти до плеч,

Смотри - реки встают на дыбы, им некуда течь.

Припев.

 

«НЕ БОЙСЯ, ЭТО ТОЛЬКО КИНО»

Они сказали: надо пройти!Они не верят, что есть другие пути.Не бойся, это только кино,Я знаю, точно - это кино. Кончится фильм, Зажгут свет, и мы поедем домой.Те, кто был раньше, вставляли в их ружья цветы,В ответ на это свинец затыкал их рты.

 

«ИСТОРИЯ ЭТОГО МИРА»

Как много весёлых ребят,

И все делают велосипед,

А один из них как-нибудь утром

Придумает порох.

Ну а, я тут сижу без тебя,

Мне до этих ребят дела нет..

Лишь окурки лежат на полу,

Да мусора ворох.

Припев:

Расскажи мне историю этого мира,

Удивись количеству прожитых лет.

Расскажи, каково быть мишенью в тире.

У меня есть вопрос,

На который ты не дашь мне ответ.

 

Как странно проходят часы,

И как странно не хочется спать,

И как странно, когда за окном

Проезжает машина.

И я не знаю, точны ли весы,

Но мне не хочется их проверять.

Мне слишком нравится эта картина.

Припев.

 

«СОСНЫ НА МОРСКОМ БЕРЕГУ»

Была написана для «Чёрного альбома»

Я устал от чужих городов,

Я устал молоть этот лёд..

Я хотел бы уснуть, но нет времени спать.

И опять за окнами ночь,

И опять где-то ждут меня,

И опять я готов идти, опять.

Припев:

Но я верю, что ты

Снова скажешь эти несколько слов.

И тогда я готов оставить след на этом снегу.

И я знаю, что мне

Недолго осталось ждать.

Чтобы снова увидеть сосны на морском берегу.

Переулки молчат,

Под ногами усталый асфальт,

Но под крышами город продолжает жить.

И пускай фонари,

Светят ярче далёких звёзд,

Фонари все погаснут, а звёзды будут светить.

 

«ЗАВТРА ВОЙНА»

Над полями туман, над землёй туман.

Ты придёшь - не придёшь, всё одно - обман.

А на небе луна, за ней звёзд стена,

А над хутором песня слышна.

И идёт паренёк и ему невдомёк,

То, что завтра начнётся война.

 

«МАЛЫШ»

Тёплое, тёплое море, жаркое солнце,

Синие, синие волны и пустынный пляж.

Музыка рядом со мною, ты рядом со мною.

И весь этот берег наш.

Припев:

Когда я вижу, как ты танцуешь,

Малыш, ты меня волнуешь.

Когда ты смотришь так серьёзно,

Малыш, я тебя люблю.

Когда ты робко меня целуешь,

Малыш, ты меня волнуешь.

Но не могу, не могу, извини, не могу.

 

Песня летит над волнами, летит как цунами,

Но корабль на горизонте плывёт.

Что же случилось с нами, что же случилось с нами?

Этот вопрос мне покой не даёт.

Припев:

Когда я вижу, как ты танцуешь,

Малыш, ты меня волнуешь.

Когда ты смотришь так серьёзно,

Малыш, я тебя люблю.

Когда ты робко меня целуешь,

Малыш, ты меня волнуешь.

Но не могу, не могу, извини, не могу.

Но не могу, не могу, хоть уволь, не могу.

 

«ДЕТИ МИНУТ»

Один любит рок, другой любит сок,

А третий идёт по стране чудес,

А четвёртый всё поёт о трёх-четырёх

Но какой в этом прок? Какой в этом прок?

Раньше у нас было так много комнат,

Полных людей, полных идей.

А сейчас ничего, только рыба гниёт

С головы у фашистских детей.

Припев:

Дети минут никогда не поймут

Круговорота часов.

И придут на порог и сломают дверь

И расколют чашки весов.

Они не верят в победу добра над злом,

Как в победу зла над добром.

Они знают, что у них есть только серый день

И они хотят жить этим днём.

Дети минут.

 

И один всё кричит, а другой всё молчит,

Ну а третий торчит, забивая болты.

А машине, которая шла на восток,

Обломали рога менты.

И я хотел бы спросить, почему и зачем

Ты повесил на грудь золотую медаль?

В этом зале все думают также как ты,

А ты смотришь вдаль, ты смотришь вдаль.

Припев.

А ещё я хотел бы узнать: почему

Так легко променяли вы море на таз?

Но друзья тут же хором ответят мне:

«Ты не с нами,значит ты против нас».

Но если это проблема, то она так легка,

Если это задача, то она так легка.

Это дети минутломают дверь,

Не заметив,что на ней нет замка.

Припев.

Улицы ждут ваших слёз.

Улицы ждут вашихслёз.

 

"ОСЕНЬ" (ПЕСНЯ ДЛЯ Б.Г.)

Последнее время я редко был дома,

Так что даже отвыкли звонить мне друзья.

В разъездах, разлуках конца лета симптомы

Совсем перестали вдруг мучить меня.

И я подумал, что осень - это тоже не плохо,

И что осенью слякоть и сер первый снег.

И что холод ветров я буду чувствовать боком,

Опьянённый сознаньем того, что я - человек.

Этой осенью много дней чьих-то рождений,

И уж я постараюсь на них побывать.

А потом, игнорируя лужи и слякоть,

Я приду домой ночью (пьяный) и мешком повалюсь на кровать.

Утром рано я встану и отправлюсь учиться,

И с похмелья я буду смеяться над всем.

Скоро будет зима, чтобы к весне раствориться,

А потом будет лето неизвестно зачем.

И я начал за здравье, а кончу я плохо,

Написав наш порядковый номер - шестьсот.

С чьих-то старых столов подбираю я крохи,

И не в силах сказать, что принёс этот год.

 

«ДОЖДЬ»

Я смотрю в окно, мне дождь помыл стекло

И это очень мило со стороны дождя.

Я проснулся утром, мне было тяжело,

«Но дождь поможет мне» - я думал, уходя к тебе.

 

Вчерашний день был весел. Я был в гостях, мы пили с утра.

Часы пробили полночь. И я сказал «Пора

Спать. Можно я останусь у вас?» Я постелил пальто на пол.

Лёг и уснул тотчас и увидел тебя.

 

А ночью я пил воду и очень плохо спал.

Искал окурки и, наверное, всех достал.

Но, как прекрасен был этот рассвет,

Но тебя со мной нет, и тебя во мне нет.

Ты есть. Ты есть.

 

«НОВЫЙ ДЕНЬ»

Словно тень бегу куда-то я как тень.

Тороплюсь, опаздываю, падаю.

До отказа ерундой набит мой день.

Давит вечер чёрною громадою.

Припев:

Проходят день за днём,

Дождь за дождём, снег за снегом.

А я в который раз иду

По мокрым улицам домой.

 

Календарный лист оборван, день долой.

Я усну, проснусь и буду в новом дне.

День прошедший остаётся за спиной,

Пробиваю бреши в новых дней стене.

Припев.

 

 

Танцы, танцы, танцы,

Всё, что нужно иностранцу…

В. Цой

ГЛАВА 2

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТИХИ И ПЕСНИ ВИКТОРА ЦОЯ

 

В этой главе собраны стихи и песни Виктора Цоя, которые не исполнялись им на концертах, а также рукописные варианты и ранние наброски некоторых песен.

 

«ШУТОЧНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ

А. РЫБИНУ»

Я Цой и я один на свете

Такой. Хоть Цоев пруд пруди:

Я видел давеча в газете -

Сидит с медалью на груди.

То был не брат и не знакомый.

Хотя со мной был чем-то схож.

Не так красив как я обличьем,

Но всё же, ничего, пригож.

Есть у меня приятель Рыба.

Был прозван так за длинный нос.

(Стоит как каменная глыба)

И сколько лет его уж знаю,

Всё на устах один вопрос:

«Когда ж пойдём мы похмеляться?» -

Других то слов не знает он,

Живёт, и рад тому, повеса,

Что он ни ёж, ни кот, ни слон.

А Рыбе пьяному и в море

Не достаёт воды, вода

Ему доходит до колен лишь,

И он (как полная луна) прекрасен как звезда.

Стоит, могуч детина вырос,

И палец в глаз себе упёр,

«Наверно будет космонавтом», -

Кричат верблюды из-за гор.

Ну, полно, что за бред я

Несу, пора и за рояль.

Тут Рыба, вынув перст из ока

Кричит: «Пошёл ты с инструментом в зад!».

В ж…!

Мой стройный слог подвёл-таки,

Но лень его уж мне править.

Кому не нравится - иди,

Туда, куда я послан Рыбой.

 

«МОЯ КОРОЛЕВА, ТЫ ПРИХОДИШЬ КО МНЕ…»

Моя королева, ты приходишь ко мне.

Мы будем кататься на волшебном коне,

На лунной террасе проведём всю ночь,

Дай мне мой Инь, и я спою о весне.

На сердце тоска,

Высоко над землёй

Пролетел самолёт,

Передал привет от тебя,

Помахав мне крылом.

И я живу здесь, который год,

Но мне не хватает друзей и тепла,

И новых писем давно уже нет,

А те что были - сгорели дотла.

 

И опять на сердце тоска-а-а-а-а,

Опять на сердце тоска.

 

Ты читала молитвы,

Похожие на визг тормозов,

И пела песни о том,

Что даст нам завтрашний день.

И мы с тобою ушли

По дороге прозрачных снегов,

А за спиной остались светить

Маяки городов.

 

И опять на сердце тоска-а-а-а-а,

Опять на сердце тоска.

Опять на сердце тоска.

 

«ЗИМА»

Я смотрю в окно на грустный бал зимы:

Деревья без листьев, долгая ночь.

С каждым днём всё труднее помнить лето.

Эти дни не могут мне помочь.

 

Мёртвое тепло в железе батарей.

Мёрзлые цветы на рынках плачут.

Каждый вечер хочется быть дома.

Эти дни не так уж много значат.

 

Первый снег красив, но он несущий смерть.

Голуби сидят на люках жизни.

В это время больше хочется тепла.

Я сижу и жду свою весну.

 

«ПОХВАЛА ДВИЖЕНИЮ»

(ПО НЕБУ ЛЕТЯТ ДИРИЖАБЛИ)

(В Цой, С. Курёхин)

По небу летят дирижабли,

По рельсам бегут поезда,

По синему морю корабль

Плывёт неизвестно куда.

Движенье в природе играет

Большое значенье, друзья,

Поскольку оно составляет

Основу всего бытия.

А если в процессе движенья

Пройдёшь ты, приятель, по мне,

То это своё положенье

Приму я достойно вполне.

И, чувствуя вдавленной грудью

Тепло твоего каблука,

Я крикну: «Да здравствуют люди!

Да будет их поступь легка!»

 

«РУМБА»

Один американец поехал в Аргентину,

Он долго плыл по морю на старой бригантине.

Его встречали люди из племени ацтеков,

Они сказали: «Парень, есть для тебя невеста».

 

Он был ещё чечакос, она была креолка,

Они сыграли свадьбу и стали жить в пампасах.

Она любила танцы, он стал носить сомбреро,

Купил себе мачете, срубил бамбук у дома.

 

Бамбук срубить непросто, он снова за ночь вырос,

Но все американцы народ трудолюбивый.

Он снова взял мачете и срезал все побеги,

Вот так американец нашёл себе работу.

 

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА»

В чёрном небе горит луна,

В чёрном небе горят звёзды,

Завтра утром начнётся солнце,

Завтра утром начнётся война.

 

Главная задача на сегодня -

Не остаться на поле боя,

В планы мои не входит

Погибнуть в этом бою.

 

Но если погаснет солнце

И зажгутся на небе звёзды,

Я, наверное, вернусь с этой битвы

Невредимым и целым в строю

 

Может быть, я погибну нелепо,

И увижу свою красную кровь,

Что рекою течёт в моих жилах.

Но останется в сердце любовь.

 

И моя главная задача на сегодня -

Не остаться на поле боя,

В планы мои не входит

Погибнуть в этом бою.

 

Но если погаснет солнце

И зажгутся на небе звёзды,

Я, наверное, вернусь с этой битвы

Невредимым и целым в строю

 

«ТОЛЬКО НЕ Я»

Только не я.

Кто может ездить в такси?

Кто носит кожаный плащ?

Кто каждый день пьёт коньяк?

О, только не я!

Кто летом ездит на юг?

Кто сидит дома зимой?

Кто не имеет долгов?

О, только не я!

 

«СОВСЕМ БОЛЬНОЙ»

Все ходят в гости друг к другу,

Потом все выходят в сад.

Все поют весёлые песни,

И каждый чему-то рад.

 

На улице хорошая погода,

А ты совсем больной.

Ты не знал, что в это время года

Это может случиться с тобой.

 

Мальчики шагают на бал,

Девочки хотят танцевать.

А ты лежишь дома больной,

Ты даже не можешь встать.

Припев:

Птицы утром запели,

Солнце на небе как блин.

А ты лежишь дома, в постели,

Совершенно один.

 

«ДЕТИ СЕРОГО ДНЯ»

Они родились и растут слишком быстро,

Дети серого дня.

Для них не будет исключений из правил,

Так же, как для меня.

Они не помнят названия улиц,

Не знают правил игры,

Они такие, как мы,

Они такие, как вы.

 

Дети серого дня

Не боятся огня,

Они не верят тому,

Что завтра будет теплей.

 

Они играют в поколение улиц,

Дети серого дня.

Они познали слишком рано любовь,

А иначе нельзя.

Но их родители видят так редко,

Что забывают цвет глаз,

Они похожи на нас,

Они похожи на вас.

 

Дети серого дня

Не боятся огня,

Они не верят тому,

Что завтра будет теплей.

 

Дети серого дня…

Не боятся огня…

Они не верят тому…

Что завтра будет теплей,

Что завтра будет теплей.

 

«ГЕРОЙ»

Пой свои песни, пей свои вина, герой.

Ты опять видишь сон о том, что всё впереди.

Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде,

И вот она бьется в руке, как сердце в груди.

 

Что теперь делать с птицей далеких небес?

Ты смотришь сквозь пальцы, но свет слишком ярок и чист.

И звезда говорит тебе: «Полетим со мной!»

И ты делаешь шаг, и она летит вверх, а ты вниз.

 

Каждую ночь всё ближе и ближе асфальт,

Каждую ночь всё жарче и жарче звезда.

Каждое утро всё больше и больше рана,

И эта рана уже не пройдет никогда.

 

Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх,

И ты станешь сам одной из бесчисленных звёзд.

И кто-то снова протянет тебе ладонь,

А когда ты умрёшь, он примет твой пост.

 

«СКОРО ЗИМА»

Улетают последние птицы,

Наступила на землю осень,

Вот опять пожелтели листья,

И мне хочется пива.

Хочется.

Припев:

Скоро в двери постучится зима

И укроет деревья снег,

Вновь на землю придут холода,

Время снова замедлит свой бег.

 

Снова солнце станет холодным,

И исчезнут на улицах люди,

Нарисует лёд узоры на стёклах,

Это было и всё это будет.

Припев.

 

«ПЕРИОД БУНТУЮЩИХ ДНЕЙ»

Новые герои сменяют на постах старых

И дают свою клятву на знамени бунтующих дней.

И крепко сжав зубы, чтобы не выдать свой страх,

Они стоят на своих местах,

И мечтают смениться с поста как можно поздней.

О, период бунтующих дней.

 

Они поют свои песни под запись шумов новостройки,

И синтезаторы нынче работают на износ.

Фантастический город растёт с каждым днём,

Но они не хотят жить в нём.

И мечтают остаться в живых и выдержать кросс.

О, период бунтующих дней.

 

На их барометрах стрелка (ртуть) всегда на отметке «шторм»,

И подчас они собираются в стаи как волки.

Но им нечего ждать, у них всё уже есть,

Но за это отдана честь.

И тогда их просто берут и ставят на полку.

О, период бунтующих дней.

 

«НАСТУПАЮЩИЕ ТИГРУ НА ХВОСТ»

В доказательство единого зла зелень стекла,

Что делать, если встал в шесть утра?

Ветка жасмина не может дать корни в вине,

Помнишь, ты обещала вчера?

 

Я не вижу их, я смотрю вокруг.

Я хотел бы услышать стук их сердец.

Я хотел бы проверить крепость их рук,

Что они могут сделать со словом «конец».

 

Если небо (стена) будет падать, кто подставит ладонь?

Кто заменит тех, кто смертельно устал?

У кого хватит сил, поддерживать этот огонь?

Кто сможет встать на место того, кто упал?

 

Кто они? Может быть, он, может быть ты.

В ком проснётся то, что так нужно нам?

Где их дом, где? Здесь или там?

 

Кто сможет смотреть на солнце без тёмных очков,

Кто сможет смотреть вверх, не глядя вперёд?

Я иду с ними, где они? Я готов.

Как перейти, реку, не зная, где брод?

 

Те, кто должен (могли бы) петь, стоят у станков,

Не смея порвать свой заклеенный рот.

Открывать дверь и не спрашивать: «Кто?»

Лететь, зная – не сможет сесть самолёт.

 

«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ПЁС»

Мой маленький пёс…

Мой маленький пёс,

Ошалевший от запаха роз.

О чём твои сны

И какой тебя мучит вопрос?

Скоро рассвет,

Скоро птицы разбудят тебя.

 

«Я РАБОТАЛ ДОЛГО НА ЗАВОДЕ ФОРДА»

Я работал долго на заводе Форда,

А потом решил - в работе смысла нет.

Я пойду, ограблю старенького лорда,

И куплю себе хороший пистолет.

 

И вот я безработный,

Я хожу, скучаю.

Поисками лордов

Занят целый день.

 

«ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ ПОДХОДИТ К КОНЦУ»

Первый день недели подходит к концу,

Я почему-то боюсь торжественных дат.

Серое небо и сера под ногами земля,

Я солдат и я иду на парад.

 

Я чувствую смерть, а вокруг танцуют фокстрот.

Я хочу отдохнуть, но снова встаю на канат.

Всё, что осталось мне этой весной,

Это место для шага вперёд и назад.

 

Вот уже третий день пилят клёны в саду.

Говорят, что этой ночью был звездопад.

И хотя я не знаю, зачем я жил этот день,

Я солдат и я иду на парад.

 

Мне надоело мешать, себе плыть по волнам,

Я не понимаю, чего от меня хотят.

Если сможешь, буду всегда рядом со мной,

Я давал клятву, но я останусь с тобой.

 

«ЧТО-ТО НЕ ТАК»

В последнее время меня не покидает ощущение,

Что что-то не так.

Я шёл по дороге, не зная, верна ли она.

Но, может быть, это просто зима,

И может быть просто хандра.

И вот я встаю, но вместо окна стена.

 

Я плыл по теченью и был уверен, что прав.

Я плыл, по реке, не зная, куда плыву.

И если теперь я опять ни с чем,

То это моя беда и вина.

Но нет никого, кто скажет, как я живу.

 

Но зачем я волнуюсь, ведь всё предопределено.

И если я должен ослепнуть, я буду слеп.

И с этим бороться просто смешно,

Хотя не бороться нельзя,

Чтоб спокойно читать страницы прожитых лет.

 

«МОИ ДРУЗЬЯ ЖИВУТ В ТУСКЛЫХ ПОДЪЕЗДАХ»

Мои друзья живут в тусклых подъездах,

Мои друзья ходят в гости друг к другу.

Они измеряют время,

Они верят стрелке и кругу.

 

И каждый хочет забыть день рождения,

Для каждого ночь темнее, чем вечер.

Но все они слышат песни,

И каждый владеет речью.

 

Наше время – это вечер и утро…

 

«ЦЕЛЫЙ ВЕЧЕР ОДИН»

Целый вечер один, вечер, тих как свеча.

Тускло светит фонарь - свет на складках плаща.

Возвращаюсь домой и вокруг ни души.

Лишь вдали шум машин – это здешний прибой.

 

Это будний день, это будний день.

Вечер буднего дня, вечер буднего дня.

Это город машин, здесь убили весну.

 

Двери все на замках, лишний шаг - и капкан.

Ключ в надёжных руках, держи крепче стакан.

Выпивай, говори. Так пройдет много лет.

 

Это просто луна, это просто хандра.

Почему же вокруг, как ни встань - всё стена?

Просто будние дни, это скоро пройдет.

 

«УТРОМ МЕНЯ БУДИТ ЗВОНОК»

Утром меня будит звонок,

За окном гудят машины дня.

За окном, в бетон одетым звон -

Это предназначено для меня.

 

За окном пилят тополь, визг пилы.

За окном зудит точильный станок.

За окном какие-то люди месят асфальт.

Я хотел открыть им тайну, но не смог.

 

Мой будильник разрывает ночь,

Разорвал меня, я спал, я видел сон.

Я не знал, что это так легко -

Разорвать меня и выгнать вон.

 

«В ЛЁГКОЙ БОЛЕЗНИ…»

В лёгкой болезни есть своя странная прелесть.

Есть ощущение отдыха и пустоты.

Кажется, будто внезапно приехал в деревню,

И там тебе дарят искусственные цветы.

 

«ЕСЛИ КТО-ТО ЛЕЖИТ»

Если кто-то лежит, то он не поймёт

Того, кто стоит.

И я со своей колокольни на мир

Имею прекрасный вид.

И я сижу там и ем хлеб своих дней,

И пью вино своих лет.

И меня не заботит проблема

Того, прав я или нет.

 

«МЫ УХОДИМ ПО УТРАМ»

Мы уходим по утрам,

Мы приходим с темнотой.

Каждый знал и сам не знал чего.

Мы уйдём с дороги и пойдём тропой.

 

Но подземные ходы гонят нас вперёд,

Рушась за спиной,

Будет новая игра,

Новый пепел с новых папирос.

Каждый ждал и сам не знал чего.

 

«ПРИВЕТ, НОВЫЙ ДЕНЬ!»

Какая мне разница, где я проснусь

С похмелья, в гостях или дома.

Вчерашний день в памяти можно стереть,

Чем набьёт мою голову новый?

Привет, новый день.

Ах, вчерашние шутки,

Вы были, в общем, не плохие.

Ах, вчерашние мысли,

Вы то хоть были, а новых нет.

Вчерашний день даёт пинка под зад,

Эстафету подхватит новый.

Я сам не знаю, чему я рад,

И зачем говорю я снова:

«Привет, новый день!».

 

«ПРОИГРАВШИЙ»

Все фигуры на твоей доске выбиты, как зубы,

И так страшно и странно сознанье, что ты проиграл.

После душной квартиры вечер бьёт тебя в грудь.

В распахнутом настежь пальто ты бежишь, ты устал.

 

Руки в перчатках прощально машут в окно,

И бесшумно как тигр за тобой по пятам твоя тень.

Коробки домов стоят по бокам как конвой.

Ты так мало успел, но больше всегда было лень.

 

Так хочется, чтобы сразу кончилось всё.

Где-то вдали еле мерцает заря.

Руки жадно хватают гибкую сталь,

И последние несколько слов: «Всё было зря»…

 

Так ничего не нарушит порядок игры.

Уйти, скрывая под гримом бледность лица.

Помни, что этот ход не возьмёшь назад.

И надо, надо терпеть и играть до конца.

 

Выбирай! Выбирай! Выбирай! Делай свой выбор.

 

«СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ – НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Следующая станция - «Невский проспект», вперёд!

Водитель метро знает конечную цель.

Как сделать так, чтобы было светло?

Как сделать так, чтобы было светло?

 

Крутить телефонный диск, говорить слова.

Выйдя из дома, я должен выбросить ключ.

Что могут сделать птицы без крыльев?

Как могут жить птицы без крыльев?

 

«И ХОТЯ БЫЛО ЛЕТО, И ДЕНЬ БЫЛ ТАК ЧИСТ»

Запечатление руки, сжатой в кулак,

На лице противника, в состоянии раздражительности.

 

И хотя было лето, и день был так чист,

Когда я говорил с ней, я думал, что идёт снег.

Спой мне песню о тех, кто спит,

Я помню, как в детстве ты глядел свысока,.

И, когда тебя клали на щит,

Было чистое небо, но ты нашёл облака.

 

Строя крепость из ищущих рук,

Я смотрел на дверные замки.

И когда раздавался звонок,

Я прятал бы лицо в маску усталой руки.

 

По радио доктор сказал больше тысяч слов (что пришла весна)

И что скоро покажут фантастический фильм.

Я видел её, я сказал, как меня зовут.

Но она говорит, что это мой псевдоним.

А я хотел знать, о чём её сны.

 

«ТЫ СИДИШЬ ДОМА»

Ты сидишь дома, когда родителей нет.

Слушаешь плёнки и некому сделать потише.

У тебя есть вопрос, ты хочешь услышать ответ,

Пока ты один, ты можешь его услышать.

 

В эти часы ты поймёшь, что можешь любить.

Когда-нибудь в эти часы ты поймёшь, что любим.

Ты будешь ждать телефонный звонок,

Готовый отдать всё, что есть.

И верить, что голос судьбы звучит вместе с ним.

 

В эти часы к тебе приходят друзья,

В эти часы вы можете не шептать.

Эти часы - это твой секрет, ты должен его хранить.

Здесь переход границы слова: «нельзя!».

 

«НО ОНА ПРОДОЛЖАЕТ ПЕЧЬ ПИРОГ С КУРАГОЙ»

Но она продолжает печь пирог с курагой,

И лучше всего пьет чай, ест их дядюшка Цой.

Хорошо сигаретой жечь под хвостом марабу,

Но лучше всего – стоять, прислонившись к столбу.

Опять пилот умер в кабине…

 

«Я ШЁЛ ПЕРЕУЛКОМ…»

Первый вариант текста

Я шёл переулком, я помню, это был вечер.

Автобусы едут в сторону центра, но мне

С ними не по пути.

Я шёл переулком, я видел горящие окна.

Я ждал дождь - мне нужен был дождь.

Дождь мог меня спасти.

И первые капли легли на щёку, как слёзы.

 

«Я ШЁЛ ПЕРЕУЛКОМ…»

Второй вариант текста

Я шёл переулком, я помню, это была весна.

Я шёл переулком, я видел горящие окна.

Я был в телефонной будке,

Я слышал гудки телефона.

Ты можешь быть, кем ты хочешь стать.

 

Всё ждали дождь, и дождь полил утром,

И первые капли легли на щёки, как слёзы.

Зонты раскрывались, как выстрелы за спиной,

Я видел, как лица омывались водой.

 

ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ВРЕМЯ ТОПИТЬ"

1 ноябрь 1987 г.

Я лежу на диване,

Почему мне так холодно ныне?

Гости отправились вон.

Почему замерзает сопля?

Остановка мотора,

Потому что котел поломался,

Вряд ли нарушит мой сон.

И работать не хочется, бля.

Цой.

 

«МЫ СДВИНЕМСЯ С МЕСТА»

Мы сдвинемся с места

При счёте один, два, три.

Мы будем смотреть снаружи,

На голых женщин внутри.

Хотя это не просто…

 

«СПИ, Я ЗНАЮ, КАК ЗАВЕСТИ ЧАСЫ»

Спи, я знаю, как завести часы,

Я знаю, сколько нужно спать.

Мы забыли, как выглядят весы

Нам вряд ли что-то нужно знать.

 

Я не знаю, что будет завтра.

Пусть мы все станем пылью.

Но наши руки в карманах,

И я не хочу знать, что будет завтра.

Ветер. Ветер и стремительный поток.

 

«ДОРОГИ»

Все дороги приводят меня к тебе,

Дороги знают всё лучше, чем я.

И я не стану искать других дорог.

Но всё что мне нужно,

Всё что мне...

 

«ВЕЧЕР ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВСЕ ВЕЧЕРА»

Вечер такой же, как все вечера,

И всё так мало похоже на бунт,

Один жест рукой и для всех сразу кончится всё.

Не слишком ли нас увлекает эта игра?

Почему и зачем мы ещё должны ждать,

Почему мы должны валяться в грязи?

 

«АЛХИМИК»

Что с того, что мы немного того,

Что с того, что я наивен как алхимик.

 

«ОГЛЯДЕТЬСЯ, ОТДЫШАТЬСЯ НЕКОГДА»

Оглядеться, отдышаться некогда.

Время! Хотя б чуть-чуть постой.

 

«ГЛАВНОЕ, СТОЯТЬ НА НОГАХ»

Главное стоять на ногах,

Упадёшь, костей не соберёшь.

Что там, над моей головой?

Солнечный луч или нож?

 

«МНЕ ПЕЧАЛЬНА СУДЬБА»

Мне печальна судьба

И отцов и детей,

Продолжающих ждать,

Когда нечего ждать.

В надежде, что время двинется вспять,

Если время пришло, уходи.

 

«Я НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТЫ НЕ УМЕЕШЬ ПРОЩАТЬ»

Я не знал, что ты не умеешь прощать,

Я смотрел на часы, но не знал свой час.

И я лил свою воду, но она превратилась в твой снег.

Выключи свет и достань свой нож,

Прав только нож, остальное ложь.

Я возьму твою кровь, и время остановит свой бег.

 

«НЕ ВСТАВАЙ НА МОЁМ ПУТИ»

Не вставай на моём пути,

Обойду да дальше пойду.

 

«ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ»

Вольному воля,

Да только вольных нет.

Две тысячи лет - завтрак, обед.

Проигравших - с поля,

Судью - на мыло.

Остальных - на вилы

И тушим свет.

 

«НАМ С ТОБОЙ БЕДА - НЕ БЕДА»

Нам с тобой беда - не беда.

Нам и белый день нипочём.

Только бы горела звезда,

Только б ты была за плечом.

 

«ОТ СЕКУНД К МИНУТАМ»

От секунд к минутам,

От минут к часам.

Странные встречи

Слова и сны.

И я думаю о тех,

Кто закрыт на засов.

Кто едва ли дождётся

Прихода весны.

 

«ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»

Эта планета Земля,

Не уверен, для меня ли она.

И пригодна ли для жизни

Планета ЗЕМЛЯ.

 

«Хуже всего быть мишенью»

Хуже всего быть мишенью

В тире с плохими стрелками.

 

«17 ДЕКАБРЯ»

Иногда пишут:

Снег. Фонарики, грустный автобус.

В переулке одинокий пьяница.

«Дайте закурить!» - он кричит,

Вспугнув снежинки.

Ай лав ю, майн либер Фрау.

Подводного течения

Так просто не увидишь.

Если нет лингвистического чутья.

А можно ли любить гениально?

Сейчас ты одела халат.

Гладишь кошку.

Вот ты куришь

А я гляжу на твоё фото.

Как «молодой Вертер».

Ты там - я тут.

Между нами дома, леса,

Деревни, заводы, троллейбусы,

Электрички. А внутри

Как семечки люди,

И у каждого своя судьба.

А вокруг нас галактики.

Знаешь, как далеко до солнца?

Знаешь, а однажды мы все умрём

И сгниём.

Ты, наверное, уже поужинала.

Можно... Снег. Фонарики.

Грустный автобус. Любить.

Ты гладишь кошку или куришь.

А пуговица на дублёнке оторвалась.

Видишь, я совсем не умею сочинять

Стихов.

Я гляжу на твоё фото

И придумываю метафору:

Любовь - скрипка.

Я - Паганини.

Или ты.…Или мы.

Пьяный Паганини пьёт в переулке

Он крикнул, вспугнув снежинки

«Дайте закурить!» - Но в переулке

Один грустный автобус.

Он любил - и был гений.

Что бы ещё сказать,

Как бы ещё сказать,

Чтобы ты не устала?

Прости, я плохой, я хромой.

И однажды даже

Я ходил на костылях.

Я тебя разлюблю и брошу,

Сяду на пенёк и заплачу.

Потом пойду купаться,

Потом пойду за грибами,

Пойду к Фунту слушать рок.

Лягу спать, проснусь, схожу в сортир,

Почищу зубы, поем мяса,

Напишу роман, где

Будут диалоги, картинки, стихи,

Потоки сознания, последние известия,

Идеи, катарсис, дзен...

А потом получу гонорар.

Куплю печатную машинку и

Коньяк за 22 рубля.

(Ты думаешь, что, в конце концов

Я скажу, что твои шаловливые

Глазки не дают мне покоя.

Но я намекну об этом лишь в скобках).

Тут вот у меня телефон.

Пепельница в виде сапога.

Я ночной сторож.

Сторожу заснеженный автобус.

Высоко в небе летит самолёт.

Кстати, у тебя осталась моя зубная щётка.

Это я к тому, - что зачесался зуб.

На стене календарь.

На фотке рядом с тобой

Какой-то мальчик

С комсомольскими значками.

Я посмотрел на тебя

И совершенно никакого экстаза не испытал.

Может, ты и красотка - ну и что.

Я - дырокол. Я - чайник.

Я - настольная лампа.

А люди кругом как семечки.

 

«ДАЙТЕ МНЕ СЛОВО»

Уступите мне место,

Дайте мне двигаться, куда глаза глядят.

А они смотрят вперёд,

Не смотрят назад.

 

Развяжите мне руки,

Дайте напиться мне воды на пороге.

Развяжите мне ноги,

И растопите мне лёд на дороге.

 

Дайте мне слово,

Не мешать, не стоять на пути.

Я хочу в этом мире своё место найти.

 

Я хочу увидеть всё сам,

Дайте проснуться, разбудите меня.

До каких пор верить ушам,

Я хочу гореть, дайте мне огня.

 

И ещё дайте мне ветра,

Я хочу, чтоб здесь не было туч.

Дайте мне воли

(Замок, здесь я) должен найти его ключ.

Дайте мне слово,

Не мешать, не стоять на пути.

Я хочу в этом мире своё место найти.

 

Цой - легенда, а легенды живут, пока жива память...

Пусть память живёт вечно.

Цоя не вернуть, но он жив,

пока жива память о нём!

(Взято из Интернета)

 

ГЛАВА 3

РУКОПИСНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ

ТЕКСТОВ ПЕСЕН В. ЦОЯ

 

«ВЕРЬ МНЕ»

Верь мне, я знаю, что мне делать дальше.

Верь мне, и я сделаю всё, что ты хочешь.

Верь мне, скажи мне, я жду твой голос.

Верь мне, почему ты молчала раньше.

О чём ты думаешь.

Дай мне всё, что ты сможешь мне дать.

Верь мне, мне нужно, чтоб ты была рядом.

Верь мне…

 

«ЖИЗНЬ В СТЁКЛАХ»

Огни дискотек тянут меня к себе.

Я люблю этот город как женщину Х.

На улицах толпы и каждый идёт один,

Я закрываю дверь, я иду вниз.

 

Сегодня утром спилят клёны в саду,

Сегодня ночью, похоже, был звездопад.

Я сомневаюсь в реальности этого дня,

Я солдат и я иду на парад.

 

Это танец в пятницу вечером.

Танец, город и я.

 

Ветер задувает полы моего плаща,

Ещё один дом - и ты увидишь меня.

Мы не хотим знать ничего о свинце,

Ты сегодня будешь королевой огня.

 

Это танец в пятницу вечером.

Танец, город и я.

 

«ИГРА»

Ранний вариант текста

Уже поздно, все спят и мне пора спать,

Я не знаю, что будет завтра со мной.

Завтра солнце встанет в 8 утра.

Может, будет чуть-чуть теплей и светлей,

Может, ветер возьмёт себе выходной.

Завтра солнце встанет в 8 утра.

Припев:

Но сейчас деревья стучат ветвями в стёкла.

Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.

Деревья как кошки царапают тёмные стёкла,

(Деревья стучат ветвями в тёмные стёкла,)

Как это просто, уснуть и убить эту ночь.

 

Повторять, делать то, что делал вчера,

Говорить о том, о чём слышал вчера.

Завтра солнце встанет в 8 утра.

Можно пить и скучать, можно просто скучать,

Можно сдохнуть с тоски, слыша слово «пора».

Завтра солнце встанет в 8 утра.

 

Завтра утром не будет вопросов и тайн,

Завтра утром всё будет, как быть и должно.

 

«ИГРА»

Другой ранний вариант текста

Уже поздно, все спят и мне пора спать,

Звёздной россыпью окна домов двора.

Завтра солнце встанет в 8 утра.

Может тучи позволят солнцу светить,

Может, будет чуть-чуть теплей, чем вчера,

Завтра солнце встанет в 8-утра.

Припев:

Но сейчас деревья стучат ветвями в стёкла.

Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.

Деревья как звери, царапают тёмные стёкла,

Пока ещё не поздно лечь и уснуть в эту ночь.

 

Ни звонков, ни шагов, ни звона ключей,

Снова ветер принёс мне запахи трав.

Завтра солнце встанет в 8 утра.

День ушел, пора спать – говорят мне часы,

Но я не помню, что значит слово «пора»,

Завтра солнце встанет в 8 утра.

 

Я не знаю, как быть, я не знаю кто прав.

Как сделать, чтобы наш день не прошёл впустую?

Как сделать так, чтобы бой не прошёл впустую?

Как сделать так, чтобы увидеть твой взгляд.

Чтобы не тратить время совсем впустую (вольная обр.)

 

«ЛЕГЕНДА»

Куплет, в рукописи стоящий перед последним

Эй! Если Ты есть, ответь со своей высоты,

Посмотри, что ты сделал своим подставленьем щеки.

Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,

Если я в мире гость, то и хозяин не ты

 

«МОИ ДРУЗЬЯ»

1-куплет, припев,

зачёркнутый в рукописи куплет

На всё плевать -

Себя поставил я за принцип.

В мечтах летать,

Способны только дураки, тупицы и болваны. Если я и пьяный, мне наплевать.

О них я даже думать не хочу.

3-куплет, 2-куплет.

 

«ПРОСНИСЬ – ЭТО ЛЮБОВЬ»

1-куплет, припев,

2-куплет:

Твои родители давно уже спят, уже темно.

Ты приходишь и смотришь во все свои зеркала.

И мечтаешь скакать на коне, скакать за ней.

Но она давно уже спит в центре всех городов.

 

Проснись, это любовь,

Смотри, это весна.

 

«РАСТОПИТЕ СНЕГ»

Ранний вариант текста

Я собираю чемодан, я узнал своё утро.

Мне не хочется, есть, мне не хочется спать.

Я разминаю папиросу, смотрю в потолок.

Я сажусь, чтобы встать, я сажусь, чтобы встать и уйти.

Мама, я узнал своё утро.

Мама…

 

Я выхожу на порог, я слышу стук копыт.

Растопите снег, мне нельзя ждать.

Он убьёт меня, он мой враг навек.

Помогите, помогите мне уйти.

Мама, я узнал своё утро…

 

«ТАНЕЦ»

Ранний вариант текста

1-ый куплет, припев,

2-куплет:

Бритые стёкла, рваные брюки - скандал.

Уже настало время вернуться домой.

Но танец и дождь никогда не отпустят тебя,

В их мокром объятии что-то случится с тобой.

Припев.

Мокрые волосы взмахом ладони назад.

К чёрту зонт, теперь уже всё равно.

В этом бою ты просто штрафник, солдат,

Добудь себе право увидеть родное окно.

Припев.

Закрой свою дверь - и по лестнице вверх.

Выйдя, из дома ты должен выбросить ключ.

И так будет каждый день, так будет каждый день.

Пока однажды не будет неба без туч.

 

«ФИЛЬМЫ»

Зачёркнутый в рукописи 4 куплет

Ты просишь, чтобы я тебя поцеловал,

Но я не понимаю, зачем это надо.

Не тронь моё лицо, не тронь моё лицо!

Пойдём лучше я куплю тебе лимонада.

 

«РУМБА»

Другой вариант текста

Один американец поехал в Аргентину,

Надел заплечный ранец и сел на бригантину.

Он плыл по морю долго.

Страдал морской болезнью

И корабельный доктор сказал: «Танцуй немедля».

 

Его встречали люди из племени ацтеков,

Они сказали: «Парень, есть для тебя невеста».

Он был ещё чечакос с незагорелой кожей,

И он в неё влюбился, она влюбилась тоже.

 

Он был красивый парень, она была креолка,

Купили гасиенду и жили там спокойно.

Она любила танцы, и он любил их тоже.

И он остался с ней, и загорела кожа.

 

«ГЕНЕРАЛ»

Ранний, зачёркнутый вариант

Где вы теперь и с кем,

Кто хочет быть судьёй,

Кто помнит все имена.

Нам не хватает тем,

Не нарушай покой

Не разбивай окна.

Припев:

Где твой мундир Генерал,

Заплаты как ордена и спина как струна.

Ты уже слышал отбой

Про дождь бил по крыше твоей генерал.

 

Быстро по лестнице вниз

Если хочешь успеть.

Смотри, как оплавлены свечи

Что дальше, пить или петь?

 

Ты Робинзон и квартира твоя твой остров…

 

«ТРАНКВИЛИЗАТОР»

Ранний вариант текста

1 куплет,

2 куплет:

Метеоролог сказал, что дождь будет недолго.

Я разгромил приёмник ударами трости.

Ты понимаешь, что мене было трудно сдержаться,

Я выхожу из парадной, я иду в гости.

У-у экспериментатор.

 

Я разбираю приёмник, я как каратель.

Мне даже нравится это, крутой мой характер.

У-у осень на дворе, лист в календаре.

 

Я продолжаю идти к остановке трамвая.

Радостно думать, что я поступил справедливо.

И вот я сажусь, у окна и трамвай отъезжает.

Мне даже нравится ехать, я отдыхаю.

У-у я улыбаюсь.

 

«ГОРОД»

Посвящается г. Новосибирску

Глядя в лепной потолок, я знаю, что скоро зима.

За решёткой из жёлтой листвы я вижу птиц.

Улица на глазах меняет цвета.

Моя двадцатая осень, двадцатая тюрьма.

Припев:

Я люблю этот город, но зима здесь слишком длинна.

Я люблю этот город, зима здесь слишком темна.

Зимой мне снова, наверное, будет не о чем петь.

Я зимой буду больше петь, чем пить.

Где взять денег на покупку зимних сапог?

Где взять денег заплатить за свет и за газ?

В холодном троллейбусе страшно садиться.

Потому что там, можно замёрзнуть и умереть.

 

 

ГЛАВА 4

ВИКТОР ЦОЙ В НОВОСИБИРСКЕ

 

В Новосибирск Виктор Цой приезжал три раза. Первый свой концерт в декабре 1984 года он сыграл в пятом общежитии Академгородка. Тогда Виктор приехал один и пел под гитару. Об этом можно прочитать ниже в статье Дмитрия Радкевича. Правда он считает, что Цой приезжал в Новосибирск в ноябре 1984г. Но в беседе со зрителями после выступления, Виктор Цой упомянул предстоящий через несколько дней концерт в Ленинграде в ДК им. Газа, который, кстати, был отменён, но планировался на декабрь 1984г. Поэтому наиболее вероятно, что Виктор Цой выступал в Академгородке всё-таки в декабре. Второй раз Виктор выступал в спорткомплексе «Север» 13-го и 14-го декабря 1988 года. Это были три акустических концерта, прошедшие с полным аншлагом. Имеется и получила распространение запись одного из концертов. Третий раз Виктор Цой выступил в Новосибирске в ледовом дворце спорта «Сибирь» уже с группой, в качестве суперзвезды, в марте 1990-го года. Группа «Кино» выступила три раза. Один раз 2-го и два раза 3-го марта.

 

ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

декабрь 1984г. Академгородок

До чего же причудлива жизнь! Думаю так всякий раз, вспоминая, как в ноябре 1984 года на тихой новосибирской кухне я обсуждал с Виктором Цоем обстоятельства его грядущей гибели. Но по порядку.

Время было фантастическое! Ящик гаванских сигар стоил почти как батон колбасы, автомобили впервые не пользовались спросом, а в Ленинграде все­рьёз собирались начать цифровое радиовещание. Правил тогда Черненко, но уже грянул скандал со сбитым корейским самолетом, и Рейган вовсю закручи­вал гайки. Советы доживали своё, но догадывались об этом лишь некоторые.

Сегодня не поверят, насколько музыкальный небосклон был тогда похож на теперешнее преддверье века. Стояло бодрое засилье кабацкой и комсомоль­ской эстрады. Пугачева - Бисер Киров. Столичные диск-жокеи вовсю наяри­вали доморощенный рэп. Бригады из музыкальной Москвы собирали полные стадионы, срубая немалые деньги. На доллары пересчитать - многим сегод­няшним не снилось. И всё было, как говорится, «схвачено». Но было и корен­ное отличие. Многие молодые люди не спешили отдавать кровные рубли на «Землян», «Башляров» и Буйнова. Несли они их на «барахолку» - «чёр­ный» рынок, где было невпроворот англоязычной музыки. От хэви-ме­талл до диско.

Не слушать ничего на русском языке было тогда хорошим тоном. Зная это, некоторые музыканты, как, например, популярный тогда Юрий Лоза, мечтали и в открытую говори­ли, что, мол, взять бы хоть часть тех денег да направить в наши, советс­кие карманы...

А западная музыкальная «ма­шина бизнеса» испытывала тогда сильнейший удар, хотя сама музыка была на подъёме, когда записанные за гроши пластинки «новой волны» и панк-рока взлетели на вершины хит-­парадов, разбивая в прах ста­рые поп-группы в миллион долларов.

«Отец» британского поп-рока и продюсер «Sex Pistols» Малькольм Макларен говаривал тогда не раз, что они, мол, выставили за дверь недоступных богатых рок-идолов, а с героями нового рока можно оказаться соседом по писсуару.

Вначале восьмидесятых герои также стали появляться и у нас.

В те времена, задолго до основания новосибирс­кого рок-клуба, у нас сама собой возникла своеобразная инициативная группа, которая совершенно частным образом, на свой страх и риск, взялась приглашать подпольных музыкантов в наш город.

Сергей Никитин, Борис Комаров, Валерий Мурзин и другие, все мы зани­мались тогда дискотеками, а значит, запросто могли организовать подобное мероприятие. Один теперь всерьёз занялся телевидением, другой командует крупным новосибирским радиоканалом, третий глава одной из известнейших квартирных фирм, а ваш покорный слуга пишет эти строки.

Япоха русского рока.

...Первое известие о Цое в Новосибирск привез Борис Гребен­щиков. Случилось это в первых числах мая 1984 года. Тогда Борис Борисович был в нашем городе «нелегально». Я вам как-нибудь расскажу о тех его первых выступлениях у нас.

Так вот, значит, сидит себе Гребенщиков на подпольной кварти­ре после выступления и «ушастик» слушает. (Так тогда «Walkman» зва­ли). А всем и интересно, что это у него там звучит?

Набрался я смелости, спросил, а тот отвечает: «Кореец у нас один в Ленинграде есть, в кочегарке работает. Записал в одиночку пре­красный концерт. Уверен, что он станет очень популярным».

Стоявший рядом Борис Комаров прозорливо заметил: «Кореец? В России?! Ну, уж вряд ли...»

Впрочем, песен-то мы пока не услышали.

Валера Мурзин, что был у нас главный по технике, живо пристро­ил крошечный «ушастик» к широкопленочному «Акай», и над сибирс­кой землей впервые понеслось: «Восьмиклассница-а-а-а!»

- А как зовут?..

- Виктор Цой.

После рекомендации Гребенщикова стало ясно, кого пригласить в Новосибирск следующим. К ноябрю так и вышло.

Прежде чем читать дальше, необходимо понять, что Цой приехал к нам тогда, намного опередив свою популярность, его еще не знали. Лишь студенты университета смогли позволить себе тогда такую «подпольную» роскошь. В их пятом общежи­тии и прошёл первый концерт Цоя в Новосибирске.

Своей «ударной» Цой в то время считал песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которую, как он рассказывал, пел в Ленин­граде на премьере фильма «Европейская история». В зале «пятер­ки» собралось что-то около семидесяти человек. Публика вниматель­но слушала и аккуратно аплодировала в конце каждой песни, но выше градус не поднимался.

Впрочем, это еще полбеды, второе выступление проходило... в перерыве капустника нашумевшей «Конторы братьев Дивановых», что для менее стойкого человека, было бы просто сокрушительным. Все с нетерпением ждали своих любимцев, и Цой здесь вышел явно не к месту. «Ну, вот еще, япоха русского рока!» - кто-то зло по­шутил рядом.

- Вы ошибаетесь, он - кореец, - спокойно сказал я. Когда через пять лет будут штурмом брать спортивный комплекс, чтобы попасть на его концерт, там окажутся многие и из этого зала... И всё-таки уже тогда были те, кто ждал его в Новосибирске, ведь после каждого из этих выступлений собиралась-таки стайка знав­ших его песни, и их расспросам не было конца.

Сам Виктор Цой роста был небольшого, не выше Брюса Ли, на которого он потом взялся походить с лёгкой руки Бориса Гребенщи­кова. Когда сидел за столом, то руки на стол не клал, во всяком слу­чае, пока не выпьет. Он очень легко пьянел с полстакана «убойно­го» портвейна «Кавказ», но, в отличие от многих сибиряков, на этом и останавливался.

Когда я впервые увидел, как он, молча, сидел за столом среди хмельных и веселых сибиряков, глядя вниз перед собой, то в голову сперва пришло что-то вроде: «Да, занесла нелегкая его, бедного, в сибирскую глушь, к нашим остроумцам!..»

Но вскоре я понял, что эта его манера не глядеть в глаза со­беседнику - не более чем форма восточной вежливости. В разговоре с ним чувствовалось, что если надо, то этот парень станет весьма колючим, мягкость его - ка­жущаяся, и в нём достаточно упрямства.

Поэтому, когда в фильме «Игла» вдруг воз­ник этот неожиданный образ «красного» Брюса Ли, я, хоть и посмеивался, но был согласен, что имидж выработан всё-таки верно: была в этом малом такая жилка!

Снисхождение восточного принца

Сперва Цой весьма удивил. Разговор шёл о том, какой будет его будущая группа, какую музыку он предпочитает, и он неожиданно про­изнес название - «Japan».

И это-то в 84-м! Когда «новая волна» была известна ещё весьма немногим.

Заподозрив сдуру в нём интеллектуала гребенщиковской школы, я взялся было обсуждать с ним особенности стиля Сильвиана, и тут Цой удивил ещё больше, когда открыто и просто сказал:

- Не знаю я ничего этого. «Japan» мне интересны потому, что это Восток, и у них безладовая бас-гитара. У нас Титов взялся играть на такой. А музыку я вообще знаю плохо, только пару лет слушаю, как стал песни писать.

Такой бесхитростный ответ бил наотмашь, и о «заумном» боль­ше не говорили

Впрочем, Виктор поведал, что участники его нового проекта под названием «Кино» теперь взялись постоянно снабжать его музыкой - и новой, и старой. Даже рок-н-роллом 50-х.

Я сразу спросил, можно ли в Ленинграде достать записи Бадди Холли (у нас с классическим рок-н-роллом всегда было туго).

- Бадди Холли? - переспросил Виктор Цой. - А что в нём та­кого осо­бенного? И я взялся рассказы­вать ему про эту первую всеамериканскую звезду под­ростков 50-х. Их героем стал тогда этот скромный парень в роговых очках, а не красавец Элвис. У него почти не было голоса, но слова песен бра­ли за сердце. Двух лет не прошло, как он вошел в зенит славы, едва заработан свой первый миллион, как трагическая слу­чайность оборвала всё: в 1959 году, в самом расцвете творческих сил, Бадди Холли разбился на своем маленьком самолёте... И тут я заметил, с каким снисхождением восточного принца слушает Цой мой пылкий рассказ. Вот она - скры­тая пружина: сам он был из другого теста. ...За окнами стыла на ноябрьском ветру Вокзальная магистраль, а я продолжал свой рассказ о событиях, которые один в один походил и на те, что произойдут с самим Цоем через пять лет:

- Главная пластинка звезды выходит посмертно. Горе американских подростков не утолить. Могила становится культовым местом. Ему посвящают песни, стихи. Если при жизни он только звезда, то после смерти - пронзительная легенда...

Цой дослушал и спокойно, тихо сказал:

- Разве это герой? Вот Моррисон, Хендрикс - это я понимаю.

Я возразил:

- Но гибель Холли - такое было впервые! К тому же её причина не наркотики, не алкоголь (когда сам виноват), а роковая случайность!..

- И всё же здесь нет героизма. Так, нелепость...

Цой помолчал и неожиданно выдал:

- А записи «Кино» никогда не выйдут на фирме «Мелодия».

- ?!

- Мы андеграунд, и по-другому не быть. А там, у них, с музыкой всё давно «схвачено».

Я хотел было возразить, что ещё немного и Рейган выбьет из Советов свободу слова, что не сегодня-завтра Новгородцев начнёт его гонять по Би-би-си...

Будь я поумней, я бы сказал:

- Виктор, ты же поэт, а значит - провидец. Неужели ты не видишь, что через год-другой это станет им выгодно? Тем более, что в эпоху видео это для них единственный выход!?

Но я был глуп и сказал так:

- Виктор, да ведь тебя-то они первым и выпустят. Сперва маленькую пластинку, потом - большую. Куда им деться?

Цой промолчал, улыбаясь, как Будда.

А я с горечью подумал, что он взялся играть в их нелепую игру всерьёз.

Больше мы не встречались.

На этом можно было бы, и закончить, но есть ещё один сибирский эпизод, связанный с Цоем.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!