Оценка качества эскизного проекта
Основная цель оценки – установить антропометричность конструкции в статике и динамике, тектоничность и совершенство технико-экономических показателей образца: материалоемкости и трудоемкости.
Оценка первичного образца модели производится на малом художественно-техническом совете и представляет собой экспертную количественную оценку качества изделия по основным показателям (табл. 6). Уровень качества изделия в целом выражается в 100-балльной шкале, несоответствие качества образца по показателям учитывается системой сбавок. Сбавки выбираются в соответствии со значениями единичных показателей качества. Количественно показатель качества разработанной конструкции модели рассчитывается по формуле:
, (11)
где Ко – комплексная оценка качества образца, в баллах; 100 – максимальная оценка качества образца, в баллах; di – оценка i-го дефекта конструкции (сбавка), в баллах.
Таблица 6
Показатели качества первичного образца новой модели
Комплексные показатели качества | Единичные показатели качества | ||||
наименование | балл | наименование | балл | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Конструктивные показателиК1 = 50 | |||||
Совершенство и тщательность проработки и воспроизведения формы в материале К11 |
14 | Целостность архитектонического построения К111 | 6 | ||
Совершенство технологического решения формы К112 | 5 | ||||
Совершенство пластической проработки формы К113 | 3 | ||||
Признаки параметрического и геометрического соответствия формы одежды тела человека в статике К12 |
14 | Равновесное положение деталей К121 | 3 | ||
Отсутствие напряженных горизонтальных складок на деталях К122 | 3 | ||||
Отсутствие свободных горизонтальных складок К123 | 2,5 | ||||
Отсутствие свободных вертикальных складок К124 | 2 | ||||
Отсутствие наклонных складок К125 | 2 | ||||
Отсутствие веерообразных складок К126 | 1,5 | ||||
Признаки параметрического и геометрического соответствия формы одежды телу человека в динамике К13 |
12 | Свобода отведения рук вперед К131 | 3,5 | ||
Свобода подъема рук вверх К132 | 3,5 | ||||
Свобода движения шеи К133 | 3 |
Окончание табл. 6
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Свобода приседания и ходьбы К134 | 3 | ||||
Совершенство и тщательность проработки конструкции пакета К14 |
10 | Совершенство структуры пакета К141 | 6 | ||
Отсутствие дефектов конфигурации деталей пакета К142 | 4 | ||||
Технологические показатели К2 = 35 | |||||
Совершенство и тщательность пошива К21 |
20 | Совершенство и тщательность выполнения строчек К211 | 9 | ||
Совершенство и тщательность выполнения швов К212 | 3,5 | ||||
Совершенство и тщательность выполнения узлов К213 | 7,5 | ||||
Совершенство и тщательность влажно-тепловой обработки К22
|
15 | Совершенство и тщательность выполнения операции К221 | 9 | ||
Отсутствие повреждений при ВТО К222 | 6 | ||||
Показатели качества материалов К3 = 15 | |||||
Отсутствие дефектов тканей К31 |
15 | Отсутствие дефектов ткачества К311 | 9,5 | ||
Отсутствие дефектов крашения К312 | 5,5 |
При разработке новых моделей одежды на оперативном уровне качество изделия оценивается по 40-балльной шкале по выше изложенному принципу. Бланк оценки качества нового изделия представлен в прил. 8.
Образец, получивший хотя бы по одному показателю максимальную сбавку или оценку «недопустимо низкое качество», должен быть исправлен или изготовлен вновь.
Технический проект
Технический проект (ГОСТ 2.120–73) – это совокупность конструкторских документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия и исходные данные для разработки рабочей документации.
На этой стадии выполняется типовое проектирование с учетом производственной мощности и технологических возможностей предприятия:
|
|
¨ разработка модельной конструкции на типовой размеророст в данной потребительской группе с использованием методов стандартизации и унификации;
¨ отработка конструкции на технологичность;
¨ оценка экономичности модели.
2.5.1. Методы стандартизации и унификации
при типовом проектировании новых моделей одежды
Методы типового проектирования одежды основываются на использовании базовых конструкций одежды и широком применении методов стандартизации: типизации, унификации, агрегатирования.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности [1]. Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом. Поэтому совершенствование является одним из основных требований стандартизации, предъявляемых при создании высокохудожественных изделий предметной среды, окружающей человека.
|
|
Известный французский архитектор Ле Карбюзье о совершенстве стандарта писал: «Массовое производство породило стандарт, и было бы неразумно плохое, несовершенное стандартное изделие производить в сотнях тысяч экземпляров. Стандарт не может быть плохим и приблизительным, он не может быть удовлетворительным, не может быть более или менее хорошим, он должен быть совершенным» [1].
Иными словами, под стандартизацией понимают не механический отбор устоявшихся характеристик на основе научного анализа, а выбор и закрепление оптимального решения [9].
Применение методов стандартизации значительно сокращает сроки проектирования, обеспечивает повышение уровня конструктивной, информативной и технологической преемственности разрабатываемых изделий на различных стадиях проектно-конструкторских работ.
Под типизацией понимают сведéние многообразия видов изделий к минимальному количеству типов, определенных размеров, форм и качества.
Унификация является основным, наиболее употребительным и действенным методом стандартизации, имеющим главной целью уменьшение многообразия существующих видов, типов и типоразмеров изделий одинакового функционального назначения.
Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных форм деталей и узлов внутри каждого типа к разумному единообразию без ущерба для качества, внешнего вида изделий и интересов потребителей. При этом используется как полная, так и частичная унификация. Полную унификацию применяют в основном для производных деталей (клапаны, накладные карманы, подзоры, обтачки, подкладка карманов мужских брюк и т. д.), частичную – для основных деталей. Например, могут быть унифицированы основные сопрягаемые срезы, определяющие переднезадний и боковой баланс конструкции одежды: плечевые, горловины спинки, проймы, боковые и др. В то же время горловины полочки, борта, лацкана могут изменяться, обеспечивая разнообразие внешнего вида моделей одежды создаваемых из унифицированных деталей.
Унификацию деталей и узлов одежды выполняют по группам размеров независимо от полнот и ростов в соответствии с отраслевыми стандартами измерения типовых фигур. Исходя из размеров обхвата груди третьего (ОгIII) выделяют три группы для унификации деталей мужской одежды и четыре – для женской:
Мужская одежда
88–96
100–108
112–128
–
Женская одежда
88–96
100–108
112–120
124–136
Унификация деталей и узлов швейных изделий представлена в ОСТ 17–744–78 «Обтачные унифицированные детали верхней одежды» и ОСТ 17–745–78 «Основные унифицированные параметры вытачек швейных изделий».
Длина клапана, подзора, долевика, а также ширина подкладки кармана не изменяются в пределах размеров своей группы. Ширину этих деталей (в подкладке кармана длину) устанавливают единой для всех размеров, ростов, полнотных групп и моделей. Изменение унифицированных деталей наблюдается только по линии входа в карман при переходе от одной группы к другой. Например, длина клапана кармана мужского пальто для размеров 88–96 составляет 17 см, 100–108 – 18 см, 112–128 – 19 см; накладной карман для мужского пиджака для размеров 88–96 составляет 18 см, 100–108 – 19 см, 112–128 – 20 см. Унифицированный клапан по ширине для всех размеров, а накладной карман по глубине для всех размеров остаются постоянными.
Схемы построения некоторых унифицированных деталей мужской одежды представлены в прил. 9.
Унификация деталей и узлов швейных изделий позволяет наиболее полно использовать оборудование, механизировать и автоматизировать технологические процессы и создавать новые специальные полуавтоматические и автоматические аппараты для обработки деталей и узлов швейных изделий.
Работы по конструктивной унификации проводятся отраслевыми научно-исследовательскими институтами, передовыми Домами моделей, швейными предприятиями и вузами.
Унификация деталей и узлов конструкций одежды не только обеспечивает быстрое конструирование и применение типовых проектных процедур при проектировании конструкций новых моделей одежды, но и позволяет разрабатывать семейства и серии разнообразных моделей. На одной базовой конструктивной основе с использованием унифицированных декоративно-конструктивных деталей разрабатываются конструкции женской и детской одежды, мужских сорочек, пиджаков и т. д.
Агрегатирование – один из методов стандартизации, заключающийся в разработке различных моделей одежды путем их компоновки из ограниченного числа стандартных деталей, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.
Методы типового проектирования используются на предприятиях массового производства, так как позволяют значительно повысить эффективность процесса с обеспечением значительного разнообразия и новизны моделей. Эти методы могут с успехом использоваться и при проектировании одежды на индивидуального потребителя.
Большое количество моделей одежды можно представить ограниченным числом базовых конструкций, то есть провести типизацию форм конструкций. Изменение базовых форм одежды происходит сравнительно редко, раз в несколько лет. Поэтому при конструировании новых моделей одежды можно продолжительное время пользоваться данными о базовых конструкциях и использовать их при типовом проектировании. При этом базовая основа конструкции должна обладать высокими показателями эргономического соответствия.
Типовое проектирование возможно только на основе соблюдения полной функциональной и геометрической взаимозаменяемости деталей одежды. Наиболее употребительны следующие методы типового проектирования:
v разработка семейства серии моделей на одной базовой конструкции;
v разработка серии моделей на основе использования типовых унифицированных деталей;
v разработка серии моделей на основе использования типовых унифицированных зон.
Число вариантов новых моделей одежды увеличивается от одного метода к другому. Каждый метод предполагает наличие каталога унифицированных декоративно-конструктивных деталей (воротников, манжет, поясов, пат, планок и т. д.). Различное восприятие внешнего вида моделей одежды достигается как за счет использования художественно-конструктивных показателей формы поверхности одежды, так и за счет применения материалов различной цветовой гаммы, рисунка и структуры.
Особенности проектирования
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!